Календарно- тематическое планирование
Элективный курс по математике
10-11 класс
« Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений».
Пояснительная записка.
Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека.
Математика давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в далекие, на первый взгляд, от нее области.
Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения.
Углубленное изучение математики на факультативных занятиях вносит большой вклад в развитие логического мышления учащихся и формирование грамотной математической речи. В процессе обучения арсенал приемов и методов мышления учащихся естественным образом включаются дедукция и индукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, аналогия и др., формируется алгоритм поиска решения задачи.
Одной из важнейших целей факультативных занятий является совершенствование непосредственных математических умений и навыков, необходимых для решения задач различного типа и уровня сложности.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко - научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике, как универсальном языка науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Срок реализации Рабочей программы - 2 года.
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Учебно-тематический план
6. Содержание учебного курса
7. Формы и средства контроля
8. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
9. Приложение (календарно-тематическое планирование)
2. Общая характеристика учебного предмета
Основные задачи факультативного курса математики в 10-11 классах:
- углубление системы математических знаний и умений учащихся, достаточных для изучения других дисциплин на более высоком уровне, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку в современном обществе и для продолжения обучения в системе непрерывного образования;
- формирование широких устойчивых представлений об идеях и методах математики и их роли в познании действительности;
- формирование и развитие средствами математики интеллектуальных качеств личности.
Программа факультативного курса включает в себя методы решения задач с параметром, программа предусматривает решение большого числа разнообразных задач из всех разделов математики.
Предлагаемый курс охватывает следующие темы:
1.Знакомство с параметрами.
2.Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами.
3.Линейные уравнения.
4.Линейные неравенства.
5.Простейшие рациональные уравнения и неравенства.
6.Квадратные уравнения.
7.Теорема Виета.
8.Квадратные неравенства
9.Расположение корней квадратного трехчлена.
10.Система линейных уравнений.
11.Системы уравнений и неравенств второго порядка.
12.Уравнения и неравенства с модулем.
13.Иррациональные уравнения и неравенства.
14.Показкательные и логарифмические уравнения и неравенства.
15.Тригонометрические уравнения и неравенства.
16.Производная.
17.Разные задачи.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план на изучение курса в 10-11 классах средней школы отводит 1 час в неделю в течении каждого года обучения. В 10 классе- 35 часов, в 11 классе- 34 часа. Всего-69 часов
4.Требования к уровню подготовки выпускников 11 классов
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Начала математического анализа
уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
5. Учебно-тематический план
10 класс
Тема | Количество часов в рабочей программе |
1.Линейные и квадратные уравнения с параметрами | 7 |
2. Неравенства и уравнения с параметрами | 9 |
3. Рациональные уравнения и неравенства | 7 |
4. Системы уравнений и неравенств | 4 |
5. Уравнения и неравенства с модулем | 8 |
| 35 часов |
11 класс
Тема | Количество часов в рабочей программе |
1.Приемы решения задач с параметрами | 8 |
2. Иррациональные уравнения и неравенства | 4 |
3.Показательные уравнения и неравенства | 4 |
4.Логарифмические уравнения и неравенства. | 4 |
5.Тригонометрические уравнения и неравенства | 4 |
6. Итоговое повторение | 10 |
Итого | 34 часа |
6.Содержание программы учебного предмета
10 класс
1.Линейные и квадратные уравнения с параметрами. Линейные уравнения с параметром, алгоритм решения, поиск решения в общем виде, квадратные уравнения с параметром, исследование уравнения на количество имеющихся корней в зависимости от значения параметра, дискриминант. |
у = kx, где x, y – переменные, k – параметр; у = kx + b, где x, y – переменные, k и b – параметр; аx2 + bх + с = 0, где x – переменные, а, b и с – параметр. 2. Неравенства и уравнения с параметрами. Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. Правила преобразования неравенств. Метод интервалов. Графический метод решения неравенств. Квадратичные неравенства. ОДЗ |
3. Рациональные уравнения и неравенства. ОДЗ. Рациональные уравнения, неравенства, различные приемы решений. |
4. Системы уравнений и неравенств. Методы ре |
5. Уравнения и неравенства с модулем |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
№темы | Содержание учебного материала | Кол-во часов | дата |
| 10 класс | 35 часов | план | факт |
1. | Знакомство с параметрами. | 1 | | |
2-3 | Два вида задач с параметрами. Запись ответа. | 2 | | |
4-5 | Решение линейных и квадратных уравнений в общем виде. | 2 | | |
6 | Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами. | 1 | | |
7 | Решение задач | 1 | | |
8 | Параметр и поиск решения. | 1 | | |
9 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. | 1 | | |
10 | Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем. | 1 | | |
11-12 | Параметр как равноправная переменная. | 2 | | |
13 | Линейные уравнения | 1 | | |
14-15 | Решение уравнений из ЕГЭ | 2 | | |
16 | Линейные неравенства. | 1 | | |
17-18 | Простейшие рациональные уравнения и неравенства | 2 | | |
19 | Решение неравенств из ЕГЭ | 1 | | |
20 | Квадратные уравнения. | 1 | | |
21 | Теорема Виета. | 1 | | |
22 | Квадратные неравенства | 1 | | |
23 | Расположение корней квадратного трехчлена | 1 | | |
24-25 | Система линейных уравнений. | 2 | | |
26-27 | Системы уравнений и неравенств второго порядка | 2 | | |
28-29 | Уравнения и неравенства с модулем. | 2 | | |
30-31 | Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами (продолжение) | 2 | | |
32-33 | Разные задачи | 2 | | |
34-35 | Задачи с параметрами из ЕГЭ | 2 | | |
| |
№темы | Содержание учебного материала | Кол-во часов | дата |
| 11 клас | 34 часа | план | факт |
1-4 | Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами (продолжение) | 4 | | |
5-8 | Разные задачи | 4 | | |
9-12 | Иррациональные уравнения и неравенства | 4 | | |
13-16 | Показательные уравнения и неравенства | 4 | | |
17-20 | Логарифмические уравнения и неравенства | 4 | | |
21-24 | Тригонометрические уравнения и неравенства. | 4 | | |
25-26 | Решение уравнений и неравенств | 2 | | |
27-30 | Производная. | 4 | | |
31-34 | Разные задачи | 4 | | |
ЛИТЕРАТУРА
А.П.Власова, Н.И. Латанова. – Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений 10- 11 класс. Москва. Дрофа. 2007г.
П.И.Горштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – Задачи с параметрами. Киев.1992г.
А.Г. Мордкович. Уравнения и неравенства с параметрами.- Газета: Математика №34,36,38 за 1994г.
В.В.Мочалов, В.В.Сильвестров - Уравнения и неравенства с параметрами. – Чебоксары.1997г.
И.ф.Шарыгин – Факультативный курс по математике. Решение задач. Москва. 1989г.