СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку "Русская словесность", 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВЫБОРУ, ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 8 КЛАССА

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Русская словесность", 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русской словесности для 8 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности – прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастны­ми возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый—начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй—более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—7-9 классы. Вслед за этим программа для 10-11 классов, составленная А.И.Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.

В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком—к смыслу, идее произведения словесности.

Цели и задачи изучения курса русской словесности.

Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

Цель практического освоения словесности:

- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;

- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.

Задачи изучения словесности:

1. Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.

2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.

3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.


Тематическое планирование по русской словесности построено по разделам учебника

Р.И. Альбетковой «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс»: 1.Материал словесности.2.Произведение словесности. В нем представлен материал по теории словесности, затем материал для самостоятельной работы учащихся. Многие задания требуют творческой деятельности.





Темы разделов по русской словесности в 8 классе.

Материал словесности

1. Средства языка художественной словесности.

2. Словесные средства выражения комического.

3. Качества текста и художественность произведения словесности. Произведение словесности

4.Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русская словесность» являются:

  • умение работать со словарями;

  • анализ языковых средств произведения;

  • составление тезисов, конспекта;

  • написание сочинения;

  • создание собственного произведения: сказки, рассказа, стихотворения, сценки, пародии, эпиграммы и т.п.;

  • работать с репродукциями картин, фотографиями, иллюстрациями;

  • развитие навыков выразительного чтения.

Умения, навыки и способы деятельности учащихся при изучении русской словесности

в 8 классе:

  • умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;

  • применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;

  • понимать сущность комического, развивать чувство юмора;

  • умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

  • развивать «чувство стиля»;

  • умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;

  • умение редактировать и совершенствовать текст;

  • умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;

  • умение анализировать стихотворения;

  • понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;

  • умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;

  • умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.

Рабочая программа рассчитана на 35часов, 1час в неделю. В том числе: контрольных работ—5 час.

Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:

  • по итогам 1ч. - терминологический диктант;

  • по итогам 2ч. - контрольный опрос: признаки текста, тема и идея. Создание текста «Идет снег» и др.;

  • по итогам Зч. - анализ стихотворения Н.С.Гумилева(с.211) ; эссе о стихотворении Есенина(с.213);

  • по итогам 4ч. - терминологический диктант;

По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах - создание собственных произведений.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид

контроля, измерители, элементы дополнительного содержания

Дата

План

Факт

знать

уметь

владеть навыками

1. Средства художественной выразительности

1.

Средства языка

художественной

словесности. Многообразие языковых средств.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Вводное слово о

курсе

словесности.

Многообразие

языковых

средств.

Что

является

материалом

словесности

Определять

языковые

средства

выразительности

Работать со

справочным

материалом

книги




2.

Что такое семантика. Лексическое значение

слова и семантика.

1ч.

Усвоение новых

знаний

Понятие семантики.

Лексическое

значение слова.

Определение

лексического слова,

семантики

Определять

значение

слов в

словарях

Навыки работы с

учебником,

словарем

Практическое задание:

определить

лексическое значение

слов



3.

Изобразительные и выразительные возможности

языка. Семантика

фонетических

средств языка. Интонация.

1ч.

Повторение и обобщение

знаний

Изобразительные и выразительные средства

Средства выразительности языка

Приводить

примеры изобразительных и выразительных средств

Наблюдать за выразительных

средствами языка

Анализ эпизода

рассказа «Бирюк» И.С. Тургенева



Средства художественной выразительности

4.

Семантика

словообразования. Лексические

возможности

языка. Синонимы.

Омонимы.

Паронимы.

Антонимы.

1ч.

Усвоение

новых

знаний.

Семантика

Словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Семантику приставок и

суффиксов,

сложения

основ.

Определять роль

приставок, суф-

фиксов для

понимания

смысла слов и

текстов

Навыки

работы с

текстом, справочным материалом

Практическое

задание:

определение значения слов



5.

Архаизмы.

Историзмы. Связь

славянизмов и

историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.


1ч.

Повторение

и

обобщение.

Выразительные

возможности

архаизмов,

историзмов.

Связь

славянизмов и

историзмов.

Понятие

архаизмов,

историзмов и

славянизмов.

Определять

архаизмы

и историзмы, их

роль в тексте.

Навыки

работы с

текстом,

справочниками.

Имярек



6.

Семантика типов

предложений.

Период. Инверсия.

Антитеза.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Употребление

различных

типов

предложений.

Период. Инверсия.

Антитеза.

Роль

предложении разных

типов как выразительного средства.

Период.

Инверсия.

Определять

семантику типов

предложений,

период,

инверсию

и

антитезу

в тексте.

Навыки

определять

роль

предложений,

инверсий,

антитезы

как выразительные

средства.

Практическая

работа с

текстом (групповая

работа).



7.

Поэтическая

фигура.

Оксюморон.

Повтор.

Умолчание.

Эллипсис.

1ч.

Усвоение

новых

знаний.

Употребление

поэтических

фигур.

Понятия:

оксюморон,

повтор,

умолчание, эллипсис

Определять

поэтические

фигуры

Навыки

работы с

худ.

текстом.

Анафора,

эпифора,

рефрен.



2. Словесные средства выражения комического

8.

Комическое как

средство

выражения оценки

явления.

Языковые средства

создания

комического.

Неожиданность.

Остроумие.

Каламбур. Гипербола.

Фантастика.

Ирония. Речь

героя.

«Говорящие»

имена.



1ч.

Усвоение

новых

знаний

Значение

комического.

Языковые

средства

создания

комического.

Неожиданность.

Остроумие.

Каламбур. Своеобразие

речи героев в

юмористическом и

сатирическом

произведении,

использование говорящих имен и фамилий

Понятие

юмора и

сатиры.

Средства

создания

комического.

Определять

юмор и

сатиру,

средства

создания

комического

Навыки

работы с

худ.

текстами

Практическая

работа с

текстом



9.

Обобщение по

теме «Словесные

средства

выражения

комического»

1ч.

Обобщение и

повторение

Повторение и

обобщение по

вопросам(с.88-

89)

Практические

задания

«Проверь себя!»

№1,2,4,

5,6,7,11,12,18(по

группам)

Языковые

средства

создания

комического.

Умение

видеть

авторе

кий идеал

в сатирическом и

юмористическом

произведениях

Навыки

выразительного

чтения

сатирических и

юмористических

произведений

Создание

сочинения с

использовании

ем языковых

средств

комического

изображения




3. Качества текста и художественность произведения словесности

10.

Текст и его

признаки.

Содержание и

форма. Тема и идея. Основные

требования к

тексту.

1ч.

Повторение

и обобщение

Текст и его

признаки.

Содержание и

форма. Тема и идея

текста, их роль в

создании текста.

Что такое

«тематика»?

объект?

Признаки

текста.

Его отличие

по структуре

и смыслу. Единство

содержания и

словесной

формы выражения в тексте.

Определять

признаки текста, его содержание и

форму.

Навыки

работы по

анализу

структуры

текста

Стихи

А.Н.Майкова

Словесный

ряд.

Контроль-

контрольный

опрос: признаки

текста, тема и

идея.

Создание

текста «Идет снег» и др.



11.

Художественность

произведения.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Главное

свойство

художественно

го произведения.

Соответствие

языка

художественной

задаче. Емкость

художественно

го слова.

Функцию

художественного

произведения,

особую роль языка.

Умение

видеть

своеобразие

художественного

текста,

его достоинства и

недостатки.

Навыки

работы с

текстом,

его анализ

Наблюдения

над емкостью

слов в стих.

А.С.Пушкина

«Анчар»



12.

Обобщение по

теме «Качества

текста и художественность произведения словесности

1ч.

Обобщение и

повторение


Повторение по

вопросам (с. 132-

133). Практические задания № 1.2,5,7,11,16,18 (по группам)

Качества

текста и художественность произведения

Определять

Качества текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки

Навыки

создания

собственного высказывания, отвечающего требованиям текста

№17,с.144

сравнение

репродукции картины и текста



4. Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

13.

Слово в эпическом

произведении.

1ч.

Усвоение

новых знаний

Своеобразие

языка эпического

произведения. Значение и особенности употребления повествования,

описания,

рассуждения,

диалога и монолога в

эпическом произведении.


Понятия:

описание, повествование, рассуждение,

устная и письменная речь,

прямая

речь, несобственно-прямая речь.

Различать

разные виды

авторского

повествования и способы

передачи

речи

героя.

Навыки

определения типов

текста, их роли

Портрет

Емельяна Пугачева и

иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка»



14.

Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как

выражения идеи.

1ч.

Обобщение и повторение

Литературный герой,

изображенный средствами

способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Характер, типический герой. Роль сюжета и композиции эпического произведения в выражении идеи.

Понятия: образ героя, литератур

герой,

характер,

типический герой;

сюжет и

композиция

эпического

произведения

Различать понятия: образ героя, литературный

герой,

характер,

типический

герой.

Определять

сюжет и

композицию,

идею.

Навыки анализа текста (сюжет и композиция

, идея)

Терминологический

диктант



15.

Обобщение по

теме «Языковые

средства в

эпическом

произведении»

1ч.

Обобщение и

повторение

Повторение по

вопросам темы

«Языковые

средства в

эпическом произведении» (с. 169)

Понятия:

описание,

повествование, рассуждение, устная и письменная речь.

Умение понять

авторскую

мысль

Навыки

определения

идейно-

художественного

Своеобразия произведения

Контроль-

№3,с.173 №14-

составление описания по картине



5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

16.

Слово в

лирическом

произведении.

Ритм как способ

выражения мысли

и чувства автора.

1ч.

Изучение

нового

материала

Герой

лирического

произведения.

Семантика слова

в лирике. Ритм и

гармония.

Перенос.

Понятия:

лирический

герой,

сверхзначение

слова,

ритм

стиха,

перенос.

Понимать

значения

средств

языкового

выражения в

лирическом

произведении

Навыки

выразительного

чтения

лирического

произведения

Наблюдения

над

построением

стихотворения

М Лермонтова

«Завещание»

(перенос)

Сверхзначение слова,

неологизмы-

паронимы,

образ-

переживание



6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

17.

Слово в

драматическом

произведении.

Выбор вида и

жанра как средство

выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

1ч.

Изучение

нового

материала

Диалог в

эпическом и

драматическом

произведениях.

Точка зрения

автора в

трагедии и

комедии.

Понятия:

диалоги

монолог,

катарсис,

сатира и

юмор,

драма,

трагедия,

комедия.

Отличать

словесные

формы в

драматическом

произведении от

их употреблении в лирическом и

эпическом.

Навыки

работы с

драматическим

произведением.

Катарсис,

сатира, юмор.



18.

Изображение

характеров как

способ выражения

авторской позиции

в драматическом

произведении.

Сюжет и

конфликт.

1ч.

Изучение

нового

материала

Характеры

героев

драматического

произведения.

Сюжет и

конфликт в

пьесе.

Композиция пьесы. Подтекст.

Понятия:

характер

героя,

тип,

сюжет и

конфликт

пьесы,

композиция,

подтекст.

Определять

элементы

сюжета и

композиции

пьесы,

подтекст

Навыки

выразительного

чтения

драматического

произведения

Гипербола,

градация,

алогизм

Контроль-

терминологии-

ческий

диктант