СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по математике для учащихся 10-11 классов.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективный курс по математике по теме "Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметрами.

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по математике для учащихся 10-11 классов.»

Календарно- тематическое планирование

Элективный курс по математике

10-11 класс

« Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений».


Пояснительная записка.

Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека.

Математика давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в далекие, на первый взгляд, от нее области.

Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения.

Углубленное изучение математики на факультативных занятиях вносит большой вклад в развитие логического мышления учащихся и формирование грамотной математической речи. В процессе обучения арсенал приемов и методов мышления учащихся естественным образом включаются дедукция и индукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, аналогия и др., формируется алгоритм поиска решения задачи.

Одной из важнейших целей факультативных занятий является совершенствование непосредственных математических умений и навыков, необходимых для решения задач различного типа и уровня сложности.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко - научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике, как универсальном языка науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.




Срок реализации Рабочей программы - 2 года.

Рабочая программа включает следующие разделы:

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Учебно-тематический план

6. Содержание учебного курса

7. Формы и средства контроля

8. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

9. Приложение (календарно-тематическое планирование)


2. Общая характеристика учебного предмета

Основные задачи факультативного курса математики в 10-11 классах:

- углубление системы математических знаний и умений учащихся, достаточных для изучения других дисциплин на более высоком уровне, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку в современном обществе и для продолжения обучения в системе непрерывного образования;

- формирование широких устойчивых представлений об идеях и методах математики и их роли в познании действительности;

- формирование и развитие средствами математики интеллектуальных качеств личности.

Программа факультативного курса включает в себя методы решения задач с параметром, программа предусматривает решение большого числа разнообразных задач из всех разделов математики.


Предлагаемый курс охватывает следующие темы:

1.Знакомство с параметрами.

2.Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами.

3.Линейные уравнения.

4.Линейные неравенства.

5.Простейшие рациональные уравнения и неравенства.

6.Квадратные уравнения.

7.Теорема Виета.

8.Квадратные неравенства

9.Расположение корней квадратного трехчлена.

10.Система линейных уравнений.

11.Системы уравнений и неравенств второго порядка.

12.Уравнения и неравенства с модулем.

13.Иррациональные уравнения и неравенства.

14.Показкательные и логарифмические уравнения и неравенства.

15.Тригонометрические уравнения и неравенства.

16.Производная.

17.Разные задачи.




3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение курса в 10-11 классах средней школы отводит 1 час в неделю в течении каждого года обучения. В 10 классе- 35 часов, в 11 классе- 34 часа. Всего-69 часов









4.Требования к уровню подготовки выпускников 11 классов

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать


  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;


Алгебра

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;


Функции и графики

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций;

  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, - интерпретации графиков;


Начала математического анализа

уметь

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;

  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

  • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;


Уравнения и неравенства

уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;

  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей;


Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

  • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • анализа информации статистического характера;



5. Учебно-тематический план

10 класс

Тема

Количество часов в рабочей программе

1.Линейные и квадратные уравнения с параметрами

7

2. Неравенства и уравнения с параметрами

9

3. Рациональные уравнения и неравенства

7

4. Системы уравнений и неравенств

4

5. Уравнения и неравенства с модулем

8


35 часов


11 класс

Тема

Количество часов в рабочей программе

1.Приемы решения задач с параметрами

8

2. Иррациональные уравнения и неравенства

4

3.Показательные уравнения и неравенства

4

4.Логарифмические уравнения и неравенства.

4

5.Тригонометрические уравнения и неравенства

4

6. Итоговое повторение

10

Итого

34 часа







6.Содержание программы учебного предмета

10 класс


1.Линейные и квадратные уравнения с параметрами.

Линейные уравнения с параметром, алгоритм решения, поиск решения в общем виде, квадратные уравнения с параметром, исследование уравнения на количество имеющихся корней в зависимости от значения параметра, дискриминант.

 у = kx, где x, y – переменные, k – параметр;

у = kx + b, где x, y – переменные, k и b – параметр;

аx2 + bх + с = 0, где x – переменные, а, b и с – параметр.

2. Неравенства и уравнения с параметрами.

Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. Правила преобразования неравенств. Метод интервалов. Графический метод решения неравенств. Квадратичные неравенства. ОДЗ

3. Рациональные уравнения и неравенства.

ОДЗ. Рациональные уравнения, неравенства, различные приемы решений.


4. Системы уравнений и неравенств.

Методы ре


5. Уравнения и неравенства с модулем











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.


№темы

Содержание учебного материала

Кол-во часов

дата


10 класс

35 часов

план

факт

1.

Знакомство с параметрами.

1



2-3

Два вида задач с параметрами.

Запись ответа.

2




4-5

Решение линейных и квадратных уравнений в общем виде.

2



6

Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами.

1



7

Решение задач

1



8

Параметр и поиск решения.

1



9

Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем.

1



10

Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

1



11-12

Параметр как равноправная переменная.

2



13

Линейные уравнения

1



14-15

Решение уравнений из ЕГЭ

2



16

Линейные неравенства.

1



17-18

Простейшие рациональные уравнения и неравенства

2



19

Решение неравенств из ЕГЭ

1



20

Квадратные уравнения.

1



21

Теорема Виета.

1



22

Квадратные неравенства

1



23

Расположение корней квадратного трехчлена

1



24-25

Система линейных уравнений.

2



26-27

Системы уравнений и неравенств второго порядка

2



28-29

Уравнения и неравенства с модулем.


2



30-31

Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами (продолжение)

2



32-33

Разные задачи

2



34-35

Задачи с параметрами из ЕГЭ

2


















№темы

Содержание учебного материала

Кол-во часов

дата


11 клас

34 часа

план

факт

1-4

Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами (продолжение)

4



5-8

Разные задачи

4



9-12

Иррациональные уравнения и неравенства

4



13-16

Показательные уравнения и неравенства

4



17-20

Логарифмические уравнения и неравенства

4



21-24

Тригонометрические уравнения и неравенства.

4



25-26

Решение уравнений и неравенств

2



27-30

Производная.

4



31-34

Разные задачи

4






































ЛИТЕРАТУРА


А.П.Власова, Н.И. Латанова. – Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений 10- 11 класс. Москва. Дрофа. 2007г.

П.И.Горштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – Задачи с параметрами. Киев.1992г.

А.Г. Мордкович. Уравнения и неравенства с параметрами.- Газета: Математика №34,36,38 за 1994г.

В.В.Мочалов, В.В.Сильвестров - Уравнения и неравенства с параметрами. – Чебоксары.1997г.

И.ф.Шарыгин – Факультативный курс по математике. Решение задач. Москва. 1989г.