СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Развитие коммуникативной компетенции при работе над сочинениями нетрадиционных жанров » Класс: 10- 11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

До сегодняшнего времени школьное сочинение представляло собой аналогию литературно-критической статьи. Сегодня же учащиеся, выбирающие профессию библиотекаря, юриста, писателя, журналиста, учителя русского языка и литературы и т.д., должны овладеть не только умениями и навыками писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, но и такими жанрами, как эссе, дневник, реклама, эпистолярный жанр, интервью, составлять речь, которая произносится на открытии памятника писателю (поэту) и т.д.  Сочинения выше названных жанров заставляют учащихся выражать свое отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить свою письменную работу в пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз.  Предлагаемая программа элективных курсов поможет сформировать у учащихся умения работать не только над анализом художественного произведения по заданной теме, но логично и доказательно использовать в творческой работе разные виды мыслительной деятельности. А самое главное – работа над такими сочинениями развивает творчество и самостоятельность школьников, воспитывает грамотного читателя и чуткость к языку. 

Скачать:

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Развитие коммуникативной компетенции при работе над сочинениями нетрадиционных жанров » Класс: 10- 11»

МО «Курумканский район»

МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

_____/Цырендашиева Б.Б./ МБОУ «Дыренская средняя «Дыренская средняя

Протокол № __ от общеобразовательная школа» общеобразовательная школа»

«__»_____20___ ________/Бадмаева Э.Ж./ ___________/Цыремпилов А.Б../

«__»_____20___ «__»_____20___










Элективный курс

«Развитие коммуникативной компетенции при работе над сочинениями нетрадиционных жанров »

Класс: 10- 11






Составитель: учитель русского

языка и литературы

Цырендашиева Б.Б.

















Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Развитие коммуникативной компетенции при работе над сочинениями нетрадиционных жанров» составлена на основании:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;

- Типового положения об общеобразовательном учреждении (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49);

- Федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. №1312 и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05 марта 2004 г. №1089, в соответствии с приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план учреждений РФ, реализующих программы общего образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312» от 03 июня 2011 г. №1994;

- Приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 31 января 2012 г. №69; приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312» от 1 февраля 2012 г. №74;

- Письма Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег.номер 19983)

-Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;

-Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» №374 от 11 мая 2012 г

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что «они трудны», а «главное не пригодятся в будущем». Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Цели курса:

  • подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;

  • гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

  • развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

  • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

  • обучение работе над сочинением;

  • развитие коммуникабельности обучающихся;

  • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

Формы проведения занятий:

- лекции

- практикумы

- составление таблиц

- составление опорного конспекта

- составление презентации

- редактирование сочинений

Прогнозируемый результат

К концу курса учащиеся должны:

  • уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;

  • на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;

  • анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;

  • уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

  • обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.

















Содержание элективного учебного курса

10 класс (35 ч)

Коммуникативная компетенция. (2ч)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Сочинение-миниатюра как письменный текст малой формы различной стилевой и жанровой принадлежности.(4ч)

Этапы создания текста малой формы. Подготовка к написанию сочинения (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала.

Сочинение в жанре рекламы и его особенности.(3ч)

История рекламы, знакомство с основными правилами рекламы. Изучение средств рекламы книги и приемов создания оригинальных идей рекламы книги. Сравнение сочинений в жанре рекламы книги с аннотацией, с объявлением.

Особенности эссе как жанра (6ч)

Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д. Эссе и его отличие от других жанров (очерк, стихотворение в прозе). Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему. Литературно-критическое эссе. Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.

Письмо как эпистолярный жанр. (5ч)

Особенности, структура, содержание, плане письма, речевые единицы письма и их функции. Коммуникативные возможности письма в сопоставлении с устной речь. Эпистолярный жанр как труд души. Классификация писем. Переписка дружеская и деловая. Личная переписка. Основные компоненты письма. Искусство эпистолярия(стилевые особенности личных писем). Этикет личного письма.

Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр. (4ч)

Отличие литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета – раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя. Описание по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения для написания творческой работы.

Сочинение-рецензия.(2ч)

Особенности жанра. Требования к написанию рецензии. Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие сочинения-рецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения-рецензии.

Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ практического освоения навыков критической оценки текста.

Сочинение – сравнительная характеристика.(2ч)

Особенности жанра. Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы – исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение).

Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения( 2ч)

Киносценарий, структура, его особенности. Структура киносценария.



































Содержание 11 класс

(34ч)


Сочинение как текст. (2ч)

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Выбор темы сочинения, его обоснование. Структура сочинений. Практикум. Работа с раздаточным материалом. Составление разных видов плана (простого, сложного, цитатного)

Сочинение-рассуждение. (10ч)

Принципы построения сочинения-рассуждения. Тезис, аргументы, вывод Обдумывание основного тезиса. Составление плана сочинения-рассуждения, подбор аргументов и фактического материала. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Использование цитат в сочинении по исходному тексту. Виды вступления: лирическое размышление, ряд риторических вопросов, рассуждение о заглавии, ряд назывных предложений, цитата, именительный темы, описательное утверждение. Позиция автора и способы ее выражения. Речевые обороты, помогающие выразить позицию автора, авторское отношение (оценочная лексика) к изображаемому. Роль заключения в сочинении, функции заключения

Сочинение - описание.(4ч)

Портретные, пейзажные, событийные описания. Многообразие стилистических функций.

Анализ текстов

Сочинение-повествование. (4ч)

Работа с текстами повествовательного типа и их основными композиционными особенностями. Закрепление знаний о структуре написания сочинения-повествования. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Особенности юмористического рассказа

Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.(2 ч)

Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя. Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления

Сочинение – анализ эпизода. (4ч)

Понятие эпизода как части целого произведения. Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента. Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа.

Анализ, редактирование и совершенствование написанного ( 5ч)

Соответствие сочинения теме. Раскрытие основной мысли. Соразмерность частей, логическая связь между ними. Язык и стиль сочинения. Использование цитат. Совершенствование написанного.

Стилистические ошибки в сочинениях учащихся. Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы. Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.

Виды грамматических ошибок. Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся. Понятие богатства и разнообразия языковых средств, способствующих выражению собственного эмоционального настроя пишущего. Введение в словесную ткань творческой работы элементов художественного текста: использование «ключевых» слов, цитирование и т.д., соблюдение единого стилевого поля художественного произведения и сочинения.



















































Календарно-тематический план

10 класс.

заня

тия

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

1

Вводная лекция О целях и задачах курса

1

Урок-презентация

2

Коммуникативная компетенция речи

1

Лекция с элементами беседы

3

Сочинение-миниатюра

1

Лекция с записью опорного конспекта

4,5

Анализ и редактирование сочинений миниатюр

2

Семинар-практикум

6

Сочинение-миниатюра

1

Практическая работа

7

Реклама как вид сочинений

1

Лекция

8

Средства рекламы книги

1

Семинар –практикум

9

Редактирование сочинений-рекламы

1

Практическая работа

10

Особенности эссе как жанра

1

Лекция

11

Эссе и очерк

1

Лекция с элементами беседы

12

Эссе и стихотворение в прозе

1

Практикум

13

Эссе, написанное разными авторами

1

Сравнительный анализ

14

Литературно-критическое эссе.

1

Практикум

15, 16

Эссе по прочитанному тексту

1

Практическая работа

17,18

Письмо как жанр сочинения

2

Лекция

19

Классификация писем. Переписка дружеская и деловая.

1

Лекция с элементами беседы

20

Искусство эпистолярия(стилевые особенности личных писем).

1

Анализ текстов писем

21

Письмо другу

1

Практическая работа

22

Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр

1

Лекция с элементами беседы

23

Особенности создания портретной характеристики.

1

Семинар-практикум

24

Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа

1

Семинар-практикум

25

Литературный портрет

1

Практическая работа

26

Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.

1

Лекция с написанием памяток

27

Знакомство с образцами сочинений-рецензий

1

Практическая работа,выполнение обучающих заданий

28

Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.

1

Лекция

29

Работа с текстами с различными сравнениями

1

Практикум

30

Написание сочинения-сравнительной характеристики.

1

Практическая работа

31.

Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения

1

Семинар-практикум

32

Киносценарий по рассказам А.П.Чехова

Практическая групповая работа

33.34

Защита работы

Защита проектов

35

Самостоятельная работа


Урок контроля

















































Календарно-тематический план

11 класс.

заня

тия

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

1

Повторение изученного в 10 классе. Цели курса в 11 классе.

1

Беседа.

2

Сочинение как вид письменной работы

1

Урок-презентация

3

Сочинение-рассуждение


1

Беседа

4

Структура сочинения-рассуждения

1


5

Виды вступлений.

1

Лекция с записью тезисов

6

Роль вступления в сочинении-рассуждении

1

Практикум

7

Позиция автора и способы ее выражения.

1

Семинар

8

Способы выражения авторской позиции

1

Семинар

9

Виды концовок. «Кольцевая» композиция.

1

Семинар

10

Составление плана сочинения-рассуждения, подбор аргументов и фактического материала

1

Практикум

11, 12

Сочинение-рассуждение на различные темы

2

Практическая контрольная работа

13

Сочинение - описание.


1

Урок-презентация

14

Портретные, пейзажные, событийные описания.

1

Практикум

15

Многообразие стилистических функций.

1

Семинар

16

Анализ текстов


1

Практикум

17

Сочинение-повествование.

1

Лекция

18

Работа с текстами повествовательного типа и их основными композиционными особенностями

1

Семинар

19

Рассказ с необычным построением.

1

Практическая работа

20

Юмористический рассказ. Особенности юмористического рассказа

1

Практическая работа

21

Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.

1

Лекция-практикум

22

Составление плана сочинения – речевой характеристики

1

Практическая работа

23

Понятие эпизода как части целого произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента.


1

Лекция с элементами беседы,

24

Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения

1

Практическая работа.

25

Интерпретация текста

1

Практическая работа.

26

Анализ эпизода из рассказа

1

Урок контроля

27

Как избежать ошибок в сочинении

1

Лекция с элементами беседы

28

Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.


1

Практическая работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала

29

Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок.


1

Практическая работа.

30

Как работать со словарями

1

Практикум

31

Корректировка творческих работ учащихся

1

Семинар

32

Обобщение, повторение изученного материала, использование знаний на практике

1

Практическая работа, обобщающий урок

33, 34

Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

2

Урок контроля









































Литература для учащегося:

1. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов. – Москва «Просвещение» 2012-2015гг

2. Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в традиционных жанрах.- ООО ИПЦ « КАРО» 2000г.

3. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – Москва «Дрофа», 2003 г.

4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинения. Книга для учащихся. – Москва, Просвещение, 1987 г.

5. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. – Москва «Просвещение» 2001 г.

6. Т.И. Павлова и др. «Учимся писать сочинение», «Легион» Ростов на Дону 2011г

7.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2011-2015гг


Литература для учителя:

1. Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в традиционных жанрах.- ООО ИПЦ « КАРО» 2000г.

2. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – Москва «Дрофа», 2003 г.

3. Морозова Н.П. Учимся писать сочинения. Книга для учащихся. – Москва, Просвещение, 1987 г.

4. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. – Москва «Просвещение» 2001 г.

5. Т.И. Павлова и др. «Учимся писать сочинение», «Легион» Ростов на Дону 2011г

6.Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007

7.Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2005

8..Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс, 10 класс. Москва 1990