СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс поможет обучающимся повторить материал при подготовке к ОГЭ. Курс рассчитан на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку»

Программа элективного курса «Введение в языкознание» для 9 класса (34 часа).

Авторы: Жук Н. А., Минова Н. Е.

Пояснительная записка.

В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей его роли. Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни история, ни общество. Знание основных положений языкознания не только полезно для общего развития каждого культурного человека, оно необходимо специалистам многих областей гуманитарных знаний. Поэтому элективный курс «Введение в языкознание» может быть использован на этапе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Он носит ознакомительный характер, так как его цель – создание условий для изучения области будущей профильной подготовки и погружение в специфическую профессиональную область – филологию.

Цель: знакомство с объектом языкознания, его терминологическим аппаратом и повышение интереса к языку.

Задачи: - ознакомление с базовой терминологией языкознания, с важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации;

- формирование целостного представления о языке на основе начальных лингвистических знаний.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции. Курс рассчитан на 34 часа.

Ожидаемые результаты:

- знать основы науки о языке;

- знать основные лингвистические термины;

- уметь работать со словарями и справочной литературой;

- уметь систематизировать полученные знания;

- уметь применять на практике теоретические знания.

Содержание курса.

Раздел 1. Введение (1 час).

Лингвистика как наука. Разделы лингвистики. Связь лингвистики с другими науками. Предмет общего языкознания. Основные проблемы общего языкознания.

Раздел 2. Язык и речь (14 часов).

Происхождение языка. Биологические и социальные предпосылки возникновения языка. Гипотезы происхождения языка.

Природа и сущность языка. Взгляды на природу языка. Язык и мышление. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах.

Язык как система знаков. Знаки – единицы языка. Структура знака. Основные типы знаков. Безусловные и условные знаки. Система знаков. Типы систем. Дифференциальные и интегральные признаки знака. Система языка.

Функции языка. Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

Разграничение понятий «язык» и «речь»

Социально-функциональная структура языка. Внутреннее строение языка. Литературный язык и территориальные диалекты. Признаки литературного языка. Территориальные и социальные диалекты. Просторечие.

Классификация языков. Языковая семья. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Другие языковые семьи. Понятие о мировых языках.

Происхождение и развитие письма. Стадии развития письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Фонографическое письмо.

Раздел 3. Фонетика (6 часов)

Артикуляционная база языка. Фонетика. Речевой аппарат человека. Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. Редукция.

Слог. Ударение и интонация. Виды слогов. Строение слога. Дифтонги. Деление слова на слоги и членение слова на морфемы. Ударение. Типы ударения. Функции ударения. Энклитики и проклитики. Интонационные схемы.

Понятие о фонеме. Фонема и ее основная функция. Дифференциальные признаки фонем. Парные фонемы. Слабая и сильная позиция фонем. Варианты фонем. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

Раздел 4. Лексикология (5 часов).

Слово как предмет лексикологии. Лексика. Слово как фонетическая, лексическая и грамматическая единица. Двусторонняя природа слова. Основные функции слова. Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава языка.

Лексическое значение и его типы. Классификация лексических значений. Явление многозначности. Прямое и переносное значение слова. Виды переносных значений.

Фразеологические единицы. Особенности фразеологизмов. Классификация фразеологизмов. Источники фразеологии.

Раздел 5. Морфемика и словообразование (3 часа).

Понятие о морфеме. Типы морфем. Основа слова. Функции аффиксов. Исторические изменения морфемного состава слова: опрощение, переразложение, осложнение.

Основные способы словообразования. Словообразовательный тип. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Раздел 6. Грамматика (5 часов).

Грамматический строй языка. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Разделы грамматики.

Морфология. Части речи. Парадигма. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометия.

Синтаксис. Словосочетание: структура, классификация, функция. Предложение: структура, классификация, функция. Понятие предикативности. Члены предложения. Актуальное членение предложения.

Рекомендуемая литература.

  1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. – М., 1976.

  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001.

  3. Леонтьев А. А. Что такое язык. – М., 1984.

  4. Реформатский А. А. Введение в языкознание. – М., 1998.

  5. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.

  6. Фолсом У. Книга о языке. – М., 1980.

  7. Шанский Н. М. В мире слов. – М., 1985.

  8. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М., 1996.



Тематическое планирование элективного курса «Введение

в языкознание» для 9 класса (34 часа)

Тема занятия

дата

Виды деятельности учащихся


Введение.


Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря.

1

Лингвистика как наука.



Язык и речь


Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков.

2

Происхождение языка.


3

Возникновение языка


4

Природа и сущность языка.


5

Язык и мышление


6

Язык – система знаков.


7

Система языка


Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков.

Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения.

8

Функции языка.


9

Язык и речь.


10

Язык и речь


11

Социально-функциональная структура языка.


12

Мировые языки


13

Классификация языков.


14

Стадии развития письма


15

Происхождение и развитие письма.



Фонетика


16

Комбинаторные изменения


Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих таблиц. Работа со справочной литературой.

17

Артикуляционная база языка.


18

Слог. Ударение и интонация.


19

Фонема.


20

Система фонем.


21

Сильная и слабая позиции фонем.



Лексикология


Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарем. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Исследовательские задания: «Из истории слова»

22

Слово как предмет лексикологии.


23

Лексическое значение и его типы.


24

Прямое и переносное значение


25

Фразеологические единицы.


24

Источники фразеологии



Морфемика и словообразование


Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнезд.

27

Понятие о морфеме.


28

Основные способы словообразования.


29

Словообразовательное гнездо



Грамматика


Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разборов.

30

Грамматический строй языка.


31

Морфология.


32

Классификация частей речи.


33

Синтаксис.


34

Основные единицы синтаксиса.




Оценка знаний, умений, навыков.

Работа строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов. В конце изучения курса учащимся может быть предложено представить подготовленный алгоритм по орфографии.