Электронный учебник – как инновационное средство обучения
Высотина Оксана Викторовна,
учитель биологии и химии
МБОУ «Мезенская средняя школа
имени А.Г.Торцева»
Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением как наиболее стремительно развивающимся направлением организации образовательной деятельности. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников и их внедрению в учебный процесс. Электронные учебники становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения.
Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Для установки электронной формы учебника необходимо подключение к интернету. Для работы с электронной формой учебника на уроке подключение к интернету не требуется, работа может проходить в режиме offline. Для воспроизведения электронных учебников требуется устройство (планшет, ноутбук, стационарный компьютер и т.п.). Современные электронные формы учебников воспроизводятся на широком спектре устройств и практически на всех популярных операционных платформах. Таково требование Министерства образования и науки РФ, выполнение которого необходимо для внесения электронного учебника в Федеральный перечень. В Федеральный перечень учебников включаются учебники ... представленные в печатной форме ...и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника...*i
В своей работе я использую ЭФУ по органической химии (углублённый уровень), авторы Н.С. Новошинская и И.И. Новошинский, издательство «Русское слово». Данный учебник представляет собой компьютерную программу, имеющую удобную систему навигации, поиска и содержит много интерактивных элементов, позволяющих сделать урок более динамичным, ярким и увлекательным. Удобная навигация и дружественный интерфейс позволяют быстро ориентироваться и находить нужную информацию. В пособии реализован поиск по тексту издания и возможность создания закладок и комментариев на страницах книги. Особенно это удобно при конструировании уроков обобщения и систематизации пройденного материала.
Успех в изучении органической химии во многом зависит от формирования у обучающихся образных представлений о химическом, электронном и пространственном строении органических молекул и его влиянии на свойства вещества. Именно поэтому учебные тексты данного пособия сопровождаются большим количеством разнообразных медиаобъектов. Вызов любого медиаобъекта производится путём нажатия на пиктограмму или табличку с его названием, размещённую на странице учебника. Пиктограмма для каждого типа материала – своя, и ее использование последовательно выдерживается в учебнике, облегчая навигацию. В ЭФУ «Органическая химия» (углублённый уровень) встречаются такие медиаобъекты, как: дополнительный текстовый материал (это могут быть тексты – отрывки из художественных произведений, из словарей, энциклопедий, биографии ученых и др., иллюстрации, схемы); галереи изображений и презентаций, аудиофрагменты и видеофрагменты. Следует отметить, что в электронном учебнике возможно изменение размера шрифта. Каждый пользователь – учитель или ученик – сам может подобрать себе комфортный размер шрифта, чтобы было удобно читать и минимизировать нагрузку на глаза. Еще одна важная составная часть учебника - это тренажеры и контрольные тесты. Тренажёры содержат разнообразные по характеру задания: на установление последовательности, соответствия, впечатывания ответа, исправления ошибок в тексте, заполнение таблицы или пропусков, отгадывание кроссвордов, химических шарад. В конце каждого раздела, обучающимся предлагается выполнить контрольный тест, что позволяет осуществить контроль знаний обучающихся. После его прохождения выдаётся итоговая статистика, а также ответы, данные пользователем, которые можно сравнить с эталонными.
Таким образом, использование в учебном процессе ЭФУ даёт возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Обучающиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады. ЭФУ это не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу школьника с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот «электронный учитель» призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные технологии и мультимедийные возможности электронных средств обучения.
Использование электронной формы учебника на уроках химии даёт мне, как учителю возможность получить инновационный педагогический опыт и расширить спектр педагогических технологий, способствует формированию высокой степени мотивации и интереса к процессу обучения, его интенсивности; обеспечить объективность оценивания результатов и увеличить долю самостоятельной работы, что, несомненно, содействует более качественному и системному выполнению задач, поставленных ФГОС нового поколения, а ученику еще и приобрести уверенность в будущей социализации
в современном цифровом мире.
Литература
Бузоева М.А. Методические вопросы использования электронных учебников в образовательном процессе. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://курсы.1сентября.рф/каталог. Дата доступа: 13.11.2017
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. ЭФУ «Органическая химия» (углублённый уровень), Изд. «Русское слово», 2016
Ушаков Д.М. Электронные учебники: ожидания и реалии. Сб. статей и методических материалов./ Под ред. В.Е. Фрадкина – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2016.- 228 с.
i *Порядок формирования Федерального перечня учебников, рекомендуемых к ис-пользованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образова-тельных программ начального общего, основного общего, среднего общего образо-вания: http://минобрнауки.рф/documents/4983.