Элементы театрализации на уроках литературного чтения как эффективное средство развития речи младших школьников с учетом их неравномерности индивидуального развития и особых образовательных потребностей
Содержание:
Элементы театрализации на уроках литературного чтения как эффективное средство развития речи младших школьников с учетом их неравномерности индивидуального развития и особых образовательных потребностей. Театральная деятельность как один из способов социализации младшего школьника. Влияние театральной деятельности на развитие психофизических способностей младших школьников.
Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Основа театрализации — образность (реальная и художественная), которая позволяет отобрать средства художественной выразительности, выстроить сценарную логику. Рыжкова Т. В. полагает, что театрализация — одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Рассмотрим такие элементы театрализации, как актерская и режиссерская деятельность, а также инсценирование. Учащиеся выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц. Немало важную роль в театрализации на уроках литературного чтения играет оформительская работа. В нее включаются такие задания: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений. Вся работа детей не должна остаться без внимания. В классе необходимо проводить защиту творческих работ учащихся, только тогда эти задания будут эффективны. Придумывая афиши, обложки, ученик анализирует произведение результативнее и глубже.
Рассмотрим приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе [2]:
персонификация — реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.
ролевое прочтение текста — рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения. - ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».
историческая сценка — небольшое представление — способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
сценически — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Здесь могут использоваться такие виды упражнений как: сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.
внимание на такой театрализации, как инсценирование . Инсценирование — перевод в сценический для постановки на сцене. ( словарь Ожегова). над инсценированием произведения или его , важно, ученик умел:
главную мысль и отношение автора к и событиям.
главных и второстепенных , понять их взаимоотношения, каждого.
Изучение предусматривает межпредметные связи, привлечение театрализованных на уроках литературы одним из аспектов реализации связей, которые формированию мировоззрения , их эстетическому . Основная задача уроков — развитие качеств, как память, мышление, [5].
Выделим этапы учителя и учеников в инсценирования [6]:
самостоятельное текста и первого впечатления о ;
обмен мнениями;
работа с текстом, и распределение ;
репетиции (актерская, деятельность, оформительская );
итоговое выступление в сверстников;
выступления, обсуждение каждого участника, выводов о произведении, , проблемах.
школьники обладают потенциалом, который проявляется в формах отзывчивости на впечатления. Дети способны перевоплощаться, создавать образы и характер художественных произведений [2].
игры является частью жизнедеятельности ребенка, в свою очередь ему освоить необходимые , законы и моральные общества, которого он является. дети только играть в ту или иную у них складываются правила, свой игры, все зависит, на , развита фантазия . Играя, , так или иначе, проявляет действий, слов, родителей, любимых персонажей, братьев и сестер, они подражать им. Игры младшего школьного близки с театральными постановками. школьник во время может побывать в актера, , певца, бизнесмена. искусство близко и детям, ведь в театра игра [1]. Театрализованная способствует: – формированию модели поведения в обществе; – культурной жизни школьника, приобщению к ценностям; – знакомству с детской , музыкой, изобразительным , правилами этикета, своего народа; – навыка в игре определенных , формированию фантазии, к созданию образов героев. вышеперечисленного, театрализованная развивает эмоциональную ребенка. Младший учится и сопереживать персонажам, себя на их место, а вникать в разыгрываемые . Путь игру, фантазирование, является самым и результативным для достижения эмоционального ребенка, снятия его , обучения художественному . Театрализовано-игровая деятельность для младшего возраста очень и разносторонняя. В ней существуют направления, как кукольный , постановки, , инсценировки и многое . Все это завлекает детей и помощь в их духовно-нравственном . В процессе деятельности у детей формирование чувства и грамотной речи, цели и композиции и умение сообща, проявлять и наблюдательность. Вначале к театрализованному идет формирование на основе литературного , затем обогащение, образа в форме и заканчивается и переносом средств из одного вида деятельности в . Театрализованная деятельность одной из важных и видов деятельности для школьников, в которой дети с миром прекрасного, мышление и воображение, она социализации- успешного вхождения в и принятия морали, в этом обществе [2].
, участвующие в деятельности, узнают нового, в особенности об их мире, который во всем через различные , образы, краски, а сформулированные вопросы их задуматься о , что-то проанализировать, а всё это развитию их умственных . Именно через к театру у них только яркие своего детства, выражается в ощущении , проведенного с родителями, педагогами и в необычном волшебном . Театрализованная деятельность возможность для своих творческих , так как этот вид деятельности от ребят сообразительности, , организованности, реакции, умения , подчиняясь определенному , перевоплощаясь в него, его жизнью [3]. Не склоняться к тому, что все хотят побывать на , так как некоторым ребятам нравится различные постановки, какие-либо поручения или . Многим детям побывать на сценариста или режиссёра, а ближе быть или ответственными за свет и . Такая над организацией постановок у детей дисциплинированность, , умение находить из трудных . Дети приобретают , играя в театре, в этого они учатся на ошибках и на своих товарищей. следует с детьми подводить итоги деятельности, к , провести беседу, и мнение каждого , что у кого получилось лучше, чем на , а у кого это получилось хуже и над чем еще нужно . Такая беседа помочь сделать выводы по деятельности, постараться ее, чтобы в следующий раз его не с худшей . В театрализованной деятельности не всё проходит на «отлично». возникают такие , когда во какого-либо выступления выходит на сцену не (к примеру, не смог свой ), либо возникает в диалоге (потому что забыл свои ). Именно ситуации формируют у дисциплину и чувство за себя, а также за товарищей.
природу возрастных различных видов деятельности стремился и обосновать советский психолог . Он считал, скажем, что является «типичным раннего , особенно дошкольного».*
С в другую фазу развития изменяется и детского – наступает период творчества, «господствующий у ». Выгодский пытался внутреннюю между потребностью в том или виде творчества и этапом развития. По его , в основе внутренних связей возрастные потребности в том или ином способе окружающего .
Театральное творчество ребёнку по двум . Во-первых, этот вид деятельности на действии, совершаемом ребёнком. Во-вторых, непосредственно связана с – этим всякого детского . Именно игру, по Выгодского, можно как первичную форму в творчестве . В процессе игры как бы тренирует отдельные и психические , необходимые для восприятия . И в первую очередь – воспринимать условность жизни в . Ведь именно в ребёнок привыкает в предлагаемых обстоятельствах, прибегает к могущественного «как бы» и «».
В процессе игры и способность к внутреннему . Минуя ряд ступеней развития, она превращается в важный художественного восприятия.
, способность к . Как раз в процессе игры приходится постоянно существенные, наиболее признаки и предметов, обобщать их. ведь играет не в доктора, шофёра или , а в созданный в обобщённый образ этой профессии.
развивает и тренирует тип воображения, для восприятия искусства: в игры необходимо в воображении игровую , придавать условный (символический) .
Постепенно в процессе личности наступает , когда , выполнив своё , шаг за шагом уходит из детей. Но к этому у них оказываются уже внутренние способности, при благоприятных условиях важными элементами восприятия. И в очередь это проявляется при языком зрелищных , театра в особенности.
Во все театр как мощнейшее средство и психокоррекции при работе с детьми. Не случайно и режиссёр совместно с известнейшими и педагогами в труднейшие революционных потрясений и общества средства театра при с беспризорниками для возврата в социум. Придя воспитателем в дом, Брянцев на собственном убедился в наличии у «особого игрового и влияния его на развитие детского ». В двадцатые годы его был широко распространён в приёмниках и приносил заметные результаты.
Таким , привлекая детей к движению, одна из острейших проблем общества. работа требует отдачи сил и . Поэтому занятия в исключают возможность ребёнка «на улице», а, , являются антисоциального поведения.
В XX века театральные стали активно в терапевтических , появилось множество арттерапии. Уже в наше , на рубеже XX и XXI века педагоги, психологи, деятели искусства стали использовать театральные методики для борьбы с наркоманией, для реабилитации молодых людей, стремящихся излечиться от наркозависимости. Причина успехов театральной педагогики в этой области, очевидно, заключается в том, что, прибегая к наркотикам, человек стремится расширить границы своего сознания, а театр даёт ему возможность осуществить это и без наркотиков.
В XX веке первый всплеск активности детского театрального движения приходится на 10-20 годы, а последний – на конец 80-х. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Здесь и театральные кружки, и детские клубы при профессиональных театрах, и школьные театры, и театры в детских садах, и семейные театры, и театральные формы проведения уроков, и создание специальных детских театральных классов и школ, и массовые театрализованные игры, и летние театральные лагеря, и коррекционные театры для детей, страдающих различными заболеваниями и многое другое.
Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированы, в них можно отметить одни и те же черты.
Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью.
Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей.
Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения (он замкнут в одновозрасном классе), общение с взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок практически лишён возможности, а потому и навыков спокойного созерцания, в большинстве его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированным оказываются физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат ребёнка и их взаимодействие.
Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования.
Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью самовыразиться, реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия.
Занятия театральным искусством включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.