Рабочая программа по русской словесности для 8 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности – прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый—начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй—более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—7-9 классы. Вслед за этим программа для 10-11 классов, составленная А.И.Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком—к смыслу, идее произведения словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
1. Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
Тематическое планирование по русской словесности построено по разделам учебника
Р.И. Альбетковой «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс»: 1.Материал словесности.2.Произведение словесности. В нем представлен материал по теории словесности, затем материал для самостоятельной работы учащихся. Многие задания требуют творческой деятельности.
1. Средства языка художественной словесности.
2. Словесные средства выражения комического.
3. Качества текста и художественность произведения словесности. Произведение словесности
4.Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.
5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.
6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русская словесность» являются:
Рабочая программа рассчитана на 35часов, 1час в неделю. В том числе: контрольных работ—5 час.
По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах - создание собственных произведений.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители, элементы дополнительного содержания | Дата |
План | Факт |
знать | уметь | владеть навыками |
1. Средства художественной выразительности |
1. | Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. | 1ч. | Усвоение новых знаний | Вводное слово о курсе словесности. Многообразие языковых средств. | Что является материалом словесности | Определять языковые средства выразительности | Работать со справочным материалом книги | | | |
2. | Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика. | 1ч. | Усвоение новых знаний | Понятие семантики. Лексическое значение слова. | Определение лексического слова, семантики | Определять значение слов в словарях | Навыки работы с учебником, словарем | Практическое задание: определить лексическое значение слов | | |
3. | Изобразительные и выразительные возможности языка. Семантика фонетических средств языка. Интонация. | 1ч. | Повторение и обобщение знаний | Изобразительные и выразительные средства | Средства выразительности языка | Приводить примеры изобразительных и выразительных средств | Наблюдать за выразительных средствами языка | Анализ эпизода рассказа «Бирюк» И.С. Тургенева | | |
Средства художественной выразительности |
4. | Семантика словообразования. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. | 1ч. | Усвоение новых знаний. | Семантика Словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов. | Семантику приставок и суффиксов, сложения основ. | Определять роль приставок, суф- фиксов для понимания смысла слов и текстов | Навыки работы с текстом, справочным материалом | Практическое задание: определение значения слов | | |
5. | Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов и историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. | 1ч. | Повторение и обобщение. | Выразительные возможности архаизмов, историзмов. Связь славянизмов и историзмов. | Понятие архаизмов, историзмов и славянизмов. | Определять архаизмы и историзмы, их роль в тексте. | Навыки работы с текстом, справочниками. | Имярек | | |
6. | Семантика типов предложений. Период. Инверсия. Антитеза. | 1ч. | Усвоение новых знаний | Употребление различных типов предложений. Период. Инверсия. Антитеза. | Роль предложении разных типов как выразительного средства. Период. Инверсия. | Определять семантику типов предложений, период, инверсию и антитезу в тексте. | Навыки определять роль предложений, инверсий, антитезы как выразительные средства. | Практическая работа с текстом (групповая работа). | | |
7. | Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис. | 1ч. | Усвоение новых знаний. | Употребление поэтических фигур. | Понятия: оксюморон, повтор, умолчание, эллипсис | Определять поэтические фигуры | Навыки работы с худ. текстом. | Анафора, эпифора, рефрен. | | |
2. Словесные средства выражения комического |
8. | Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур. Гипербола. Фантастика. Ирония. Речь героя. «Говорящие» имена. | 1ч. | Усвоение новых знаний | Значение комического. Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование говорящих имен и фамилий | Понятие юмора и сатиры. Средства создания комического. | Определять юмор и сатиру, средства создания комического | Навыки работы с худ. текстами | Практическая работа с текстом | | |
9. | Обобщение по теме «Словесные средства выражения комического» | 1ч. | Обобщение и повторение | Повторение и обобщение по вопросам(с.88- 89) Практические задания «Проверь себя!» №1,2,4, 5,6,7,11,12,18(по группам) | Языковые средства создания комического. | Умение видеть авторе кий идеал в сатирическом и юмористическом произведениях | Навыки выразительного чтения сатирических и юмористических произведений | Создание сочинения с использовании ем языковых средств комического изображения | | |
3. Качества текста и художественность произведения словесности |
10. | Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. | 1ч. | Повторение и обобщение | Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея текста, их роль в создании текста. Что такое «тематика»? объект? | Признаки текста. Его отличие по структуре и смыслу. Единство содержания и словесной формы выражения в тексте. | Определять признаки текста, его содержание и форму. | Навыки работы по анализу структуры текста | Стихи А.Н.Майкова Словесный ряд. Контроль- контрольный опрос: признаки текста, тема и идея. Создание текста «Идет снег» и др. | | |
11. | Художественность произведения. | 1ч. | Усвоение новых знаний | Главное свойство художественно го произведения. Соответствие языка художественной задаче. Емкость художественно го слова. | Функцию художественного произведения, особую роль языка. | Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. | Навыки работы с текстом, его анализ | Наблюдения над емкостью слов в стих. А.С.Пушкина «Анчар» | | |
12. | Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности | 1ч. | Обобщение и повторение | Повторение по вопросам (с. 132- 133). Практические задания № 1.2,5,7,11,16,18 (по группам) | Качества текста и художественность произведения | Определять Качества текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки | Навыки создания собственного высказывания, отвечающего требованиям текста | №17,с.144 сравнение репродукции картины и текста | | |
4. Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении |
13. | Слово в эпическом произведении. | 1ч. | Усвоение новых знаний | Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. | Понятия: описание, повествование, рассуждение, устная и письменная речь, прямая речь, несобственно-прямая речь. | Различать разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. | Навыки определения типов текста, их роли | Портрет Емельяна Пугачева и иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка» | | |
14. | Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как выражения идеи. | 1ч. | Обобщение и повторение | Литературный герой, изображенный средствами способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Характер, типический герой. Роль сюжета и композиции эпического произведения в выражении идеи. | Понятия: образ героя, литератур герой, характер, типический герой; сюжет и композиция эпического произведения | Различать понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Определять сюжет и композицию, идею. | Навыки анализа текста (сюжет и композиция , идея) | Терминологический диктант | | |
15. | Обобщение по теме «Языковые средства в эпическом произведении» | 1ч. | Обобщение и повторение | Повторение по вопросам темы «Языковые средства в эпическом произведении» (с. 169) | Понятия: описание, повествование, рассуждение, устная и письменная речь. | Умение понять авторскую мысль | Навыки определения идейно- художественного Своеобразия произведения | Контроль- №3,с.173 №14- составление описания по картине | | |
5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении |
16. | Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. | 1ч. | Изучение нового материала | Герой лирического произведения. Семантика слова в лирике. Ритм и гармония. Перенос. | Понятия: лирический герой, сверхзначение слова, ритм стиха, перенос. | Понимать значения средств языкового выражения в лирическом произведении | Навыки выразительного чтения лирического произведения | Наблюдения над построением стихотворения М Лермонтова «Завещание» (перенос) Сверхзначение слова, неологизмы- паронимы, образ- переживание | | |
6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении |
17. | Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. | 1ч. | Изучение нового материала | Диалог в эпическом и драматическом произведениях. Точка зрения автора в трагедии и комедии. | Понятия: диалоги монолог, катарсис, сатира и юмор, драма, трагедия, комедия. | Отличать словесные формы в драматическом произведении от их употреблении в лирическом и эпическом. | Навыки работы с драматическим произведением. | Катарсис, сатира, юмор. | | |
18. | Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. | 1ч. | Изучение нового материала | Характеры героев драматического произведения. Сюжет и конфликт в пьесе. Композиция пьесы. Подтекст. | Понятия: характер героя, тип, сюжет и конфликт пьесы, композиция, подтекст. | Определять элементы сюжета и композиции пьесы, подтекст | Навыки выразительного чтения драматического произведения | Гипербола, градация, алогизм Контроль- терминологии- ческий диктант | | |