СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения - рассуждения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс “Теория и практика написания сочинения - рассуждения” предназначен для учащихся 10-11 классов.

Основными задачами курса являются:

Обеспечить системное овладение учащимися знаниями по теории написания сочинения;

совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;

развивать продуктивное мышление учащихся через анализ текста;

формировать творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

развивать способности к самостоятельной деятельности;

прививать стремления к приобретению знаний.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Теория и практика написания сочинения - рассуждения"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П. Гайдара»




Рассмотрено на заседании предметной группы учителей гуманитарного цикла


Руководитель ПГ ________

(подпись, расшифровка)

«___»__________201 г.


Согласовано с заместителем директора по УВР

_________ (Тищенко О.Г.)

«____»___________201 г.

Утверждено

Приказ №___ от _________

Директор ______________

Т.Н. Зудова


КОМПИЛЯТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Наименование курса

Теория и практика написания сочинения - рассуждения

Класс

10 – 11 класс

Учитель

Ланчакова Наталья Валерьевна

Срок реализации программы


Количество часов по учебному плану

1 часа в неделю/ 35 часов за год

Планирование составлено на основе

Программа по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы», Москва «Просвещение», 2011г.

Рабочую программу составил













Пояснительная записка

Элективный курс “Теория и практика написания сочинения - рассуждения” предназначен для учащихся 10-11 классов.

Несмотря на то, что подготовка к написанию сочинения – рассуждения Единого Государственного Экзамена начинается с начальной школы, практика показывают, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения, так как не всегда умеют анализировать исходный текст и логически правильно и аргументировано построить свой ответ. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного элективного курса, который позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.

Цели курса:

  • подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • развитие связной монологической речи;

  • развитие логического мышления;

  • привитие любви к родному языку.

Основными задачами курса являются:

Обеспечить системное овладение учащимися знаниями по теории написания сочинения;

совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;

развивать продуктивное мышление учащихся через анализ текста;

формировать творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

развивать способности к самостоятельной деятельности;

прививать стремления к приобретению знаний.

Структура курса

Элективный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” рассчитан на 35 часов и состоит из четырех разделов:

  • Введение (1 ч);

  • Повторение орфографии и пунктуации русского языка (10 ч);

  • Практика сочинения (23 ч);

  • Психологический тренинг (1 ч).

Программа курса “Теория и практика написания сочинения- рассуждения” (35 часа)

I. Введение (1 ч.)

Введение. Цели и задачи элективного курса “Теория и практика написания сочинения-рассуждения”.

Анализ особенностей сочинений ЕГЭ, основные ошибки.

II. Орфография и пунктуация (10 ч.)

Трудные вопросы орфографии и пунктуации.

Точность и выразительность речи.

Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении.

III. Теория и практика сочинения (23 ч.)

Сочинение как вид письменной работы по русскому языку. Требования к сочинению. Оценка сочинений.

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений.

Определение проблемы текста и способы ее выражения.

Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

III. Тренинг (1 ч.)


Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного факультативного курса учащийся

должен знать:

  • способы формулирования проблемы текста;

  • виды вступлений и заключений;

  • виды комментария;

  • основные особенности сочинения ЕГЭ;

  • основы анализа текста;

  • способы аргументации в сочинении;

  • виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

  • логично выстраивать сочинение по тексту;

  • убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

  • выполнять лингвостилистический анализ текста;

  • формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

  • не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Практическая работа.

1

Требования к экзаменационному сочинению. Критерии оценки сочинений.

1

Лекция с иллюстративным материалом


2

Капканы орфографии.

1

Урок-практикум

Слова с Н и НН – «лакмусовая бумажка» грамотности

3

Капканы орфографии.

1

Урок-практикум

Не – слитно или раздельно?

4

Капканы орфографии.

1

Урок-практикум

Слитное, раздельное и дефисное написания слов.

5

«Заменил ярем барщиной», или Лексические ошибки.

1

Урок-практикум

Упражнения на устранение лексических ошибок в речи.

6

Где возможны пунктуационные ошибки в сложном предложении и как с ними бороться?

1

Комбинированное занятие

Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.

7

«Коснемся о речи», или Грамматические ошибки.

1

Лекция с иллюстративным материалом

Грамматические и фактические ошибки.

8

« Герой поднялся на борьбу со старушкой», или Стилистические ошибки

1

Урок-практикум

Стилистические упражнения

9

Речевые ошибки в написании сочинений.

1

Интерактивная беседа

Нормы литературного языка. Практикум по написанию сочинения.

10

Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

1

Комбинированное занятие

Фактические ошибки.

11

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

1

Практическая работа

Определение типа ошибки и её редактирование.

12

Сочинение. Вступление к сочинению. Типы вступлений.

2

Практическая работа

Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.

13

Проблематика.

2

Комбинированное занятие

Устный комментарий актуальных проблем.

14

Авторский комментарий текста.

2

интерактивная беседа

Практикум по написанию сочинения.

15

Авторская позиция. Аргументация позиции автора. Изложение собственного мнения.

2

Практическая работа

Способы выражения авторской позиции. Виды формулировок авторской позиции.

16

Подбор аргументов.

2

Дискуссия

Систематизация аргументов, составление энциклопедии аргументов

17

Заключительная часть сочинения

1

Практическая работа

Практикум по написанию сочинения.

18

Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя.

1

Практическая работа

Практикум по написанию сочинения.

20

Практическая работа: проверка сочинения по критериям.

3

Урок-практикум

Практикум по написанию сочинения.

23

Технология написания, анализ образцов, шаблоны.

2

Исследование

Практикум по написанию сочинения.

24

Проверьте сочинения друга.

1

Групповая работа

Практикум по написанию сочинения.

25

Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.

1

Практическая работа

Практикум по написанию сочинения.

26

Практикум по написанию сочинения.

4

Урок-практикум

Практикум по написанию сочинения.

27

Психологический тренинг: Я могу сдать ЕГЭ успешно!

1

Урок-практикум




Литература

  • Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2014.

  • ЕГЭ-2015: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова, – М.: Астрель, 2015.

  • Тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ авторы- составители: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева – М.: Эксмо, 2015.

  • ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Ю.Н. Гостева, В.В. Львов – М.: Экзамен, 2015.

  • ЕГЭ-2015. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2015.

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2012.