Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а так же в процессе обучения.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
- Цели дистанционного обучения :
- Предоставление различным социальным группам в любых районах страны равных образовательных возможностей;
- Повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих образовательных учреждений;
- Позволяет студенту получить дополнительное образование параллельно с его деятельностью;
- Дополнительное образование направлено на расширение образовательной среды, на полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
- Особенности дистанционного обучения:
Нет необходимости посещать регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а можно работать в удобное время в удобном месте и удобном темпе.
Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний, позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
- Экономическая эффективность :
Эффективное использование учебных площадей, технических средств благодаря привлечению новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Концентрированное и унифицированное представление учебной информации на современных носителях и мультидоступ к ней снижают затраты на подготовку специалиста.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
- Особенности дистанционного обучения:
Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
- Использование « НИТ » (Новые информационные технологии).
В СДО используются преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
Сегодня применяются различные формы (методы) организации дистанционных занятий. К примеру:
- чат-занятия - с использованием чат-технологий;
- веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций;
- телеконференция;
- теле присутствие (обеспечивается с помощью робота R.Bot 100);
- почтовая рассылка учебно-методических материалов, видео- и аудиофайлов и т.д.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
- Курсы
- Электронная почта
- Форум и блоги
- Чат и ICQ
- Теле- и видеоконференции
- Skype
- Википедия
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
Система дистанционного образования включает программы и курсы различных уровней, а именно:
- Начальное образование. Программы и курсы, рассчитанные на учеников 5-11 лет: уроки чтения, арифметики, музыки. Значительная часть курсов имеет игровую форму, оптимальную для детского восприятия. Часть таких курсов может быть использована для определенных групп взрослого населения.
- Среднее образование. Курсы соответствуют типу и уровню среднего образования. На этом уровне активно применяют образовательные игры со значительным привлечением к компьютерным сетям. Примерами таких программ может быть дистанционная форма эвристического обучения Центра дистанционного образования "Эйдос".
- Среднее профессиональное образование. Курсы и программы для тех, кто закончил школу. Курсы дают возможность получить профессию, однако-более низкого уровня квалификации, чем курсы на получение степени.
- Подготовительные курсы. Курсы, которые готовят к обучению для повышения квалификации. Используются также различные олимпиады, что позволяет внести соревновательный элемент в обучение.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
- Высшее образование. Программы на получение степени бакалавра, специалиста и магистра. Большое значение имеет то, что лица, проживающие за границей, имеют возможность получать образование на родном языке, который не является государственным в стране их проживания.
- Последипломное образование. Научно-образовательные программы для получения степеней кандидата и доктора наук.
- Дополнительное образование. Сокращенные программы для лиц, уже имеющих высшее образование, но в другой области знаний. Курсы для получения дополнительных знаний в области, связанной с профессиональной деятельностью обучаемого. Например, курсы повышения квалификации, курсы иностранного языка. Существенным является то, что специалисты, которые работают на международном уровне, могут получать образование в той стране, в которой они работают. Это особенно важно для специалистов по международному бизнесу.
- Профессиональные курсы. Направлены на приобретение практических навыков, например курсы машинописи, бухгалтерские курсы. Они являются составляющими обучения, во время которого проводятся и практические занятия, на которых закрепляются полученные навыки. Сюда же стоит отнести и удаленное тестирование. Так, тест на знание русского языка как иностранного может складываться с помощью компьютерных телекоммуникаций из любой страны мира.
- Курсы социальной направленности. Например, курсы обучения населения правилам поведения в случае стихийных бедствий, правил дорожного движения и т.п. К этой группе относятся и курсы ликвидации неграмотности, если они направлены на определенные группы населения, например этнические меньшинства.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
- К очевидным плюсам дистанционного образования можно отнести:
- Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе;
- Свобода и гибкость обучения;
- Доступность обучения и доступность учебных материалов;
- Скорость общения;
- Технологичность образовательного процесса;
- Социальное равноправие и п р.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
- К минусам дистанционного обучения можно отнести :
- Не до конца разработаны стандарты качества и методики осуществления дистанционного образования.
- Не прояснены моменты с авторскими правами и записью дистанционных материалов.
- Не решена проблема идентификации личности обучаемого.
- Отсутствует реальное общение между студентами и преподавателями.
- Не привита пока жесткая самодисциплина студента
- нужна хорошая техническая оснащенность в домашних условиях.
- Не достает во многих случаях учебно-методического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
- Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям .
- Не все дисциплины могут быть представлены дистанционно.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
По решению исследуемой проблемы вносятся следующие предложения :
1. Рекомендовать Министерству образования и науки РФ четко прописать правовую базу дистанционного образования и ускорить процесс определения стандартов качества и методики дистанционного образования.
2. Уточнить положения об авторских правах дистанционных материалов. Разработать систему стимулирования преподавателей.
3. Предусматривать значительные вложения в его программное обеспечение.
4. Обратить особое внимание на создание интерактивных программных комплексов.
5. Усилить контроль по освоению учебного материала.
6. Осуществлять постоянный мониторинг качества оказания услуг и мотивации дистанционного обучения на основе анкетирования обучающихся.
7. Предложить Казанскому федеральному университету обеспечить факультет повышения квалификации соответствующим оборудованием для осуществления в режиме видеоконференции возможности участия и иногородних слушателей, к примеру, при защите итоговых проектов.
Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ
Таким образом, необходимо, чтобы традиционные и дистанционные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать и развиваться на одном уровне.
Благодарим за внимание!