СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР), как средство для формирования универсальных учебных действий (УУД) при изучении содержательной линии «Неравенства» в базовом курсе математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря   формированию         системы     УУД. Универсальные учебные действия – это термин новый, мало привычный. Надеюсь, после плодотворной работы творческой группы, созданной в нашей школе, УУД станут родными для учителей.

Просмотр содержимого документа
«Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР), как средство для формирования универсальных учебных действий (УУД) при изучении содержательной линии «Неравенства» в базовом курсе математики.»

1

Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР), как средство для формирования универсальных учебных действий (УУД) при изучении содержательной линии «Неравенства» в базовом курсе математики.



Введение

Задачи индивидуализации обучения и гуманистические основы учебно-воспита­тельного процесса в современной школе требуют в первую очередь формировать личность, которая будет думать, которая обладает достаточной математической культурой и мышлением.

Это означает, что обучаемые должны не только приобрести весомый багаж знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть одними из главных умений, а именно умением учиться и умением организовывать свою деятельность. Приобрести определённые личностные характеристики. Обучаемый должен сам стать «архитектором и строителем» своего процесса обучения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Теперь помимо предметных, учитель должен обеспечить и новые результаты обучения, а именно: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия). Приоритет, который отдается вкладу математического образования в развитие общих личностных качеств по сравнению с применением уже имеющихся и сложивших­ся знаний, обусловлен современным этапом развития общества, резким ростом его информационной культуры, модернизацией образования в целом.

Целью моей работы является анализ электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), как средства для формирования универсальных учебных действий (УУД) при изучении содержательной линии «Неравенства» в базовом курсе математики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить материал из школьных учебников математики для 7-9 классов, который включен в содержательную линию «Неравенства»;

  2. Изучить приемы и средства развития УУД учащихся в процессе обучения математике;

  3. Изучить понятие «электронные образовательные ресурсы», рассмотреть возможные области применения ЭОР в учебном процессе;

  4. Проанализировать несколько ЭОР;



Глава 1. Применение электронных образовательных ресурсов для развития универсальных учебных действий в процессе обучения математике


1.1. Приемы и средства развития универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике.

На сегодняшний день школа формирует у учащихся общеучебные навыки и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни не успешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.
Универсальные учебные действия – это термин новый, мало привычный. Надеюсь, после плодотворной работы творческой группы, созданной в нашей школе, УУД станут родными для учителей.

Для формирования личностных УУД педагог предлагает следующие виды заданий:

  • решение творческих заданий;

  • участие в проектах;

  • выполнение самооценки событий;

  • ведение дневника (портфолио) достижений;

  • авансирование успешности результата;

  • подведение итогов урока.

Для формирования регулятивных УУД применяет следующие виды заданий:

  • проверка домашнего задания;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

  • самоконтроль;

  • выполнение заданий типа «Преднамеренная ошибка»;

  • заучивание наизусть материала в классе;

  • контрольный опрос на определенную тему.

Для формирования познавательных УУД используются следующие виды заданий:

  • работа с таблицами, с текстом;

  • составление и чтение диаграмм;

  • составление схем – опор;

  • поиск по причине заключения и обратно, поиск причины по заключению.

Мотивация познавательной деятельности путём организации исследовательской работы с применением методов моделирования, прогнозирования, эксперимента. Известно, что творчество неразрывно связано с исследовательской деятельностью учащихся. Путь к глубоким знаниям должен базироваться на жизненном опыте и экспериментальных исследованиях. Начинать всё с правил и законов — это то же, что впрягать коня позади телеги. Правила и законы — это итог опытов, иначе они (правила и законы) — всего лишь бессодержательные и бесполезные формулы. Обучение следует организовывать так, чтобы учащемуся пришлось действовать самостоятельно, чтобы он экспериментировал, выбирал, исследовал.

Например, при изучении теоремы о свойстве медианы равнобедренного треугольника целесообразно провести с учащимися экспериментальное исследование зависимости между элементами той фигуры. Можно предложить учащимся построить разносторонний треугольник с тупым углом при вершине и провести из неё высоту, биссектрису и медиану. После этого следует рассмотреть треугольники разных видов и установить, существуют ли среди них такие, в которых эти линии совпадают. После определённого исследования возникает гипотеза — проверить это свойство для равнобедренного и равностороннего треугольников.

Математика всегда влияла на развитие естественных наук и научно-технический прогресс каждой эпохи. Причём влияние осуществлялось и осуществляется через построение математических моделей. Поэтому необходимо формировать у учащихся умение моделировать. С этой целью целесообразно использовать ситуации, связанные с имитацией процессов реальной жизни. Например, при изучении темы «Исследование свойств функций» предложим учащимся отправиться в заочное путешествие на автомобиле из города А в город В. При этом используем материальную модель рельефа дороги. Прямолинейный участок пути ассоциируется с термином «константа». Спуск на дороге — монотонное убывание функции. Закончился спуск, и водитель увеличивает скорость, при этом обозначают точку минимума. Дорожный знак указывает подъём, а у математика появляется термин «монотонное возрастание функции». И вот автомобиль проходит высочайшую точку (точку максимума) и снова идёт на спуск. На возвышениях дорога выпуклая, в долинах — вогнутая.

Математические понятия, которые изучают в этой теме, делят на две группы. Одни описывают поведение функций в окрестности некоторых характерных точек (максимум, минимум, перегиб), другие — на некоторых промежутках (возрастание, убывание, выпуклость, вогнутость). В этой ситуации абстрактные математические понятия представлены с помощью материальной модели и приближены к реальной жизни.

Часто реальные жизненные модели нужно представить в виде идеальной модели. Так, при изучении темы «Задачи на наибольшее и наименьшее значения функции» можно предложить учащимся задачу-отрывок из рассказа JI. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно».

Крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал наконец желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдёшь, вся твоя будет за 1000 рублей. Но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, а возвратился вечером назад и упал без чувств, обежав четырёхугольник ABCD с периметром 36 км.

Р = АВ + ВС + CD + AD, Р = 3 + 13 + 8 + 12 = 36,

S = 12 = 66 (км2).

Четырёхугольник ABCD – прямоугольная трапеция с основаниями АВ – 3,

CD – 8. Наибольшую ли площадь при этом периметре охватил Пахом?

Учащимся целесообразно предложить построить четырёхугольник с периметром 36 и наибольшей площадью. Они строят известные им четырёхугольники: прямоугольник, параллелограмм, ромб, трапецию, квадрат. Путём экспериментального исследования устанавливаем, что наибольшую площадь имеет квадрат.

Р = 4×9 = 36, Sкв = 9×9 = 81.

Учащиеся делают вывод, что крестьянин мог бы пробежать 36 км и получить кусок земли площадью 81 км2. После этого создают математическую модель. Если стороны прямоугольника обозначить х и у, то:

х + у = 18, S = x×y = x(18 – х).

Полученную функцию исследуем на экстремум. После этого учащиеся создают конструктивную модель решения задач на наибольшее и наименьшее значения, то есть алгоритм.

Известно, что нельзя построить дом, владея лишь технологическими навыками. Для этого нужно уметь прогнозировать, проектировать. Решая любую задачу (в быту, на производстве, в обучении), приходится постоянно предусматривать ход событий и на основе анализа, синтеза, обобщения ситуации, которая сложилась на этот момент, регулировать и корректировать свою последующую деятельность. Поэтому метод прогнозирования является достаточно ценным методом научного познания. В обучении математике целесообразно применять такие приёмы прогнозирования: образное представление объекта, рассмотрение объекта с разных точек зрения, целостное видение проблемы. Например, при изучении темы «Правильные многоугольники» учащиеся выдвигают гипотезы о возможных сферах применения правильных многоугольников (разные виды паркета, облицовочной плитки и т. п.). В ходе научно-практической конференции «Дифференциальные уравнения и их применение» учащиеся выдвигают гипотезы об известных и будущих областям их применения: в физических процессах (закон радиоактивного распада), биологических (рост и размножение бактерий), в современных экосистемах и т. д.

Для формирования коммуникативных УУД использует следующие задания:

- составь задание партнеру;

- составь отзыв на работу товарища, дай рецензию на ответ одноклассника;

- групповая работа по выполнению заданий, составлению вопросов, созданию кроссвордов;

- организация диалога (работа в паре);

Освоение учащимися универсальных учебных действий (УУД) решит проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.





1.2. Понятие «электронный образовательный ресурс». Классификация электронных образовательных ресурсов



Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – совокупность учебных и учебно-методических материалов, представленная в виде определенной информационно-технологической конструкции, удобной для изучения и использования в учебном процессе.

Основными функциями применения ЭОР являются содействие организации самостоятельной работы, индивидуализации обучения, активизации учебной деятельности обучающихся.

Выделяют 3 типа образовательных ресурсов:

  • Информационные;

  • Электронные;

  • Цифровые.

Информационные ресурсы объединяют электронные и цифровые. К ним относятся:

  • Печатные издания

  • Картографические объекты на печатной основе

  • Электронные образовательные ресурсы

  • Цифровые образовательные ресурсы

  • Интернет-ресурсы

  • Электронные ОР включают в себя цифровые ОР

ЦОР - образовательный ресурс представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.

Главное, что отличает ЦОР от других – это их интерактивный характер. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

Цифровые образовательные ресурсы классифицируют на:

  • Федеральные образовательные ресурсы

  • Региональные образовательные ресурсы

  • Учебное книгоиздание и образовательная пресса

  • Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады

  • Инструментальные программные средства

  • Электронные библиотеки, словари, энциклопедии



Существует много различных подходов к классификации ЭОР. Универсальную классификацию даже предметных образовательных областей для ЭОР определить однозначно почти невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР. Если учесть, что классификация должна отражать не только тематику, но и технологию ресурса, то задача становится почти не разрешима в общем случае.

Прежде чем переходить к непосредственной классификации, необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев классификации. С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются :

  • тип электронного издания (ресурса);

  • предметная образовательная область;

  • рекомендуемый уровень образования;

  • рекомендуемая форма образовательного процесса;

  • специфика аудитории.

С одной стороны, по выполняемым функциям ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и, соответственно, использовать принципы классификации,

используемые для традиционных учебников. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей, многие ЭОР представляют собой программные продукты. В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:

  • по типу;

  • по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе;

  • по организации текста ресурса;

  • по характеру представляемой информации;

  • по форме изложения;

  • по целевому назначению;

  • по наличию печатного эквивалента;

  • по формату (природе) основной информации;

  • по технологии распространения;

  • по характеру взаимодействия с пользователем.

По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:

  • компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций и т.д.);

  • электронный справочник;

  • компьютерный задачник;

  • компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры и т.д.);

  • компьютерная тестирующая система.

Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочник включается информация, как дублирующая, так и дополняющая материал учебника. Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д. Обычно в электронный справочник можно войти из любого раздела курса.

Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Компьютерный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.

Компьютерные системы контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Примером классификации по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе может являться типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает следующие группы ЭОР:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);

  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

  • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

  • вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);

  • компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.

В среднем образовании на практике широко используется классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования (предметам, дисциплинам). Кроме того, поорганизации текста они подразделяются на моноиздания и сборники.

Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Учебные планы, учебные программы, методические указания (руководства) и задания для практических занятий выпускают преимущественно в виде моноизданий.

По характеру представляемой информации можно выделить следующие виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия и др.

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;

  • программированные учебные издания, которые по существу и представляют собой в этой классификации электронные издания;

  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;

  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на группы по уровню образования:

  • общее среднее;

  • среднее специальное;

  • высшее (с разделением по уровням - бакалавр, специалист, магистр);

  • специалисты (для дополнительного образования).

Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

  • электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);

  • самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По формату основной информации выделяются следующие типы ЭОР:

  • текстовой - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

  • графический - электронное издание, содержащее преимущественно графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

  • звуковой - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

  • программный - автономный программный продукт, представляющий собой публикацию текста в некоторой автономной программной среде;

  • мультимедийный - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует взаимосвязанно для достижения заданных разработчиком дидактических целей.

По технологии распространения можно выделить:

  • локальный ЭОР - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

  • cетевой ЭОР - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через Интернет или локальную сеть;

  • ЭОР комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР можно выделить две группы:

  • детерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;

  • недетерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами и целями использования на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных создателем (разработчиком).

ПРИМЕР классификации ЭОР. Учитывая все сказанное, один и тот же ресурс может быть классифицирован следующим образом:

  • по типу – компьютерный учебник

  • по формату информации – мультимедийный

  • по наличию печатного аналога - самостоятельное средство (нет печатного аналога)

  • по технологии распространения – сетевой

  • по характеру взаимодействия пользователя – детерминированный

  • по уровню образования (аудитории) – среднее специальное

  • по форме изложения материала – универсальное учебное издание

  • по организации текста – моноиздание

  • по тематике – история.

Следует обратить внимание, что в различных классификаторах позиции могут быть взимоисключающие или взаимопоглащающие. Например, отнесение ЭОР по формату к мультимедийному типу допускает использование в нем графики и звука, в то время как отнесение ЭОР к вышему образованию исключает его использование по умолчанию в среднем.

Все представленные выше виды и принципы классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. На практике можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен являться не совокупностью разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора-преподавателя.



1.3. Программные средства создания электронных образовательных ресурсов

Процесс разработки ЭОР состоит из двух основных этапов: подготовительного и компоновки.

На первом этапе (подготовительном) производится:

    • подбор источников и формирование основного содержания;

    • структуризация материала и разработка оглавления или сценария;

    • переработка текста и формирование основных разделов;

    • выбор, создание и обработка материала для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения).

На втором этапе производится компоновка (сборка в единое целое) всех отобранных и разработанных частей ЭОР (информационных, обучающих, контролирующих) для предъявления обучающимся в соответствии с задуманным автором сценарием.

В общем виде процесс разработки ЭОР поясняет схема, представленная на рис.2.


Рисунок 2 – Процесс разработки ЭОР


Содержание ЭОР должно соответствовать уровню получаемого образования. В настоящее время разработка ЭОР должна быть ориентирована на получение заданных программой дисциплины компетенций. На подготовительном этапе ведется подбор или разработка исходных материалов для ЭОР (текстов, графических иллюстраций, анимационных, аудио и видеофрагментов и т.д.), включая разработку или приобретение, при необходимости, пакетов учебных прикладных программ. На этом этапе обычно используют программные средства общего назначения: текстовые и графические редакторы, аниматоры, программы оцифровки аудио/видео, инструментальные среды программирования и т.п.

В структуре ЭОР принято выделять введение и основную часть, которая состоит из разделов, глав, тем. Введение является важным элементом ЭОР, поскольку в нем обосновывается актуальность данного ЭОР и определяется уровень образования и аудитория на которые рассчитан данный ресурс. При формировании содержания рекомендуется его разделить на две части: основную часть, обязательную для изучения, и дополнительную – вариативную, для углубленного изучения материала, расширения кругозора, повышения мотивации. Обязательными разделами являются: глоссарий, список литературы и Интернет источников.

В соответствии с ИПК структурой ЭОР, определенной в разделе 1, при формировании текста ресурса в модули предполагается, что под модулем понимается любой из модулей структуры ИПК.

При разработке структуры и содержания ЭОР необходимо учитывать следующие принципы и технологические особенности:

  1. Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программированного, проектного, эвристического, компетентностного и т.д. Системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятия, так и комбинированные уроки (например, практики для гуманитарных и общеспециальных дисциплин).

  2. Принцип модуля: разбивка материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

  3. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории и примеры. Иногда полезно давать исторический комментарий или хронологическую картину развития конкретного направления.

  4. Принцип наглядности. Каждый модуль должен максимально обеспечиваться иллюстративным материалом. При отборе и подготовке иллюстраций следует выбирать такие, которые выполняют не рекламную или развлекательную роль, а обучающую функцию.

  5. Следует стремиться к максимальному использованию иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного материала; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста).

На втором этапе компоновку электронных материалов в ЭОР можно осуществить путем прямого программирования сценария обучения на каком-либо алгоритмическом языке: Бейсик, Паскаль, СИ, Java и т.п. В этом случае роль навигатора в процессе обучения выполняет сценарий, в то время как при использовании только HTML эту роль, как и в традиционных учебниках, выполняет оглавление. Использование программирования позволяет реализовать практически любые дидактические методики автора и разработчиков. Однако этому подходу присущи и существенные недостатки, такие как:

  • высокая трудоемкость процесса разработки ЭОР;

  • необходимость привлечения профессиональных программистов;

  • невозможность внесения изменений без привлечения программистов;

  • существенная зависимость дидактического качества сценария обучения от педагогической квалификации разработчиков.

Альтернативным путем для компоновки учебного материала ЭОР является использование инструментальных программных комплексов, которые можно разделить на две группы – программные средства общего или специального назначения. К первой группе можно отнести программы PowerPoint, Adobe Acrobat и ряд других. Однако возможности пакетов программ общего назначения ограничены с точки зрения создания функционально полноценных ЭОР. Например, в PowerPoint – это лишь представление (презентация) учебного материала с преимущественно линейной навигацией. Здесь нет возможности обеспечить произвольную навигацию по учебному материалу и возможности для подготовки интерактивных упражнений для самоконтроля и тренинга. Эти возможности обеспечиваются, как правило, в специальном программном инструментарии, называемом авторскими системами.

Программными инструментальными средствами создания ЭОР являются так называемые авторские системы (от англ.AuthoringSystem), которые определяются как комплекс инструментальных программ, предназначенный для создания и эксплуатации ЭОР. В России имеет хождение также термин "Инструментальная оболочка" или просто оболочка для создания ЭОР.

Современные авторские системы позволяют разрабатывать ЭОР из различных мультимедиа компонентов: гипертекстов, статических и анимированных изображений, видео и аудиоклипов, готовых программных модулей. Более того, некоторые авторские системы имеют собственные встроенные текстовые и графические редакторы, аниматоры, средства подготовки имитационных и математических моделей. Но главное отличие авторских систем от программного инструментария общего назначения - наличие типовых шаблонов, реализующих различные виды учебной работы, в частности сценарии компьютерного тренинга и контроля. Такие системы не требуют знания языков программирования для подготовки ЭОР, что позволяет работать с ними обычным преподавателям. Некоторые их них имеют свой встроенный язык, что сужает круг потенциальных пользователей, хотя и предоставляет разработчикам ЭОР больше простора для реализации различных дидактических идей.

Существует множество разнообразных авторских инструментальных систем, поэтому для определения наиболее подходящей необходимо сформулировать ответы на ряд предварительных вопросов:

  • Кто будет использовать ЭОР?

  • В каких дисциплинах планируется использование ЭОР?

  • Кто будет разрабатывать ЭОР?

  • Какие характеристики авторской системы необходимы?

  • Как будет поддерживаться система?

  • Сколько будет стоить приобретение и эксплуатация?

Кто будет использовать ЭОР? Каков возраст учащихся? Это очень важный фактор, который необходимо учитывать с первого этапа разработки ЭОР. Дети младшего школьного возраста обычно не имеют достаточно значимой мотивации для выполнения самостоятельной учебной работы. Для них шаблоны сценариев учебной работы авторской системы должны содержать игровые компоненты с использованием, например, типовых педагогических агентов - Учителя и Ученика, а также иметь привлекательное графическое оформление. Для старшеклассников, студентов вузов, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки более подходящим является строгий, академический стиль ЭОР.

Следующий важный вопрос: в каких дисциплинах планируется использование ЭОР? В учебных дисциплинах, связанных с информационными технологиями, целесообразно использование электронного обучения - от первого знакомства с учебным материалом до решения профессионально-ориентированных задач. Однако для многих дисциплин ЭОР могут применяться только частично, особенно на этапах формирования профессиональных специфических умений и навыков. В первом случае потребуются различные ЭОР, скомпонованные в учебные мультимедиа комплексы, обеспечивающие электронную поддержку на всех этапах познавательной учебной деятельности, тогда как во втором – ЭОР только для освоения теоретического материала. Очевидно, что эти факторы должны быть учтены при выборе авторской системы.

Кто будет разрабатывать ЭОР? Для широкого тиражирования ЭОР обычно разрабатывает группа специалистов. Однако большое число электронных средств обучения в учебных заведениях создается преподавателями для своих учебных дисциплин практически в одиночку. Поэтому при выборе инструментальной системы следует учитывать компьютерные навыки и опыт разработчиков ЭОР.

Какие характеристики авторской системы нужны? Большинство преподавателей начинают работу по автоматизации учебного процесса с компьютерных тестов и часто этим и ограничиваются. Выбирая авторскую систему следует уяснить, что реально будет создаваться с помощью данной системы и нужны ли:

  • гипертекст;

  • графика, анимация, видео, аудио (и в каком виде — в стандартных или встроенных, уникальных форматах);

  • разные виды вопросов (единственный или множественный выбор, вопросы на соответствие, вопросы открытого типа и т.д.);

  • подключение готовых программных продуктов;

  • встроенный язык программирования;

  • средства математического или имитационного моделирования (для какого типа моделей, универсальность здесь невозможна);

  • средства управления обучением. Здесь следует выделить регистрацию учащихся, сбор, хранение и обработку статистических данных по успеваемости, времени обучения и т.п.;

  • шаблоны сценариев учебной работы, в том числе шаблоны педагогических агентов (и каких);

  • поддержка специальных устройств (сенсорный экран, лабораторный стенд, проектор для слайдов и т.п.);

  • многоуровневый доступ. Многие авторские системы имеют более одного уровня доступа. Это означает, что новый или случайный автор может использовать систему в простом виде и следовать основным последовательностям, продиктованным авторской системой. Более опытные авторы имеют доступ к системе на различных уровнях и могут более гибко и самостоятельно использовать ее возможности;

  • возможность конвертации ЭОР в пакет учебных объектов SCORM. Для современных авторских систем требование сохранения ЭОР в виде SCORM-пакета де-факто переходит из числа желательных в обязательное требование.

Чем многообразнее функции авторской системы, тем больше плата при ее приобретении. "Платить" придется и при ее использовании. Многообразие функций делает систему более громоздкой и сложной в применении, требует более мощных компьютеров, как у разработчиков, так и у учащихся. Поэтому при выборе авторской системы следует четко сформулировать свои потребности и соотнести их со своими возможностями. Никакая авторская система сама не подготовит учебный материал для ЭОР, а это в любом случае - большая и трудоемкая работа.

Как будет проходить поддержка слушателей, использующих ЭОР? Если использование ЭОР будет самостоятельным, то должны быть развитые средства поддержки учащегося. Если же обучение проводится в компьютерных классах, то поддержку для учащихся может осуществлять преподаватель.

Будет ли формироваться статистика по использованию ЭОР? Это может быть важно для оценки и корректировки ЭОР в процессе эксплуатации.

Как будет поддерживаться авторская система? На рынке программного инструментария имеются авторские системы, разработанные в разных странах. О каждой системе, которую вы рассматриваете при выборе, необходимо знать следующее:

    • какая техническая поддержка предоставляется, где и за какую цену;

    • имеет ли возможный поставщик твердую материальную основу? Имеет ли компания, разработавшая или поставляющая систему, твердую материальную основу и не исчезнет ли она в ближайшем будущем;

    • ведется ли развитие системы для поддержки новых требований;

    • как много систем было продано? Это является показателем удобства работы с конкретной системой, однако, если разработана принципиально новая система то желающих опробовать новое программное обеспечение обычно не много;

    • как другие пользователи относятся к системе и насколько в действительности хороша поддержка поставщика? Хорошо иметь возможность диалога с пользователями;

    • высоко ли оценивают независимые эксперты эту систему.

Затраты на приобретение авторской системы не ограничивается разовым актом покупки программного продукта. Существует ряд вопросов, от которых затраты на работу с конкретной системой могут зависеть очень сильно.

Сколько будет стоить авторская система? Имеется ли ежегодная плата за поддержку и обновление системы? Какое обучение необходимо пройти для ее использования и сколько оно стоит? Сколько будут стоить дополнительные консультации поставщика или независимого эксперта? Есть ли ограничение на количество лицензий? Для учебного центра предприятия это ограничение может не иметь существенного значения, поскольку разработка ЭОР обычно концентрируется в рамках одного структурного подразделения, а для университета ограничение на количество лицензий может оказаться неприемлемым, поскольку процесс разработки и применения ЭОР обычно рассредоточен по многочисленным кафедрам и лабораториям.

Сформулированные выше соображения позволяют перейти в рассмотрению реальных инструментальных систем, имея ввиду прикладные цели, для которых может быть использована та или иная система. Ряд из рассмотренных ниже систем развивается с начала 90-х годов прошлого века. Первые версии таких систем функционировали под управлением MS DOC, где фрагменты курсов предъявлялись в виде так называемых экранов. Современные версии некоторых из этих систем и под Windows сохранили в своей основе представление ЭОР в виде совокупности экранов, сменяющих друг друга фрагментов оконного интерфейса.

Ниже приведен обзор авторских систем, разработанных в различных странах, который завершается рассмотрением ряда инструментальных систем, разработанных в РФ. Перейдем к характеристикам таких систем.

Dreamweaver (www.adobe.com/products/dreamweaver/). Это многоцелевой инструментальный программный продукт, один из наиболее известных и широко используемых программных инструментов для разработки различных, в том числе учебных, web-сайтов. Позволяет создавать сетевые страницы без каких-либо знаний HTML. Dreamweaver CS 5.5 является частью интегрированной многоцелевой системы Creative Suite CS 5.5 (http://www.adobe.com/products/studio/). В состав этой системы входят также известные инструментальные пакеты программ Flash Catalyst CS5.5, Flash Professional CS5.5, Fireworks CS5.5, Contribute CS5.5. Система CreativeSuite разработана и развивается фирмой Macromedia, входящей ныне в корпорацию Аdobe (http://www.adobe.com). Набор программ имеет версии для IBM и MAC.

OnViz и CourseBuilder. Это графические, основанные на объектах авторские системы. Они реализуют философию дизайна Macintosh (хотя имеют версии и для Windows компьютеров) и предоставляют среду для быстрого визуального проектирования, разработки и корректировки ЭОР. Структура ЭОР проектируется на экране с использованием пиктограмм. Переходы (ответвления) создаются автором с помощью стрелок с настраиваемыми атрибутами для связи пиктограмм. Получившаяся блок-схема может быть легко изменена автором по мере разработки электронного ресурса или в результате его проверки или оценки. Шаблоны тестов поддерживают тексты с пропусками, числовой ответ и множественный выбор. OnViz - это среда для онлайновых приложений, а ее предшественник – CourseBuilder предназначен для использования компакт-дисков. Фирма – разработчик Discovery Systems' International поддерживает и развивает обе системы (www.discoverysystems.com).

Dazzler и Dazzler Deluxe. Система Dazzler предназначена, прежде всего, для мультимедийных презентаций. Dazzler Deluxe – это усовершенствованная версия системы с дополнительными возможностями для поддержки интерактивного мультимедийного обучения. Обе системы ориентированы на IBM совместимые ПК. Основными инструментами разработчика являются наборы пиктограмм. Dazzler поддерживает обучение через Интернет/интранет, имеет Dazzler Java проигрыватель. Можно также добавлять Dazzler материалы в Web-страницы. Разработчику не требуется программирование на Java. Имеется два мастера: мастер "Question" позволяет легко и быстро создавать стандартные вопросы; мастер "Packager" упаковывает в единый файл все мультимедиа компоненты, чтобы они не могли быть расшифрованы. Файлы ЭОР могут быть настроены для предварительной загрузки, чтобы эффективность обучения не ухудшалась из-за задержки в низкоскоростных каналах. Можно также использовать опцию прогнозируемой предварительной загрузки и дать возможность Dazzler выбирать по ходу учебной работы, какие файлы должны быть загружены заранее. Фирма – производитель Dazzlersoft (www.dazzlersoft.com) поддерживает разные версии Dazzler и Dazzler Deluxe и развивает их с учетом современных и перспективных тенденций электронного обучения. Так, в версии Dazzler Deluxe 5.5 появился упаковщик создаваемых электронных ресурсов в пакет SCORM.

HyperStudio (www.hyperstudio.com). Это дешевая мультимедийная система разработки, спроектированная специально для образовательных целей. При разработке интерактивного обучения, обучающих пакетов и презентаций она использует стековую структуру. Есть опыт успешного применения системы (а не ее продуктов) детьми в возрасте четырех лет. Библиотека мультимедиа ресурсов HyperStudio, поставляемая вместе с программным обеспечением, содержит большое количество иллюстраций, звуков, анимации и видео, которые могут быть включены в экраны с учебным содержанием. Имеется значительный объем проектов, выполненных в школах, дома, на рабочих местах и коммерческих издательствах вместе с обучающими программами, показывающими как использовать HyperStudio. HyperLogo, язык HyperStudio, встраивается в стеки и помогает планировать различные реакции на тестовые задания.

NeoBook Professional. Это дешёвая, лёгкая в использовании система для разработки электронных публикаций и презентаций. Она не была специально спроектирована для создания ЭОР, хотя в неё включены некоторые функции электронного обучения. Однако подходит для этой цели и обеспечивает хорошую мультимедийную поддержку. Поставщик системы - компания NeoSoft Corp. (www.neosoftware.com). Система ориентирована на IBM совместимые ПК. NeoBook использует плавающую панель инструментов, чтобы пользователи могли разрабатывать мультимедиа, используя команды перетаскивания. В процессе разработки электронного ресурса другие программы, такие как текстовые процессоры, анимационные и графические программы, могут быть доступны прямо из NeoBook. Имеется мощный язык программирования, который предоставляет много дополнительных возможностей. Есть предварительный просмотр, отладочные инструменты и, когда конечный продукт готов для распространения, NeoBook создает одну исполняемую программу (в виде EXE-файла), которая может тиражироваться без лицензионной оплаты. Публикации могут распространяться на CD и в Интернет/интранет. NeoBook имеет версии на английском, французском, немецком, итальянском и испанском языках.

Everest. Система разработана фирмой Intersystem Concepts Inc. (www.insystem.com) специально для образовательных приложений, в том числе и для дистанционного обучения. Программа ориентирована на IBM совместимые ПК. Система основана на метафоре "книга и страница", где автор создает индивидуальные книги, содержащие несколько страниц. Каждая страница содержит набор объектов, которые могут представлять собой все что угодн – от простого текста до мультимедийных и комплексных пользовательских взаимодействий. Автор создает и редактирует страницы, используя различные окна редактирования и "перетаскивая" объекты из редактора инструментов в редактор страниц. Структура книги, страниц и объектов показывается в виде диаграммы в Book Window, что позволяет легко менять свойства объектов через Attributes Window. Автор может проверить книгу, запуская любую страницу. Полезным свойством является "редактирование на ходу", когда объекты на странице можно изменять. При этом работу можно продолжить с того места, где автор остановился, или же перезапустить страницу для сохранения изменений. В Everest есть встроенный язык A- pex3, который похож на BASIC, но его использование необязательно. Everest использует свои собственные методы сжатия для уменьшения размера передаваемых данных. Разработка может вестись на локальном компьютере или непосредственно в Интернет/интранет.

Quest. Это объектно-ориентированная система разработки. Для построения электронных курсов она использует блок-схемы, которые первоначально включают ряд пустых фреймов. Блок-схема, построенная на уровне Title Design (дизайн заголовка), предоставляет проектировщику курса четкий обзор всей структуры курса по ходу его разработки. Фрейм-уровень позволяет автору строить индивидуальные фреймы и последовательности. Имеется система шаблона QuickStart. Она предоставляет разработчику набор шаблонов, из которого он выбирает тот курс, который хотел бы разрабатывать. Фреймы создаются в среде WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видишь, то получаешь) с использованием мощных установок инструментов, которые показаны в перемещаемом окне инструментов. По мере создания фреймов Quest показывает их содержание в виде "почтовой марки" в небольшой рамке блок-схемы. Важным элементом Quest является включение поддержки ActiveX, которое позволяет учебным материалам, разработанным в Quest, включать инструменты от других поставщиков. Это может быть особенно важно, когда в обучение входит потоковое аудио или видео, средства виртуальной реальности. Поддержка web является полной и позволяет разрабатывать электронные ресурсы для эксклюзивных поставок по сети или в виде смешанного курса, который объединяет сетевые поставки с использованием CD-ROM. Quest предоставляет разнообразные методики для анализа ответов на вопросы, в том числе Test Answer Analysis Wizard (мастер анализа ответов в тесте). Поставщика – компания Allen Communications (www.allencomm.com). Система ориентирована на IBM совместимые ПК.

Headstart и Headstart Pro. Это программный инструментарий для создания интерактивных образовательных мультимедиа продуктов, доставляемых на компакт – дисках и по сети (Интернет/интранет). Поставщик – компания Digital Workshop (http://www.digitalworkshop.co.uk). Headstart предназначен для начальной школы. Позволяет легко оживлять текст и графику, включать цифровые образы, звук, музыку или видео. Headstart Pro – это более сложный инструментарий, но с большими функциональными возможностями. Он опирается на Opus Pro, другой профессиональный продукт фирмы Digital Workshop, который включает язык разработчика и поддержку баз данных.

Instructor. Это объектно-ориентированный инструментарий разработки ЭОР, использующий аналогию электронной книги, так что приложение является "книгой", содержащей "страницы", которые различными способами могут быть связаны с помощью гиперссылок. Разработка книг выполняется с использованием среды Windows для построения страниц с текстом, анимацией и графикой. Instructor включает графический редактор, при этом поддерживаются различные форматы изображений для импортирования иллюстраций и диаграмм из других пакетов. Для помощи пользователям в выборе опций имеются кнопки, иконки и т.п. Instructor имеет мощный язык программирования, называемый OpenScript, который увеличивает возможности разработчиков ЭОР. Instructor имеет программу – мастера (wizards) для создания интерактивных тестов различного типа. Обеспечивается поддержка стандартов SCORM 1.2, SCORM 2004, доставка разработанных ресурсов в различных системах управления обучением (TotalLMS, Aspen Learning Management System, Docent и др.).

LERSUS (http://www.lersus.de). Эта авторская система разработана и развивается фирмой DELFI Software. LERSUS – программный продукт, позволяющий создавать интерактивные учебные материалы для электронного обучения. Lersus поддерживает шаблоны ЭОР, называемые дидактическими моделями. Шаблоны могут быть разработаны самими авторами. Удобный графический интерфейс похож по своей функциональности и внешнему виду на интерфейсы современных редакторов, что значительно упрощает работу и обеспечивает доступ к необходимым инструментам и функциям. Учебные модули, созданные с помощью LERSUS, совместимы со стандартами электронного обучения: SCORM 1.2, IMS Content Packages, LOM, QTI.

Системы российского производства создаются, как правило, в учебных заведениях и не претендует на статус программного продукта для широкого тиражирования. Поэтому ниже отметим лишь некоторые авторские системы, проверенные временем и достаточно широким тиражированием.

eAuthor 3.1. Это конструктор дистанционных курсов, который позволяет создавать электронные учебные курсы, тесты, упражнения и другие виды электронных учебных материалов. Система разработана и развивается в ЗАО "ГиперМетод" в ряду других инструментальных программных продуктов, связанных с электронным обучением (http://www.learnware.ru). eAuthor позволяет создавать разнообразные шаблоны оформлений электронных учебных пособий. Для создания шаблона достаточно указать, какие графические элементы будут использованы в оформлении (фон, кнопки, текстуры и т.д.) и их назначение – "пролистывание вперед", "переход к содержанию курса" и т.п. Специальные шаблоны позволяют создавать автономную систему тестирования знаний с учетом различных требований. Само тестирование может проходить в режиме off-line, а результаты теста могут быть переданы либо во время сеанса подключения к Интернет, либо записаны на любое устройство хранения данных. eAuthor поддерживает коллективную технологию работы над проектами, что позволяет организовать хранение всех разрабатываемых объектов в Интернет или Интранет организации. Тематический рубрикатор и поиск по ключевым словам и метаданным позволяет легко найти требуемый объект.

Дельфин. Система разработана в Центре новых информационных технологий Московского энергетического института (http://cnit.mpei.ac.ru/dolphin/index.htm). Предназначена для создания обучающих, контролирующих, тренажерных, справочно – консультационных, информационных и других видов учебных курсов без ограничений на предметную область. Позволяет интегрировать видео, аудио, гипермедиа и компьютерные компоненты в единую обучающую среду, использовать интернет – компоненты. Содержит большой набор типов анализа высказываний (ответов) обучаемого (число с заданной точностью, число в заданном диапазоне, слово и фраза с учетом и без учета шрифта, логическое выражение, логическое выражение с ключевыми словами, алгебраическое выражение, код клавиши, указание графического объекта, анализ ситуаций).

Дизайнер курсов. Разработчик и поставщик – фирма "Виртуальные технологии в образовании" (http://www.prometeus.ru). Дизайнер курсов предназначен для быстрого создания мультимедийных ЭОР в формате Интернет (в виде набора связанных HTML- страниц).Автор создает структуру ЭОР, а затем заполняет ее содержимым (текстом, иллюстрациями, мультимедийными файлами, ссылками в Интернет и т.д.). По завершении работы материалы ЭОР переводятся в HTML-формат, причем все рутинные операции (построение оглавлений, взаимные ссылки между разделами и т.д.) выполняются автоматически. Дизайнер курсов может использоваться в рамках системы дистанционного обучения "Прометей" и автономно, например, для создания мультимедийных компакт- дисков. Инструментарий Дизайнера курсов прост в освоении и предназначен для пользователей с различным уровнем подготовки.

STRATUM. Разработчик и поставщик системы – Центр новых информационных технологий Пермского государственного технического университета (http://stratum.pstu.ac.ru). STRATUM – это универсальная инструментальная среда для проектирования систем и программных продуктов, моделирования свойств и поведения проектируемых систем, управления моделями, периферийным научным и промышленным оборудованием для поддержки инженерной, научной, исследовательской, учебной деятельности в любых областях знаний. Использование объектно-ориентированного и модельного подхода позволяет свести к минимуму программирование вручную, повысить скорость создания систем, легко модифицировать их в дальнейшем, проследить и описать эволюцию идей. На базе библиотек моделей возможно проектирование виртуального мира. Инструментарий STRATUM поддерживает анализ, проектирование и моделирование систем, мультимедиа, взаимодействие с базами данных, работу в сети. Знание языков программирования при работе в STRATUM не требуется. Пользователь лишь должен быть специалистом в некоторой предметной области либо изучать какую-нибудь дисциплину. STRATUM позволяет строить модели любого уровня и типа в обычной для непрограммирующего пользователя нотации – математической, видео, графической, вербальной, звуковой, символической, алгоритмической и т.д. В учебной деятельности STRATUM используют при создании электронных курсов, пособий и компьютерных тренажеров.

Инструментальный комплекс системы КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных Дидактических Систем). Обеспечивает поддержку основных этапов создания и эксплуатации УМКД. В его состав входят пять функциональных подсистем: разработки моделей автоматизированного обучения, разработки моделей содержания и навигации, подготовки и эксплуатации УМКД, тестирования, обучения. Учебно- демонстрационные версии подсистем тестирования, подготовки и эксплуатации УМКД свободно тиражируются на сервере Центра новых информационных технологий СГАУ (http://cnit.ssau.ru). Для практической подготовки используются сценарии работы с интеллектуальными тренажерами, виртуальными лабораториями и учебными пакетами прикладных программ, которые могут входить в состав УМКД. Применение инструментального комплекса системы КАДИС уменьшает трудоемкость создания и модификации УМКД в 2-10 раз по сравнению с использованием программирования на каком-либо алгоритмическом языке; позволяет готовить материалы ЭОР обычному непрограммирующему пользователю ПК; обеспечивает интероперабельность и многократное использование компонентов ЭОР за счет применения модульной структуры, структурирования учебного материала и стандартных форматов данных; способствует повышению качества за счет дидактически обоснованных шаблонов сценариев электронного обучения, встроенных в программный инструментарий, возможности простого и быстрого внесения изменений. Возможно формирование SCORM-пакетов.

CourseLab. Основное предназначение - изготовление ЭОР. Разработчик и поставщик – фирма Websoft Ltd. Система обеспечивает большой набор готовых шаблонов, которые могут изменяться пользователем. Модифицированный шаблон может быть сохранен и использоваться впоследствии при создании новых модулей ЭОР. Для ускорения создания учебных материалов в редактор CourseLab встроено большое количество готовых к применению сложных объектов, выполняющих различные функции - от разных способов показа текста до сложного тестирования – и не требующие программирования. Достаточно лишь выбрать нужный внешний вид объекта в соответствии с дизайном модуля и заполнить его параметры. CourseLab обеспечивает возможность быстрого создания: тестов, ознакомительных и вводных материалов; ролевые игры для формирования профессиональных навыков, интерактивных справочников, on-line тренингов и многое другое. Данная система нашла широкое применение в кадровых службах предприятий при подготовке материалов для переподготовки и повышения квалификации персонала.

В заключении данной главы следует отметить, что создаваемые с помощью большинства из перечисленных выше инструментальных систем ЭОР имеют одинаковый внешний вид как при использовании в локальной сети учебного заведения, так и при их поставках на CD. Таким образом, создаваемые ЭОР инвариантны к организации учебного процесса, сохраняют присущие конкретному ЭОР дидактически обоснованные сценарные схемы и удобную систему навигации независимо от режима их использования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!