СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный курс для изучения информатики в начальной школе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволит эффективно использовать информационные технологии и интегративный подход в обучении, добиваясь экономии времени и реальной разгрузки учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Электронный курс для изучения информатики в начальной школе»

Электронный курс для изучения информатики в начальной школе

Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволит эффективно использовать информационные технологии и интегративный подход в обучении, добиваясь экономии времени и реальной разгрузки учащихся.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики освоения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики и формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) при изучении школьных дисциплин;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной, познавательной и проектной деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики основной школы сложных учебных разделов,

требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического и системного мышления.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся, так как:

  • Использование компьютера естественно приводит к совершенствованию процесса обучения;

  • Применение игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и учащимися, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности;

  • Предоставляет возможность разрядить эмоциональную напряженность и создает условия, благоприятные для учебы.

Психологическая готовность ребенка к дальнейшей жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. В настоящее время это связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Не менее важной, в свою очередь, задачей является развитие абстрактного мышления, умения логически рассуждать. Все это наблюдается при раннем обучении информатики в школе с применением компьютерных технологий. Общеизвестно, что понимание и усвоение идет гораздо быстрее, если в процессе обучения используются все органы чувств. Информационно-иллюстративное обучение, организованное с помощью компьютерных технологий, способствует усвоению большего по объему и достаточно сложного материала.

В настоящее время курс «Информатика» для начальной школы достаточно хорошо обеспечен учебниками и дидактическими материалами, а также электронным сопровождением. Электронный ресурс удобно использовать учителем с начальным уровнем компьютерной грамотности. При его реализации используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие. В виртуальной среде активизируется работа зрительного канала учащегося. Через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение младшего школьника к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей. Электронный курс, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также и анимационные эффекты, позволяет визуализировать обучение, а в отличие от печатного учебного пособия, обладает интерактивными возможностями.

Электронный ресурс имеет простой, понятный для любого уровня пользователей интерфейс программы, поскольку призван максимально заинтересовать ребенка. Все учебные элементы реализованы с помощью языка программирования Java и языка гипертекстовой разметки HTML, что позволяет представлять электронные иллюстрации к излагаемому материалу.

Задания, использованные в электронном курсе, оформлены ярко и красочно. В качестве иллюстративных материалов использованы те, которые присутствуют в изучаемом курсе. В связи с этим срабатывается эффект узнавания, что ведет к дополнительному закреплению школьниками учебного материала. Визуальный экран заполняется максимально с минимальным использованием сервисных кнопок. Успешное выполнение заданий поощряется доброжелательными высказываниями ( рис 1).



























Рис.1.

Наличие подробных рекомендаций позволяет младшим школьникам использовать ресурс для самостоятельного закрепления учебного материала в домашних условиях. Одновременно с этим имеются методические рекомендации для учителя, позволяющие более грамотно и интересно построить школьные уроки, где конкретно указывается, когда, на каком этапе необходимо использовать данный ресурс.

Урок информатики с использованием электронного ресурса можно построить следующим образом:

  • Изучение основ информатики под непосредственным руководством учителя (20 мин);

  • Выполнение заданий по рассматриваемому информационному разделу с использованием электронного курса в качестве тренажера (15 мин);

  • Выполнение закрепляющих контрольных заданий.

В основу электронного курса для изучения информатики в начальной школе положена концепция развивающего обучения с учетом принципов наглядности и доступности подачи информации. Учебный материал излагается последовательно – от простого к сложному, стимулируется самостоятельность и активности каждого учащегося, предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.

2