Утверждено на педагогическом Рассмотрено на ШЭС
совете школы протокол №1 протокол № 1
от 29 августа 2019 года от 27 августа 2019 года
___________ Ш.Валиева
Оқу-тақырыптық жоспар
Учебно-тематическое планирование
Элективтi курс
Элективный курс «Зеленые страницы»
Сынып
Класс 5
Мұғалім
Учитель Маленкова Е. Я.
Сағат саны барлығы
Количество часов всего 34
аптасына
в неделю 1
КГУ «Средняя школа № 13» акимата города Рудного
Костанайской области
Программа элективного курса по биологии
для 5 класса
«Зеленые страницы»
Направление: ЕМ
Составитель:
Маленкова Е. Я., учитель биологии высшей категории
г. Рудный, 2019 год
Программа элективного курса «Зеленые страницы» предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации занятий, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Среди отличительных особенностей программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие элективного курса позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Знакомство обучающихся с многообразием мира живой природы; углубление и расширение знаний обучающихся по ботанике, зоологии и экологии. Создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Познакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развивать навыки ухода за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом.
Развивать навыки общения и коммуникации.
Развивать творческие способности ребенка.
Формировать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Особенности программы «Зеленые страницы»
Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
В парах
Индивидуальная
Методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
5 Наглядность: просмотр видео, компьютерных презентаций, интерактивных моделей, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5-х классов.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии учащиеся продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, Демонстрация знаний о живой природе, основных царствах органического мира, распределение основных тем лекционных выступлений.
2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты, работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии. Выступление учащихся о мире растений, знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты. Выступление учащихся о тайнах жизни растений, работа с комнатными растениями. Работа с комнатными растениями, находящимися в кабинете. Выступления учащихся о съедобных и ядовитых растениях. Подготовка и проведение мероприятия «Что ты знаешь о растениях?»
3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях учащиеся познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают, как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания
4. Планируемый результат:
Личностными результатами элективного курса «Зеленые страницы» являются следующие умения:
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами элективного курса «Зеленые растения» является формирование универсальных учебных действий:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные результаты:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. быту;
Объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные результаты:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Предметными результатами элективного курса «Зеленые страницы» 5 класс являются следующие умения:
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов (грибы, растения, животные) и основные группы растений и животных;
определять основные органы растений (части клетки); понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
5. Формы и виды контроля
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия, отчетная выставка.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Зеленые страницы»
5 класс на 2019 – 2020 учебный год
Количество недельных часов 1, годовых часов 34
№ урока | № урока в теме | Тема занятия | |
Дата |
| | Введение (2 часа) | |
1 | 1 | Введение. Организационное занятие. Интеллектуальная игра «Занимательная биология» | |
2 | 2 | Особенности строения и жизнедеятельности живых организмов | |
| | Страницы ботаники (13 часов) | |
3 | 1 | Мир растений вокруг нас. | |
4 | 2 | Тайны жизни растений. | |
5 | 3 | Солнце, свет и хлорофилл. | |
6 | 4 | Кто такие? Где живут? Определение дикорастущих растений. | |
7 | 5 | Определение комнатных растений. | |
8 | 6 | Правила ухода за комнатными растениями. | |
9 | 7 | Съедобные и ядовитые растения. | |
10 | 8 | Зеленая аптека. Лекарственные растения. | |
11 | 9 | Полюбуйтесь: лишайники! | |
12 | 10 | Растения красной книги Костанайской области. | |
13 | 11 | Занимательная ботаника. Биологические шарады. | |
14 | 12 | Занимательная ботаника. Биологические омонимы. | |
15 | 13 | Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | |
| | Страницы зоологии (12 часов) | |
16 | 1 | Мир животных. Особенности и многообразие животных | |
17 | 2 | Удивительные «анималькули» - простейшие одноклеточные животные. | |
18 | 3 | Мир беспозвоночных животных. Гидры и медузы. | |
19 | 4 | Осьминоги – приматы морей и их родственники. | |
20 | 5 | Паутинное царство. | |
21 | 6 | Кого на свете больше всех? Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | |
22 | 7 | Сложные отношения человека и насекомых. | |
23 | 8 | Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные. | |
24 | 9 | Лягушки и жабы, которых многие не любят. | |
25 | 10 | Жили – были динозавры… И не только они. | |
26 | 11 | Мир позвоночных животных. Теплокровные животные. | |
27 | 12 | Зоологические сенсации. | |
| | Страницы экологии (7 часов) | |
28 | 1 | История с комарами и кошками. Дом, в котором мы живем. | |
29 | 2 | Дуб и все вокруг него. | |
30 | 3 | Внеклассное мероприятие «День Земли». | |
31 | 4 | Невидимая сеть. | |
32 | 5 | Невидимая пирамида. | |
33 | 6 | Экскурсия «Удивительное – рядом!» | |
34 | 7 | Интеллектуальная игра «По страницам живой природы» | |
Список литературы для учащихся:
1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
2. Биология. Школьный иллюстрированный справочник/ К. Стокли, М.: «Россмен», 1995
3. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы/ Д. Берни – М.: «МАХАОН», 2006
4. Плешаков А. «Зеленые страницы», Просвещение, 2018 г
5. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
6. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
7. Акимушкин А. 'Занимательная биология' - Москва: Молодая гвардия, 1972 - с.304 с., с илл.
8. Веселая биология на уроках и праздниках
9. Серия "Игровые методы обучения"
10. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний.
11. Загадки, ребусы, шарады.
Интернет-ресурсы:
1. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-5-klass.html
2. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html
3. http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
5. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
6. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей
7. https://biouroki.ru - «Биоуроки»