Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж»
Электронная методическая разработка
учебного занятия
На тему: «Сестринские технологии в профилактической медицине»
ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.02. Основы профилактики
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Сатка, 2023
Актуальность темы
Гигиеническое обучение и воспитание, санитарное просвещение и профилактическое консультирование ставит своей целью профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.
Основная цель такого обучения формирование умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения здоровья. Основные принципы: научность, доступность, целенаправленность, оптимистичность, актуальность.
Основные задачи: улучшение качества питания, увеличение физической активности, снижения распространённости вредных привычек, соблюдение мер личной профилактики.
Медицинская сестра наряду с врачом общей практики – равноправный участник профилактической работы. Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни в лечебных учреждениях, школах, в семьях в рамках своих педагогических компетенций.
Содержание
- Цели учебного занятия
- Методы обучения и методические приемы
- Осваиваемые профессиональные компетенции
- Междисциплинарные связи
- Хронологическая карта практического занятия
- Контроль исходного уровня знаний
- Учебный материал
- Контролирующий блок
- Протокол учебного занятия
- Домашнее задание
- Список использованной литературы
Цели занятия
1Учебные дидактические цели:
– организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний по профилактике заболеваний;
– закрепить знания изученной темы;
– систематизировать знания по данной теме.
2. Развивающие цели:
– способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы;
– самостоятельной работы;
– творческих способностей личности;
– умение обучать пациента медицинским знаниям;
– коммуникативность и умение работать в сотрудничестве.
3. Воспитательные цели:
– стремиться воспитать у студентов чувства ответственности к индивидуальному здоровью и здоровью окружающих людей.
Тип занятия: практическое занятие.
Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» №9.
Количество часов: 180 минут.
Материальное обеспечение учебного занятия:
1. Методическая разработка учебного занятия «Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия» (для преподавателя).
2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия» (для студентов).
3. Ноутбук, проектор, экран, доска, мел.
4. Контроль исходного уровня знаний.
5. Тестовые задания.
6. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи).
Методы обучения и методические приемы
Метод
Основное назначение
Объяснительно-иллюстративный;
Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала
Уровни усвоения
Репродуктивный
Приемы
Воспроизведение
Частично-поисковый
Формирование умений и навыков
Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов
использования полученных знаний
Рассказ, беседа, презентаций
Умения и навыки
Воспроизведение
Проблемный метод
Умения и навыки
Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму
Воспроизведение
С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания
Умения и навыки
Эвристическая беседа, обобщение
Воспроизведение
Умения и навыки
Решение ситуационных задач
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
– возможные факторы, влияющие на здоровье;
– направления сестринской деятельности по сохранению здоровья.
Уметь:
– обучать население принципам здорового образа жизни;
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия.
Междисциплинарные связи
1 Предшествующие:
– информационные технологии в профессиональной деятельности;
– гигиена;
– основы патологии.
2 Сопутствующие:
– ПМСП.
– здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды.
3 Последующие:
– государственная итоговая аттестация;
– первичная аккредитация;
– первичная специализированная аккредитация.
Хронологическая карта практического занятия
1. Организационный момент – 10 минут.
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 10 минут
3. Контроль исходного уровня знаний – 10 минут.
4. Эвристическая беседа – 45 минут.
5. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 90 минут.
6. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.
7.Задание на дом – 5 минут.
Этапы планирования занятия
Этапы
занятия
Деятельность преподавателя
1.Организационный момент
2. Изложение темы, цели и плана занятия.
Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность группы к занятию.
Деятельность
Мотивация
учащихся
Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов
3.Контроль исходного уровня знаний (Приложение 1).
Отвечает староста подгруппы. Слушают преподавателя, готовятся к занятию.
Время
Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль.
Слушают, записывают тему в тетрадь
Проводит контроль за индивидуальным выполнением задания (Приложение 1).
Данный этап организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план занятия
Делают задание.
10 мин.
10 мин.
Проводят оценку своих ответов (%).
Закрепить знания: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию.
10 мин.
Контроль исходного уровня знаний
Ответьте на вопросы
1. Назовите примеры факторов риска, которые входят Образ жизни (2-3 примера)
2. Назовите примеры факторов риска, которые относятся к Внешней среде(2-3 примера).
3. Назовите примеры факторов риска, которые относятся Генетические факторы (2-3 примера).
4. Назовите примеры факторов риска, которые входят в Здравоохранение(1-2 примера).
5. Что относится не модифицируемым фактором риска.
Эталон ответа: Контроль исходного уровня знаний
1. Курение; Употребление алкоголя; Несбалансированное питание; Стрессовые ситуации (дистрессы); Вредные условия труда; Гиподинамия; Низкая физическая активность; Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами; Напряженные семейные отношения; Напряженные психоэмоциональные отношения на работе; Низкий культурный и образовательный уровень.
2. Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами; Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами; Загрязнение почвы; Резкие смены состояния атмосферы; Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения.
3. Предрасположенность к наследственным болезням; Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям.
4. Неэффективность профилактических мероприятий; Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи.
5. – пол; – возраст; – генетическая предрасположенность к заболеваниям. Точные сведения о распространенности факторов риска практически недоступны, вследствие отсутствия мониторинга.
4. Обсуждение темы семинара (эвристическая беседа)
Преподаватель совместно со студентами разбирают тему.
Задает вопросы, предлагает студентам отвечать.
Участвуют в обсуждения материала.
Показать, на что ориентироваться в работе.
Закрепить теоретические знание по теме.
45 мин.
Фактор риска – это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания.
Факторы, определяющие здоровье населения классифицируются по следующим группам:
1. Социально-экономические, включающие в себя образ жизни, условия труда и быта, жилищные условия, материальное благополучие и т.д.
2. Биологические, это возраст, пол, наследственность и т.д.
3. Эколого-климатические, которые определяются состоянием воды, почвы, воздуха, уровнем солнечной радиации, перепадами температур, экологическими катастрофами и т.д.
4. Медико-организационные, определяющиеся качеством, эффективностью и доступностью медико-социальной помощи населению.
По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные.
Первичные (факторы, отрицательно влияющие на здоровье):
– загрязнение окружающей среды;
– отягощённую наследственность;
– курение;
– злоупотребление алкоголем;
– нерациональное питание;
– гиподинамия;
– психоэмоциональный стресс и др.
Вторичные (заболевания, которые отягощают течение других заболеваний):
– С.Д;
– А.Г;
– атеросклероз;
– ревматизм;
– Липидемия; холестеринемия;
– Аллергия, иммунодефициты и др.
Группировка факторов риска (по Ю. П. Лисицыну)
Категории факторов риска
Примеры факторов риска
Образ жизни
Доля,
Курение
Внешняя среда
Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами
50
Генетические факторы
Употребление алкоголя
%
20
Здравоохранение
Несбалансированное питание
Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами
20
Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям
Стрессовые ситуации (дистрессы)
Загрязнение почвы
Неэффективность профилактических мероприятий
Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи
10
Резкие смены состояния атмосферы
Вредные условия труда
Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения
Гиподинамия
Низкая физическая активность
Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами
Напряженные семейные отношения
Напряженные психоэмоциональные отношения на работе
Низкий культурный и образовательный уровень
40 –ожирение 3 степени. " width="640"
Определить, избыточна ли масса, можно по формуле Кетле, согласно которой рассчитывается индекс массы тела (ИМТ):
Индекс массы тела рассчитывают по формуле:
I=m:h 2
Значение ИМТ:
Менее 18,5 – недостаточный вес;
18,5 - 24,9 – нормальный вес;
25- 29, 9 – избыточный вес;
Ожирение:
30 – 34,9 – ожирение 1 степени;
35-39,9 – ожирение 2 степени;
40 –ожирение 3 степени.
5. Контроль и коррекция знаний и умений.
Тестированный контроль с последующим разбором ошибок. (Приложение2)
Инструктирует студентов, задает вопросы, корректирует ответы студентов.
Контроль в виде решения ситуационных задач (Приложение 3).
Студенты решают клинические задачи, демонстрируют практические навыки.
Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении. Проводят оценку своих ответов (%).
Систематизировать знания по теме. Научиться быстро и правильно принимать решения в условиях, близких к реальным.
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций
90 мин.
Задание 1
Рассчитайте ИК:
1.Мужчина выкуривает 15 тонких сигарет в день.
2. Мужчине 48 лет, начал курить с 23, по 18 сигарет в день.
3. Женщина курит по 23 сигареты в день.
4. Женщине 54 года, выкуривает в день по 15 сигарет. Начала курить с 40 лет.
5. Женщина курит 10 сигарет в день .
Эталон ответа: Задание 1
Рассчитайте ИК:
1) 15*12=180
2) 25*18/20=22,5
3) 23*12=276
4) 14*15/20=10,5
5) 10*12=120
Задание 2
Факторы, формирующие здоровье (разделите по колонкам)
Курение
Диабет
Артериальная гипертензия
Злоупотребление алкоголем
Гиподинамия
Нерациональное питание
Холестеринемия
Аллергия
Психический стресс
Иммунодефициты
Первичные большие факторы риска
Вторичные большие факторы риска
Эталон ответа: Задание 2
Первичные большие факторы риска
Вторичные большие факторы риска
1; 4; 5; 6; 9
2; 3; 7; 8; 10
Задание 3
Заполните пропуски по группам здоровья у взрослого и детского населения
……………… население
………………………………… .
Практически здоровые
2 группа
………………………… .
………………………………… .
………………………… ..
……………… .население
………………………………… .
2 группа
здоровые
3 группа
……………………………
……………………………
4 группа
…………………………………
……………………………
инвалиды
Эталон ответа: Задание 3
Взрослое население
1 группа
Практически здоровые
2 группа
Имеющие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете профилактике
3группа
Имеющие заболевания, подлежат диспансерному наблюдению
Детское население
1 группа
2 группа
здоровые
3 группа
практически здоровые
больные в состояние компенсации
4 группа
5 группа
больные в состояние декомпенсации
инвалиды
Задание 4
Заполните пропуски в таблице (Уровень общего холестерина)
……………………………… ...
норма
5,0 - 6,5 ммолль/л
…………………………… .
…………………………………
…………………………… .
………………………………………………………
……………………………………………… .
Эталон ответа: Задание 4
Норма
5,0 - 6,4 ммолль/л
лёгкая гиперхолестеринемия
6,5 -7,8 ммолль/л
умеренная гиперхолестеринемия
7,8 ммолль/л и выше
выраженная гиперхолестеринемия
Задание 5
Необходимо рассчитать индекс Кетле
1. При массе тела 120 кг, рост 155 см
ИМТ ……………………….
2. При массе тела 57 кг, рост 165 см
ИМТ ……………………….
3. При массе тела 61 кг, рост 189 см
ИМТ ……………………….
4. При массе тела 96 кг, рост 159 см
ИМТ ……………………….
5. При массе тела 111 кг, рост 187 см
ИМТ ……………………….
6. При массе тела 89 кг, рост 205 см
ИМТ ……………………….
7.При массе тела 61 кг, рост 161 см
ИМТ ……………………….
8. При массе тела 99 кг, рост 176 см
ИМТ ……………………….
9. При массе тела 106 кг, рост 191 см
ИМТ ……………………….
10. При массе тела 77 кг, рост 177 см
ИМТ ……………………….
Эталон ответа: Задание 5
Эталон ответа
1. При массе тела 120 кг, рост 155 см
ИМТ = 50
2. При массе тела 57 кг, рост 165 см
ИМТ = 21,1
3. При массе тела 61 кг, рост 189 см
ИМТ = 17,4
4. При массе тела 96 кг, рост 159 см
ИМТ = 38,4
5. При массе тела 111 кг, рост 187 см
ИМТ = 32,6
6. При массе тела 89 кг, рост 205 см
ИМТ = 21,1
7.При массе тела 61 кг, рост 161 см
ИМТ = 24,4
8. При массе тела 99 кг, рост 176 см
ИМТ = 33
9. При массе тела 106 кг, рост 191 см
ИМТ = 29,4
10. При массе тела 77 кг, рост 177 см
ИМТ = 24,8
Ситуационная задача
Задача №1
Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.
Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см.Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор - это вся её жизнь. Больной себя не считает.
Задания:
1.Выявите факторы риска, имеющиеся у Марии Ивановны.
2.Определите ИМТ и объясните его значение.
Эталоны ответов к решению ситуационной задачи
Задача 1
Ответы к проблемно - ситуационной задаче
1.Факторы риска у Марии Ивановны:
- систематическое переедание;
- гиподинамия;
- ожирение.
2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.
Индекс массы тела рассчитывают по формуле:
I=m:h 2
где:
m-масса тела в килограммах
h-рост в метрах
и измеряется в кг/м2
I=120:165 2 =120:2,7=44,4
Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 44 ,что говорит о выраженном ожирении.
Задача №2
Мать Петра Ивановича и его сестра страдают бронхиальной астмой, дед умер от туберкулеза легких.
П.И, мужчина, 35 лет, женат, детей нет, работает на хлебозаводе пекарем, до этого работал лесником. Курит с двадцати лет по 20 сигарет в день. Рост 182 см, вес 99 кг. В выходные дни любит смотреть все телепередачи подряд, при этом, охотно кушает и выпивает крепкую наливку, которую делает его любимая жена. Последние дни стал замечать, что при работе с мукой, у него стало “закладывать” в груди.
Задание:
Рассчитать: ИМТ, ИК, найти факторы риска.
Составьте индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для Петра Ивановича
Эталоны ответов к решению ситуационной задачи
Задача 2
ИМТ= 99/1,82*1,82=99/3,3=30;
ИК=15*20/20=15
Ответы к проблемно - ситуационной задаче
Индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для Петра Ивановича:
- Уважаемый Петр Иванович, подумайте о том, чтобы вернуться к прежней работе, если это возможно.
- Лесник много времени проводит на свежем воздухе, на природе, много двигается. Все это для Вас очень полезно, особенно, если одеваться по погоде и не переохлаждаться.
- Рекомендую Вам обратиться за консультацией к врачу аллергологу, вероятно у Вас аллергия на муку.
- Симптомы, появляющиеся у Вас при работе с мукой, могут быть связаны с началом развития бронхиальной астмы, а у Вас есть вероятность наследственной предрасположенности к этому заболеванию .
- Вас срочно необходимо бросить курить, курение очень часто приводит к развитию заболеваний органов дыханию, в том числе к раку легких, гортани и других органов.
- Необходимо резко ограничить прием спиртных напитков.
- Резкое охлаждение вызывает спазм бронхов. Старайтесь реже выходить на улицу во время сильных морозов.
- Дыхание носом очищает и согревает воздух.
- Занятия спортом на свежем воздухе укрепляет ваш организм. Только не надо злоупотреблять нагрузками.
- Постарайтесь успокаивать дыхание при различных стрессах.
- Витамин. А активизирует защитные силы бронхов. Много этого витамина содержится в растительной пище.
- Не старайтесь заглушить кашель. Он помогает очиститься бронхам от слизи и является естественной реакцией организма на инфекции.
- При заболеваниях бронхитом делайте дыхательные упражнения. Дышите с задержкой глубоко и медленно. Учитесь управлять своим дыханием.
- Прислушайтесь к этим советам. Здоровья Вам.
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.
7.Сообщение домашнего задания
Предлагает записать домашнее задание. Сообщает тему (в соответствии с календарно-тематическим планом). Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Задание для самостоятельной работы.
Стимуляция практической деятельности, поощрение активных учащихся.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Слушают, записывают.
10 мин.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
5 мин.
Протокол учебного занятия
ФИО
Контроль исходного уровня знаний
1.
2.
Тест контроль
Обсуждение темы занятия
3.
Решение
4.
задач
Итог
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Домашнее задание
Выучить лекцию
«Сестринские технологии в профилактической медицине»
Учебник:
Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html
Список использованных источников
Основная:
1.Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
Дополнительная:
Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 606 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35341-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222353417.html
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!