Тема: Электрическая цепь и ее составные части.
Основная цель урока: изучение составных частей электрических цепей и их обозначения на схемах.
Образовательные:
изучить составные части электрической цепи;
ознакомить с условными обозначениями частей электрической цепи;
научить чертить схемы электрических цепей;
сформировать начальные навыки сборки электрических цепей;
ознакомить с правилами техники безопасности при сборке цепей.
Воспитательные:
Развивающие:
формировать наблюдательность и устойчивость внимания;
развивать умение логически мыслить, анализировать и делать выводы;
активизировать познавательные и творческие способности.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ, комбинированный (с элементами исследовательской работы)
Готовясь к уроку, я поставила перед собой следующие цели:
1. Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся, для этого основным методом обучения был проблемный метод (проблемные вопросы, проблемные ситуации)
2. Переконструировать прежние знания учащихся (опора на жизненный опыт)
3. Направить изучения материала не только на поиск знаний в «чистом» виде, но и на овладении навыками экспериментальной деятельности, добывать эти знания.
4. Создать условия на формирование компетентности учащихся, т.е. умение применить свои знания в новой ситуации. Для решения этих условий использовался демонстрационный эксперимент, практическая работа учащихся.
5. Обеспечить эмоциональную поддержку, для этого я использовала работу в парах.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядно-словесный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная и индивидуальная работа.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
Наглядность:
Презентация 1;
Презентация 2;
Программа по сборке электрических цепей.
Ход урока
1. Организационный момент (повторение).
Парная работа с партнером по плечу в течение 2 мин. Обучающая структура ТАЙМД-ПЭА ШЭА.
1.Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)
2.Условие существования электрического тока? (наличие электрического поля и свободно заряженных частиц)
3 .Какие вы знаете источники тока? (электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент, аккумулятор, генератор)
2.Актуализация знаний.
Индивидуальная работа. Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД. Поработайте над этим заданием самостоятельно. В столбике «до» поставьте «+» если вы согласны, «-» если вы не согласны с утверждением.
ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ
Чтобы в электрической цепи существовал электрический ток, она должна быть замкнута
За направление тока принято движение отрицательно заряженных частиц
Скорость движения электронов проводнике 0,1 мм/с
Ток в цепи распространяется со скоростью света 300000 км/с
3.Формирование новых знаний.
а) Фронтальная работа с классом.
Ребята у вас на столе находятся элементы электрической цепи. Назовите их
1.Лампочка. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями.
Какие потребители тока вы знаете? (плитки, электродвигатели, всевозможные электробытовые приборы)
2.Провода, предназначенные для передачи электроэнергии от источника тока к потребителям.
3.Источник тока. Для создания длительного электрического поля.(включается в цепь последним.)
4.Ключ(замыкающее устройство). Замыкать и размыкать электричество. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
б) Групповая работа. Соберите электрическую цепь из этих составных частей. Каждый стол демонстрирует правильно собранную электрическую цепь, при замыкании ключа лампочка загорается.
в) Давайте теперь попробуем сказать, что же такое электрическая цепь?
Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Обучающая структура СИНГЛ-РАУНД-РОБИН. Каждый учащийся по кругу проговаривает определение электрической цепи.
г) Групповая работа. Электрическими цепями занимается электротехника. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Из каких составных частей она состоит? (учащиеся сортируют карточки и находят 4 основных элемента электрической цепи).
Подведем первые итоги, что собой представляет электрическая цепь, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:
потребитель
источник тока
соединительные провода
замыкающее устройство
д) Работа с учебником. Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощьюусловных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.
Электрические цепи собирают по схемам, в которых элементы цепи имеют свои обозначения. Электрическая схема- это графическое изображение электрической цепи с помощью условных знаков. Некоторые из них представлены в таблице 48 на стр.78 вашего учебника.
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.
е) Фронтальная работа с классом. Давайте нарисуем схему электрической цепи, состоящую из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов, которую вы собрали. Схема должна быть аккуратной и точной. Направление тока указываем стрелочкой. За направление тока принято движение «+» заряженных частиц. Ток направлен от «+» к «-». По проводнику перемещаются электроны со скоростью 0,1 мм/с, а сам ток распространяется со скоростью света, и поэтому вы должны соблюдать технику безопасности при работе с электрическим током.Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током лежит на столах.
ж) Игровая разминка «Электрическая цепь»: делятся на две команды, взявшись за руки получают от ведущего сигнал пожатием руки и передают друг другу по цепочке. В результате, чей «электрический ток» быстрей дойдет до конца, та команда и выиграла. А вы знаете, что первая электрическая цепь была опробована на людях.700 парижских монахов взявшись за руки провели эксперимент. В тот момент когда первый монах прикоснулся к головке банки, все 700 монахов вскрикнули с ужасом, потом 180 королевских мушкетеров тоже провели такой опыт перед королем в Версале.
4.Этап закрепления.
а) Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД. Мы возвращаемся к листу контроля. Заново прочитав утверждения, в столбике «после» поставьте «+» если вы согласны, «-» если вы не согласны с утверждением.
б) Обучающая структура ФИНК-РАЙТ-РОБИН. Подумайте, запишите, обсудите в команде. Перед вами схемы электрических цепей. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «дефект» в каждой из схем. 
в) Индивидуальные задания: расставьте условные обозначения по «местам», соединив стрелкой условные обозначение с названием прибора.

5. Итоги урока. Ребята, вспомните цель нашего урока. Поднимите зеленые кружки, если цель оправдалась и красные треугольники - если нет.
Из каких составных частей состоит электрическая цепь?
Выставляются оценки учащимся.
6. Домашнее задание.
а) Проанализируйте рассказ и подчеркните в тексте не менее пяти нарушений техники безопасности.
Электрик Вася пришёл по вызову отремонтировать люстру. Войдя в квартиру, разулся, надел вязаные рукавицы, чтобы руки не скользили. Залез Василий на металлическую стремянку. Прохладные ступеньки приятно холодили ноги электрика. И тут он увидел, что люстра в пыли. Попросил Вася у хозяйки влажную тряпку и тщательно протёр плафоны и патрон. Взяв отвёртку, горе – электрик начал зачищать контакты. Работа в рукавицах показалась ему не удобной. Сбросив рукавицы, Василий пальцами начал скручивать провода. Очнулся электрик на полу…
б) Параграф 33, упр. 13
За направление тока принято движение отрицательно заряженных частиц
Скорость движения электронов проводнике 0,1 мм/с
Ток в цепи распространяется со скоростью света 300000 км/с
2) Перед вами схемы ЭЦ. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «дефект» в каждой из схем.

3.Индивидуальные задания: расставьте условные обозначения по «местам», соединив стрелкой условные обозначение с названием прибора.

Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током.
Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой изоляцией с видимыми повреждениями.
Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.
При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов.
Источники тока подключайте в последнюю очередь.
Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока.
Не прикасайтесь к вращающимся частям электрических машин.
Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь.
Не прикасайтесь к проводам, свисающим со столбов, стен, торчащим из земли – они могут находиться под током.