Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Элективный курс
«МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ »

Составитель программы : Исангильдина Карапа Куанычбаевна.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………….стр. 3
Цели и задачи…………………………………………………....стр. 4
Основные требования к знаниям и умениям учащихся………стр. 4
Содержание курса……………………………………………….стр. 5
Тематическое планирование………..…………………………..стр.6-9
Методические рекомендации ……………………………….стр.10-11
Литература………………………………………………………стр.11
Программа элективного курса по биологии
«Молекулярная биология »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по двум разделам в курсе общей биологии: молекулярной биологии и генетики. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данным темам, то данный курс является репетиционным по данным темам.
Курс предназначен для учащихся 9-10-х общеобразовательных классов. Объем программы- 34 часа. Проводится в первой и во второй половине учебного года, 1 час в неделю.
В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования.
На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся.
На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы - групповая (или в парах). За каждое занятие группа получает зачет, так называемый текущий контроль. Также учащийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии и генетике. В целом за элективный курс учащийся получает зачет.
Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии и генетике, формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии.
Задачи курса:
1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки, генетическим закономерностям.
2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов.
3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.
4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Основные термины и понятие: молекулярная биология, цитология, генетика, азотистые основания, белки, аминокислоты, АТФ,ДНК, РНК,
ферменты ,фосфорная кислота, полипептид, гормоны, ген, геном, прамотор, оперон, антикодон. Строение и роль в клетке биополимеров. Виды РНК. Особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров.
Локализация этих соединений в клетке.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции веществ в клетке.
Сформировать умение схематично изображать процесс удвоения ДНК.
Решать молекулярные задачи и упражнения по цитологии;
Определять( распознавать, узнавать, сравнивать):молекулу ДНК и РНК.
Содержание курса
Введение (1ч.)
Раздел 1
«Структурно-функциональная и химическая организация клетки и свойства нуклеиновых кислот»-(7 ч.)
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты биополимеры. Составные компоненты нуклеиновых кислот. АТФ. ДНК, структура, масса и размеры. Отличие молекул РНК от ДНК. Другие органические соединение как: Витамины.
Раздел 2
Структура и физико-химические свойства молекул белка(6часов)
Строение белковой молекулы. Белки-полимеры, массы и размеры. Аминокислоты-мономеры белковых молекул. Пептидная связь и первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структура белковых молекул. Химические связи, определяющие структуры белков. Структуры белков типа складчатого слоя. Простые и сложные белки. Белки –ферменты.
Раздел 3.
Обобщение и контроль-3 ч
Контроль знаний с использованием дидактических карточек.Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ.
Раздел 4.
Функционирование макромолекул в клетке (5ч)
Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Роль ферментов в синтезе ДНК. Методы исследования синтеза молекул ДНК. Роль ДНК в клетке. Синтез РНК .Типы РНК их роль в клетке. Синтез белков его протекание в цитоплазме и ЭПС. Роль ДНК, и-РНК ,и т-РНК в синтезе белков. Функции белков в клетке.
Раздел 5.
Развитие новой биотехнологии Органические вещества и особенности химического состава клетки.(13ч)
Биотехнология, генная инженерия, генетическая инженерия. Углеводы и их роль в клетке, функции. Липиды их роль в клетке, функции. Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Минеральные вещества и их роль в летке. Практическая работа.
Тематическое планирование.
Элективный курс: «Молекулярная биология», 9,10 классы»
№ урока | Тема урока | Всего часов | Лекции, практич. работы | Формы контроля |
| Введение | | | |
1 | Что изучает молекулярная биология? | 1 | | |
| Структура и физико -химические свойства нуклеиновых кислот | | | |
2 | Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты | 1 | + | тест |
3 | Биополимерная молекула ДНК | 1 | + | |
4 | Молекула РНК | 1 | | |
5 | АТФ –Аденозинтрифосфатная кислота | | | |
6-7 | Витамины | 2 | | |
| Структура и физико –химические свойства молекулы белка | | | |
8 | Строение белковой молекулы | 1 | | тест |
9 | Уровни организации белковой молекулы | 1 | | |
10 | Биологические функции белков(белки –ферменты) | 1 | + | |
11 | Биологические функции белков(белки-регуляторы физиологических процессов) | 1 | + | |
12 | Биологические функции белков (белки –транспортеры, Белки- средства защиты организма) | 1 | + | |
13 | Двигательная функция, строительная функция, энергетическая функция белков. | 1 | | |
| Функционирование макромолекул в клетке | | | |
14 | Генетическая информация | 1 | + | |
15 | Репликация ДНК | 1 | | |
16 | Транскрипция. Генетический код. | 1 | | |
17 | Биосинтез белков | 1 | | |
18 | Биотехнология | 1 | | |
19 | Генная инженерия | 1 | | |
20 | Генетическая инженерия | | | |
21 | Контроль знаний с использованием дидактических карточек | 1 | + | Дидактические карточки |
22 | Углеводы и их роль в клетке | 1 | | |
23 | Функции углеводов | 1 | | |
24 | Липиды и их роль в клетке | 1 | | тест |
25 | Функции липидов | 1 | | |
26 | Контрольная работа | 1 | | итог |
27 | Особенности химического состава клетки | 1 | | |
28 | Вещества в составе организмов | 1 | | |
29 | Вода –основа жизни | 1 | | |
30 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки | 1 | | |
31 | Гидрофобные и гидрофильные вещества | 1 | + | |
32 | Минеральные вещества и их роль в клетке | 1 | | |
33 | Практическая работа | 1 | + | итог |
34 | итог | 1 | | |
| | | | |