Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» предназначена для учащихся 11 классов, желающих поступить в учебные заведения, в которых «Биология» является профилирующим вступительным экзаменом (например, специальности медицина, психология).
Рабочая программа составлена для учащихся естественно-математической подгруппы 11 классов (универсальное обучение) и рассчитана на 1 год (количество часов – 35).
Содержание предлагаемой программы включает в себя сведения о строении и принципах функционирования основных регуляторных систем организма человека и животных. В курсе освящены вопросы организации живой материи от молекулярного до биосферного, законы генетики и их цитологические основы, основные этапы и направления эволюции органического мира, происхождение человека, биохимические процессы, протекающие в клетке и организме. Изучение элективного курса базируется на знаниях полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Преподавание курса предусматривает использование различных методов и методических приемов, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся, что способствует лучшей подготовке к итоговой аттестации учащихся.
Использование знаний, приобретенных учащимися при изучении других предметов естественно-научного цикла (химии, физики, математики) и общественных дисциплин (географии, обществознания, права), способствует сознательному усвоению, обобщению, систематизации, а также углублению знаний, учебного материала по биологии.
Изучения курса построено в направлении усложнения органического мира. В первом разделе изучается строение и многообразие вирусов, бактерий, грибов и растений. Уделяется внимание формированию знаний о различных отделах растительного царства и особенностях их строения, размножения высших споровых растений, о строении вегетативных и генеративных органов цветкового растения, видоизменения корней и побега.
В разделе «Царство животных» учащиеся знакомятся с типами питания и тканями животных. Рассматривается вопрос о влиянии паразитарных одноклеточных и многоклеточных организмов на жизнедеятельность человека и животных, об особенностях строения беспозвоночных и позвоночных животных, эволюции основных систем животных.
Раздел «Анатомия и физиология человека» знакомит учащихся с действием гормонов на организм человека, механизмом иммунитета, влиянием условий окружающей среды на сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рассматривается механизм действия ВИЧ на организм. Уделяется внимание профилактике ВИЧ инфекции. Тема включает региональный компонент: статистические данные о СПИДе по городу и области. В этом же разделе учащиеся изучают процессы кровообращения, дыхания, выделения, пищеварения и виды регуляции. А также вопросы о влиянии вредных привычек на здоровье подростка, о профилактике заболеваний, связанных с недостатком йода.
В последнем разделе включены сведения об органических и минеральных веществах клетки и основных процессах протекающих в ней. Уделяется внимание способам деления клетки и последствиям возникающим при нарушении деления. В этом же разделе рассматриваются факторы, направления и результат эволюции.
Изучение курса заканчивается знакомством экологических проблем и состоянием биосферы. Последние занятия направлены на решение задач и работу по схемам и КИМам.
В материалах содержится все разделы по биологии за 6-11класс.
1. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
3. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
4. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по по биологии , рекомендованные пись¬мом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
6. Авторская про¬грамма среднего (полного) общего образования под редакцией В.В.Пасечника М. Дрофа 2011г, рекомендованной МО и Н РФ
№ п/п | Раздел тема урока | Кол-во часов | Компетенции, ЗУН | Формы контроля | дата |
Раздел 1. Вирусы. Грибы и царство растений ( 7 ч.) |
1 | Биология как наука Методы познания Вирусы, бактерии. Особенности строения прокариот. Грибы. Общая характеристика. | 1 | Вирусы – переходная форма между живой и неживой материи. Особенности строения бактерий. Особенности строения грибов. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
2 3 | Растения. Особенности растительного организма. Лишайники. Водоросли. Высшие споровые растения. | 2 | Формирование знаний о представителях различных отделах растительного царства и особенностях их строениях. Особенности строения и размножения одноклеточных и многоклеточных водорослей. Строение и приспособление растений к различным средам обитания | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
4 | Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности Цветок и его функции. Соцветие и биологическое значение. | 1 | Процессы жизнедеятельности растений. Взаимосвязь органов и организмов Строение цветка. Основные типы соцветий. Приспособление к опылению. Оплодотворение цветковых растений. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
5 | Ткани высших растений. | 1 | Понятия об основных видах тканей. | Составление таблицы «Ткани растений». Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
6 | Вегетативные органы цветковых растений. Корень. Видоизменение корней. Побег-стебель и лист. Видоизменение побега. | 1 | Сформировать понятия о зонах корня и его функциями. Внешнее и внутреннее строение листьев и стебля. Жилкование листьев. Виды и слои стебля. Типы листорасположения. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
7 | Характеристика семейств однодольных и двудольных растений. | 1 | Основные признаки растений относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных растений. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
Раздел 2. Царство животных (7 Ч.) |
8 | Общая характеристика царства животных Общая характеристика простейших, их многообразие и значение. Тип кишечнополостные. | 1 | Отличия растительной клетки от животной. Тип питания и ткани животных. Многообразие, среда обитания. Систематические группы. Образ жизни и поведение. Многообразие, среда обитания, образ жизни. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
9 | Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. | 1. | Приспособления к паразитическому образу жизни. Многообразие, среда обитания. Особенности строения, многообразие и среда обитания. Приспособления к паразитическому образу жизни. Многообразие, среда обитания и образ жизни. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
10 | Тип Членистоногие. Общая характеристика. Основные отряды насекомых. | 1 | Многообразие. Биологические особенности. Среда обитания и образ жизни. Развитие с полным превращением. Особенности строения насекомых в связи с паразитическим образом жизни. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
11 | Тип Моллюски. | 1 | Многообразие. Биологические и экологические особенности. Классы моллюсков. | Работа с тестами. | |
12 | Тип Хордовые. Общие характеристики. Класс Земноводные Класс Рыб. | 1 | Характерные особенности животных, относящихся к этому типу. Многообразие. Особенности строения. Общая характеристика. Особенности хрящевых и костных рыб. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
13 | Класс Пресмыкающиеся. Класс Птиц. | 1 | Многообразие. Биологические и экологические способности. Многообразие. Особенности внешнего и внутреннего строения. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
14 | Класс Млекопитающие. | 1 | Важнейшие представители отряда млекопитающие. Биологические и экологические способности. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
Раздел 3. Анатомия и физиология человека (10 ч.) |
15 | Ткани. | 1 | Взаимосвязь строения и функции, типы тканей. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
16 | Строение функций опорно-двигательной системы. | 1 | Типы костей, химический состав их. Соединение костей. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
17 | Внутренняя среда организма. Иммунитет. Строение и функции системы органов кровообращения. | 1 | Виды иммунитета. Компоненты внутренней среды. Виды кровеносных сосудов. Строение и работа сердца. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
18 | Строение и функции дыхательной системы. | 1 | Воздухоносные пути. Газообмен в легких и тканей. Регуляция дыхания. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
19 | Строение и функции пищеварительной системы. Обмен веществ в организме. | 1 | Механизм всасывания веществ, деятельность ферментов. Виды обмена веществ. Этапы обмена. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
20 | Строение и функции выделительной системы. | 1 | Строение нефрона. Строение функций органов выделения. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
21 | Строение и функции головного мозга. Строение и функции спинного мозга. | 1 | Отделы и доли головного мозга. Их функции. Изучение функций и строение спинного мозга. Строение рефлекторной дуги. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
22 | В.Н.Д. Анализаторы. Отделы периферической нервной системы. | 1 | Строение анализаторов. Виды и особенности рефлексов. . | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
23 | Кожа. | 1 | Строение и функции. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
24 | Эндокринная система. Строение и функции половой системы. | 1 | Единство нервной и гуморальной регуляции. Гормоны, вырабатываемые железами и их роль. Особенности системы. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
Раздел 4.Общая биология (11 ч.) |
25 26 | Основные свойства и уровни организации живой материи. Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. | 2 | Биологическая система, уровни организации и основные свойства живой материи. Роль воды и солей в клетке. Строение, свойства и роль углеводов и липидов. Состав, строение, свойства белков и их роль. Виды нуклеиновых кислот, строение, функция. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
27 | Клеточная теория | 1 | Основные положения клеточной теории. Строение клетки. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
28 | Фотосинтез и хемосинтез. Энергетический обмен. Биосинтез белка | 1 | Сравнительная характеристика процессов. Фазы фотосинтеза. Этапы энергетического обмена. Механизм синтеза белка. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
29 30 | Митоз Мейоз, размножение в органическом мире. Онтогенез. | 2 | Механизм деления клетки. Его биологическая роль. Мейоз, его механизм и биологическая роль. Формы и значения размножения. Отличия яйцеклетки от сперматозоида. Этапы онтогенеза, сущность биогенетического закона. Отличия зиготы от гамет. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
31 | Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Изменчивость, ее виды и биологическое значение. | 1 | Закономерности наследования. 1, 2,3 законы Менделя. Закон Моргана. Виды мутаций. Их причины и значение. Модификационная, коррелятивная, комбинативная, мутационная изменчивость.. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестовох задач | |
32 | Дарвин о причинах эволюции. Доказательства эволюции. Вид его критерии и структура. Основные направления эволюции. Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Антропогенез. Расы. | 1 | Основные положения учения Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Формы отбора. Критерии вида, происхождение видов. Популяции – единица эволюции. Ароморфоз, дивергенция, дегенерация, биологический регресс и прогресс. Происхождение и развитие жизни на земле. Доказательство происхождения человека от животных. Этапы эволюции человека. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
33 | Экологические факторы, их влияние на организм .Формы взаимоотношений между организмами Биогеоценоз. Агроценоз. Биосфера. | 1 | Классификация факторов. Состав и структура сообщества. Среды жизни. Круговорот веществ в биосфере. | Конспект. Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов | |
34 35 | Зачет | 2 | | Работа по вариантам КИМов по биологии | |
| ИТОГО | 35 | | | |