« Истоки национальной культуры»
«Элементы музыкального фольклора на уроке Музыки»
Воспитание детей на традициях народного искусства является одним из важных средств, нравственного и эстетического воспитания. Пробуждает у детей интерес к истории народа, его культуре, быту, расширяет и углубляет знания литературы, истории, способствует самообогащению, развитию творческих способностей.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам. Очень важно хранить ценности национальной культуры, постигать ее красоту, ее истинность. Учитель, прикасаясь на уроке темы народного фольклора, учит ребят различать истинные ценности национальной культуры.
В народных играх, песнях, обрядах, праздниках, находится незаменимый материал для развития эстетических чувств обучающихся, повышения культурного уровня. Основной задачей изучения является раскрытие значения фольклора как источника творческого мышления. У школьников развивается потребность к прекрасному . Дети приобщаются в процессе изучения и приобщения, к истории родного края, к ценностям народной музыки, традициям своего народа, к музыкальному наследию предков.
Каждое фольклорное произведение – отражение жизни человека. Каждому возрасту людей – свой жанр. Если мы рассматриваем детский фольклор, конечно, это – считалки, дразнилки, заклички, сказки.. Особый интерес, это обращение к играм. Игра вводит детей в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний.
Многие народные игры включают в себя пение. Пение помогает быстро запоминать, вырабатывать ритмическую слаженность. Изучая народный фольклор, дети знакомятся с древними русскими календарными и бытовыми обрядами. Богатейшее песенное наследие, участие в театрализованных действиях, беседы, игры – все это, развивает творческие способности детей, воспитывает интерес к познанию народного музыкального фольклора.
В древние-древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали свои знания друг другу о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды.
Примеры считалок, дразнилок,потешек, прибауток.
Андрей – воробей!
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек,
Не клюй песок.
Не тупи носок!
Пригодится носок
Клевать колосок.
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова-бородушка!
Что, ты рано встаёшь?
Деткам спать не даёшь?
- Ко-ко,ко, ко-ко,ко,
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите
-Цыпы, цыпы, все сюда,
Вот поклюйте-ка зерна!
Сорока-ворона, кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он воду не носил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Ему и не дадим.
Чук-чук-чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
Пальчик, мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Колыбельная песенка:
Ай, баю,баю,баю,
Тебе песенку спою.
Как у серого кота
Колыбелька золота,
В ней постелька постлана,
Перинушка пухова.
Приди котик ночевать,
Мою доченьку качать,
Уж ты, сон да дрёма,
Приди к Вале в голова!
Песенка «Как у наших у ворот» (метод музыкального эха)
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот.
Ай, люли, у ворот,
Ай. Люли, у ворот.
Муха песенки поет,
Муха песенки поет.
Ай, люли, вот поет,
Ай, люли, вот поет.
Комар муху ведет,
Комар муху ведет.
Ай, люли, вот ведет,
Ай, люли, вот ведет.
( поем в движении, в хороводе)
Сказку-игру, которую можно рассказывать без конца, называют докучная сказка (шутка-балагурка сказочного характера, развивает выдержку, юмор).
Пришёл медведь к броду.
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок,
Выкис,
Вылез,
Высох,
Встал на колоду-
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок… (можно изобразить медведя: присесть, потом постепенно «выбираться из воды», выпрямиться, забраться повыше… и всё повторить сначала….)
Игра-считалочка (выбирают ведущего, он называет звуки в любом порядке)
Котик шел по лавочке,
Всем давал булавочки:
Кому две, кому три,
Выходи на букву «И»!...