СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» . 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование предназначено для проведения элективного курса подготовки к ЕГЭ в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» . 11 класс»


Рабочая программа

Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» . 11 класс


Пояснительная записка



Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» предназначена для учащихся 11 классов, желающих поступить в учебные заведения, в которых «Биология» является профилирующим вступительным экзаменом (например, специальности медицина, психология).

Рабочая программа составлена для учащихся естественно-математической подгруппы 11 классов (универсальное обучение) и рассчитана на 1 год (количество часов – 35).

Содержание предлагаемой программы включает в себя сведения о строении и принципах функционирования основных регуляторных систем организма человека и животных. В курсе освящены вопросы организации живой материи от молекулярного до биосферного, законы генетики и их цитологические основы, основные этапы и направления эволюции органического мира, происхождение человека, биохимические процессы, протекающие в клетке и организме. Изучение элективного курса базируется на знаниях полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Преподавание курса предусматривает использование различных методов и методических приемов, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся, что способствует лучшей подготовке к итоговой аттестации учащихся.

Использование знаний, приобретенных учащимися при изучении других предметов естественно-научного цикла (химии, физики, математики) и общественных дисциплин (географии, обществознания, права), способствует сознательному усвоению, обобщению, систематизации, а также углублению знаний, учебного материала по биологии.

При изучении курса осуществляются межпредметные связи:

  • применяются знания из курса химии: органические соединения, катализаторы, виды химической связи и типы химических реакций при изучении те «Химический состав клетки», «Строение и функции белков», «Фотосинтез и хемосинтез», «Биосинтез белка», «Энергетический обмен».

  • понятие диффузии (курс физики) применяется при изучении дыхания организмов и питание клетки.

  • агрегатное состояние веществ (физика, химия) связано с темой неорганические соединения.

  • взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека, критика расизма (обществознание и история) рассматриваются при изучении темы «Антропогенез».

  • Понятия: биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, ареал, абиотические факторы (география) применяется при изучении тем «Биосфера», «Экология».


Основные требования к знаниям и умениям.


Учащиеся должны знать:

  • принципы работы основных систем человека и животных.

  • Виды иммунитета и механизм его формирования.

  • Основные виды наследственности и изменчивости.

  • Основные стадии антропогенеза, систематическое положение человека и человеческие расы.

  • Основные этапы и направления эволюции органического мира.

  • Способы деления клеток и размножение организмов.

  • Химический состав клетки.

  • Строение и значение грибов.

  • Особенности строения и размножения низших, высших споровых и семенных растений.

  • Особенности строения и многообразия животных.


Приобрести и отработать умения:

  • Решать генетические задачи.

  • Изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом.

  • Работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты и таблицы.

  • Использовать ресурсы сети Интернет, работать с учебной и научно-популярной литературой.

  • Работать с тестами.

  • Владеть биологическими терминами и понятиями.

  • Формулировать собственную позицию и отстаивать ее в дискуссии использую различные сведения для ее аргументации.


Цель:


  1. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Систематизация знаний и умений выпускников по курсу биологии.

  2. Формирование практических навыков при решении задач и работы со схемами и рисунками.

  3. Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии.



Задачи элективного курса:


  1. Совершенствование и развитие познавательной активности, творческого отношения к работе.

  2. Ликвидация пробелов в умениях применять биологические знания для решения задач по цитологии, генетике, обоснования здорового образа жизни.

  3. Формировать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

  4. Отработка навыка работы с КИМами по биологии.




Структура рабочей программы


Курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии» состоит из 4 разделов:

1. Вирусы. Грибы и царство растений ( 7 ч.)

2. Царство животных (7 Ч.)

3. Анатомия и физиология человека (10 ч.)

4.Общая биология (11 ч.)

Изучения курса построено в направлении усложнения органического мира. В первом разделе изучается строение и многообразие вирусов, бактерий, грибов и растений. Уделяется внимание формированию знаний о различных отделах растительного царства и особенностях их строения, размножения высших споровых растений, о строении вегетативных и генеративных органов цветкового растения, видоизменения корней и побега.

В разделе «Царство животных» учащиеся знакомятся с типами питания и тканями животных. Рассматривается вопрос о влиянии паразитарных одноклеточных и многоклеточных организмов на жизнедеятельность человека и животных, об особенностях строения беспозвоночных и позвоночных животных, эволюции основных систем животных.

Раздел «Анатомия и физиология человека» знакомит учащихся с действием гормонов на организм человека, механизмом иммунитета, влиянием условий окружающей среды на сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рассматривается механизм действия ВИЧ на организм. Уделяется внимание профилактике ВИЧ инфекции. Тема включает региональный компонент: статистические данные о СПИДе по городу и области. В этом же разделе учащиеся изучают процессы кровообращения, дыхания, выделения, пищеварения и виды регуляции. А также вопросы о влиянии вредных привычек на здоровье подростка, о профилактике заболеваний, связанных с недостатком йода.

В последнем разделе включены сведения об органических и минеральных веществах клетки и основных процессах протекающих в ней. Уделяется внимание способам деления клетки и последствиям возникающим при нарушении деления. В этом же разделе рассматриваются факторы, направления и результат эволюции.

Изучение курса заканчивается знакомством экологических проблем и состоянием биосферы. Последние занятия направлены на решение задач и работу по схемам и КИМам.


В материалах содержится все разделы по биологии за 6-11класс.



Рабочая программа составлена в соответствии с


1. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

3. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

4. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по по биологии , рекомендованные пись¬мом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263

6. Авторская про¬грамма среднего (полного) общего образования под редакцией В.В.Пасечника М. Дрофа 2011г, рекомендованной МО и Н РФ

Календарно-тематический план элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» 11 класс


п/п


Раздел

тема урока

Кол-во часов

Компетенции, ЗУН

Формы контроля


дата

Раздел 1. Вирусы. Грибы и царство растений ( 7 ч.)

1



Биология как наука Методы познания

Вирусы, бактерии. Особенности строения прокариот.

Грибы. Общая характеристика.

1

Вирусы – переходная форма между живой и неживой материи. Особенности строения бактерий.

Особенности строения грибов.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов




2

3

Растения. Особенности растительного организма.

Лишайники. Водоросли.

Высшие споровые растения.

2



Формирование знаний о представителях различных отделах растительного царства и особенностях их строениях.

Особенности строения и размножения одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Строение и приспособление растений к различным средам обитания

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



4

Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности

Цветок и его функции. Соцветие и биологическое значение.

1


Процессы жизнедеятельности растений. Взаимосвязь органов и организмов

Строение цветка. Основные типы соцветий. Приспособление к опылению. Оплодотворение цветковых растений.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


5

Ткани высших растений.

1

Понятия об основных видах тканей.

Составление таблицы «Ткани растений».

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



6

Вегетативные органы цветковых растений. Корень. Видоизменение корней.

Побег-стебель и лист. Видоизменение побега.

1


Сформировать понятия о зонах корня и его функциями.

Внешнее и внутреннее строение листьев и стебля. Жилкование листьев. Виды и слои стебля. Типы листорасположения.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


7

Характеристика семейств однодольных и двудольных растений.

1

Основные признаки растений относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных растений.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


Раздел 2. Царство животных (7 Ч.)

8

Общая характеристика царства животных

Общая характеристика простейших, их многообразие и значение.

Тип кишечнополостные.

1



Отличия растительной клетки от животной. Тип питания и ткани животных.

Многообразие, среда обитания. Систематические группы. Образ жизни и поведение.

Многообразие, среда обитания, образ жизни.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



9

Плоские черви.

Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви.

1.



Приспособления к паразитическому образу жизни. Многообразие, среда обитания.

Особенности строения, многообразие и среда обитания. Приспособления к паразитическому образу жизни.

Многообразие, среда обитания и образ жизни.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


10

Тип Членистоногие. Общая характеристика.

Основные отряды насекомых.

1


Многообразие. Биологические особенности. Среда обитания и образ жизни.

Развитие с полным превращением. Особенности строения насекомых в связи с паразитическим образом жизни.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


11

Тип Моллюски.

1

Многообразие. Биологические и экологические особенности. Классы моллюсков.

Работа с тестами.



12

Тип Хордовые. Общие характеристики.

Класс Земноводные

Класс Рыб.

1



Характерные особенности животных, относящихся к этому типу.

Многообразие. Особенности строения.

Общая характеристика. Особенности хрящевых и костных рыб.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


13


Класс Пресмыкающиеся.

Класс Птиц.

1


Многообразие. Биологические и экологические способности.

Многообразие. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


14

Класс Млекопитающие.

1

Важнейшие представители отряда млекопитающие. Биологические и экологические способности.




Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


Раздел 3. Анатомия и физиология человека (10 ч.)


15

Ткани.

1

Взаимосвязь строения и функции, типы тканей.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


16

Строение функций опорно-двигательной системы.

1

Типы костей, химический состав их. Соединение костей.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


17

Внутренняя среда организма. Иммунитет.

Строение и функции системы органов кровообращения.

1


Виды иммунитета. Компоненты внутренней среды.

Виды кровеносных сосудов. Строение и работа сердца.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


18

Строение и функции дыхательной системы.

1

Воздухоносные пути. Газообмен в легких и тканей. Регуляция дыхания.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


19

Строение и функции пищеварительной системы.

Обмен веществ в организме.

1


Механизм всасывания веществ, деятельность ферментов.

Виды обмена веществ. Этапы обмена.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


20

Строение и функции выделительной системы.

1

Строение нефрона. Строение функций органов выделения.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



21

Строение и функции головного мозга.

Строение и функции спинного мозга.

1


Отделы и доли головного мозга. Их функции.

Изучение функций и строение спинного мозга. Строение рефлекторной дуги.


Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


22

В.Н.Д. Анализаторы. Отделы периферической нервной системы.

1

Строение анализаторов. Виды и особенности рефлексов.

.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


23

Кожа.

1

Строение и функции.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


24


Эндокринная система.

Строение и функции половой системы.

1


Единство нервной и гуморальной регуляции. Гормоны, вырабатываемые железами и их роль.

Особенности системы.








Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



Раздел 4.Общая биология (11 ч.)


25

26



Основные свойства и уровни организации живой материи.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Органические вещества. Углеводы, липиды.

Белки, их строение и функции.

Нуклеиновые кислоты.

2





Биологическая система, уровни организации и основные свойства живой материи.

Роль воды и солей в клетке.

Строение, свойства и роль углеводов и липидов.

Состав, строение, свойства белков и их роль.

Виды нуклеиновых кислот, строение, функция.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



27

Клеточная теория

1

Основные положения клеточной теории. Строение клетки.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов


28


Фотосинтез и хемосинтез. Энергетический обмен.

Биосинтез белка

1


Сравнительная характеристика процессов. Фазы фотосинтеза. Этапы энергетического обмена.

Механизм синтеза белка.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



29

30



Митоз

Мейоз, размножение в органическом мире.

Онтогенез.

2



Механизм деления клетки. Его биологическая роль.

Мейоз, его механизм и биологическая роль. Формы и значения размножения. Отличия яйцеклетки от сперматозоида.

Этапы онтогенеза, сущность биогенетического закона. Отличия зиготы от гамет.


Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов





31

Законы Г. Менделя и их цитологические основы.

Хромосомная теория наследственности.

Изменчивость, ее виды и биологическое значение.

1



Закономерности наследования. 1, 2,3 законы Менделя.

Закон Моргана.

Виды мутаций. Их причины и значение. Модификационная, коррелятивная, комбинативная, мутационная изменчивость..

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестовох задач



32




Дарвин о причинах эволюции. Доказательства эволюции.

Вид его критерии и структура.

Основные направления эволюции.

Основные этапы эволюции растительного и животного мира.

Антропогенез. Расы.

1





Основные положения учения Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Формы отбора.

Критерии вида, происхождение видов. Популяции – единица эволюции.

Ароморфоз, дивергенция, дегенерация, биологический регресс и прогресс.

Происхождение и развитие жизни на земле.

Доказательство происхождения человека от животных. Этапы эволюции человека.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ.

Решение тестов


33

Экологические факторы, их влияние на организм .Формы взаимоотношений между организмами

Биогеоценоз. Агроценоз.

Биосфера.

1



Классификация факторов.

Состав и структура сообщества.

Среды жизни. Круговорот веществ в биосфере.

Конспект.

Разбор заданий в формате ЕГЭ. Решение тестов



34

35

Зачет

2


Работа по вариантам КИМов по биологии



ИТОГО

35