ЭЛЕМЕНТЫ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Составила: учитель-логопед
Авдеева И.В.
МКОУ «Большедолженковская СОШ»
Сенсорный – (от лат. - sensus, «восприятие»).Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей.
Интегра́ция (от лат. integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое.
Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знаний. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
- Сенсорный – (от лат. - sensus, «восприятие»).Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Интегра́ция (от лат. integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое. Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знаний. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Сенсорная интеграция:
- 1. Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге.
- 2. Организует информацию, полученную с помощью органов чувств.
- 3. Наделяет значением испытываемые нами ощущения, отбирая нужную информацию.
- 4. Позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой находимся.
- 5. Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Цель учителя – логопеда:
- научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.
Задача:
помочь детям с нарушениями речи использовать различные сенсорные системы
Основные сенсорные системы:
- зрительная
- тактильная
- вестибулярная
- проприоцептивная
- слуховая
- обонятельная
- вкусовая
При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить:
- Ребенок не может понять и объяснить проблемы, т.к. процессы происходящие в мозгу, контролю не поддаются.
- Нарушения проявляются у каждого ребенка по разному.
- Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.
- Ребенок может иметь отклонения в работе одной сенсорной системы, другие могут работать нормально.
- Различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.
Признаки нарушений сенсорной интеграции Слуховая и зрительные системы
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- закрывает уши руками;
- боится громких и неожиданных звуков;
- не может слушать и смотреть одновременно;
- боится яркого света,
закрывает глаза.
- не отвечает на своё имя;
- любит громкую музыку;
- разговаривает сам с собой;
- не видит целую картину;
- затрудняется в различии похожих между собой предметов.
Вкусовая система
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- Может пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…);
- Предпочитает пищу с интенсивным вкусом;
- Часто жует волосы, одежду или пальцы.
- Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;
- Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;
- Может есть только горячую или холодную пищу;
- Отказывается пробовать новые блюда.
Обонятельная дисфункция
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- Испытывает сложности в различении запахов;
- Затрудняется в различении неприятных запахов;
- Изучает предметы, нюхая их;
- Использует обнюхивание для общения с людьми
- Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;
- Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;
- Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом.
Тактильная система
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- Не любит, когда его обнимают;
- Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются;
- Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
- Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;
- В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду.
- Ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего;
- Плохо чувствует боль или температуру;
- Практикует самоповреждения (щипает себя, кусает, бьется головой);
- Прячется в узкие места, например: за диван.
Проприоцептивная система
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;
- Проблемы с повторением увиденных движений;
- Топает ногами во время ходьбы;
- Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом.
- Часто нарочно падает на пол;
- Любит прыгать на батуте длительное время без остановки.
Вестибулярная система
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- находится в постоянном движении;
- любит спрыгивать с высоких мест;
- любит качаться на качелях
- любит быстрые и неожиданные движения.
- спокойные игры;
- движется осторожно;
- боится высоты;
- часто теряет равновесие.
Коррекционная работа
Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании условий для получения ребёнком достаточной сенсорной стимуляции.
Цель:
усилить сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Данная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью.
Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:
1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.
Метод сенсорной интеграции подходит ребёнку, если:
- Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм, немотивированное нежелание говорить;
- Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;
- Недостаточность зрительного и слухового восприятия;
- Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;
- Нарушения слоговой структуры слов;
- Трудности усвоения лексико-грамматической стороны речи;
- Особенности нейропсихических процессов:
- нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;
- эмоциональная лабильность;
- невротические реакции;
- Невозможность интегрировать сенсорную информацию,
поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить
полноценную картину окружающего мира.
«Утяжеление»
Приспособления для «утяжеления»:
- сенсорный мешочек;
- утяжелённое одеяло;
- утяжелённая подушка;
- утяжелённый наплечник;
- утяжелённый плед;
- утяжелённый шарф;
- утяжелитель на запястье;
- утяжелитель на ноги.
Игры с сыпучими и пластичными массами
Виды пластичных и сыпучих материалов:
- пластилин (шариковый, плавающий, восковой);
- глина (природная, полимерная);
- паста для моделирования;
- пена для бритья;
- кинетический песок;
- бобовые и крупы;
- масса для лепки («холодный фарфор»);
- слайм (лизун, флаффи, жвачка для рук).
Массажёры, вибрирующие игрушки
Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции
- ручные массажёры для массажа тела;
- массажёры для полости рта;
- мочалка-перчатка для душа;
- коврик для прихожей.
Приспособления для вестибулярных движений
- раскачивающиеся игрушки;
- доска Бильгоу;
- сенсорный гамак;
- сенсорный чулок;
- большие терапевтические мячи.
Ароматерапия — это отличное средство стимуляции:
- запах корицы, цитрусовых бодрит;
- лаванда улучшает память, расслабляет;
- запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма;
- запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение;
- запах тмина борется с проявлениями перенапряжения.
Сенсорная комната -
это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.
Классификация стимулов сенсорной комнаты:
- Светотерапия и цветотерапия
- Звукотерапия
- Ароматерапия
- Тактильные ощущения
В результате применения в работе элементов сенсорной интеграции у детей с нарушениями речи:
- Повышается мотивация к речевому общению.
- Обогащается словарь.
- Быстрее происходило формирование артикуляционных навыков.
- Уменьшаются нарушения слоговой структуры слов.
- Улучшается лексическо-грамматическая сторона речи.
- Детям становится легче выстраивать диалоги.
- Развивается связная речь, успешней выполняют задания по мелкой моторике
- Дети становятся эмоционально более спокойны и внимательны.
Спасибо за внимание !