-
МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественного цикла Протокол № 1 от 26. 08. 2015 г. Рук.РМО______________ | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27. 08. 2015 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Хиславичская СШ» ___________ Е.И.Адашан Приказ № 67 от 28. 08. 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
«Занимательная биология» 5 класс
Учитель: Лизункова Т.В.
2015-16 год
Элективный курс «Занимательная биология» 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Закона « ОБ образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы школы.
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
В школьном курсе «Биология», по моему мнению, недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате мы не охватываем материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала в курсе «Общая биология».
Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы.
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.
Цель Формирование у обучающихся понятий о систематике
Расширение и углубление знаний о видовом многообразии
Воспитание бережного отношения к природе
Повышение интереса обучающихся к биологии
Формирование базовых компетентностей обучающихся
Задачи Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных
Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду
Воспитывать бережное отношение к природе
Планируемые образовательные результаты:
При освоении данной программы обучающиеся достигают следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе; эстетического отношения к живым объектам.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением постановки гипотезы исследования, выбора методов и способов для её реализации, навыками проведения экспериментов, умениями делать обобщения и выводы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
предметными результатами освоения элективного курса по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• знать особенности строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
• приводить аргументированные доказательства взаимосвязи растений с состоянием окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека; значения фиторазнообразия;
• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявлять приспособления культурных растений к среде обитания; проводить уход за растениями пришкольного участка в связи с конкретными их адаптациями;
• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоить приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
• овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы; составлять клумбы пришкольного участка, применяя биологические знания и правила эстетического их составления.
Содержание курса «Занимательная биология»:
Введение. Мир живых организмов.
Мир живых организмов. Уровни организации живого. Многообразие организмов и их классификация.
Раздел 1. Царство прокариоты
Прокариоты, Настоящие бактерии, микробиология, кокки, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин, ферменты.
Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и практическое значение. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой.
Разтел 2. Царство Грибы.
Царство Грибы, Многообразие грибов. Отдел Настоящие грибы, мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин, аллергия. Многообразие грибов
Раздел 3. Царство растения
Общая характеристика царства Растения.
Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли.
Подцарство Высшие растения. Общая характеристика подцарства Высшие растения.
Отдел Моховидные, Отделы Плауновидные, Хвощевидные,
Папоротниковидные, Отделы Плауновидные, высшие споровые растения. Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротникообразные.
Отдел Папоротникообразные, Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. Многообразие видов голосеменных.
Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя, кипарис. Отдел Покрытосеменные. Покрытосеменные (Цветковые), класс Двудольные и Однодольные. Многообразие видов.
Раздел 4. Царство Животные
Общая характеристика царства Животные. Простейшие, тип Саркожгутиконосцы, Многообразие одноклеточных.
Подцарство Многоклеточные. Кишечнополостные.
Особенности организации плоских Червей.
Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви.
Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный характер. Тип Кольчатые черви. Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе.
Тип Членистоногие
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.
Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Подтип Позвоночные Рыбы – водные позвоночные животные.
Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Хрящевые, костные рыбы.
Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе.
Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. Класс Птицы, Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Класс Млекопитающие. Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.
Место предмета в учебном плане
На изучение элективного курса в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса
Основными формами организации в 5 классе являются лекции, доклады, тесты, зачеты, рефераты.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Часы на изучение | Тема урока | Дата | Корректировка |
I. Введение. Мир живых организмов (2 часа) | |
| 1 | Мир живых организмов. | | |
| 1 | Многообразие организмов и их классификация. | | |
II.Царство прокариоты(2 часа) | |
| 1 | Настоящие бактерии | | |
| 1 | Подцарство Оксифотобактерии | | |
III. Царство Грибы (3 часа) | |
| 1 | Отдел Настоящие грибы | | |
| 1 | Многообразие грибов | | |
| 1 | Значение грибов в природе | | |
IV. Царство растения (12 часов) | |
| 1 | Общая характеристика царства Растения | | |
| 1 | Многообразие водорослей их роль в природе и практическое значение | | |
| 1 | Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли. | | |
| 1 | Отдел Моховидные | | |
| 1 | Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротникообразные | | |
| 1 | Отдел Голосеменные растения | | |
| 1 | Разнообразие голосеменных и их значение | | |
| 1 | Отдел Покрытосеменные | | |
| 1 | Многообразие Покрытосеменных | | |
| 1 | Класс двудольные | | |
| 1 | Класс однодольные | | |
| 1 | Значение покрытосеменных | | |
V. Царство Животные (14 часов) | |
| 1 | Многообразие одноклеточных | | |
| 1 | Кишечнополостные | | |
| 1 | Тип плоские черви | | |
| 1 | Тип круглые черви | | |
| 1 | Тип Кольчатые черви | | |
| 1 | Тип Моллюски | | |
| 1 | Тип Членистоногие Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. | | |
| 1 | Класс Насекомые | | |
| 1 | Надкласс Рыбы | | |
| 1 | Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение | | |
| 1 | Класс Земноводные | | |
| 1 | Класс Пресмыкающиеся | | |
| 1 | Класс Птицы | | |
| 1 | Класс Млекопитающие | | |
| 1 | Зачет | | |
Материально- техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение учебного процесса
Литература для учителя
1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005.
3. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс: Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009.
5. Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.Сонина А.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.:
6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2001.
7. Биология.. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.
8. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся. – Смоленск: Русич, 1999.-256 с. – (Веселый урок).
9. Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.
10.Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004.
11.Высоцкая М.В. Биология. Многообразие организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. - Волгоград: Учитель, 2007
12.диск «Многообразие организмов»
Литература для учащихся
1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г
2. Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир».
4. Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии.
5. Энциклопедия животных.
6. Интернет ресурсы по личному усмотрению
Оборудование
Мультимедийная доска
Микроскопы
Микропрепароаты
Электронные диски
Репетитор БИОЛОГИЯ
Электронный атлас для школьника БОТАНИКА 6-7класс
Микрофотография ЗООЛОГИЯ
Видео «энциклопедия « ГДЕ ЖИВУТ ОРГАНИЗМЫ»
Таблицы
Набор таблиц по ботанике и зоологии