Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества
Понятие «электронная библиотека» появилось позднее, чем первые концепции информационного общества, а конкретнее, в конце 1980-х годов. Однако точного определения, включающего разграничение терминов «цифровая», «виртуальная», «электронная», библиотека до сих пор нет.
Термин «электронная библиотека» является наиболее употребляемым в профессиональной среде и в качестве определения наиболее точным представляется рассматривать электронную библиотеку как информационную систему, включающую упорядоченный фонд электронных документов, формируемых в соответствии с заданными критериями и предназначенный для общественного использования, и комплекс программно-технических средств, реализующих функции создания, использования и хранения этого фонда.
Электронные библиотеки существуют в трех состояниях:
- как организованная структурная совокупность электронных ресурсов, не связанная с традиционными библиотеками и принадлежащая какой-либо организации или консорциуму, в том числе в виде Интернет-портала (веб-сайта, раздела сайта и т.п.);
- как информационная технология в традиционной библиотеке, являющаяся одним из компонентов ее системы автоматизации, например электронная библиотека полных статей сборников, докладов, диссертаций и т.д.;
- как специально создаваемая или реорганизуемая вместо традиционной электронной библиотеки, когда существующая традиционная библиотека переводит все документы своего фонда в электронную форму и в дальнейшем комплектует или создает их только в электронном виде. Другая модель - библиотека, которая изначально не формирует фонд печатных и иных неэлектронных носителей и собирает только электронные документы .
Их появление обуславливается следующими компонентами социальной эволюции: технический прогресс, новые виды информации, дешевизна хранения электронных публикаций по сравнению с бумажными, увеличение числа каналов связи, развития телекоммуникаций.
Функции электронных библиотек, которые отличают их от традиционных библиотек и раскрывают специфику функционирования в информационном обществе:
- снижение уровня социального неравенства;
- сохранение культурного наследия;
- интеграция информационных ресурсов и навигация в них.
Отличительная функция электронных библиотек - интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Если традиционная библиотека оперировала преимущественно с документами, как отдельными единицами хранения, то в электронной библиотеке важнейшей функцией становится анализ содержания источников. Именно благодаря преобразованию информации, ее упорядочению, свертыванию, аннотированию, выделению дескрипторов, ключевых слов и т.п. облегчается ориентация пользователя в больших массивах информационных ресурсов.
Таким образом, электронные библиотеки как элемент информационного общества характеризуются специфическими функциями, которые отличают их от традиционных способов хранения, категоризации и предоставления информации, демонстрируя качественно новую систему передачи информации, присущую информационному обществу.
Роль электронных библиотек в информатизации образования
Информатизация сегодня признается большинством специалистов как глобальная мировая тенденция, затрагивающая в той или иной степени все сферы жизни общества и характеризующая процесс перехода от индустриального типа общества к информационному. Влияние информатизации общества как глобальной мировой тенденции на образование предполагает следующие процессы:
- информатизация процесса обучения и преподавания;
- информатизация управления оо;
- информатизация деятельности служб и подразделений оо;
- информатизация среды функционирования оо.
Внедрение информационных технологий в образование является результатом обновления технологий учебного процесса, инновационной деятельности в сфере образования.
Исследователи отмечают, что в настоящий момент на образование виляют следующие факторы, которые непосредственно связаны с развитием и расширением электронного пространства:
- новая коммуникационная среда меняет стандарты поиска и потребления информации;
- компьютеризация и интернетизация населения непрерывно возрастает;
- традиционное чтение теряет свою популярность среди населения, особенно среди молодого поколения;
- электронная книга представляет собой новый носитель знания, отвечающий идеологии новой коммуникационной среды.
Таким образом, электронные библиотеки как средство обучения являются естественным элементом среды образования.