СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Элементы здоровьесберегающей технологии в практике педагога-психолога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование накопленных в нейропсихологии знаний и методов развивающих и оберегающих здоровье детей позволяет проанализировать сформированность высших психических функций и уточнить мишени коррекционного развивающего и сберегающего здоровье детей обучения. 

Просмотр содержимого документа
««Элементы здоровьесберегающей технологии в практике педагога-психолога»»

Элементы здоровьесберегающей технологии    в работе педагога Педагог-психолог ГБОУ «Школа №281» Е.Н. Розонова

Элементы здоровьесберегающей технологии в работе педагога

Педагог-психолог ГБОУ «Школа №281»

Е.Н. Розонова

Здоровьесберегающая технология  «… Здоровьесберегающая технология- это  педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка». Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру и умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. (В.И. Ковалько)

Здоровьесберегающая технология

«… Здоровьесберегающая технология- это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка».

Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру и умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

(В.И. Ковалько)

Метод замещающего онтогенеза  МЗО .     Метод замещающего онтогенеза – это специфическая коррекционная программа, в основе которой лежат универсальные нейробиологические и социо- культурные механизмы развития. Цель МЗО: активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ), воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития ребёнка и максимально используя психомоторную коррекцию, включающую телесно-ориентированные, этологические психотехники.

Метод замещающего онтогенеза МЗО

.

  Метод замещающего онтогенеза – это специфическая коррекционная программа, в основе которой лежат универсальные нейробиологические и социо- культурные механизмы развития.

Цель МЗО: активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ), воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития ребёнка и максимально используя психомоторную коррекцию, включающую телесно-ориентированные, этологические психотехники.

Базовые подходы МЗО нейропсихологический, включающий в себя дефектологические, логопедические и клинико-психологические методы; телесно-ориентированный; немедикаментозная иммунопрофилактика и коррекция психосоматического онтогенеза.

Базовые подходы МЗО

  • нейропсихологический, включающий в себя дефектологические, логопедические и клинико-психологические методы;
  • телесно-ориентированный;
  • немедикаментозная иммунопрофилактика и коррекция психосоматического онтогенеза.
Телесно-ориентированный подход ТОП – это физические упражнения, активизирующие определенные участки мозга и тем самым интегрирующие движение и мысль. Данные упражнения помогают улучшить состояние, почувствовать уверенность в себе и прилив сил, а также настроиться на выполнение дел и более ясно выделить важные приоритеты. Пять или десять минут, потраченных на упражнения - это ключик, открывающий дверь познания себя и доверия своему телу, которое готово оказать поддержку на протяжении всей жизни.

Телесно-ориентированный подход

  • ТОП – это физические упражнения, активизирующие определенные участки мозга и тем самым интегрирующие движение и мысль.
  • Данные упражнения помогают улучшить состояние, почувствовать уверенность в себе и прилив сил, а также настроиться на выполнение дел и более ясно выделить важные приоритеты.
  • Пять или десять минут, потраченных на упражнения - это ключик, открывающий дверь познания себя и доверия своему телу, которое готово оказать поддержку на протяжении всей жизни.

Энергитизация тела и активизация работы головного мозга Вода помогает активизировать работу мозга. Всего один стакан чистой воды способен изменить работу головного мозга.  Гимнастика мозга:  универсальна для детей и взрослых; проста и не требует какой-либо специальной физической подготовки; при регулярном выполнении снимает усталость, повышает концентрацию, умственную и физическую активность.

Энергитизация тела и активизация работы головного мозга

  • Вода помогает активизировать работу мозга. Всего один стакан чистой воды способен изменить работу головного мозга.
  • Гимнастика мозга:
  • универсальна для детей и взрослых;
  • проста и не требует какой-либо специальной физической подготовки;
  • при регулярном выполнении снимает усталость, повышает концентрацию, умственную и физическую активность.
Дыхание Дыхательные упражнения  улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; эффективны для коррекции дефицита внимания и двигательной расторможенности; Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность

Дыхание

Дыхательные упражнения

  • улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
  • эффективны для коррекции дефицита внимания и двигательной расторможенности;

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

  • Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.
  • Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность
Упражнения, повышающие энергию тела     Упражнения обеспечивают приток крови, обогащенной кислородом к головному мозгу, за счет чего происходит лучшее восприятие информации: улучшают одновременную работу глаз; снижается визуальное напряжение, повышается уровень энергии; улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания;  улучшается внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы, восприятию информации.

Упражнения, повышающие энергию тела  

Упражнения обеспечивают приток крови, обогащенной кислородом к головному мозгу, за счет чего происходит лучшее восприятие информации:

  • улучшают одновременную работу глаз; снижается визуальное напряжение, повышается уровень энергии;
  • улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания;
  • улучшается внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы, восприятию информации.
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела Упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве,  способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил, и усвоение новой информации  улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания, скорости, выразительности, эмоциональности

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела

Упражнения помогают использовать оба полушария гармонично,

  • способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве,
  • способствуют улучшению слуха и зрения,
  • обеспечивают прилив жизненных сил, и усвоение новой информации
  • улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания, скорости, выразительности, эмоциональности
Растяжки  Упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле и влияют на: улучшают и активизируют навыки внимания, памяти, моторной координации для письменной работы, улучшают фокус и концентрацию внимания, улучшают способность планирования внутреннего речевого высказывания, и как следствие, более плавной и связной речи , увеличивают энергию в руках и пальцах.

Растяжки

Упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле и влияют на:

  • улучшают и активизируют навыки внимания, памяти, моторной координации для письменной работы,
  • улучшают фокус и концентрацию внимания,
  • улучшают способность планирования внутреннего речевого высказывания, и как следствие, более плавной и связной речи ,
  • увеличивают энергию в руках и пальцах.
Глазодвигательные упражнения  Упражнения снимают усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука – глаз», улучшаются действия, требующие зрительной работы повышают концентрацию внимания,  улучшают качество письма, чтения,   стимулируют внутреннюю речь, способствуют творческому мышлению  

Глазодвигательные упражнения

Упражнения снимают усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука – глаз», улучшаются действия, требующие зрительной работы

  • повышают концентрацию внимания,
  • улучшают качество письма, чтения,
  •   стимулируют внутреннюю речь,
  • способствуют творческому мышлению

 

  Семенович А.В.

  Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.

Смирнова С., Цыпленкова О.

«Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология», «Луч», 2017

используемые источники

http:// soul.psiakon.ru/gimnastika-mozga/upraznenia-gm

https:// e.nshkoli.ru/default.aspx?mid=24353