Просмотр содержимого документа
««Элементы здоровьесберегающей технологии в практике педагога-психолога»»
Элементы здоровьесберегающей технологии в работе педагога
Педагог-психолог ГБОУ «Школа №281»
Е.Н. Розонова
Здоровьесберегающая технология
«… Здоровьесберегающая технология- это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка».
Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру и умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
(В.И. Ковалько)
Метод замещающего онтогенеза МЗО
.
Метод замещающего онтогенеза – это специфическая коррекционная программа, в основе которой лежат универсальные нейробиологические и социо- культурные механизмы развития.
Цель МЗО: активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ), воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития ребёнка и максимально используя психомоторную коррекцию, включающую телесно-ориентированные, этологические психотехники.
Базовые подходы МЗО
- нейропсихологический, включающий в себя дефектологические, логопедические и клинико-психологические методы;
- телесно-ориентированный;
- немедикаментозная иммунопрофилактика и коррекция психосоматического онтогенеза.
Телесно-ориентированный подход
- ТОП – это физические упражнения, активизирующие определенные участки мозга и тем самым интегрирующие движение и мысль.
- Данные упражнения помогают улучшить состояние, почувствовать уверенность в себе и прилив сил, а также настроиться на выполнение дел и более ясно выделить важные приоритеты.
- Пять или десять минут, потраченных на упражнения - это ключик, открывающий дверь познания себя и доверия своему телу, которое готово оказать поддержку на протяжении всей жизни.
Энергитизация тела и активизация работы головного мозга
- Вода помогает активизировать работу мозга. Всего один стакан чистой воды способен изменить работу головного мозга.
- Гимнастика мозга:
- универсальна для детей и взрослых;
- проста и не требует какой-либо специальной физической подготовки;
- при регулярном выполнении снимает усталость, повышает концентрацию, умственную и физическую активность.
Дыхание
Дыхательные упражнения
- улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
- эффективны для коррекции дефицита внимания и двигательной расторможенности;
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.
- Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.
- Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность
Упражнения, повышающие энергию тела
Упражнения обеспечивают приток крови, обогащенной кислородом к головному мозгу, за счет чего происходит лучшее восприятие информации:
- улучшают одновременную работу глаз; снижается визуальное напряжение, повышается уровень энергии;
- улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания;
- улучшается внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы, восприятию информации.
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела
Упражнения помогают использовать оба полушария гармонично,
- способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве,
- способствуют улучшению слуха и зрения,
- обеспечивают прилив жизненных сил, и усвоение новой информации
- улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания, скорости, выразительности, эмоциональности
Растяжки
Упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле и влияют на:
- улучшают и активизируют навыки внимания, памяти, моторной координации для письменной работы,
- улучшают фокус и концентрацию внимания,
- улучшают способность планирования внутреннего речевого высказывания, и как следствие, более плавной и связной речи ,
- увеличивают энергию в руках и пальцах.
Глазодвигательные упражнения
Упражнения снимают усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука – глаз», улучшаются действия, требующие зрительной работы
- повышают концентрацию внимания,
- улучшают качество письма, чтения,
- стимулируют внутреннюю речь,
- способствуют творческому мышлению
Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.
Смирнова С., Цыпленкова О.
«Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология», «Луч», 2017
используемые источники
http:// soul.psiakon.ru/gimnastika-mozga/upraznenia-gm
https:// e.nshkoli.ru/default.aspx?mid=24353