Пояснительная записка
Элективный курс для учащихся 11 класса «Художественная культура конца XIX- XX веков» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в 5-9 классах на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре XIX- XX веков, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал элективного курса по мировой художественной культуре напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Это особенно важно для учащихся социально-экономического профиля, так как некоторые из них будут по окончании обучения сдавать единый государственный экзамен по истории, целым блоком в который включена культура. В силу этого разработка программы элективного курса становится актуальной и востребованной.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса
Изучение художественной культуры конца XIX- XX веков направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение.
Воспитательные задачи курса
помочь учащимся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства , находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
Программа курса составлена на основе авторской программы Л.А Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 классы»,- М. : ВЛАДОС, 2015.
Курс рассчитан на 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Организация процесса обучения предполагает наличие четырёх основных элементов:
информационный – представлен вербальными или наглядными средствами;
репродуктивный – организующий воспроизведение знаний и способов деятельности;
творческий – побуждающий к творческой деятельности;
эмоционально-ценностный – способствующий усвоению опыта эмоционального отношения к действительности, к разнообразным явлениям культуры и искусства.
Педагогические принципы реализации концепции программы:
принцип интеграции различных видов искусства на одном занятии;
принцип историзма;
принцип опоры на творческий метод (стиль);
принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
принцип художественно-педагогической драматургии
.
Принимая во внимание специфику курса, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для данного курса являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Система форм контроля знаний учащихся и критерии оценки
Для контроля уровня достижений учащихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях;
результаты выполнения предложенных заданий;
творческая работа;
публичное выступление (сообщение, доклад)
тестирование
По результатам изучения курса поводится зачетная работа: тестирование
Средства обучения:
Фонохрестоматии музыкального материала.
Репродукции картин.
Мультимедийные презентации, видеофильмы
Электронные учебники «МХК», «История искусств».
Планируемые результаты обучения
Результаты изучения курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения элективного курса
-формируются основы эстетических потребностей,
-развивается толерантное отношение к миру,
-актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,
- развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества
В результате изучения элективного курса ученик должен развивать :
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Учебно- тематический план курса
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Художественная культура конца XVIII века - первой половины XIX века | 10 |
2 | Основные течения в художественной культуре конца XIX – начала XX века | 12 |
3 | Европа и Америка: художественная культура XX века | 5 |
4 | Русская художественная культура XX века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам романтизма. | 8 |
Итого | | 35 |
содержание программы элективного курса
Раздел 1. Художественная культура конца XVIII – 90-х годов XIX ВЕКА (10)
1. Художественная культура эпохи Просвещения. Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
2. Русская художественная культура России конца XVIII- трети XIX века. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Обмирщение в литературе. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Первые сборники русских народных песен. Шедевры храмовой музыки.
3. Европейские традиции как эталон новой культуры России. Становление европейских градостроительных принципов. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Рождение русской комедии и оперы.
4. Художественная культура Европы 30- 50-х годов XIX века.
5-6.Русская художественная культура пореформенной эпохи. Литература пореформенной эпохи. Творчество А. С. Даргомыжского и М.П. Мусоргского.
7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок».
8. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
9. Шедевры музыкального искусства конца XVIII- 90-х годов XIX века. Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа. Оперы-драмы.
10.Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА. (12)
11.Традиционные и нетрадиционные течения в европейском искусстве рубежа веков. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо.
12. Новые направления в живописи и скульптуре Европы рубежа веков. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи.
13.Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
14.Переосмысление ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А. Белого, А.А. Блока, Музыка А.Н. Скрябина
15. Переосмысление ценностей в художественной культуре «серебряного века»: символизм в живописи Творчество М.А. Врубеля, В.Э. Борисова- Мусатова.
16. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова.
17. «Русский футуризм». Футуризм в поэзии. Абстрактная живопись В.В. Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Поэзия В. Хлебникова.
18. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре.
19.Стиль модерн и его особенности. С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова.
20.-21.Художественное объединение «Мир искусства» Творческое объединение «Мир искусства». Тема Родины в творчестве русских художников.
22.Художественная культура России рубежа веков: полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Постмодернизм.
РАЗДЕЛ 3. ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.(5)
23. Музыкальное искусство в нотах и без нот. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П. Хиндемита, К. Орфа, М. Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена.
24. «Музыкальный авангард» 20 века. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
25. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
26. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн.
27. Музыкальное искусство США. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации..
РАЗДЕЛ 4. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РОМАНТИЗМА.(8)
28. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки, М.В. Нестерова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
29. Образы войны в искусстве второй половины XX века. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина.
30. Образы войны в искусстве второй половины XX века. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни.
31 Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX века Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А. Пластова, И. Грабаря, Н. Крымова.
32. Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
33. Развитие живописи и музыки в 60-е годы.
34. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века. Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре.
35.Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности | Формы контроля |
Художественная культура конца XVIII – 90-х годов XIX ВЕКА (10) |
1 | Художественная культура эпохи Просвещения. | 1 | | Индивидуальная, парная работа. Прослушивание СD | Составление обращения к герою |
2 | Русская художественная культура России конца XVIII- трети XIX века | 1 | | Групповая работа. Просмотр видеофильма | Составление высказывания просветителя |
3 | Европейские традиции как эталон новой культуры России | 1 | | Групповая, индивидуальная работа. Просмотр видеофильма | Заполнение таблицы |
4 | Художественная культура Европы 30- 50-х годов XIX века. | 1 | | Групповая, индивидуальная работа. Работа с текстом | Анализ- сопоставление героев |
5 | Русская художественная культура пореформенной эпохи | 1 | | Групповая, индивидуальная работа. Работа с текстом | Работа с текстом |
6 | Русская художественная культура пореформенной эпохи | 1 | | Групповая работа | Терминологический диктант |
7 | Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа | 1 | | Групповая, индивидуальная работа. Работа с репродукциями | Составление плана |
8 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. | 1 | | Групповая работа Работа с репродукциями Прослушивание СD | Сопоставление героев картин |
9 | Шедевры музыкального искусства эпохи | 1 | | Групповая работа Работа с репродукциями Просмотр видеофильма | Описание картины |
10 | Экспрессионизм.Действительность сквозь призму страха | 1 | | Индивидуальная, коллективная работа Работа с репродукциями Просмотр видеофильма | Сопоставление монолога героя картины |
ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА. (12) |
11 | Традиционные и нетрадиционные течения в европейском искусстве рубежа веков | 1 | | Групповая, коллективная, индивидуальная работа Прослушивание СD | Составление эмоциональной оценки |
12 | Новые направления в живописи и скульптуре Европы рубежа веков | 1 | | Групповая, коллективная, индивидуальная работа Прослушивание СD | Составление эмоциональной оценки |
13 | Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. | 1 | | Работа в парах Просмотр видеофильма | Практическая работа |
14 | Переосмысление ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с текстом | Анализ текста |
15 | Символизм в живописи | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями Работа с текстом | Составление схемы |
16 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями, фотографиями Просмотр видеофильма | Разгадывание кроссворда |
17 | «Русский футуризм». | 1 | | Групповая, коллективная, индивидуальная работа | Публичное выступление в группе или индивидуально |
18 | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями Прослушивание муз. отрывков | Заполнение таблицы |
19 | Стиль модерн и его особенности | 1 | | Работа в парах, работа с текстом | Ролевая игра |
20 | Художественное объединение «Мир искусства» | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями | Заполнение таблицы |
21 | Художественное объединение «Мир искусства» | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями | Сопоставление монолога героя картины |
22 | Художественная культура России рубежа веков: полюсы добра и зла | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Прослушивание СD | Заполнение схемы |
ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.(5) |
23 | Музыкальное искусство в нотах и без нот | 1 | | Групповая, индивидуальная работа | Заполнение схемы |
24 | Музыкальный авангард» XX века | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями | Сопоставление монолога героя картины |
25 | Театр и киноискусство XX века; культурная дополняемость | | | Групповая, коллективная, индивидуальная работа | Публичное выступление в группе или индивидуально |
26 | Художественная культура Америки: обаяние молодости. | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями Работа с текстом | Работа с текстом. Составление обращения к герою |
27 | Музыкальное искусство США | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Просмотр видеофильма Работа с репродукциями | Сопоставление монолога героя картины |
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РОМАНТИЗМА.(8) |
28 | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 годов. | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями Просмотр фидеофильма | Заполнение таблицы |
29 | Образы войны в искусстве второй половины XX века | 1 | | Групповая, индивидуальная работа Работа с репродукциями | Заполнение таблицы |
30 | Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX века | 1 | | Прослушивание муз. отрывков | Составление муз. афишы |
31 | Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века. | 1 | | Индивидуальная и групповая работа Прослушивание муз. отрывков Просмотр видеофильма | Составление эмоциональной оценки |
32 | Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». | 1 | | Групповая работа | Разгадывание кроссворда |
33 | Развитие живописи и музыки в 60-е годы | 1 | | Практикум | Составление схемы |
34 | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века. | 1 | | Индивидуальная работа | Публичное выступление |
35 | Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. | 1 | | Индивидуальная работа | Тестирование |
Список используемой учебно-методической литературы:
Программа курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы. Л.А.Рапацкая.- М. : ВЛАДОС, 2015.
Мировая художественная культура. Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.
Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. - М.: ООО «Фирма МХК», 2012.
Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
О.Е. Наделяева. Мировая художественная культура.10-11 классы: дополнительные материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2011.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 19 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.