«Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности»
«ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО И РЕЖИССЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Педагогическое искусство – театр одного актера, поэтому педагогу необходимо знать принципы театрального действия, его законы. Система Станиславского – наука об актерском творчестве, способ развития и обогащения творческих способностей. В ее основе лежит следующий принцип: в работе необходимо отталкиваться не от самочувствия, не от психического состояния, мало подвластных воле и сознанию, а от логики физических действий, которая при верном ее осуществлении способна рефлекторно вызывать соответствующие чувства, воздействовать на психику с ее подсознанием. Следовательно, педагогу необходимо тренировать прежде всего органы восприятия, с которого начинается любое органическое действие, в том числе и педагогическое. Нарушение этого закона выключает человека из процесса взаимодействия с аудиторией.
Педагогический талант – это комбинация следующих творческих способностей человека:
заразительность,
личное обаяние,
правильность интуиции,
дикция,
пластичность и красота жестов,
способность к характерности,
любовь к делу, вкус,
наблюдательность,
впечатлительность,
воображение,
искренность,
непосредственность,
самообладание,
находчивость и т.д.
Заразительность – самое главное из качеств, т.к. именно благодаря ей срабатывает основной закон межличностного общения – совместимость общающихся.
Совместимость включает в себя 3 компонента:
познавательный (овладение педагогом системой навыков и умений правильного познания личностных особенностей и оценки других людей);
эстетический (внешний и внутренний облик участника общения вызывает определенное к себе отношение);
поведенческий (слова и дела, адресуемые участниками общения друг другу).
Одним из важных условий, обуславливающих педагогическую совместимость, является сила чувств и переживаний, их яркость и многообразие, способность воспринимать действительность всегда как бы впервые.
Станиславский выделял следующие стадии органического процесса общения (они целиком применимы к педагогической деятельности):
выход на сцену, рассматривание всех присутствующих, ориентирование и выбор объекта общения;
привлечение на себя внимания выбранного объекта;
«зондирование души объекта щупальцами глаз»;
передача своих мыслей и видений объекту;
отклик объекта и обоюдный обмен информацией и душевными токами.
Существует несколько методов завоевания внимания аудитории, крайними из которых являются пассивный и агрессивный. Пассивный заключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности посредством последовательного, логически стройного размышления и умеренной чувственности. Агрессивный заключается в том, что педагог приковывает к себе внимание слушателей мощным потоком своих чувств и волеизлучения, идущих через интеллект. Он как бы гипнотизирует аудиторию. Это путь сильных, умных, креативных педагогов.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципы педагогического мастерства.
Жизненная правда. Недопустимость нарочитого, ложного, фальшивого.
Сверхзадача. То, к чему стремиться. По отношению к различным стадиям педагогического процесса сверхзадача может иметь три уровня:
общая: отражает отношение педагога к деятельности;
этапная: сверхзадача отдельного урока или курса;
ситуативная: возникают в различных ситуациях и условиях деятельности.
Принцип активности и действия. Нельзя играть образы и страсти, надо действовать в образах и страстях. Действие – волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели и объединяющий в себе физическое и психическое.
В современной науке выделяют 4 типа педагогов.
Инициативный. Воображение работает неустанно, самостоятельно, без особых усилий. Обычно у учителей этого типа содержание излагаемого материала резко отличается от изложения материала учебником.
Без инициативный, но легко схватывает то, что подсказывают и самостоятельно развивает. Роль такой подсказки могут сыграть и материалы учебника, и методическая разработка и т.д. Детям интересно также как и с учителем первого типа, т.к. для них в тайне остается поиск учителя, они лишь соучастники увлекательного процесса познания.
Схватывает подсказку, но не развивает ее, т.к. нет способностей. Учитель работает неровно, уроки то удаются, то нет. То же происходит и у детей с интересом к учебе.
Чтобы урок прошел успешно, подготовка к уроку должна включать в себя следующие аспекты:
знакомство с учебным материалом;
возбуждение у себя желания творить;
искание в себе самом – «что об этом знаю, что по-новому могу осветить»;
поиски вне себя духовного материала (книги, журналы, фильмы, выставки);
видение класса, каждого ученика, осмысление своих действий и действий учащихся;
деление урока на части, объединенные общей задачей, «манкость» (притягательность) этой задачи;
управление мышцами, тренировка кругов внимания.
Приведем для примера некоторые упражнения на формирование необходимых для педагога умений.
Формирование умений коллективной творческой деятельности.
Упражнение 1. «Смена обстановки». Тихо перейти с места на место, сесть в полукруг, в два ряда, поменяться местами вместе со стульями, проделать то же самое с закрытыми глазами. Сесть всем одновременно: сначала по хлопку, затем молча, наблюдая друг за другом.
Упражнение 2. «Пишущая машинка». За каждым участником закрепляется определенная буква, цифра или знак препинания. При чтении заданного отрывка учащиеся встают в соответствии с присвоенной им буквой. Постепенно темп чтения увеличивается.
Варианты игры:
А) каждая пятая или седьмая буква произносится вслух и т.д.;
Б) каждому предлагается про себя петь любую песню. По одному сигналу петь ее вслух, по другому опять про себя. Задача – не сбиться со своей мелодии в тот момент, когда поют все вместе;
В) одна и та же песня поется хором, затем по сигналу про себя, затем вслух несколькими голосами и т.д.
Упражнения на развитие восприятия и наблюдательности, смелости и непосредственности.
Упражнение 1. «Переключение внимания». Педагог подает команды: дверь, стол, дом за окном, ткань своей одежды, звуки улицы, карандаш, конфета во рту, пуговица на одежде, звук трамвая, запах мимозы. Пробегите бегом до автобусной остановки. Сядьте в вагон метро. Составьте букет из полевых цветов. Вспомните какого-нибудь литературного героя. Походите по Третьяковской галерее. Роза, ее цвет и запах. Посмотрите, что лежит у меня на столе. Послушайте, что происходит на улице. Вспомните звук виолончели. Как выглядит наш актовый зал. Послушайте голоса в коридоре. Что я убрала со стола? Запах ацетона. Вспомните летний пейзаж. Вспомните басню И.А.Крылова. Какие изъяны есть в вашей обуви?
Упражнение 2. «Оправдание действия».
По сигналу педагога все мгновенно принимают необычную для самих себя позу. Каждый должен дать для нее убедительное оправдание в области физических действий, а не психического состояния. Например, замахнулся, держа топор в руке.
«Скульптура». Все делятся на пары. Каждый как бы лепит из своего визави скульптуру. Руки, голову, ноги, торс ставит так, как ему заблагорассудится. «Скульптура» не должна протестовать. Потом она должна оправдать свою позу. Очень важно: оправдание должно идти изнутри: «Что бы я стал делать, окажись в таком положении?».
К человеческому характеру надо двигаться постепенно. Его зерно – это самая суть человека, которая проявляется в манере восприятия мира, в манере мышления, поведения, взгляде, это душевная типичность, характерность внутреннего образа. Не познав этой сути, мы не сможем развить, обучить и воспитать творческую личность.