Краснодарский край
муниципальное образование Кореновский район г. Кореновск
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя (полная) общеобразовательная школа №2
Муниципального образования Кореновский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2016 года
Председатель педсовета
___________ Е.С. Иванченко
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по информатике
«Математические основы информатики»
Предмет | информатика |
Учебный год | 2016-2017 |
Класс | 10 |
Количество часов в год | 35 |
Количество часов в неделю | 1 час |
Учитель __Беклемешева Светлана Сергеевна _______________________________________________________
Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и на основе авторской программы Е.В. Андреевой, Л.Л. Босовой, И.Н. Фалиной «Математические основы информатики»/ Программы для общеобразовательных учреждений по информатике 2-11 класс, составитель М.Н. Бородин, Москва «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 г.
Содержание учебного курса 10 класс.
1. Системы счисления (10 часов).
Позиционные системы счисления. Понятие базиса. Принцип позиционности.
Единственность представления чисел в P-ичных системах счисления. Цифры позиционных систем счисления. Развернутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления.
Арифметические операции в P-ичных системах счисления. Перевод чисел из P-ичной системы счисления в десятичную. Перевод чисел из десятичной системы счисления в P-ичную.
Взаимосвязь между системами счисления с кратными основаниями.
Арифметические операции в смешанных системах счисления.
Системы счисления и архитектуры компьютеров.
2. Представление информации в компьютере (11 часов).
Представление целых чисел. Прямой код. Дополнительный код.
Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов.
Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой.
Выполнение арифметических операций над вещественными числами.
Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики.
Представление текстовой и графической информации.
Представление звуковой информации.
Методы сжатия цифровой информации.
3. Введение в алгебру логики (13 часов).
Алгебра логики. Понятие высказывания.
Логические операции. Логические формулы. Таблицы истинности.
Законы алгебра логики. Применение алгебры логики.
Решение текстовых логических задач.
Булевы функции.
Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ.
Минимизация булевых функций в классе дизъюнктивных нормальных форм.
Построение СДНФ и ее минимизация.
Полные системы булевых функций.
Элементы схемотехники.
Требования к уровню подготовки учащихся:
По окончании изучения данного курса учащиеся должны знать:
свойства позиционных систем счисления;
алгоритм перевода целых чисел, конечных и периодических дробей из произвольной Р-ичной системы счисления в десятичную;
особенности целочисленной арифметики в ограниченном числе разрядов;
особенности вещественной компьютерной арифметики в ограниченном числе разрядов;
подходы к компьютерному представлению графической и видеоинформации;
основные теоретические аспекты, связанные с вопросами сжатия информации;
законы алгебры логики;
понятие булевой функции.
уметь:
применять правила арифметических операций в Р-ичных системах счисления;
переводить целые числа, конечные и периодические дроби из десятичной системы счисления в произвольную Р-ичную систему счисления;
представлять вещественные числа в формате с плавающей запятой;
создавать архивы с помощью архиватора WinRAR;
формализовать сложные высказывания, т. е. записывать их с помощью математического аппарата алгебры логики;
строить таблицы истинности для сложных логических формул;
использовать законы алгебры логики при тождественных преобразованиях;
решать логические задачи с использованием алгебры высказываний;
восстанавливать аналитический вид булевой функции по таблице истинности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер темы | Название темы | Кол-во часов |
1 | Системы счисления | 10 |
2 | Представление информации в компьютере | 11 |
3 | Введение в алгебру логики | 14 |
| Всего | 34 |
Тематическое планирование элективного курса
«Математические основы информатики»
10 класс
10 класс (35 часов – 1 час в неделю) |
№ п/п | Название раздела, темы урока | Практ. Часть прогр. |
| Системы счисления (8 часов) | |
| Основные определения. Понятие базиса. Принцип позиционности | |
| Развернутая и свернутая формы записи чисел. | |
| Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления | Пр.р. |
| Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления | |
| Арифметические операции в Р-ичных системах счисления | |
| Арифметические операции в Р-ичных системах счисления | Пр.р. |
| Взаимосвязь между системами счисления с кратными основаниями: Р m = Q | |
| Решение задач на представление произвольных чисел в позиционных системах счисления | |
| Представление информации в компьютере (5 часов) | |
| Представление целых чисел. Прямой код. | |
| Дополнительный код | |
| Представление текстовой информации. | |
| Представление графической информации. | |
| Представление звуковой информации | |
| Введение в алгебру логики (6 часов). | |
| Алгебра логики. Понятие высказывания | |
| Логические операции | |
| Логические формулы, таблицы истинности. | |
| Логические формулы, таблицы истинности. | |
| Законы алгебры логики | |
| Законы алгебры логики | |
| Элементы теории алгоритмов (6 часов). | |
| Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов | |
| Виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. | |
| Решение задач на составление блок-схем алгоритмов | Пр.р. |
| Решение задач на составление линейных алгоритмов и алгоритмов ветвления. | Пр.р. |
| Решение задач на составление циклических алгоритмов | Пр.р. |
| Решение задач на составление алгоритмов | |
| Основы теории информации (10 часов) | |
| Понятие «информация» и ее свойства. | |
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний | Пр.р. |
| Алфавитный подход к определению количества информации. | Пр.р. |
| Формула Хартли | |
| Применение формулы Хартли | |
| Применение формулы Хартли | Пр.р. |
| Формула Шеннона | |
| Формула Шеннона | |
| Решение задач на расчет количества информации | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно- математического цикла от _29_ августа 2016 года № 1 ___________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________Т.С. Бухтиярова подпись Ф.И.О. 29 августа 2016 года |