Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора
________________Г.В.Кубышкина ______________
«___»____________2015г. «___»_____________2015г.
Программа элективного курса
по русскому языку «Подготовка учащихся к сдаче
ОГЭ и различным формам познавательной деятельности».
9 класс
на 2014 – 2015 учебный год.
17 часов.
Чугуева Е.А.-
учитель русского языка и литературы.
Первая квалификационная категория.
пгт. Приобье
2015г.
- 1 -
Пояснительная записка.
ОГЭ отличается от привычной аттестации (изложение с элементами сочинения). Уже несколько лет учащиеся 9 классов сдают экзамен в новой форме: изложение, тесты, сочинение на лингвистическую тему. В этом учебном году вновь произошли изменения: учащимся предлагается сочинение по выбору из трех тем (15.1, 15.2, 15.3), кроме предлагаемого ранее дается работа на свободную тему, с высказыванием своей точки зрения по предложенному тексту и доказательствами из произведений художественной литературы и собственного опыта. Третья часть работы проверяет умения и навыки вдумчивого осмысления чтения, зрелость суждений при знакомстве с текстом, способность выражать собственное мнение, а также находить художественные средства языка. Чтобы успешно выполнить работу, учащимся необходимо овладеть видами универсальных учебных действий: регулятивными, познавательными, коммуникативными, личностными.
Обоснование необходимости введения курса.
Традиционная система уроков в 9 классе не полностью ориентирована на подготовку к сдаче такого экзамена.
Эта задача возлагается на данный элективный курс, рассчитанный на повторение большого объема теоретического материала, наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок.
Своеобразие и специфика курса состоят в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену равномерно распределен и привязан к темам, которые изучаются по программе 9 класса.
За основу элективного курса взята программа по русскому языку для 9 класса, с учетом демонстрационного варианта контрольно-измерительных материалов за 2015 год.
Элективный курс представлен в объеме 17 часов.
Основные принципы отбора и структурирования материала проводились в строгом соответствии с заданиями I, II, III частей.
Цели курса: . Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
. Повторить и обобщить изученный материал за курс основной школы.
Задачи курса: . Сделать процесс обучения интересным, желательным, доступным.
. Повторить наиболее сложные разделы синтаксиса, орфографии и
пунктуации.
. Научить писать сочинения по исходному тексту (КИМы).
. Познакомить с основными видами троп с целью нахождения их в
тестах КИМов.
Методические особенности реализации программы.
Характеристика содержания курса и организация обучения.
. Поисковый (умение работать с книгой, текстами произведений, словарями).
. Самостоятельное планирование и проведение исследования в рамках предложенной темы.
. Совместная учебная деятельность: учитель – ученик – лекция – беседа – демонстрация.
. Объяснительно – демонстрационный: опорные записи, иллюстрации, обобщенные записи, проблемные изложения.
. Индивидуальные занятия по КИМам.
Структура курса.
Элективный курс по подготовке к ОГЭ состоит из трех частей, охватывает 17 тем:
. Повторение правил орфографии и пунктуации.
. Отработка умений грамматических норм текста.
. Анализ сочинений трех видов.
Учебный план.
№ занятия. | Кол. часов | Тема занятий. | Форма занятия. | Вид занятий. |
1 | 1 | Орфография. Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением. | Комбинированное занятие. | Групповая , коллективная форма. |
2 | 2 | Чередующиеся гласные в корне слова. | Практикум по нахождению корней с чередованием. | Индивидуальная работа с тестами. |
3 | 2 | Правописание приставок. | Практическое занятие по определению правописания приставок на з/с перед звонкой или глухой согласной, приставки пре-, при-. | Коллективная: работа с текстом, частичный анализ. |
4 | 2 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов прилагательных и причастий. | Практическое занятие по правописанию суффиксов, являющихся исключением из правил. | Индивидуальная работа. |
5 | 1 | Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. | Нахождение грамматической основы предложения, количества грамматических основ, замена видов связи в словосочетаниях | Работа с текстами КИМов. |
6 | 1 | Вводные слова, вводные конструкции, вводные предложения. | Найти в предложенном тексте вводные слова, выписать цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях. | Самостоятельный анализ, исследование текстов, предложенных учителем. |
7 | 2 | Обособленные члены предложения: определения, обстоятельства; приложения, уточняющие члены. | Консультация по данной теме. | Индивидуальная: творческое сочинение по предложенному тексту. |
8 | 2 | Сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное. | Практикум по нахождению в тексте сложносочиненных предложений, сложноподчиненных предложений с однородным, последовательным, параллельным подчинением. | Коллективная, групповая, по материалам КИМов. |
9 | 2 | Лингвистический анализ научных, публицистических и художественных текстов с нахождением тропов. | Основные признаки стилей, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов. | Практическая работа по определению типов стилей, анализ составления деловых бумаг. |
10 | 2 | Репетиционный экзамен в форме ОГЭ. | Итоговое занятие. | Проверка полученных знаний. |
Итого: 17 часов.
Форма отчетности:
Систематическая проверка КИМов, предложенных учащимся в процессе занятий, конспектирование наиболее трудных разделов русского языка, сочинения на различные темы, репетиционные экзамены на уровне школы, района и округа.
Научно-методическое, дидактическое оснащение программы курса.
Литература:
Русский язык. Подготовка к выполнению части 3. Г.Т.Егораева.
Издательство «Экзамен». Москва 2014г.
Русский язык. ГИА 9. Ю.Н.Гостева., И.П.Васильевских.
Издательство «Экзамен». Москва 2014 г.
Тестовые экзамены по русскому языку. 9 класс. А.Б.Малюшкин
Издательство «Творческий Центр» 2010 г.
Грамматика русского языка в тестах. 8 – 11 классы. И.В.Космарская., А.К.Руденко.
Москва. «Аквариум» 2013 г.
Рабочая тетрадь. Русский язык. 9 класс. I, II, III части. Г.А.Богданова.
Москва. 2011 г.
Содержание.
Пояснительная записка………………………………………………………..2
Обоснование введения курса………………………………………………….2
Структура курса………………………………………………………………...3
Учебный план…………………………………………………………………..3-4
Научно-методическая литература……………………………………………..4