Сценарий спортивного мероприятия:
«Элементы этнопедагогики в физическом воспитании обучающихся»
Цель: приобщение учащихся к сложным условиям походной жизни, умениям и навыкам предков- охотников, изучение природы родного края .
Задачи:
Оздоровительная: содействовать развитию и совершенствованию двигательной активности детей на свежем воздухе.
Обучающая: обучать навыкам оказания первой медицинской помощи, организации и проведению пеших походов, ориентирования на местности, проведению национальных обрядов.
Воспитательная: создать благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков, научить самостоятельности, бережному отношению к природе родного края, способности проявлять взаимопомощь, смекалку и находчивость, почитанию и сохранению обрядов и обычаев своего народа, совместному активному отдыху детей и родителей.
Инвентарь: Палатки, тенты, пенополиуретановые коврики, ведра, котелки, топоры, лопаты, волейбольные, футбольные, баскетбольные, малые мячи, скакалки, флажки, веревки, аптечка, компасы, линейки, ремонтный набор, фломастеры, бумага.
Место проведения: местность «Керчех» в 2 км от населенного пункта 19 мая 2021 г.
Участники: 3 команды из числа учащихся 5 -11 классов, 2 команды из числа учащихся 1-4 классов. Наличие эмблемы, названия команды, единой спортивной формы.
Программа соревнований
Марш - бросок до места проведения соревнований по 10 участников от команды. Пеший поход остальных участников.
Торжественная линейка.
Отдых и обустройство места проведения.
Преодоление полосы препятствий.
«Веселые старты».
Конкурс поваров.
Обед. Обряд кормления духа огня «Уот тэмиэрийэ».
Конкурс санитаров.
Конкурс сигнальщиков.
Стрельба из пневматической винтовки.
Конкурс стенгазет.
Ориентирование на местности.
Юмористический конкурс.
Торжественная линейка: Подведение итогов конкурсов, соревнований, смотров. Определение победителей, призеров. Награждение команд.
Подведение итогов и награждение: Сильнейшая команда выявляется по наибольшему количеству набранных очков. Победители награждаются грамотами и призами.
Ход мероприятия: Команды заранее получают задания: придумать название команды, девиз, выбор единой формы или единый элемент одежды, приготовить музыкальный номер.
В 10.00 ч все учащиеся, учителя, родители собираются у здания школы.
Кросс: По 8-10 (5 мальчиков и 5 девочек) самых выносливых и быстрых членов команд стартуют и бегут кросс до места проведения соревнования. Команда должна бежать вместе, помогая друг другу и финишировать вместе. Время фиксируется по результату последнего члена команды.
Остальные члены команды идут пешком до места проведения соревнований и несут вещи своих товарищей по команде.
Торжественная линейка. Построение, приветствие команд. Выступление директора школы, организатора УВР. Объявление повестки дня, правил соревнований, инструктаж по технике безопасности.
Исполнение песни «Сахам сирэ» (Якутия моя).
Дается время для отдыха и обустройства биваков. Родители и кураторы помогают командам натянуть тенты, если идет дождь, установить столы и сиденья из подручных материалов.
Преодоление полосы препятствий: Все участники команд, готовятся к преодолению полосы препятствий. У каждого в рюкзаке кружка, миска, ложка, полотенце, мыло, зубная паста и щетка. По жеребьевке первая команда готовится к старту. На каждом этапе назначается контролер. Если участник ошибается, не выполняет задание, он проходит этап повторно до тех пор, пока не выполнит правильно.
1 этап - укладка рюкзака;
2 этап - установка палатки;
3 этап - преодоление изгороди из 5 жердей;
4 этап - бег по «кочкам»;
5 этап - прыжок с шестом через ров с водой;
6 этап - переправа по бревну через ручеек;
7 этап - перепрыгивание барьера и переползание под барьером;
8 этап - «мышеловка»;
9 этап - укладка палатки, построение.
«Веселые старты» для учащихся 1-4 классов: Учащиеся строятся для проведения соревнования. Участвуют 2 команды.
Этапы эстафет:
1. бег с мячом: баскетбольный мяч берут в руки и бегут по одному, обегают флажок на расстоянии 20 м., передают мяч следующему участнику.
2. бег парами: первый участник бежит, обегает флажок, берет второго за руку, вдвоем обегают флажок, первый остается, второй берет третьего и т. д. пока все участники не примут участие в беге.
3. прыжки на одной ноге: прыгают на одной ноге до флажка, обратно – бегом.
4. прыжки на двух ногах: мяч зажимают между коленями или голеностопами, прыгают до флажка, не роняя мяч, обратно – бегом.
5. передачи мяча «Передал - садись!»: водящий игрок с волейбольным мячом становится напротив своей колонны, по сигналу передает мяч первому игроку, тот ловит мяч, передает обратно и садится на корточки. Водящий ловит мяч и передает второму и т.д.
6. «Паровоз»: все дети держатся за руки, бегут не отрывая руки друг от друга, прибегают и строятся.
7. Переноска двух мячей: бегут с двумя баскетбольными мячами и передают следующему участнику.
8. Бег со скакалкой: бегут, перепрыгивая на ходу через скакалку.
9. Передача мяча в колоннах: передают баскетбольный мяч сверху в руки следующего, последний игрок, получив мяч, бежит в начало колонны и передает мяч первому, и так пока последний участник не прибежит в начало колонны. Также передают мяч снизу между ногами из рук в руки.
Конкурс поваров: 2 мальчика, 2 девочки из каждой команды по сигналу начинают готовить хворост для костра, чтобы вскипятить чай в котелке и приготовить таежный суп. Выигрывает команда, чей чай вскипел первым. Суп оценивается по быстроте приготовления и по вкусовым качествам. Кроме того, проверяется наличие кухонного инвентаря: половника, разделочной доски, ножа, консервного ножа, посуды, рукавиц костровых.
Смотр - конкурс сервировки походного стола. Обед.
Конкурс санитаров: оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, ожогах, обморожении, переломах, кровотечениях, утоплении, транспортировка пострадавшего.
Конкурс сигнальщиков: передача и прием текста флажного семафора. Участвуют по 2 сигнальщика.
Стрельба из пневматической винтовки: участвуют 2 девочки и 2 мальчика. Цель – мишень №8, стоя, расстояние- 10 метров, по 5 выстрелов.
Конкурс стенгазет: выпуск газеты, дневника похода редколлегией команд.
Ориентирование на местности. Задание с поиском контрольных пунктов, флажков. Ориентирование по «белой» карте. Задание, показывающее местонахождение старта, КП, финиша, соединенные прямыми линиями, стрелка, указывающее направление на север и масштаб. С помощью компаса определить азимут, с помощью линейки применить масштаб, вычислить расстояние до контрольного пункта. Сделать отметки о посещении КП с помощью цветных карандашей.
Конкурс юмористического номера: танец, песня, сценка, инсценировка, пародия.
Игры, развлечения, песни у костра, полдник.
Торжественная линейка. Подведение итогов конкурсов, соревнований, смотров. Определение победителей, призеров. Награждение команд.
Уборка места соревнований, столов, биваков.
Организованный марш домой.