Дефис между частями слова в наречиях.
Цель и задачи урок а:
- познакомить учащихся с дефисным написанием наречий;
- формировать навык написания дефиса в наречиях;
- повторить дефисное написание существительных, прилагательных и местоимений;
- учить отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом;
- учить конструировать предложения по схемам.
Дефис между частями слова в наречиях
Дефис пишется
- после приставок по- , в- ( во- ), если в слове есть суффиксы – ому (-ему ), -ых (-их), -и
по- ваш ему, в- треть их
- после приставки кое - ;
- перед суффиксами - то, -либо, -нибудь ;
- в сложных наречиях:
- кое-как, где-то, когда-нибудь, еле-еле
Дефис в наречиях
по-русски
по-заячьи
по-прежнему
по-моему
по-старому
во-первых
в-третьих
куда-то
где-либо
кто-нибудь
кое-как
еле-еле
В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксом -и-, -ому (-ему)
В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во-(в-) и суффиксов -ых(-их)
В наречиях после приставки кое- ; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь
В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов
мало-помалу
крепко-
накрепко
Запомнить!
Нежданно-негаданно
подобру – поздорову
видимо-невидимо
волей-неволей
давным-давно
мало-помалу
точь-в-точь
бок о бок
с глазу на глаз
Объяснительный диктант
Рассуждайте, применяя новое правило
и вычленяя морфемы: ¬ по - , ^ -и;
Скворец, сидя на карнизе, опускал крылья,
бормотал что-то по-птичьи и по-русски.
(А.Толстой)
С другом по-братски, с врагом по-солдатски.
(Пословица)
Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал… (А.Пушкин)
Найдем отличия
1.(По) прежнему шел сильный дождь.
2.Подводы двигались (по) прежнему пути.
3.Вот они поехали (по) новому мосту и остановились в деревне.
4.Жизнь в ней идет (по) новому.
Подсказка
НАРЕЧИЕ
- относится к глаголу
- не изменяется
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- относится к существительному
- изменяется по родам, числам, падежам
Проверим
1.По–прежн ему шел сильный дождь. ( Шел как? по-прежнему )
2.Подводы двигались по прежн ем у пути. ( По пути какому? прежнему )
3.Вот они поехали по нов ому мосту и остановились в деревне.
(По мосту какому? новому)
4.Жизнь в ней идет по –нов ому .
(Идет как? по – новому)
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, вставляя пропущенные знаки препинания.
( По) осе…ему сыплет ветер (по) осе…ему шепчут листья. Я медле…о иду (по) осе…ему лесу и слышу как падает шуршит и цепляется за ветки оброне…ый деревом (изжелт…)красный лист.
Проверим
По -осе нн ему сыплет ветер,
по- осе нн ему шепчут листья. Я медле нн о иду по осе нн ему лесу и слышу, как падает, шуршит и цепляется за ветки оброн е нн ый деревом изжелт а-к расный лист.
Спишите, раскрывая скобки, графически обозначая выбор.
- (По) волчьи выть
- жить (по) прежнему
- (по) новому закону
- (во) первых, подумай
- (по) лучше узнать
- (по) быстрее уйти
- петь (по) весеннему
- светит (по) летнему
- идти (по) волчьему следу
- одеться (по) новому
- (по) весеннему небу
- разделить (по) братски
Через дефис –
1, 2, 4, 7, 8, 10, 11
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
С востока , откуда (то) (из)далека, из (за) моря, точно синий туман, надв_галась ночь. Яркие з_рницы (по)минутно вспыхивали на небе и осв_щали кучевые обл_ка столпившиеся на г_ризонте.
В сонном воздухе (кое) где слышались какие (то) (не)ясные звуки, точно кто(то) вздыхал где (то)капала вода в траве (не) ум_лкаемо трещали кузнечики.
Проверим
С востока , откуда- то из далека, из-за
моря, точно синий туман, надв и галась ночь.
Яркие з а рницы по минутно вспыхивали на
небе и осв е щали кучевые обл а ка, толпившиеся
на г о ризонте .
В сонном воздухе кое -где слышались какие
то не ясные звуки, точно кто- то вздыхал,
где- то капала вода, в траве не ум о лкаемо
трещали кузнечики.
Раскройте скобки и вставьте пропущенные знаки препинания и буквы.
Ш..повник на вкус ок..зался чуть(чуть) кисловат полон мякоти и волосистые сем..чки было очень легко выплёвывать.(На) сколько хватало глаз т..нулся этот ш..повник. Я пр..встал на ц..почки, чтобы пр..кинуть это изобилие, и в просвете кустарника увид..л л..бастую голову. Медведь коротко и как (то) утробно рявкнул. Мне-то и (во) все (н..) чего не грозит: я лежу высоко на скале. Медведь разгл..дел, (на)конец, меня вильнул (по) заячьи и распластался в беге забрасывая задние лапы за передние. (Н. Сладков)
Ш и повник на вкус оказался чуть-чуть кисловат, полон мякоти, и волосистые сем е чки было очень легко выплёвывать. Насколько хватало глаз т я нулся этот ш и повник . Я пр и встал на ц ы почки, чтобы пр и кинуть это изобилие, и в просвете кустарника увид е л л о бастую голову. Медведь коротко и как -то утробно рявкнул. Мне-то и вов се ни чего не грозит: я лежу высоко на скале. Медведь разгл я дел, на конец, меня, вильнул по- заячь и и распластался в беге, забрасывая задние лапы за передние. (Н. Сладков)
Замените выделенное слово или словосочетание
синонимами-наречиями, которые пишутся через дефис:
1 . Меж тем мой бедный соловей чуть дышал в когтях у ней.
2. Очень далеко колокольчик звенит.
3. Он хорошо говорит на русском языке, на немецком и на французском.
4. Нигде не темнеет, не густеет гроза; разве в некоторых местах протянутся сверху вниз голубоватые полосы.
Проверим
- Меж тем мой бедный соловей едва-
едв а дышал в когтях у ней .
2. Очень далёко-далёко колокольчик
звенит.
3. Он хорошо говорит по-русски,
по-немецки, по-французск и .
4. Нигде не темнеет, не густеет гроза;
разве кое-где протянутся сверху вниз
голубоватые полосы.
Восстановите знаки и пропущенные буквы, раскройте скобки.
Чуть уловимый, (по) вечернему душистый дымок т..нулся откуда (то) в остывающ..м воздухе. Утре(н,нн)ее солнце мягко пр..грело землю и (по) весе(н,нн)ему дрожал (в) дали тонкий пар над ней.
Проверим
Чуть уловимый, по- вечерн ему душистый дымок т я нулся откуда -то в остывающ ем воздухе. Утр енн ее солнце мягко пр о грело землю, и по- весенн ему дрожал в дали тонкий пар над ней.
«Кто больше»
Составьте предложения, используя сложные наречия.
Еле-еле, едва-едва, крепко-накрепко,
строго-настрого, всего-навсего,
видимо-невидимо, волей-неволей,
день-деньской, мало-мальски,
темным-темно.
Домашнее задание § 42, упр. 254.
У нас всё получилось! Спасибо за работу!