СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя- логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя- логопеда»

ЭЛЕМЕНТЫ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА   Составила: учитель-логопед Авдеева И.В. МКОУ «Большедолженковская СОШ»

ЭЛЕМЕНТЫ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Составила: учитель-логопед

Авдеева И.В.

МКОУ «Большедолженковская СОШ»

Сенсорный – (от лат. - sensus, «восприятие»).Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Интегра́ция  (от  лат.  integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое.  Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знаний. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Сенсорный – (от лат. - sensus, «восприятие»).Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Интегра́ция  (от  лат.  integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое.  Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знаний. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Сенсорный – (от лат. - sensus, «восприятие»).Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей.

Интегра́ция  (от  лат.  integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое.

Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знаний. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

  • Сенсорный – (от лат. - sensus, «восприятие»).Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Интегра́ция  (от  лат.  integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое. Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знаний. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
 Сенсорная интеграция: 1. Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге. 2. Организует информацию, полученную с помощью органов чувств. 3. Наделяет значением испытываемые нами ощущения, отбирая нужную информацию. 4. Позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой находимся. 5. Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.  

Сенсорная интеграция:

  • 1. Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге.
  • 2. Организует информацию, полученную с помощью органов чувств.
  • 3. Наделяет значением испытываемые нами ощущения, отбирая нужную информацию.
  • 4. Позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой находимся.
  • 5. Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

 

Цель учителя – логопеда:   научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов. Задача: помочь детям с нарушениями речи использовать различные сенсорные системы

Цель учителя – логопеда:

  • научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.

Задача:

помочь детям с нарушениями речи использовать различные сенсорные системы

Основные сенсорные системы: - зрительная  тактильная  вестибулярная  проприоцептивная  слуховая  обонятельная  вкусовая

Основные сенсорные системы:

- зрительная

  • тактильная
  • вестибулярная
  • проприоцептивная
  • слуховая
  • обонятельная
  • вкусовая
При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить:   Ребенок не может понять и объяснить проблемы, т.к. процессы происходящие в мозгу, контролю не поддаются.  Нарушения проявляются у каждого ребенка по разному.  Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.  Ребенок может иметь отклонения в работе одной сенсорной системы, другие могут работать нормально.  Различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.

При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить:

  • Ребенок не может понять и объяснить проблемы, т.к. процессы происходящие в мозгу, контролю не поддаются.
  • Нарушения проявляются у каждого ребенка по разному.
  • Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.
  • Ребенок может иметь отклонения в работе одной сенсорной системы, другие могут работать нормально.
  • Различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.
Признаки нарушений сенсорной интеграции    Слуховая и зрительные системы   Пониженное восприятие Повышенное восприятие закрывает уши руками; боится громких и неожиданных звуков;  не может слушать и смотреть одновременно;  боится яркого света,  закрывает глаза.  не отвечает на своё имя;  любит громкую музыку; разговаривает сам с собой; не видит целую картину; затрудняется в различии похожих между собой предметов.

Признаки нарушений сенсорной интеграции Слуховая и зрительные системы

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • закрывает уши руками;
  • боится громких и неожиданных звуков;
  • не может слушать и смотреть одновременно;
  • боится яркого света,

закрывает глаза.

  • не отвечает на своё имя;
  • любит громкую музыку;
  • разговаривает сам с собой;
  • не видит целую картину;
  • затрудняется в различии похожих между собой предметов.
Вкусовая система   Пониженное восприятие  Повышенное восприятие  Может пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…); Предпочитает пищу с интенсивным вкусом; Часто жует волосы, одежду или пальцы.  Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов; Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу; Может есть только горячую или холодную пищу; Отказывается пробовать новые блюда.

Вкусовая система

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • Может пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…);
  • Предпочитает пищу с интенсивным вкусом;
  • Часто жует волосы, одежду или пальцы.
  • Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;
  • Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;
  • Может есть только горячую или холодную пищу;
  • Отказывается пробовать новые блюда.
 Обонятельная дисфункция    Пониженное восприятие      Повышенное восприятие  Испытывает сложности в различении запахов; Затрудняется в различении неприятных запахов; Изучает предметы, нюхая их; Использует обнюхивание для общения с людьми  Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи; Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха; Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом.

Обонятельная дисфункция

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • Испытывает сложности в различении запахов;
  • Затрудняется в различении неприятных запахов;
  • Изучает предметы, нюхая их;
  • Использует обнюхивание для общения с людьми
  • Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;
  • Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;
  • Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом.
Тактильная система Пониженное восприятие  Повышенное восприятие  Не любит, когда его обнимают; Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются; Не дает причесать, помыть или постричь волосы; Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов; В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду. Ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего; Плохо чувствует боль или температуру; Практикует самоповреждения (щипает себя, кусает, бьется головой); Прячется в узкие места, например: за диван.

Тактильная система

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • Не любит, когда его обнимают;
  • Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются;
  • Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
  • Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;
  • В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду.
  • Ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего;
  • Плохо чувствует боль или температуру;
  • Практикует самоповреждения (щипает себя, кусает, бьется головой);
  • Прячется в узкие места, например: за диван.

Проприоцептивная система Пониженное восприятие  Повышенное восприятие  Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий; Проблемы с повторением увиденных движений; Топает ногами во время ходьбы; Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом.  Часто нарочно падает на пол; Любит прыгать на батуте длительное время без остановки.

Проприоцептивная система

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;
  • Проблемы с повторением увиденных движений;
  • Топает ногами во время ходьбы;
  • Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом.
  • Часто нарочно падает на пол;
  • Любит прыгать на батуте длительное время без остановки.
Вестибулярная система Пониженное восприятие  Повышенное восприятие  находится в постоянном движении;  любит спрыгивать с высоких мест;  любит качаться на качелях  любит быстрые и неожиданные движения.   спокойные игры;  движется осторожно;  боится высоты;  часто теряет равновесие.

Вестибулярная система

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • находится в постоянном движении;
  • любит спрыгивать с высоких мест;
  • любит качаться на качелях
  • любит быстрые и неожиданные движения.
  • спокойные игры;
  • движется осторожно;
  • боится высоты;
  • часто теряет равновесие.
Коррекционная работа Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании условий для получения ребёнком достаточной сенсорной стимуляции.  Цель: усилить сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Данная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью.

Коррекционная работа

Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании условий для получения ребёнком достаточной сенсорной стимуляции.

Цель:

усилить сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Данная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью.

Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.

4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.

 Метод сенсорной интеграции подходит ребёнку, если: Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм, немотивированное нежелание говорить; Нарушение целенаправленности и концентрации внимания; Недостаточность зрительного и слухового восприятия; Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы; Нарушения слоговой структуры слов; Трудности усвоения лексико-грамматической стороны речи; Особенности нейропсихических процессов:  - нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;  - эмоциональная лабильность;  - невротические реакции; Невозможность интегрировать сенсорную информацию,  поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить  полноценную картину окружающего мира.

Метод сенсорной интеграции подходит ребёнку, если:

  • Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм, немотивированное нежелание говорить;
  • Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;
  • Недостаточность зрительного и слухового восприятия;
  • Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;
  • Нарушения слоговой структуры слов;
  • Трудности усвоения лексико-грамматической стороны речи;
  • Особенности нейропсихических процессов:

- нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;

- эмоциональная лабильность;

- невротические реакции;

  • Невозможность интегрировать сенсорную информацию,

поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить

полноценную картину окружающего мира.

 «Утяжеление»  Приспособления для «утяжеления»: сенсорный мешочек; утяжелённое одеяло; утяжелённая подушка; утяжелённый наплечник; утяжелённый плед; утяжелённый шарф; утяжелитель на запястье; утяжелитель на ноги.

«Утяжеление»

Приспособления для «утяжеления»:

  • сенсорный мешочек;
  • утяжелённое одеяло;
  • утяжелённая подушка;
  • утяжелённый наплечник;
  • утяжелённый плед;
  • утяжелённый шарф;
  • утяжелитель на запястье;
  • утяжелитель на ноги.
Игры с сыпучими и пластичными массами Виды пластичных и сыпучих материалов: пластилин (шариковый, плавающий, восковой); глина (природная, полимерная); паста для моделирования; пена для бритья; кинетический песок; бобовые и крупы; масса для лепки («холодный фарфор»); слайм (лизун, флаффи, жвачка для рук).

Игры с сыпучими и пластичными массами

Виды пластичных и сыпучих материалов:

  • пластилин (шариковый, плавающий, восковой);
  • глина (природная, полимерная);
  • паста для моделирования;
  • пена для бритья;
  • кинетический песок;
  • бобовые и крупы;
  • масса для лепки («холодный фарфор»);
  • слайм (лизун, флаффи, жвачка для рук).
 Массажёры, вибрирующие игрушки Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции  ручные массажёры для массажа тела; массажёры для полости рта; мочалка-перчатка для душа; коврик для прихожей.

Массажёры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции

  • ручные массажёры для массажа тела;
  • массажёры для полости рта;
  • мочалка-перчатка для душа;
  • коврик для прихожей.
Приспособления для вестибулярных движений раскачивающиеся игрушки; доска Бильгоу; сенсорный гамак; сенсорный чулок; большие терапевтические мячи.

Приспособления для вестибулярных движений

  • раскачивающиеся игрушки;
  • доска Бильгоу;
  • сенсорный гамак;
  • сенсорный чулок;
  • большие терапевтические мячи.
Ароматерапия  — это отличное средство стимуляции: запах корицы, цитрусовых бодрит; лаванда улучшает память, расслабляет; запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма; запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение; запах тмина борется с проявлениями перенапряжения.

Ароматерапия — это отличное средство стимуляции:

  • запах корицы, цитрусовых бодрит;
  • лаванда улучшает память, расслабляет;
  • запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма;
  • запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение;
  • запах тмина борется с проявлениями перенапряжения.
Сенсорная комната - это  особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Классификация стимулов сенсорной комнаты: Светотерапия и цветотерапия Звукотерапия Ароматерапия Тактильные ощущения

Сенсорная комната -

это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Классификация стимулов сенсорной комнаты:

  • Светотерапия и цветотерапия
  • Звукотерапия
  • Ароматерапия
  • Тактильные ощущения

В результате применения в работе элементов сенсорной интеграции у детей с нарушениями речи:   Повышается мотивация к речевому общению. Обогащается словарь. Быстрее происходило формирование артикуляционных навыков. Уменьшаются нарушения слоговой структуры слов. Улучшается лексическо-грамматическая сторона речи. Детям становится легче выстраивать диалоги. Развивается связная речь, успешней выполняют задания по мелкой моторике Дети становятся эмоционально более спокойны и внимательны.

В результате применения в работе элементов сенсорной интеграции у детей с нарушениями речи:

  • Повышается мотивация к речевому общению.
  • Обогащается словарь.
  • Быстрее происходило формирование артикуляционных навыков.
  • Уменьшаются нарушения слоговой структуры слов.
  • Улучшается лексическо-грамматическая сторона речи.
  • Детям становится легче выстраивать диалоги.
  • Развивается связная речь, успешней выполняют задания по мелкой моторике
  • Дети становятся эмоционально более спокойны и внимательны.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !