СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Бизнес английский для школ" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс предназначен для работы в старшем звене. Программа элективного курса помогает учителю планировать свою работу.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Бизнес английский для школ" 10 класс»

Программа элективного курса

«Бизнес английский для школ»

для учащихся 10 А класса

Пояснительная записка

С интенсивным развитием предпринимательской деятельности и созданием совместных предприятий растет число внешнеэкономических связей с фирмами зарубежных стран. Любая форма делового сотрудничества предполагает постоянный обмен информацией, поэтому переписка с деловым партнером является важной частью любого бизнеса. Необходимость написания письма возникает постоянно: при заключении выгодной сделки, устройстве на работу или поздравлении с юбилеем компании. Английский язык является общепринятым языком делового общения, поэтому особый интерес представляет деловая переписка на английском языке. Очень важно правильно составить и оформить деловое письмо, т.к. именно по нему у адресата складывается впечатление о Вас, как о деловом партнере. Грамотно составленное письмо является залогом успеха в бизнесе.

 Базовый курс иностранного языка, при всей его сложности и существующем многообразии учебных пособий, не всегда удовлетворяет различным потребностям учащихся, что и является основой для разработки профильно-ориентированных, профильных курсов по выбору.

Предполагаемый курс относится к числу элективных курсов в профильном обучении старшеклассников, практической целью которого является формирования представления о деловой переписке и обеспечить межпредметное восприятие учебного материала, когда английский язык выступает средством получения юридических знаний, а содержание материала развивает навыки учащихся в чтении, устной, письменной речи и аудировании. Курс «Деловая переписка на английском языке» входит в состав гуманитарного профиля и реализуется за счет школьного компонента.

Данный курс носит компаративный характер, так как для формирования навыков написания делового письма необходимо изучать культуру родной страны в сравнении с другими культурами и культурными моделями.

Цели и задачи курса

В соответствии с государственным стандартом среднего (полного) образования изучение иностранного языка направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений.  В свете формирования коммуникативной компетенции цель данного курса:

  • Познакомить учащихся со структурой делового письма, типами деловой корреспонденции, правилами составления и оформления письма и конверта на английском языке;

  • Помочь учащимся овладеть навыками написания делового письма на английском языке с учетов национально-культурной специфики речевого поведения англичан;

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с рядом профессий юридического и экономического профиля, чья деятельность так или иначе связана с ведением переписки на английском языке (бизнесмены, бухгалтера, секретари-референты, администраторы, юристы);

  • Создать банк информации по деловой переписке;

  • Продемонстрировать образцы деловой корреспонденции и особенности ее оформления на английском языке;

  • Развитие знаний и овладение навыками деловой переписки для успешного использования в профессиональной карьере.

Помимо решения образовательных задач , данный курс имеет воспитательное и развивающее значение.  Данный курс призван также развивать навыки исследовательской работы. Для этого в рамках курса используются проектные формы работы, совместное обсуждение  проблем, подготовка сообщений. Все это связано с формированием навыков различного вида делового письма, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное, совершенствовать различные формы записи, составлять учебный конспект, резюме, писать характеристики.

 Реализация этой программы позволит повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся, будет способствовать развитию их мировоззрения и повышению уровня учебной мотивации.

Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных приемов обучения, ТСО, наглядности, в т.ч. Интернета.

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 68 часов (34 часа – 10 класс, 34 часа – 11 класс). Программа «Деловая переписка на английском языке» не противоречит основным государственным документам (учебному плану, государственным образовательным стандартам, программам), а дополняет и конкретизирует специфику школы, ее потребности в изучении иностранных языков, т.к. содержит новые, не содержащие в базовых программах знания, представляющие познавательный интерес для учащихся.

Программой предусмотрена возможность определения качества знаний через систему контроля в форме тестов, практических заданий и творческих работ. Материал курса распределен на 2 года достаточно эффективно для качественного изучения и практического применения. Основное учебное пособие по программе: О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, Н.В. Новикова “Business English For Schools” – Элективный курс для 10-11 классов профильной школы.- Издательство «ТИТУЛ»,2009

Содержание курса представлено 28 темами, объединенными в группы:

  • структура и особенности оформления делового письма;

  • виды писем делового характера и их особенности;

  • электронное деловое письмо;

  • аббревиатуры в деловой переписке;

  • клише и выражения, полезные для деловой переписки.

При изучении тем учащиеся:

  • Систематизируют и обогащают свои культуроведческие представления в написании деловых писем в сопоставлении с Россией;

  • Совершенствуют коммуникативно-речевые умения в устной и письменной форме  при чтении аутентичных текстов на английском языке, при обсуждении, обобщении прочитанного;

  • Развивают умения передавать иноязычную культуроведческую информацию на русском языке в адекватной устной и письменной форме в соответствии с ее назначением для практического использования;

  • Учатся использовать культуроведческие ресурсы Интернета при выполнении практических и творческих заданий;

  • Развивают умения представлять результаты познавательно-поисковых знаний и творческих работ на английском языке.

При работе по каждой из тем учащиеся:

  • Слушают лекции учителя по тематическим подразделам;

  • Выполняют познавательно-поисковые задания;

  • Выполняют индивидуальные, групповые творческие задания и выступают с результатом работы;

  • Оценивают вместе с учителем качество выполненной работы.

Работа над творческими заданиями и проектами предполагает определение способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным определенным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Проектная работа учит не только запоминать и воспроизводить знания, которые учащиеся получают во время прохождения курса, но и применять их на практике для решения разнообразных проблем. Учащиеся должны знать, где и как они смогут применить свои знания на практике в будущем.  

 

Требования к уровню освоения курса.

К концу курса учащиеся должны знать:

  • Международные стандарты ведения деловой переписки, структурные компоненты, формы деловых писем, последовательность написания писем при заключении сделок;

  • Стили и содержание деловых писем;

  • Этику деловых взаимоотношений: как вести деловую беседу, как устраиваться на работу, заказать номер в гостинице;

  • Основные фразы-клише, основную коммерческую терминологию, аббревиатуры.

Курс развивает и совершенствует умения и навыки разговора на английском языке, расширяет кругозор учащихся, готовит их практическому владению языком, помогает выбрать профессию, поэтому учащиеся должны уметь:

  • Написать деловое письмо на любом этапе сделки;

  • Вести деловую беседу;

  • Вести телефонные разговоры;

  • Написать любой вид делового письма согласно ситуации.

Принципы построения курса

В основу содержания курса положен модульный принцип организации материала. Теоретическую основу данного курса составляют идеи личностно-деятельного, когнитивно-коммуникативного, межкультурного  подходов к обучению, которые определили систему общеметодических принципов, положенных в основу организации и управления учебным процессом. Отбор и организация содержания обучения осуществляется на основе функционально-содержательного подхода, который реализуется в коммуникативном методе преподавания.

Задания курса разработаны с учетом ряда принципов:

  • принцип взаимодействия различных видов речевой деятельности друг на друга;

  • принцип интеграции и дифференциации (одновременное формирование произносительных, лексических и грамматических навыков на одном материале и комплексное развитие различных видов речевой деятельности);

  • принцип сознательности и активности (осознанное восприятие, осмысленная тренировка языкового и речевого материала и осознанное его применение в процессе решения коммуникативных задач);

  • принцип доступности и поэтапности в овладении определенным умением (тщательный отбор языкового материала, предназначенного для усвоения, в зависимости от речевой задачи и ситуации);

  • принцип индивидуализации и  учета особенностей учащихся (учет личностных, индивидуальных и субъектных особенностей учащихся ) ;

  • принцип учета влияния русского языка.

Способы оценки достижений учащихся

Преподаватель может использовать различные формы и виды контроля  для оценки достижений учащихся:

  • вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;

  • проблемные задачи;

  • взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление зачетных заданий и их проведение в классе и дома;

  • тестовые задания на аудирование/ чтение/ лексико-грамматические трансформации;

  • проектные задания, выполняемые в письменной форме;

  • написание различных видов писем делового стиля по окончании изучения любой из тем;

  • ролевые игры.

Шкала оценки уровня владения коммуникативными умениями и достижений учащихся составлены на основе критериев, разработанных В.В. Сафоновой  в программе элективного курса «British Cultural Studies» и Европейской шкалы самооценки уровня владения коммуникативными умениями. Оценивается качество выполнения каждого задания проверочной или познавательно-поисковой работы, а затем количество баллов, полученное школьником, делится на количество заданий. Школьники должны быть  заранее ознакомлены с критериями оценки их учебной деятельности.

 Так как основной целью курса является помочь учащимся овладеть навыками написания делового письма на английском языке с учетов национально-культурной специфики речевого поведения англичан, большое значение имеют критерии оценки письменных работ, основными компонентами которой являются:

  • лингвистическая правильность;

  • стилистическое соответствие;

  • соответствие структуры и содержания писем их целевому назначению.

Содержание курса

10 класс

№ п.п.

Тематика курса

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные и проверочные работы

Проектно-творческая деятельность

Всего

Введение в курс «Деловая переписка» и ознакомление с видами компаний Великобритании и США.

1

1



2

Структура делового письма.

1

1

1


3

Как писать адрес на конверте.

1

1


1

3

Образцы деловых писем: резюме и жизнеописание.

1

1

1


3

Сопроводительное письмо.

1




1

Принятие предложения о работе.

Отказ работодателя на заявление о работе.

1

2

1


3

1

Рекомендательное письмо и характеристика.

1

2



3

Уход с работы, увольнение работника и сокращение штатов.


1

1


2

Меморандум или памятная записка.

1

1



2

Запрос информации, ответ на запрос информации.

1


1


2

Просьба о финансовой помощи.


1

1


2

Электронное деловое письмо.

1

1


1

3

Что еще полезно знать офисным работникам.

1




1

Устройство на работу.


1


2

3

ИТОГО

11

13

6

4

34



Календарно-тематическое планирование (10 класс)

Тема

Подтемы

Кол.

часов

Цели и задачи урока

Языковой материал

Виды речевой деятельности

Осна-

щение

Меж-

предм.

связи








Аудиро-

вание

Говоре-

ние

Чтение

Письмо



1. Введение в курс «Деловая переписка».

а) виды компаний Великобритании

б) виды компаний США.

2

Ознакомление с целями и формами делового общения.

Ознакомление с социокультурными особенностями англоязычного делового общения.

Развитие умений собирать, обобщать и систематизировать культуроведческую информацию и схематически представлять ее в виде таблицы (виды компаний, название, деятельность компании).

 Limited Partnership, General Partnership, Limited Companies and Joint Ventures, Public Limited Company(P/C), Private Company(Ltd), Corporation(Inc.) Joint Venture

Восприятие

на слух новых ЛЕ и речи учителя

Высказы-

вания по темати-

ческой проблеме, выполнение коммуникативных заданий по тексту

Чтение текста

стр. 7

“Business English  Course”

Стр.13-14

“Companies”

Запись лекции,

новых ЛЕ, составление

таблицы о видах, названиях и деятель-

ности

компаний

стр17 упр.8а

Учебник,

разда-точный  материал,

ноутбук,

документ-

камера

Эконом.

География

2.Структура делового письма:

а) шапка бланка

б) ссылка

в) дата

г) адрес

д) обращение

е)текст письма

ж)комплиментарная концовка

з) фамилия и подпись

3

Ознакомление с содержанием понятия «деловое письмо»

Уметь комментировать понятия на английском языке.

Ознакомление с образцами деловых писем.

Развивать умение самостоятельно работать с образцами деловых писем.

Формирование умений написания делового письма.

The notepaper, the addressee, the reference, the salutation, the complementary close, the letter handing, the body text, the surname and the signature, the enclosure, the copy, the postscriptum

Восприятие

на слух речи учителя, аудирование текста “Hidden rules”

Высказы-вания учащихся

на основе

прослу-

шанного

текста,

комменти-

рование понятий

на англяз

Ознакоми-

тельное

чтение

образцов

деловых

писем

стр.74 упр.5б

Запись лекции, новых ЛЕ, написание

письма с соблюдением

структуры делового

письма

Аудио-

диск,

ноутбук,

мультиме-

дийный проектор,

образцы

писем


3.Как писать адрес на конверте.

А) расположение адреса на конверте

б) титулы и формы обращения

в) обращение к мужчинам, к замужним, не замужним  женщинам

3

Ознакомление с особенностями оформления конверта.

Развитие умений обсуждать социокультурные различия в написании адреса на конверте.

Развитие умений выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на англ.яз.

Развитие умений излагать на английском языке результаты индивидуальной и коллективной познавательно-поисковой деятельности.

Envelope layout, sender’s address, titles and forms of address

Восприятие

на слух

речи учителя, высказываний

учащихся о результатах познава-

тельно- поисковой деятельности

Монологи

ческие

 высказывания по

теме,

обсуждение  различий в написании

адреса на конверте

Изучающее чтение

Стр.70 упр.2а

Запись лекции, оформление конвертов

Образцы

конвертов

ноутбук,

Интернет-

ресурсы,

История

рус.язык

история культуры

4.Образцы деловых писем: резюме и жизнеописание.

3

Ознакомление учащихся с понятием «резюме и жизнеописание» и с основными правилами написания резюме.

Развитие умений собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию по теме.

Развитие умений письменной речи при составлении CV, заполнении формуляров – заявлений с просьбой принять на работу.

Совершенствовать навыки работы с текстовым материалом по теме.

Resume, curriculum vitae (CV). References are available upon request.

 I developed…,

I took responsibility for

 I managed,

I devised…,

I controlled…, Education training position, responsibilities

Восприятие

на слух высказываний

учащихся по теме

Обсуждение

основных правил написания резюме

Чтение текстов по теме с целью извлечения конкретной информации

Составление

CV, заполнение формуляров – заявлений

о принятии на работу

учебник, стр.26

Учебник, ноутбук,

мультимедийная презентация

Рус. язык,

правоведение,

история культуры

5.Сопроводительное письмо.

А) объявление в газете о работе, о вакансии

б) письмо – ответ на объявленную вакансию

1

Развитие умений готовить устные выступления по теме.

Развитие умения написать объявление в газету о вакансии и письмо- ответ на объявленную вакансию.

Cover letter, job opportunity, to apply for (a job, a position), to seek an executive secretary, to provide full administrative support to, to maintain contacts with clients

Восприятие на слух высказываний учащихся

Выступление с докладом по теме

ознакомительное чтение объявлений в газете о вакансиях

учебник стр.20-21

Письмо – ответ на вакансию

Газета «Работа для вас»

интернет ресурсы, образцы писем

правоведение

обществознание

6.Принятие предложения о работе.

Отказ работодателя на заявление о работе.

4

Ознакомление со стилистическими  особенностями написания деловых писем о принятии предложения о работе.

Совершенствовать навыки чтения детального понимания и анализа деловых писем.

Учить писать деловые письма по заданной теме.

Совершенствовать навыки работы с текстовым материалом.

Accepting a position, refusing a job application, to accept an offer of the starting salary, probationary period, available position, to match smb’s background and qualification, resume will be kept on file

Аудирование аутентичного текста по теме

“Get a job you want”

Анализ писем о принятии на работу и отказе принять на работу, выполнение речевых заданий по прочитанному тексту

Чтение с полным пониманием текста по теме

Стр.24

Написание письма о принятии на работу

Составление письма –отказа о принятии на работу по опорам

Учебник, раздаточный материал, ноутбук, презентация,

аудио-диск

Рус. язык,

правоведение,

история русской культуры

7.Рекомендательное письмо и характеристика.

А) сравнительная характеристика рекомендательного письма и характеристики

б) рекомендации по составлению характеристики

3

Учить навыкам чтения, перевода и обсуждения текстов рекомендательных писем и характеристик.

Развивать навыки составления рекомендательных писем и характеристик.

Развитие умения собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую. Письменную информацию и иллюстрированный материал.

Reference, testimonial, to decline on smb’s behalf, ask a reference, additional information, To whom it may concern, personal assistant , to deal with

Восприятие на слух реплик партнера, новых ЛЕ, рекомендаций по составлению характеристик

Составление диалогов по теме, обмен мнениями о составлении характеристики

Ролевая игра

Стр.27

Чтение с полным пониманием информации

Стр.

Написание характеристики по образцу

Учебник, образцы характеристик,

презентация

Рус. язык,

правоведение,

обществознание

8. Уход с работы:

а) увольнение работника и сокращение штатов;

б) сроки предупреждения об увольнении и об уходе с работы

в) конфликтные ситуации при увольнении

2

Развитие умений ориентироваться в структуре деловой переписки при поиске необходимой информации по теме.

Развитие умений и навыков чтения и аудирования аутентичной информации.

Совершенствовать навыки составления деловых писем.

Resignation, dismissal, redundancy, leave a company, to seek a higher paid job, the exact day of departure, to carryout duties, to implement the structural changes, to take on a position

Восприятие на слух новых ЛЕ,

аудирование аутентичного текста по теме

монологические высказывания по прослушанному тексту

Чтение различных источников

и поиск конкретной информации по теме «Уход с работы»

Написание заявления об уходе с работы

комплект газет,

интернет- ресурсы,

учебник

Рус. язык, правоведение,

обществознание

9. Меморандум или памятная записка.

А) особенности написания «МЕМО»

2

Ознакомление с правилами написания «МЕМО»

Развитие умений анализировать лексико-грамматические особенности написания «МЕМО»

Совершенствовать навыки написания «МЕМО»

Memorandum, staff meeting, to make a speech, to discuss the matters, to take measures

Восприятие на слух речи учителя


ознакомительное чтение по теме «МЕМО»

Написание

«МЕМО»

Образцы

МЕМО,

Учебник, ноутбук

Рус. язык

правоведение

10.Запрос информации, ответ на запрос информации.

А) когда пишутся письма – запросы

б) составление и хранение банка информации

2

Углубление знаний школьников по деловой переписке

Развитие умений представлять устно и письменно результаты работы.

Развитие умений у учащихся поисков информации по теме в сети Интернет.

Information inquiry, reply to information inquiry, to be grateful, delivery periods, payment terms, to offer a discount

Восприятие на слух выступлений учащихся

Выступление по результатам индивидуальной познавательно-поисковой

деятельности


Написание писем-запросов информации

(рекламные буклеты, информация о ВУЗах, товарах)

Интернет-ресурсы, учебник,

ноутбук

презентации

правоведение,

обществознание

11.Просьба о финансовой помощи.

А)  правила написания письма о финансовой поддержке.

2

Совершенствование умений в составлении деловых писем и выполнение письменных заданий по теме.

Развитие умений собирать и систематизировать информацию по теме.

Request to financial support, a full resume, industrial wholesales, a chargeable enquiry

Восприятие на слух высказываний учащихся

Обсуждение

правил составления писем с просьбой о финансовой помощи по собранным учащимся материалам

Чтение с полным пониманием текстов по теме

Написание писем с просьбой о финансовой помощи

Образцы писем,

презентации детей,

ноутбук,учебник

Эконом. География,

правоведение

12.Электронное деловое письмо.

А) правила составления e-mail

б) аббревиатуры при написании e-mail

в) правила поведения в Интернете

3

Ознакомления с правилами работы с электронной почтой и особенностями написания e-mail.

Сравнение обычного

делового и электронного делового письма.

Обучение этикету и правилам поведения в Интернете.

Совершенствование умений индивидуальной и коллективной познавательно-поисковой деятельности.

Развитие умений вести официальную переписку на английском языке.

e-mail, ways of communication, register, “send” button, software, key in, inbox, outbox, delete, spam, formal and informal language

Восприятие новых ЛЕ на слух и

правил написания электронных писем

учебник стр.107

Выполнение речевых заданий к тексту стр.109

Чтение с полным пониманием текста “Netiquette

Стр.108

Запись правил работы в Интернете,

написание электронных писем

запись аббревиатур

Образцы электронных деловых

 писем ,

Интернет-ресурсы,

ноутбук

презентация


13. Что еще полезно знать офисным работникам.

А) проверки исходящей и входящей корреспонденции

б) регистрация и хранения корреспонденции

1

Ознакомление с правилами работы с корреспонденцией.

Outgoing mail, incoming mail, correspondence, registration, maintenance

Восприятие на слух выступлений учащихся

Выступления учащихся по теме


Запись лекции

Ноутбук

презентации

интернет-ресурсы

правоведение

рус. язык

14.Устройство на работу.

3

Анализ последовательности устройства на работу.

Тестирование навыков в составлении письма – заявления, резюме, письма – рекомендации.

Обсуждение сценария деловой игры, распределение ролей и разработка текста каждой роли.


Восприятие на слух реплик партнера

Обсуждение правил приема на работу,

проведение собеседования

Чтение текста о последовательности устройства на работу

Написание  писем делового стиля

материал для ролевой игры,

ноутбук, презентации

правоведение,

обществознание

Итого

34