ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010; государственного образовательного стандарта 2004 года. Курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 35 часов.
Обоснование программы. Данный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные особенности функциональных стилей;
уметь:
оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Количество учебных часов в соответствии с учебным планом:
I четверть | 8 часов |
II четверть | 8 часов |
III четверть | 10 часов |
IV четверть | 9 часов |
Всего | 35 часов |
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
2 | Входной тест | Вводный | Тест |
34 | Итоговое тестирование | Итоговый | Тест |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс (35 часа)
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса
«Русский язык в формате ЕГЭ» 10 класс
№ п/п | Тема занятия | К-во час. | Дата по плану | Дата по факту |
| 10 класс – 34 часа | | | |
I | Введение | 2 | | |
1. | Особенности ЕГЭ по русскому языку. | 1 | | |
2. | Входной тест. | 1 | | |
II | Языковые нормы | 1 | | |
3 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. | 1 | | |
III | Орфоэпические нормы | 1 | | |
4. | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | 1 | | |
IV | Лексические нормы | 3 | | |
5. | Лексическое и грамматическое значение слова.. | 1 | | |
6. | Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. | 1 | | |
7. | Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | 1 | | |
V | Грамматические нормы | 3 | | |
8. | Грамматические нормы. | 1 | | |
9. | Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. | 1 | | |
10. | Грамматические ошибки и их предупреждение. | 1 | | |
VI | Словообразовательные нормы | 2 | | |
11. | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. | 1 | | |
12. | Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | 1 | | |
VII | Морфологические нормы | 9 | | |
13. | Морфологические нормы. | 1 | | |
14. | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 1 | | |
15. | .Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. | 1 | | |
16. | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 1 | | |
17. | Служебные части речи. | 1 | | |
18. | Междометия. Звукоподражательные слова. | 1 | | |
19. | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 1 | | |
20. | Грамматические на морфологическом уровне. | 1 | | |
21. | Речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | | |
VIII | Синтаксические нормы. | 13 | | |
22. | Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. | 1 | | |
23. | Предложение. Порядок слов в предложении. | 1 | | |
24. | Простые и сложные предложения. | 1 | | |
25. | Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 | | |
26. | Нормы согласования | 1 | | |
27. | Нормы управления. | 1 | | |
28. | Нормы примыкания. | 1 | | |
29. | Синтаксическая синонимия. | 1 | | |
30. | Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. | 1 | | |
31. | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | | |
32. | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | | |
33. | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | 1 | | |
34 | Итоговое тестирование | | | |
35 | Обобщение пройденного материала. | 1 | | |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2016.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2015
Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2015: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2016.