СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс: " Молекулярная биология".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса - углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни,об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур,в процессах жизнидеятельности,делении клеток,в формировании и передаче наследственных признаков.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс: " Молекулярная биология".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»









Элективный курс



«МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ »











Составитель программы : Исангильдина Карапа Куанычбаевна.

Содержание



  1. Пояснительная записка………………………………………….стр. 3

  2. Цели и задачи…………………………………………………....стр. 4

  3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………стр. 4

  4. Содержание курса……………………………………………….стр. 5

  5. Тематическое планирование………..…………………………..стр.6-9

  6. Методические рекомендации ……………………………….стр.10-11

  7. Литература………………………………………………………стр.11



Программа элективного курса по биологии

«Молекулярная биология »


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по двум разделам в курсе общей биологии: молекулярной биологии и генетики. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данным темам, то данный курс является репетиционным по данным темам.

Курс предназначен для учащихся 9-10-х общеобразовательных классов. Объем программы- 34 часа. Проводится в первой и во второй половине учебного года, 1 час в неделю.

В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования.

На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся.

На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы - групповая (или в парах). За каждое занятие группа получает зачет, так называемый текущий контроль. Также учащийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии и генетике. В целом за элективный курс учащийся получает зачет.


Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии и генетике, формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии.

Задачи курса:

1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки, генетическим закономерностям.

2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов.

3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.

4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся.



Учащиеся должны знать:

Основные термины и понятие: молекулярная биология, цитология, генетика, азотистые основания, белки, аминокислоты, АТФ,ДНК, РНК,

ферменты ,фосфорная кислота, полипептид, гормоны, ген, геном, прамотор, оперон, антикодон. Строение и роль в клетке биополимеров. Виды РНК. Особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров.

Локализация этих соединений в клетке.



Учащиеся должны уметь:

Выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции веществ в клетке.

Сформировать умение схематично изображать процесс удвоения ДНК.

Решать молекулярные задачи и упражнения по цитологии;

Определять( распознавать, узнавать, сравнивать):молекулу ДНК и РНК.









Содержание курса

Введение (1ч.)

Раздел 1

«Структурно-функциональная и химическая организация клетки и свойства нуклеиновых кислот»-(7 ч.)

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты биополимеры. Составные компоненты нуклеиновых кислот. АТФ. ДНК, структура, масса и размеры. Отличие молекул РНК от ДНК. Другие органические соединение как: Витамины.

Раздел 2

Структура и физико-химические свойства молекул белка(6часов)

Строение белковой молекулы. Белки-полимеры, массы и размеры. Аминокислоты-мономеры белковых молекул. Пептидная связь и первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структура белковых молекул. Химические связи, определяющие структуры белков. Структуры белков типа складчатого слоя. Простые и сложные белки. Белки –ферменты.

Раздел 3.

Обобщение и контроль-3 ч

Контроль знаний с использованием дидактических карточек.Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ.

Раздел 4.

Функционирование макромолекул в клетке (5ч)

Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Роль ферментов в синтезе ДНК. Методы исследования синтеза молекул ДНК. Роль ДНК в клетке. Синтез РНК .Типы РНК их роль в клетке. Синтез белков его протекание в цитоплазме и ЭПС. Роль ДНК, и-РНК ,и т-РНК в синтезе белков. Функции белков в клетке.

Раздел 5.

Развитие новой биотехнологии Органические вещества и особенности химического состава клетки.(13ч)

Биотехнология, генная инженерия, генетическая инженерия. Углеводы и их роль в клетке, функции. Липиды их роль в клетке, функции. Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Минеральные вещества и их роль в летке. Практическая работа.

Тематическое планирование.

Элективный курс: «Молекулярная биология», 9,10 классы»

№ урока


Тема урока


Всего часов



Лекции, практич.

работы


Формы контроля


Введение




1

Что изучает молекулярная биология?

1




Структура и физико -химические свойства нуклеиновых кислот




2

Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

1

+

тест

3

Биополимерная молекула ДНК

1

+


4

Молекула РНК

1



5

АТФ –Аденозинтрифосфатная

кислота




6-7

Витамины

2




Структура и физико –химические свойства молекулы белка




8

Строение белковой молекулы

1


тест

9

Уровни организации белковой молекулы

1



10

Биологические функции белков(белки –ферменты)

1

+


11

Биологические функции белков(белки-регуляторы физиологических процессов)

1

+


12

Биологические функции белков (белки –транспортеры,

Белки- средства защиты организма)

1

+


13

Двигательная функция, строительная функция, энергетическая функция белков.

1




Функционирование макромолекул в клетке




14

Генетическая информация

1

+


15

Репликация ДНК

1



16

Транскрипция. Генетический код.

1



17

Биосинтез белков

1



18

Биотехнология

1



19

Генная инженерия

1



20

Генетическая инженерия




21

Контроль знаний с использованием дидактических карточек

1

+


Дидактические

карточки

22

Углеводы и их роль в клетке

1



23

Функции углеводов

1



24

Липиды и их роль в клетке

1


тест

25

Функции липидов

1



26

Контрольная работа

1


итог

27

Особенности химического состава клетки


1



28

Вещества в составе организмов


1



29

Вода –основа жизни

1



30

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки


1



31

Гидрофобные и гидрофильные вещества


1

+


32

Минеральные вещества и их роль в клетке


1



33

Практическая работа

1

+

итог

34

итог

1