Просмотр содержимого документа
«Элективный курс : " Решение нестандартных задач по химии".»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №1» Камышловского городского округа
имени Героя Советского Союза Бориса Самуиловича Семёнова
«Согласовано» Руководитель методического объединения / Тюшева Л.В./ 2016г. | «Утверждаю» директор МАОУ «Школа №1» КГО /Крысанова А.Е./ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс по химии: Решение нестандартных
заданий для 8-9 классов
| Разработчик программы учитель Шувалова Е.Н предмет: химия I кв. категория |
2016 год
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение нестандартных заданий по химии.
В существующих ныне образовательных программах решению нестандартных заданий отводится неоправданно мало внимания.
При решении нестандартных заданий у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.
Содержание курса поможет ученикам подготовится к поступлению в средние и высшие учебные заведения, где в дальнейшем предполагается изучение химии.
Элективный курс «Решение нестандартных заданий по химии» предназначен для учащихся 8-9 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность.
Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений).
Изучение курса окажет реальную помощь учащимся в подготовке к ОГЭ, к олимпиадам на более качественном уровне.
Курс рассчитан на 17 часов.
Цели данного элективного курса:
формирование у учащихся умений и навыков решения и составления нестандартных заданий по химии.
Учащиеся должны знать:
основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;
законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;
буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;
расчетные формулы для любых типов задач;
строение, физические и химические свойства неорганических веществ.
Учащиеся должны уметь:
определять тот или иной тип расчетной задачи;
анализировать условия задачи;
выявлять химическую сущность задачи;
составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;
учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;
производить математические расчеты;
использовать несколько способов при решении задачи.
Методы преподавания курса:
поисковый;
учебный диалог;
решение проблемных задач;
самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные;
групповые.
Формы учебных занятий:
уроки решения ключевых задач;
самостоятельная работа учащихся;
зачеты.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
повторение теоретических вопросов, изученных в основной школе, их углубление и расширение;
применение теоретических знаний на практике;
знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;
решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;
обучение самостоятельному решению задач.
Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:
конкурс (количественный) числа решённых задач;
составление творческих расчётных задач по различным темам («Медицина», «Экология» и т.д.)
зачёт по решению задач (по материалу каждой темы)
Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы, а так же решать и составлять нестандартные задачи.
Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные задачи:
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
№ | Тема занятия | Количество часов | дата |
Введение. | 1 | |
1 | Основные физические и химические величины. | 1 | |
Решение заданий по теме « Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления». | 2 | |
2 | Решение нестандартных заданий по теме « Чистые вещества и смеси». | 1 | |
3 | Решение нестандартных заданий по теме « Физические и химические явления». | 1 | |
Вывод формул химических соединений различными способами | 2 | |
4 | Вывод формул химических соединений по процентному содержанию элементов в молекуле. | 1 | |
5 | Вывод формул химических соединений по массе продуктов горения вещества. | 1 | |
Задачи с использованием газовых законов | 4 | |
6-7 | Закон Авогадро | 2 | |
8-9 | Законы Гей-Люсака и Бойля-Мариотта. | 2 | |
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 4 | |
10-11 | Нахождение массы (количества вещества, объема) по цепочке превращений | 2 | |
12 | Решение цепочек превращений. | 1 | |
13 | Решение логических задач | 1 | |
Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |
14 | Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса | 1 | |
Качественные реакции на неорганические вещества | 3 | |
15 | Решение задач на качественнее определение катионов неорганических веществ | 1 | |
16 | Решение задач на качественнее определение анионов неорганических веществ | 1 | |
17 | Итоговое занятие | 1 | |
| Итого часов | 17 | |