Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новонадеждинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и согласована на заседании педагогического совета школы________________________________________ протокол №____ от «____» _________2015___г. | | «Утверждаю»_________ Директор школы: Костина Н.А. . приказ № от «_ _» ______ 2015___ г. |
Рабочая программа
Элективный курс
«Алгебра модуля»
по математике для 9класса
Составитель: учитель математики
Трусова Мария Павловна
п.Новонадеждинский
Пояснительная записка
Количество недельных часов___1_____ Количество часов в год __34
Уровень рабочей программы _базовый____________________________
Классификация рабочей программы авторская
Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием модуля числа и аспектами его применения. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, построение графиков. Значительное внимание уделяется вопросам приложения модуля к преобразованию корней. Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи.
Элективный курс «Алгебра модуля направлен на подготовку школьников к обучению в старших классах, на расширение кругозора учащихся, пополнение их знаний о задачах, содержащих неизвестную под знаком модуля.
Основная цель курса – повысить математическую культуру учащихся в рамках школьной программы по математике.
Цели курса:
Образовательная (обучающая):
Научить разным методам решения задач, в которых присутствует модуль числа.
Развивающая.
Развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление.
Воспитательная.
Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.
Курс предусматривает:
• формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
• выявление и развитие их математических способностей;
• ориентацию на профессии, связанные с математикой;
• формирование групповой работы;
• формирование теоретических и практических навыков и умений.
развитие навыков исследовательской деятельности;
Потребность в проведении курса возникла в связи с тем , что:
в учебных пособиях мало заданий с модулем числа.
не разобраны в системе методы и приёмы решения задач с модулем.
нет развернутых тем в стандартах образования по модулю числа.
задачи с модулем систематически встречаются на ЕГЭ и при поступлении в различные учебные заведения.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Программа введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях воронежской области, утверждённой приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.о8.2004 г.
- Учебный план МКОУ Новонадеждинской СОШ на 2015 – 2016 учебный год.
Данная рабочая программа курса составлена на основе:
программы «Алгебра модуля» Т. Е. Бондаренко.
Место предмета в Учебном плане
Элективный курс «Алгебра модуля» входит в число предметов, включенных в учебный план из расчёта на изучение 1 час в неделю. Примерная программа рассчитана на 35 часов.
При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач. При этом в нём предусмотрен резерв свободного времени в объёме 3 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения. Курс расширяет базовый курс по математике, даёт возможность учащимся познакомиться с задачами, предлагаемыми на вступительных экзаменах. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, пониманию роли математики в деятельности человека, поможет оценить свои возможности по математике.
Формы обучения и контроля: лекция, проверочная работа, тестовая работа, творческая работа, практикум по решению задач, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
В процессе изучения данного курса наряду с лекционной формой подачи материала, используются формы творческих занятий, зачетов.
Итоговое занятие предполагается провести в форме круглого стола с презентациями творческих индивидуальных или групповых работ.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля, сроки |
всего | в т.ч. на формы обучения и контроля |
лекция | практика | семинар | тест | зачёт |
1 | Определение модуля числа, История его происхождения | 1 | 0,5 | 0,5 | | | | |
2 | Основные свойства. Геометрический смысл модуля. | 2 | | 1 | 1 | | | Самостоятельная работа |
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Модуль числа в алгебраических выражениях. Решение уравнений, содержащих модуль Модуль и иррациональные уравнения Зачёт №1 Неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля Зачет №2 Модуль и преобразование корней Построение графиков, содержащих модули Решение заданий из ГИА Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры Зачет №3 Итоговое занятие по всему курсу | 2 5 2 1 5 1 3 5 3 2 1 2 | 1 1 1 | 1 3 1 4 3 4 3 2 2 | 1 1 | 1 | 1 1 1 | Проверочная работа Зачёт Самостоятельная работа Самостоятельная работа Проверочная работа Тест Тестовая работа Защита исследовательских и проектных работ |
Содержание курса
1.Определение модуля. (1) Вопросы курса и его структура. Знакомство с литературой. Требования к участникам курса. Определение модуля. Раскрытие модуля
.
2.Основные свойства модуля. (2) Свойства модуля. Геометрический смысл модуля.
Модуль числа в алгебраических выражениях.(2)
Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля.
3.Решение уравнений, содержащих модуль (5).
Решение уравнений, содержащих модуль: семинарское занятие, методы решения уравнений, применение знаний к решению уравнений. Модуль при решении квадратных уравнений.
4.Модуль и иррациональные уравнения (2) Модуль и иррациональные уравнения: использование модуля и его свойств при решении иррациональных уравнений.
Зачёт №1 (1).
5.Неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля (5). Неравенства, содержащие знак модуля: решение неравенств с модулем на координатной прямой; применение свойств модуля при решении неравенств.
Зачет №2 (1).
6.Модуль и преобразование корней (3). Модуль и преобразование корней: применение модуля при преобразовании корней, решение контрольных заданий
7.Построение графиков, содержащих модули (5). Построение графиков, содержащих модули: знакомство с правилом построения функции y=│f(x)│; различные приемы построения графиков, содержащих знак модуля Квадратичная функция, содержащая модуль. Построение графиков с модулями дробно- линейной функции.
8.Решение заданий из ГИА (3). Решение заданий из ГИА
9.Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры (2). Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры
Зачет №3 (1).
10.Итоговое занятие по всему курсу (2). Повторение по всему курсу. Круглый стол. Защита проектных и исследовательских работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
-понятие модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
- свойства функций в задачах с модулями ;
- принципы решения уравнений и неравенств;
уметь:
- применять полученные знания к решению конкретных задач;
- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
- уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
- строить графики уравнений, содержащие модули;
- читать и строить графики линейной и квадратичной функций с модулем;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
Литература:
1. С.А Антипов. «Предпрофильная подготовка уч-ся 9 классов по математике»
В. 2004
2 Т.Е Бондаренко..«Алгебра модуля». В. 2002 г
3. Л. Я. Боревский Рациональные уравнения с модулем. || Математика “ 1 сентября” – 2001. - № 32;
4. Г.В Дорофеев.Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике и алгебре и началам анализа. – М.: Дрофа, 2000;
5. С.Д Ильина. Графическое решение уравнений, содержащих знак модуля. || Математика в школе. – 2001. - № 8.
6. В.В. Кривоногов. Нестандартные задачи по математике 5 – 11 класс. – Волгоград: Учитель, 2003;
7.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
8. Ф. Ф. Нагибин Канин Е. С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988;
9. Н.А. Садыкина Построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. || Математика “1 сентября”. – 2004. - № 33;
10. А.Я. Симонов «Система тренировочных упражнений по математике М. 1991 г
11. М. Скворцова Уравнения и неравенства с модулем 8 – 9 класс. || Математика “1 сентября”. – 2004. - № 20
12. С. Шестаков Геометрический смысл модуля и его применение к решению уравнений и неравенств. || Математика “1 сентября”. – 2004. - № 44;
Подпись учителя
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер, проектор;
Демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы;
Линейки, угольники, транспортир, циркуль.
Цифровые ресурсы сети Интернет:
сайта портала «Сеть творческих учителей», http://it-n.ru;
сайта ИД «Первое сентября», http://portfolio/1september.ru;
завуч ИНФО, www.zavuch.info;
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http://mega.km.ru;
Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru.
www.ug.ru
www.uroki.ru
Примерное тематическое планирование
№ П/п | Наименование темы | Кол-во часов | Контрмероп. | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Определение модуля числа, История его происхождения Основные свойства. Геометрический смысл модуля Модуль числа в алгебраических выражениях. Модуль и иррациональные уравнения Решение уравнений, содержащих модуль Зачёт №1 Неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля Зачет №2 Модуль и преобразование корней Построение графиков, содержащих модули Решение заданий из ГИА Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры Зачет №3 Итоговое занятие по всему курсу | 1 2 2 2 5 1 5 1 3 5 3 2 1 2 | Зач. №1 Зач. №2 Зач. №3 | 03.09 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 22.10 29.10 | | |