Просмотр содержимого документа
«Электронная презентация "Школьная служба медиации как альтернатива разлешения школьных конфликтов"»
- СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Чудовская А. С.
заместитель директора по ВР
МБОУ «СШ № 9» города Смоленска
Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
« Восстановительная» медиация – это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Термин «медиация» – означает посредничество.
Миссия школьной службы примирения – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения -
- Развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
- Задачи службы примирения:
- Ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик, таких как медиация.
- Передача ценностей восстановительной культуры (ответственность, взаимопонимание, поддержка) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
- насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (родительские собрания, педагогические советы, классные часы), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
.
Структура службы примирения
- В школьную службу примирения входит один или несколько кураторов (заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, один из учителей) и примерно 10 учащихся 7-11 классов, группы «волонтёров» 6-8 классов. Все они, включая кураторов, проходят подготовку в качестве медиаторов. Взрослые члены команды участвуют в разрешении ситуаций, которые подросткам не под силу в связи с их статусом.
КУРАТОРЫ (руководители) службы примирения
- Куратор – человек, создающий службу примирения, пользующийся доверием учеников, готовый не менее одного учебного года управлять процессом становления службы. Именно к куратору службы в школе стекается информация о конфликтах.
- Куратор обязательно проходит подготовку в качестве медиатора, в своей деятельности руководствуется ценностями и стандартами восстановительной медиации при работе со сложными случаями сам проводит медиацию.
С чем работает служба школьной медиации:
1. С длительными прогулами, возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями.
2. С конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса.
С разрушенными отношениями в коллективе (классе).
4. С разрушенными отношениями в семье учащегося.
- 5. С социально-психологической «заброшенностью» учащегося.
- 6. С ситуацией прихода нового ученика в старшем классе.
- 7. С ситуацией смены любимого учителя.
- 8. С ситуацией переформирования классов.
- 9. С ситуацией дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.
Положение о Школьной службе медиации (примирения)
- Общие положения
- Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов, родителей и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
- Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
- В работе службы могут участвовать специалисты службы сопровождения социально-психолого-педагогической деятельности, работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба примирения.
- Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, «Стандартов восстановительной медиации» от 2009 года, а также в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК – 844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации», «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», ФГОС основного (полного) образования.
Цели и задачи службы примирения
- Цель службы примирения школы:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
Задачами службы примирения являются:
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- организация в образовательном учреждении корректного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации,
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;
Принципы деятельности службы примирения
- Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
- Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
- Принцип конфиденциальности , предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
- Принцип нейтральности , запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
Порядок формирования службы примирения
- В состав службы примирения входят учащиеся 7-11 классов (в количестве 3 человек), прошедшие обучение проведению восстановительной медиации.
- 4.2. Руководителем (куратором ) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.
- 4.3. В состав службы примирения входит команда медиаторов из числа 5 педагогов школы (2 учителя из начальной школы , 3 учителя среднего и старшего звена ), 3 родителей( 1 – начальная школа, 1 – среднее звено, 1 – старшее звено).
- Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
- 4.5.Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.
Порядок работы службы примирения
- Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.
- 5. 2. Заседания службы примирения могут проходить при участии инспекторов ОПДН Ленинского и Промышленного районов, представителей органов опеки и попечительства (по согласованию).
- Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
- Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
- Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
- Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии или делегировать полномочия по медиативному согласованию в службы примирения других образовательных учреждений.
- В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
- В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
- Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
- В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
- При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
- Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
- При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).
- Деятельность службы примирения фиксируется в следующих документах:
- - приказ директора школы о создании службы школьной медиации,
- - положение о службе школьной медиации,
- - формы обращений в службу школьной медиации, отчётов,
- - журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций,
- - протоколы заседаний,
- - программа развития службы школьной медиации.
- Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
- Подбор медиаторов из числа учащихся школы осуществляется по итогам психолого-педагогической диагностики на соответствие по данному виду деятельности.
- Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
- По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, педагогами и учащимися, конфликтам родителей и их детей, а также между учащимися школы.
- При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.
Организация деятельности службы примирения
- Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
- Поддержка и сопровождение школьной службы примирения осуществляется службой социально-психолого-педагогической деятельности МБОУ СШ города Смоленска.
- Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
- В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
- Администрация образовательного учреждения способствует повышению квалификации руководителя (куратора)) и медиаторов службы примирения в области медиативных техник.
- Служба примирения своевременно информирует администрацию школы о проведённых мероприятиях и их результатах.
- Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.
-
Заключительные положения
- Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
- Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.
- Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».