ЭЛЕМЕНТЫ МНОГОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ.
Кочанжи Надежда Пантелеевна
Преподаватель гагаузского языка и литературы, 1 дидактическая степень
ПУ гимназия им Фёдора Ангели с. Гайдар
E-mail: nadezdakocanzi 96@ gmail . com
В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ
Актуальность темы исследования.
Исследование и внедрение многоязычного обучения.
Язык и нравственность.
Методические рекомендации для организации многоязычного обучения на уроках ДНВ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Республика Молдова — страна с немногочисленным, но многонациональным населением, расположенная на юго-востоке Европы между Румынией и Украиной. Состав населения региона в этническом и культурном отношении всегда был достаточно разнообразным, что четко прослеживалось на протяжении всех исторических эпох — в этом состоит уникальность данного края.
- Тянущиеся к высокой русской культуре молдаване и представители других национальностей считали обязательным знание русского языка, так как это открывало возможность приобщиться к русской культуре и посредством ее — к мировой, а также успешно социализироваться.
- В силу этого в Молдове, в отличие от других союзных республик (например, Грузии, Узбекистана), знание национального языка — языка большинства, равно как и языков национальных меньшинств, оказалось не востребованным.
В стратегическом документе по развитию образования АТО Гагаузии нашла широкую поддержку позиция Совета Европы по вопросу развития языкового многообразия, в связи с чем многоязычие и поликультурность провозглашены в качестве значимых принципов системы регионального образования.
ÇOKDİLLİ ORTAMIN KURULMASI
Основополагающая цель : «в продвижении и развитии гагаузского языка, обеспечении права на изучение родных языков (болгарского, украинского, романи и др.), повышении уровня знания государственного и иностранных языков, а также укреплении уважения к культурному и языковому разнообразию Гагаузии»
Исследование и внедрение многоязычного обучения
- Изучить механизмы межкультурного взаимодействия в республике
- Сохранение родного языка и расширение среды общения на гагаузском языке
- Создание языковой среды для государственного\румынского языка.
- Изучить опыт внедрения многоязычного обучения в мировой практике
- Разработка Модели внедрения многоязычного обучения в АТО Гагаузии с учетом региональных особенностей языковой среды.
Основные направления деятельности в рамках Программы МО
Наименование мероприятия
Сроки реализации
1. Организационные мероприятия
Ответственные
2. Языковое планирование
Ожидаемые результаты
3. Методическая работа (учителя, их участие в пилотировании и профессиональное развитие)
4. Учебные и другие ресурсы гимназии и их развитие
5. Привлечение родителей к участию в Программе МО;
6.Мониторинг реализации Программы, включая оценку достижений учащихся;
7. Сотрудничество с другими школами и организациями, информирование о Программе;
8 Координирование программы, ответственность и отчетность.
ЯЗЫКОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРОГРАММЕ МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ ИМ Ф.А.АНГЕЛИ С. ГАЙДАР НА ПЕРИОД 2021-2025 ГОДЫ
Учебные предметы
2021-2022 год
2022-2023
1 год обучения
ДНВ/развитие личности
2023-2024
2 год обучения
ИЗО/технологическое воспитание
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
Физическое воспитание
Русский язык и гагаузский язык
50/50
3 год обучения
2024-2025
Русский язык и гагаузский язык
50/50
Русский язык и гагаузский язык
Гагаузский язык
40/60
4 год обучения
Музыкальное воспитание
Гагаузский язык
100%
40/60
Гагаузский язык
50/50
Русский язык и гагаузский язык
Познание мира
Русский язык и румынский язык
Русский язык и румынский язык
Гагаузский язык
40/60
100%
100%
80/20
Русский язык и румынский язык
-
Русский язык и румынский язык
100%
90/10
Русский язык и гагаузский язык
70/30
Русский язык и румынский язык
80/20
Русский язык и гагаузский язык
80/20
60/40
Русский язык и румынский язык
50/50
70/30
Русский язык и гагаузский язык
60/40
ЯЗЫКОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРОГРАММЕ МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ ИМ Ф.А.АНГЕЛИ С. ГАЙДАР НА ПЕРИОД 2021-2025 ГОДЫ (адаптированная, с изменениями)
Учебные предметы
2021-2022 год
2022-2023
1 год обучения
ДНВ/развитие личности
2023-2024
2 год обучения
ИЗО/технологическое воспитание
Русский язык и гагаузский язык
Физическое воспитание
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
50/50
3 год обучения
2024-2025
40/60
Русский язык и гагаузский язык
Музыкальное воспитание
4 год обучения
50/50
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
Познание мира
Русский язык и румынский язык
Русский язык и гагаузский язык
50/50
Гагаузский язык
40/60
Русский язык и гагаузский язык
40/60
100%
-
40/60
Русский язык и румынский язык
Гражданское воспитание/развитие личности
40/60
Гагаузский язык
80/20
Русский язык и румынский язык
Русский язык и румынский язык
100%
70/30
Русский язык и румынский язык
90/10
Русский язык и гагаузский язык
Кружковая деятельность
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
80/20
80/20
Русский язык и румынский язык
60/40
Русский язык и румынский язык
Русский язык и гагаузский язык
50/50
70/30
Русский язык и гагаузский язык
70/30
Русский язык и румынский язык
Русский язык и румынский язык
80/20
Русский язык и гагаузский язык
60/40
60/40
50/50
70/30
Русский язык и румынский язык
80/20
Русский язык и румынский язык
60/40
70/30
Русский язык и румынский язык
60/40
ЯЗЫКОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРОГРАММЕ МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ ИМ Ф.АНГЕЛИ С. ГАЙДАР
Учебные предметы
2021-2022 год
2022-2023
1 год обучения
ДНВ/развитие личности
2023-2024
2 год обучения
ИЗО/технологическое воспитание
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
Физическое воспитание
3 год обучения
50/50
2024-2025
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
50/50
4 год обучения
Русский язык и гагаузский язык
40/60
Музыкальное воспитание
Русский язык и гагаузский язык
30/70
50/50
Гагаузский язык
50/50
Русский язык и гагаузский язык
Познание мира
Русский язык и румынский язык
Русский язык и гагаузский язык
20/80
50/50
Гагаузский язык
100%
Гражданское воспитание/развитие личности
80/20
Русский язык и румынский язык
-
50/50
Русский язык и гагаузский язык
100%
Русский язык и гагаузский язык
75/25
Русский язык и румынский язык
50/50
Кружковая деятельность
70/30
90/10
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и румынский язык
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
География
Русский язык и румынский язык
65/35
80/20
Русский язык и гагаузский язык
70/30
Русский язык и румынский язык
60/40
Русский язык и гагаузский язык
Биология
80/20
80/20
Русский язык и румынский язык
Русский язык и румынский язык
70/30
80/20
Русский язык и румынский язык
50/50
60/40
70/30
Русский язык и румынский язык
Русский язык и гагаузский язык
60/40
90/10
Русский язык и гагаузский язык
Русский язык и гагаузский язык
80/20
90/10
Русский язык и гагаузский язык
80/20
ШКОЛЬНЫЙ КУРРИКУЛУМ Специфическая компетенция
.
01
03
02
04
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ЕДИНИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ
РЕЧЕВОЙ ПРОДУКТ
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Соответственно, целью реализации рассматриваемой Модели мультилингвального образования (и ее идеальным результатом) является формирование мультилингвальной личности учащегося , проживающеего в многонациональном регионе Молдовы – АТО Гагаузии. В общем и целом выделено пять ведущих черт мультилингвальной личности учащегося общеобразовательного учреждения.
- 1. Мотивированность к изучению различных языков и культур , владение несколькими языками на уровне европейских стандартов, владение навыками познавательного и рефлексивного использования многоязычного вербального инструментария, познавательными стратегиями языкового и культурного самообразования 1 .
- 2. Позитивное этническое самосознание и национальная идентичность, толерантное отношение к представителям других этносов.
- 3. Сформированность представлений о многообразии и общности культур в Гагаузии, Молдове и мире, позитивное отношение к культурным различиям , обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.
- 4. Высокий уровень общей культуры , способность вступать в продуктивный межкультурный диалог на разных языках, субъектное взаимодействие с Другим, осознание своей роли и ответственности за результат данного взаимодействия.
- 5 . Способность интегрироваться в поликультурное информационное пространство благодаря наличию многоязычного вербального инструментария, позволяющего осуществлять диалогическое взаимодействие с миром.
Формирование этих черт у учащихся, собственно, и представляет собой комплекс
задач реализации Модели мультилингвального образования.
1. Мотивированность к изучению различных языков и культур , владение несколькими языками.
Содержание обучения
Методы и приемы активизации речи учащихся
Речевой продукт
Методические рекомендации по тематической организации работы с учащимися начального и гимназического звена
Тематические блоки
«Мир вокруг нас»,
Цикл образования
Данный цикл направлен на выявление как общих черт, так и лингвострановедческих особенностей изучаемых языков и народов – носителей данных языков.
Начальные классы
Учебные дисциплины
Период реализации
«Культурные ценности в современном мире»;
ДНВ/Развитие личности
Гимназическое звено
Примерное содержание
Румынский язык и литература Русский язык и литература
Первый семестр
Начальные классы
Данный цикл способствует созданию сказочно-мифологической культурной среды в начальной школе
ИЗО/технологическое воспитание
«Язык – живительной силы родник»;
Гимназическое звено
интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, способствующие раскрытию связей и отношений между культурами малых народов, населяющих Гагаузию
ДНВ/Развитие личности
Гагаузский язык и литература ИКТГН Английский язык
Физическое воспитание
Начальные классы
В этом цикле уроков формируется способность детей переключаться с языка на язык, классифицировать сравниваемые языковые явления и выявлять сходства и различия между ними.
интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, способствующие раскрытию связей и отношений между культурами других известных стран и народов (Молдовы, Турции, Румынии, Украины, России, США, Великобритании, Германии и др.).
ИЗО/технологическое воспитание
Румынский язык и литература Русский язык и литература
ИЗО/технологическое воспитание
Гражданское воспитание/Развитие личности
Гимназическое звено
ДНВ/Развитие личности
1) приобщаются к сказкам, мифам, легендам, национальным обычаям и обрядам;
Физическое воспитание
Гагаузский язык и литература, ИКТГН ,Английский язык
Биология, История
ИЗО/технологическое воспитание
Второй семестр
В данном цикле рассматриваются народы, проживающие на территории Гагаузии и Молдовы, вопросы формирования идентичности народов, проживающих на ее территории. На интегрированных уроках по языкам, изучаемым в гимназии, а также по познанию мира, географии, биологии, истории, гражданского воспитания и на внеклассных мероприятиях изучаются особенности географических и природных условий Гагаузии, ее историческая и духовная связь с жизнью Молдовы, многонациональный состав Гагаузии.
2) участвуют в народных подвижных, театрализованных и сюжетно-ролевых играх;
Румынский язык и литература Русский язык и литература
Гражданское воспитание/Развитие личности
ИЗО/технологическое воспитание
Английский язык, Русский и румынский языки и литература
С помощью изучаемых языков учащиеся знакомятся с разными возможностями обозначения общих и известных детям понятий, например: «Разные языки о весне», «Особенности климата и погоды на разных языках» (в интеграции с уроками окружающего мира, ИЗО, технологии, физики, математики), «Способы выражения прошедшего времени в разных языках» и т. д.
Физическое воспитание
3) овладевают различными видами народно-прикладного творчества.
Гагаузский язык и литература, ИКТГН ,Английский язык
Биология, История, география
Гагаузский язык и ИКТГН
Гражданское воспитание/Развитие личности
ИЗО/технологическое воспитание
Английский язык, Русский и румынский языки и литература
Данный цикл объединяет систему интегрированных уроков и внеклассных мероприятий, направленных на демонстрацию умений детей активно пользоваться изучаемыми языками в разных видах речевой деятельности: декламации стихов, литературных чтениях, театральных постановках, конкурсах сочинений на разных языках.
Гагаузский язык и литература, ИКТГН
Биология, История, география
Английский язык, Русский и румынский языки и литература
Гагаузский язык и литература, ИКТГН
Фокус наблюдения
Содержание урока
Активизация предварительных знаний/ навыков
Проверка понимания
Взаимодействие учащихся с учащимися и учителя с учащимися
…… ..
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ За деятельностью дидактического кадра в рамках пилотирования проекта многоязычного обучения _________________ учебный год Ф.И.О. педагога: ________________________Дисциплина:_____________________________Класс:__________________ Дата посещения __________________Учебное заведение___________________Наблюдение проводил: ___________
Вид/направление деятельности преподавателя и учащихся
Уровень использования/применения
1
2
постоянно
Учитель строит урок с учетом целей по языку и предмету
часто
Учитель предмета использует различные методы построения понимания учащимися понятий на втором языке ( не прибегая постоянно или часто к прямому переводу на ; родной язык/Я 1): например , визуальные средства, пояснение в контексте, моделирование (эксперименты) и другие
3
Учитель акцентирует внимания учащихся на лексике, включающей речевые модели, терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения;
4
редко
Не использует
Учитель предоставляет рабочие языки, терминологию на уроке, необходимые для работы с понятиями предметного содержания (например, фразы, необходимые для: работы в группе, умения задавать вопросы, проведения анализа ситуации, беседы);
5
Учитель использует различные виды деятельности (в группах или в парах), чтобы учащиеся могли активно использовать Я2 при обсуждении задания
6
Учитель использует различные методы проверки понимания учащимися содержания на Я2 (заполнение таблиц, схем, диаграмм и т.д.)
7
Учитель обеспечивает вариативность оценки, предоставляя тестовые задания (устные или письменные) на Я1 и на Я2
8
Учитель задает вопросы ( на Я2) различной сложности , чтобы развивать мышление и языковые навыки учащихся во втором языке
9
10
Учитель использует адаптированные материалы на Я2, которые соответствуют уровню языковых компетенций
Учитель использует учебные материалы на тему урока на Я1 и на Я2 (кроме учебника, например, напечатанные из интернета и др.)
11
12
При комментирования ответа учащихся, учитель обращает внимание как на понимание темы, так и на использование второго языка (правильность речевых оборотов, языковых конструкций и др.)
Оценивание учащихся направлено на знания по предмету, а не на языковые навыки (Я2)
13
Учитель поощряет использование Я2 через различные виды деятельности (индивидуальные или в группах/парах), чтобы учащиеся могли активно практиковаться в использования Я2 - с учителем или с друг другом
Рекомендации
Коммуникативно-речевые компетенции
умение составлять диалог по началу;
умение составлять диалог по заданной ситуации;
умение употреблять неполные предложения;
умение использовать формулы речевоrо этикета;
богатство словаря и синтаксических конструкций;
выражение эмоционально-личностного отношения к предмету
использование оценочной лексики, выразительно-изобразительных средств языка;
грамматическая правильность речи.
Коммуникативно-речевые компетенции
Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы
Высказывание собственного мнения
Грамотность изложения
Логичность изложения
Инициативность учащихся
Язык и нравственность
- Одним из орудий нравственного воспитания, как у каждой профессии есть свое оружие, является слово, которое звучит на родном языке. В родном языке есть духовная сила.
- Язык – это не только духовное богатство народа, это и культура, традиции народа, его образ жизни и история.
- Русский историк Шобелев говорит:
- «чтобы уничтожить нацию, не нужно нести туда оружие, нужно уничтожать ее язык, духовность, литературу, чтобы сама нация исчезла»
Духовно-нравственное воспитание в начальных классах
- Духовно-нравственное развитие и воспитание детей начальной школы- это основа всего.
- От того, что учитель вложит в душу ребенка в этот период, зависит, чего он добьется в будущем и как будет относиться к окружающему миру.
- Поэтому так важно, чтобы учителя понимали ценность занятий этой дисциплины, а особенно преломления всего этого через призму гагаузского языка.
- Данный возраст является наиболее восприимчивым к формированию речевых навыков на нескольких языках. Практика деятельности показывает, что создание билингвальной среды общения на этой дисциплине в разы повышает внимание, интерес, инициативность и активность учащихся.
- У учеников на этом предмете формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
- На данной дисциплине формируется социально-ценностное отношение к Молдове, к родной земле, к народам, населяющим нашу страну, их культуре, языку, традициям, природе, через призму родного гагаузского языка.
Методические рекомендации для организации многоязычного обучения на ДНВ.
- Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
- Поэтому, вся информация, художественные произведения, задания и упражнения направлены на формирование специфических предметных компетенций младших школьников и коммуникативной компетенции.
Методические рекомендации для организации многоязычного обучения на ДНВ.
- Было учтено, что знакомство с окружающим миром, проходит через мир народной мысли, народной жизни.
- Приступая к изучению рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок, дети знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.
Современные образовательные технологии:
3
2
1
- различные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки - наблюдения.
- информационно-коммуникационные технологии;
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Методические рекомендации для организации многоязычного обучения на ДНВ.
- При работе с пословицами, поговорками объясняется их нравственный смысл путём подбора интересных примеров.
Методические рекомендации для организации многоязычного обучения на ДНВ.
Задания пособия ориентированы и направлены на формирование умения соотносить поступки и события с общепринятыми нормами и ценностями, способность к самостоятельному нравственному поведению в различных ситуациях и т.д. У педагога есть возможность использовать и чередовать задания на двух языках: на гагаузском и русском языках.
Выявление уровня заинтересованности учащихся, родителей и педагогов во внедрении МНОГОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
- БЕСЕДЫ
- 1. АНКЕТИРОВАНИЕ https :// docs.google.com/forms/d/1wgioM-RIJVNuMuY-L_uo8KrLNZhMcBoAyNalk-oeREg/edit
- https :// docs.google.com/forms/d/1wgioM-RIJVNuMuY-L_uo8KrLNZhMcBoAyNalk-oeREg/viewanalytics
- 2 Выявление мнения учащихся https:// docs.google.com/forms/d/1xvbfnh4l1ta4w9QQXCuaYA_PsQnghIwJ9FLbcprRCcs/viewanalytics
- 3 Выявление уровня удовлетворенности родителей
- https:// docs.google.com/forms/d/1NYSE8Y-PRDdIPGqoNYzPd-2TO5B-OYV8OIqzX5aS8bU/viewanalytics
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Выявление мнения педагогов о педагогических ситуациях воздействия по МО
- Анкета/опрос
- https:// docs.google.com/forms/d/1CzfoCU82s4aN5GSQ6O0c-QEcxQUlPgbYl7gxHGuyzPU/edit#responses
ПОСТ
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Продвижение образовательного продукта гимназии МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Вызовы в отношении устойчивости и продвижения многоязычного образования в системе образования
- Разработка и гармонизации нормативно-правовой базы на национальном и региональном уровнях и соответствующих финансовых механизмов для интеграции многоязычного образования на всех уровнях образования , в том числе соответствующих изменений в национальном учебном плане, который будет отражать вариативность подходов т.е. с учетом языковой ситуации, степенью владения языками меньшинств;
- Развитие педагогических кадров для работы в условиях многоязычных программ Создание программ подготовки и переподготовки педагогических кадров, создание условий для получения соответствующей квалификации в системе непрерывного образования, которая включает языковой компонент – язык для преподавания предмета!
- Разработка учебных и дидактических материалов (на румынском языке и родных языках) для 1-4 ,5-9, 10-12 кл. по нелингвистическим дисциплинам в программах многоязычного образования;
- Адаптация системы оценивания к специфике многоязычного образования– возможности выбора языка теста или экзамена; оценка устных навыков учащихся, например изменения формата оценивания по государственному и родному языку в начальном образовании с целью способствовать развитию коммуникативных компетенций;
- Ограниченный опыт и понимание всех спектров интеграции многоязычного образования ; недостаточный потенциал специалистов, чтобы вести поддержку программ МО с учетом языковых нужд учащихся и возможностей педагогов
VĂ MULȚUMIM PENTRU ATENȚIE! SAA OLASINIZ! DİKATLIINIZA ŞÜKÜR EDERİM! СПАСИБО ВСЕМ за ВНИМАНИЕ!