СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Зеленые страницы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Зеленые страницы» предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации занятий, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Зеленые страницы"»

Утверждено на педагогическом Рассмотрено на ШЭС

совете школы протокол №1 протокол № 1

от 29 августа 2019 года от 27 августа 2019 года

___________ Ш.Валиева









Оқу-тақырыптық жоспар

Учебно-тематическое планирование





Элективтi курс

Элективный курс «Зеленые страницы»


Сынып

Класс 5



Мұғалім

Учитель Маленкова Е. Я.


Сағат саны барлығы

Количество часов всего 34


аптасына

в неделю 1










КГУ «Средняя школа № 13» акимата города Рудного


Костанайской области















Программа элективного курса по биологии


для 5 класса


«Зеленые страницы»





Направление: ЕМ





Составитель:


Маленкова Е. Я., учитель биологии высшей категории













г. Рудный, 2019 год

















































Программа элективного курса «Зеленые страницы» предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации занятий, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Среди отличительных особенностей программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие элективного курса позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.


Цель программы:


Знакомство обучающихся с многообразием мира живой природы; углубление и расширение знаний обучающихся по ботанике, зоологии и экологии. Создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.


Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Познакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развивать навыки ухода за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом.

  • Развивать навыки общения и коммуникации.

  • Развивать творческие способности ребенка.

  • Формировать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.


Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.





Особенности программы «Зеленые страницы»

Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:

• занимательность;

• научность;

• сознательность и активность;

• наглядность;

• доступность;

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • В парах

  • Индивидуальная


Методы, используемые в работе по программе:


1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

5 Наглядность: просмотр видео, компьютерных презентаций, интерактивных моделей, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.



Описание места курса  в учебном плане


       Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5-х классов.



3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии учащиеся продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, Демонстрация знаний о живой природе, основных царствах органического мира, распределение основных тем лекционных выступлений.


2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты, работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии. Выступление учащихся о мире растений, знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты. Выступление учащихся о тайнах жизни растений, работа с комнатными растениями. Работа с комнатными растениями, находящимися в кабинете. Выступления учащихся о съедобных и ядовитых растениях. Подготовка и проведение мероприятия «Что ты знаешь о растениях?»


3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях учащиеся познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают, как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания


4. Планируемый результат:

Личностными результатами элективного курса «Зеленые страницы» являются следующие умения:

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
    Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами элективного курса «Зеленые растения» является формирование универсальных учебных действий:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные результаты:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. быту;

  • Объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные результаты:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

  • Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Предметными результатами элективного курса «Зеленые страницы» 5 класс являются следующие умения:

  • перечислять отличительные свойства живого;
    различать (по таблице) основные группы живых организмов (грибы, растения, животные) и основные группы растений и животных;

  • определять основные органы растений (части клетки); понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

5. Формы и виды контроля

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия, отчетная выставка.






































Календарно-тематическое планирование элективного курса «Зеленые страницы»

5 класс на 2019 – 2020 учебный год

Количество недельных часов 1, годовых часов 34

урока



урока в теме

Тема занятия


Дата



Введение (2 часа)


1

1

Введение. Организационное занятие.

Интеллектуальная игра «Занимательная биология»


2

2

Особенности строения и жизнедеятельности живых организмов




Страницы ботаники (13 часов)


3

1

Мир растений вокруг нас.


4

2

Тайны жизни растений.


5

3

Солнце, свет и хлорофилл.


6

4

Кто такие? Где живут? Определение дикорастущих растений.


7

5

Определение комнатных растений.


8

6

Правила ухода за комнатными растениями.


9

7

Съедобные и ядовитые растения.


10

8

Зеленая аптека. Лекарственные растения.


11

9

Полюбуйтесь: лишайники!


12

10

Растения красной книги Костанайской области.


13

11

Занимательная ботаника. Биологические шарады.


14

12

Занимательная ботаника. Биологические омонимы.


15

13

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».




Страницы зоологии (12 часов)


16

1

Мир животных. Особенности и многообразие животных


17

2

Удивительные «анималькули» - простейшие одноклеточные животные.


18

3

Мир беспозвоночных животных. Гидры и медузы.


19

4

Осьминоги – приматы морей и их родственники.


20

5

Паутинное царство.


21

6

Кого на свете больше всех? Определение членистоногих по рисункам и коллекции.


22

7

Сложные отношения человека и насекомых.


23

8

Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.


24

9

Лягушки и жабы, которых многие не любят.


25

10

Жили – были динозавры… И не только они.


26

11

Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.


27

12

Зоологические сенсации.




Страницы экологии (7 часов)


28

1

История с комарами и кошками. Дом, в котором мы живем.


29

2

Дуб и все вокруг него.


30

3

Внеклассное мероприятие «День Земли».


31

4

Невидимая сеть.


32

5

Невидимая пирамида.


33

6

Экскурсия «Удивительное – рядом!»


34

7

Интеллектуальная игра «По страницам живой природы»





Список литературы для учащихся:


1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
2. Биология. Школьный иллюстрированный справочник/ К. Стокли, М.: «Россмен», 1995

3. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы/ Д. Берни – М.: «МАХАОН», 2006

4. Плешаков А. «Зеленые страницы», Просвещение, 2018 г
5. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

6. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

7. Акимушкин А. 'Занимательная биология' - Москва: Молодая гвардия, 1972 - с.304 с., с илл.

8. Веселая биология на уроках и праздниках

9. Серия "Игровые методы обучения"

10. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний.

11. Загадки, ребусы, шарады.

Интернет-ресурсы:


1. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-5-klass.html

2. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html

3. http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

4. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

5. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

6. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей

7. https://biouroki.ru - «Биоуроки»