СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Алгебра модуля»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Элективный курс

«Алгебра модуля»

по математике  для  9 класса

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Алгебра модуля»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новонадеждинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и согласована на заседании педагогического совета школы________________________________________
протокол №____

от «____» _________2015___г.



«Утверждаю»_________

Директор школы: Костина Н.А.

.


приказ №

от «_ _» ______ 2015___ г.






Рабочая программа

Элективный курс

«Алгебра модуля»

по математике для 9класса













Составитель: учитель математики

Трусова Мария Павловна

















п.Новонадеждинский




Пояснительная записка


Количество недельных часов___1_____ Количество часов в год __34


Уровень рабочей программы _базовый____________________________


Классификация рабочей программы авторская



Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием модуля числа и аспектами его применения. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, построение графиков. Значительное внимание уделяется вопросам приложения модуля к преобразованию корней. Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи.

Элективный курс «Алгебра модуля направлен на подготовку школьников к обучению в старших классах, на расширение кругозора учащихся, пополнение их знаний о задачах, содержащих неизвестную под знаком модуля.

Основная цель курса – повысить математическую культуру учащихся в рамках школьной программы по математике.

Цели курса:

Образовательная (обучающая):

Научить разным методам решения задач, в которых присутствует модуль числа.

Развивающая.

Развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности,   формировать логическое мышление.

Воспитательная.

Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.


Курс предусматривает:

• формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

• выявление и развитие их математических способностей;

• ориентацию на профессии, связанные с математикой;

• формирование групповой работы;

• формирование теоретических и практических навыков и умений.

  • повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;

  • сформировать навыки работы со справочной литературой и компьютером;

развитие навыков исследовательской деятельности;


Потребность в проведении курса возникла в связи с тем , что:

  • в учебных пособиях мало заданий с модулем числа.

  • не разобраны в системе методы и приёмы решения задач с модулем.

  • нет развернутых тем в стандартах образования  по модулю числа.

  • задачи с модулем систематически встречаются на ЕГЭ и при поступлении в различные учебные заведения.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Программа введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях воронежской области, утверждённой приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.о8.2004 г.

- Учебный план МКОУ Новонадеждинской СОШ на 2015 – 2016 учебный год.

Данная рабочая программа курса составлена на основе:

программы «Алгебра модуля» Т. Е. Бондаренко.


Место предмета в Учебном плане

Элективный курс «Алгебра модуля» входит в число предметов, включенных в учебный план из расчёта на изучение 1 час в неделю. Примерная программа рассчитана на 35 часов.

При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач. При этом в нём предусмотрен резерв свободного времени в объёме 3 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения. Курс расширяет базовый курс по математике, даёт возможность учащимся познакомиться с задачами, предлагаемыми на вступительных экзаменах. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, пониманию роли математики в деятельности человека, поможет оценить свои возможности по математике.

Формы обучения и контроля: лекция, проверочная работа, тестовая работа, творческая работа, практикум по решению задач, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

В процессе изучения данного курса наряду с лекционной формой подачи материала, используются формы творческих занятий, зачетов.

Итоговое занятие предполагается провести в форме круглого стола с презентациями творческих индивидуальных или групповых работ.


Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля, сроки

всего

в т.ч. на формы обучения и контроля

лекция

практика

семинар

тест

зачёт

1

Определение модуля числа, История его происхождения




1




0,5

0,5





2


Основные свойства. Геометрический смысл модуля.



2


1

1



Самостоятельная работа




3




4



5



6


7




8


9



10



11



12






13



14


Модуль числа в алгебраических выражениях.



Решение уравнений, содержащих модуль


Модуль и иррациональные уравнения


Зачёт №1


Неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля


Зачет №2


Модуль и преобразование корней


Построение графиков, содержащих модули


Решение заданий из ГИА


Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры


Зачет №3



Итоговое занятие по всему курсу








2






5



2



1



5



1


3



5



3




2





1



2

1






1









1







1






3




1





4





3



4



3




2








2







1




1

































1













1






1

















1







Проверочная работа






Зачёт



Самостоятельная работа





Самостоятельная работа



Проверочная работа

Тест


Тестовая работа












Защита исследовательских и проектных работ






















Содержание курса


1.Определение модуля. (1) Вопросы курса и его структура. Знакомство с литературой. Требования к участникам курса. Определение модуля. Раскрытие модуля

.

2.Основные свойства модуля. (2) Свойства модуля. Геометрический смысл модуля.

Модуль числа в алгебраических выражениях.(2)

Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля.


3.Решение уравнений, содержащих модуль (5).

Решение уравнений, содержащих модуль: семинарское занятие, методы решения уравнений, применение знаний к решению уравнений. Модуль при решении квадратных уравнений.


4.Модуль и иррациональные уравнения (2) Модуль и иррациональные уравнения: использование модуля и его свойств при решении иррациональных уравнений.

Зачёт №1 (1).


5.Неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля (5). Неравенства, содержащие знак модуля: решение неравенств с модулем на координатной прямой; применение свойств модуля при решении неравенств.

Зачет №2 (1).


6.Модуль и преобразование корней (3). Модуль и преобразование корней: применение модуля при преобразовании корней, решение контрольных заданий


7.Построение графиков, содержащих модули (5). Построение графиков, содержащих модули: знакомство с правилом построения функции y=│f(x)│; различные приемы построения графиков, содержащих знак модуля Квадратичная функция, содержащая модуль. Построение графиков с модулями дробно- линейной функции.


8.Решение заданий из ГИА (3). Решение заданий из ГИА


9.Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры (2). Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры

Зачет №3 (1).


10.Итоговое занятие по всему курсу (2). Повторение по всему курсу. Круглый стол. Защита проектных и исследовательских работ.










Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения данного курса учащиеся


должны знать:


-понятие модуль числа;

- алгоритмы решений задач с модулями;

- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;

- свойства функций в задачах с модулями ;

- принципы решения уравнений и неравенств;


уметь:

- применять полученные знания к решению конкретных задач;

- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;

- уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;

- строить графики уравнений, содержащие модули;

- читать и строить графики линейной и квадратичной функций с модулем;

- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.





























Литература:


1. С.А Антипов. «Предпрофильная подготовка уч-ся 9 классов по математике»

В. 2004

2 Т.Е Бондаренко..«Алгебра модуля». В. 2002 г

3. Л. Я. Боревский Рациональные уравнения с модулем. || Математика “ 1 сентября” – 2001. - № 32;

4. Г.В Дорофеев.Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике и алгебре и началам анализа. – М.: Дрофа, 2000;

5. С.Д Ильина. Графическое решение уравнений, содержащих знак модуля. || Математика в школе. – 2001. - № 8.

6. В.В. Кривоногов. Нестандартные задачи по математике 5 – 11 класс. – Волгоград: Учитель, 2003;

7.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.

8. Ф. Ф. Нагибин Канин Е. С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988;

9. Н.А. Садыкина Построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. || Математика “1 сентября”. – 2004. - № 33;

10. А.Я. Симонов «Система тренировочных упражнений по математике М. 1991 г

11. М. Скворцова Уравнения и неравенства с модулем 8 – 9 класс. || Математика “1 сентября”. – 2004. - № 20

12. С. Шестаков Геометрический смысл модуля и его применение к решению уравнений и неравенств. || Математика “1 сентября”. – 2004. - № 44;










Подпись учителя




















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Компьютер, проектор;

  2. Демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы;

  3. Линейки, угольники, транспортир, циркуль.

  4. Цифровые ресурсы сети Интернет:

сайта портала «Сеть творческих учителей», http://it-n.ru;

сайта ИД «Первое сентября», http://portfolio/1september.ru;

завуч ИНФО, www.zavuch.info;

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http://mega.km.ru;

Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru.

www.ug.ru

www.uroki.ru







































Примерное тематическое планирование




П/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Контрмероп.

Дата проведения

Домашнее задание

Примечание


1


2



3



4



5



6


7



8


9



10



11


12





13



14






Определение модуля числа, История его происхождения

Основные свойства. Геометрический смысл модуля


Модуль числа в алгебраических выражениях.


Модуль и иррациональные уравнения


Решение уравнений, содержащих модуль


Зачёт №1


Неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля


Зачет №2


Модуль и преобразование корней



Построение графиков, содержащих модули


Решение заданий из ГИА


Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры

Зачет №3



Итоговое занятие по всему курсу




1


2



2



2



5



1


5



1


3



5



3


2





1



2
















Зач. №1




Зач. №2














Зач. №3








03.09


10.09

17.09


24.09

01.10


08.10

15.10


22.10

29.10