СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронная библиотека в рамках информационного общества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Электронная библиотека в рамках информационного общества»

Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества


Понятие «электронная библиотека» появилось позднее, чем первые концепции информационного общества, а конкретнее, в конце 1980-х годов. Однако точного определения, включающего разграничение терминов «цифровая», «виртуальная», «электронная», библиотека до сих пор нет.

Термин «электронная библиотека» является наиболее употребляемым в профессиональной среде и в качестве определения наиболее точным представляется рассматривать электронную библиотеку как информационную систему, включающую упорядоченный фонд электронных документов, формируемых в соответствии с заданными критериями и предназначенный для общественного использования, и комплекс программно-технических средств, реализующих функции создания, использования и хранения этого фонда.

Электронные библиотеки существуют в трех состояниях:

- как организованная структурная совокупность электронных ресурсов, не связанная с традиционными библиотеками и принадлежащая какой-либо организации или консорциуму, в том числе в виде Интернет-портала (веб-сайта, раздела сайта и т.п.);

- как информационная технология в традиционной библиотеке, являющаяся одним из компонентов ее системы автоматизации, например электронная библиотека полных статей сборников, докладов, диссертаций и т.д.;

- как специально создаваемая или реорганизуемая вместо традиционной электронной библиотеки, когда существующая традиционная библиотека переводит все документы своего фонда в электронную форму и в дальнейшем комплектует или создает их только в электронном виде. Другая модель - библиотека, которая изначально не формирует фонд печатных и иных неэлектронных носителей и собирает только электронные документы .

Их появление обуславливается следующими компонентами социальной эволюции: технический прогресс, новые виды информации, дешевизна хранения электронных публикаций по сравнению с бумажными, увеличение числа каналов связи, развития телекоммуникаций.

Функции электронных библиотек, которые отличают их от традиционных библиотек и раскрывают специфику функционирования в информационном обществе:

- снижение уровня социального неравенства;

- сохранение культурного наследия;

- интеграция информационных ресурсов и навигация в них.

Отличительная функция электронных библиотек - интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Если традиционная библиотека оперировала преимущественно с документами, как отдельными единицами хранения, то в электронной библиотеке важнейшей функцией становится анализ содержания источников. Именно благодаря преобразованию информации, ее упорядочению, свертыванию, аннотированию, выделению дескрипторов, ключевых слов и т.п. облегчается ориентация пользователя в больших массивах информационных ресурсов.

Таким образом, электронные библиотеки как элемент информационного общества характеризуются специфическими функциями, которые отличают их от традиционных способов хранения, категоризации и предоставления информации, демонстрируя качественно новую систему передачи информации, присущую информационному обществу.


Роль электронных библиотек в информатизации образования

Информатизация сегодня признается большинством специалистов как глобальная мировая тенденция, затрагивающая в той или иной степени все сферы жизни общества и характеризующая процесс перехода от индустриального типа общества к информационному. Влияние информатизации общества как глобальной мировой тенденции на образование предполагает следующие процессы:

- информатизация процесса обучения и преподавания;

- информатизация управления оо;

- информатизация деятельности служб и подразделений оо;

- информатизация среды функционирования оо.

Внедрение информационных технологий в образование является результатом обновления технологий учебного процесса, инновационной деятельности в сфере образования.

Исследователи отмечают, что в настоящий момент на образование виляют следующие факторы, которые непосредственно связаны с развитием и расширением электронного пространства:

- новая коммуникационная среда меняет стандарты поиска и потребления информации;

- компьютеризация и интернетизация населения непрерывно возрастает;

- традиционное чтение теряет свою популярность среди населения, особенно среди молодого поколения;

- электронная книга представляет собой новый носитель знания, отвечающий идеологии новой коммуникационной среды.

Таким образом, электронные библиотеки как средство обучения являются естественным элементом среды образования.