СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе, цлью которого является подготовка  выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010; государственного образовательного стандарта 2004 года. Курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 35 часов.

Обоснование программы. Данный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • овладение основными нормами литературного языка;

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

  • развитие речевой культуры.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы: в результате изучения курса учащиеся должны

знать / понимать

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом:

I четверть

8 часов

II четверть

8 часов

III четверть

10 часов

IV четверть

9 часов

Всего

35 часов


Контроль уровня обученности

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

2

Входной тест

Вводный

Тест

34

Итоговое тестирование

Итоговый

Тест

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс (35 часа)

Введение (2 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (9 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы (13 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса

«Русский язык в формате ЕГЭ» 10 класс

п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата по плану

Дата по факту


10 класс – 34 часа




I

Введение

2



1.

Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1



2.

 Входной тест.

1



II

Языковые нормы

1



3

 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

1



III

Орфоэпические нормы

1



4.

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

1



IV

Лексические нормы

3



5.

Лексическое и грамматическое значение слова..

1



6.

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

1



7.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

1



V

Грамматические нормы

3



8.

Грамматические нормы.

1



9.

Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические.

1



10.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

1



VI

Словообразовательные нормы

2



11.

Словообразовательные нормы. Способы словообразования.

1



12.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

1



VII

Морфологические нормы

9



13.

Морфологические нормы.

1



14.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1



15.

.Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка.

1



16.

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

1



17.

Служебные части речи.

1



18.

Междометия. Звукоподражательные слова.

1



19.

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

1



20.

Грамматические на морфологическом уровне.

1



21.

 Речевые ошибки на морфологическом уровне.

1



VIII

 Синтаксические нормы.

13



22.

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.

1



23.

 Предложение. Порядок слов в предложении.

1



24.

Простые и сложные предложения.

1



25.

Односоставные предложения. Неполные предложения.

1



26.

Нормы согласования

1



27.

Нормы управления.

1



28.

Нормы примыкания.

1



29.

Синтаксическая синонимия.

1



30.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

1



31.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1



32.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

1



33.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

1



34

Итоговое тестирование




35

Обобщение пройденного материала.

1



Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2016.

  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.

  3. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2015

  5. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

  6. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

  7. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2015: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

  8. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2016.