Доклад
Тема:
«Элементы самостоятельной работы
на уроках географии»
Подготовила:
учитель географии
МБОУ «Лицей №2»
Ревякина Н.И.
Доклад
Элементы самостоятельной работы на уроках географии.
Урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. По итогам урока судят и о педагогическом и методическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика.
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распространение уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой, позволяют каждому ученику принять самостоятельное участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя.
Такие уроки — один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при организации деятельности учащихся на уроках нетрадиционной формы происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передача этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, т.е. сотрудничество с ними.
Особо хотелось бы сказать об элементах самостоятельной работы на уроке.
Итак, в технологическом подходе к самостоятельному обучению выделяют:
• постановку целей и их максимальное уточнение с учетом возможностей и потребностей школьников;
• строгую направленность всего хода обучения на учебные цели;
• ориентацию учебных целей на гарантированное достижение результатов;
• оценку текущих результатов;
• коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;
• итоговую оценку результатов.
Самостоятельная направленность выражена во внимательном отношении к формированию специфических для географии умений и навыков в единстве с системами изучаемых знаний.
При изучении географии можно организовать самостоятельные работы:
- по источникам использования географической информации: карта, текст, схема, таблица, профиль, рисунок, диаграмма, комплекс источников информации;
- по содержанию: характеристика компонента природы, характеристика природного комплекса, объяснение влияния природы на условия жизни и хозяйственную деятельность человека, объяснение последствий влияния деятельности человека на природу, объяснение способов действий при выполнении того или иного задания.
Задания в учебнике - по месту их расположения - традиционны (до, после и внутри текста параграфа), но их отличительная черта - тесная увязка всех компонентов, потому много заданий к различным иллюстрациям. После каждой темы даны задания, ориентированные на достижение планируемого результата: перед текстом - на активизацию опорных знаний, внутри текста - на отработку нового, самостоятельного приобретения знаний, работу с картой и т. п. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации и ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу.
Действующей программой по географии предусмотрено проведение практических работ. Особенность выполнения практической части программы состоит в том, что учащиеся учатся самостоятельно использовать различные виды карт атласа, работать с контурными картами. Часть практических работ выполняется непосредственно на местности, в ходе проведения экскурсий.
В процессе проведения практических работ на местности формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности. Предварительная подготовка к проведению этого вида практических работ осуществляется в классе, сама работа самостоятельно выполняется учащимися только на местности.
Можно выделить элементы самостоятельной работы по формированию умений работать с физической картой и контурными картами. При выполнении этой работы постепенно формируется умение самостоятельно читать физическую карту полушарий, физическую карту России, физическую карту океанов, а также определять положение различных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты различных точек. Контурные карты помогут постепенно, без ненужного натаскивания научиться ориентироваться по карте, быстро находить нужный объект. Наиболее важным теоретическим понятием, конкретизируемым при выполнении этой группы самостоятельных работ, является понятие «географическое положение объекта». Вырабатывается умение не просто показать географический объект на карте, но и оценить его отношение к другим объектам, линиям градусной сетки.
В процессе изучения географии используются карты: строения земной коры, почвенная, климатическая, комплексная. Самостоятельное использование каждой из названных тематических карт невозможно без выполнения целого ряда тренировочных заданий и упражнений. На этой основе происходит овладение приемами, которые в совокупности и составляют умение читать различные типы карт атласа и работать с атласом. Именно степень свободы владения картами, умение использовать их в качестве источника различной информации и являются одним из наиболее важных критериев качества подготовки по географии.
Каждый урок — это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены; это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Но в то же время урок — это завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами, поэтому и один урок — будь то урок открытый или обычный рабочий урок — позволяет сделать вывод о стиле работы учителя, проливает свет на его методический почерк. Ведь учитель — это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, изучая и заимствуя опыт коллег.