Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П. Гайдара»
Рассмотрено на заседании предметной группы учителей гуманитарного цикла Руководитель ПГ ________ (подпись, расшифровка) «___»__________201 г. | Согласовано с заместителем директора по УВР _________ (Тищенко О.Г.) «____»___________201 г. | Утверждено Приказ №___ от _________ Директор ______________ Т.Н. Зудова |
КОМПИЛЯТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса | Теория и практика написания сочинения - рассуждения |
Класс | 10 – 11 класс |
Учитель | Ланчакова Наталья Валерьевна |
Срок реализации программы | |
Количество часов по учебному плану | 1 часа в неделю/ 35 часов за год |
Планирование составлено на основе | Программа по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы», Москва «Просвещение», 2011г. |
Рабочую программу составил | |
Пояснительная записка
Элективный курс “Теория и практика написания сочинения - рассуждения” предназначен для учащихся 10-11 классов.
Несмотря на то, что подготовка к написанию сочинения – рассуждения Единого Государственного Экзамена начинается с начальной школы, практика показывают, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения, так как не всегда умеют анализировать исходный текст и логически правильно и аргументировано построить свой ответ. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного элективного курса, который позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.
Цели курса:
подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения;
развитие творческих способностей учащихся;
развитие связной монологической речи;
развитие логического мышления;
привитие любви к родному языку.
Основными задачами курса являются:
Обеспечить системное овладение учащимися знаниями по теории написания сочинения;
совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;
развивать продуктивное мышление учащихся через анализ текста;
формировать творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
развивать способности к самостоятельной деятельности;
прививать стремления к приобретению знаний.
Структура курса
Элективный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” рассчитан на 35 часов и состоит из четырех разделов:
Введение (1 ч);
Повторение орфографии и пунктуации русского языка (10 ч);
Практика сочинения (23 ч);
Психологический тренинг (1 ч).
Программа курса “Теория и практика написания сочинения- рассуждения” (35 часа)
I. Введение (1 ч.)
Введение. Цели и задачи элективного курса “Теория и практика написания сочинения-рассуждения”.
Анализ особенностей сочинений ЕГЭ, основные ошибки.
II. Орфография и пунктуация (10 ч.)
Трудные вопросы орфографии и пунктуации.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении.
III. Теория и практика сочинения (23 ч.)
Сочинение как вид письменной работы по русскому языку. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений.
Определение проблемы текста и способы ее выражения.
Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
III. Тренинг (1 ч.)
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного факультативного курса учащийся
должен знать:
способы формулирования проблемы текста;
виды вступлений и заключений;
виды комментария;
основные особенности сочинения ЕГЭ;
основы анализа текста;
способы аргументации в сочинении;
виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
логично выстраивать сочинение по тексту;
убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
выполнять лингвостилистический анализ текста;
формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Практическая работа. |
1 | Требования к экзаменационному сочинению. Критерии оценки сочинений. | 1 | Лекция с иллюстративным материалом | |
2 | Капканы орфографии. | 1 | Урок-практикум | Слова с Н и НН – «лакмусовая бумажка» грамотности |
3 | Капканы орфографии. | 1 | Урок-практикум | Не – слитно или раздельно? |
4 | Капканы орфографии. | 1 | Урок-практикум | Слитное, раздельное и дефисное написания слов. |
5 | «Заменил ярем барщиной», или Лексические ошибки. | 1 | Урок-практикум | Упражнения на устранение лексических ошибок в речи. |
6 | Где возможны пунктуационные ошибки в сложном предложении и как с ними бороться? | 1 | Комбинированное занятие | Повторение правил цитирования. Способы введения цитат. |
7 | «Коснемся о речи», или Грамматические ошибки. | 1 | Лекция с иллюстративным материалом | Грамматические и фактические ошибки. |
8 | « Герой поднялся на борьбу со старушкой», или Стилистические ошибки | 1 | Урок-практикум | Стилистические упражнения |
9 | Речевые ошибки в написании сочинений. | 1 | Интерактивная беседа | Нормы литературного языка. Практикум по написанию сочинения. |
10 | Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. | 1 | Комбинированное занятие | Фактические ошибки. |
11 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. | 1 | Практическая работа | Определение типа ошибки и её редактирование. |
12 | Сочинение. Вступление к сочинению. Типы вступлений. | 2 | Практическая работа | Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. |
13 | Проблематика. | 2 | Комбинированное занятие | Устный комментарий актуальных проблем. |
14 | Авторский комментарий текста. | 2 | интерактивная беседа | Практикум по написанию сочинения. |
15 | Авторская позиция. Аргументация позиции автора. Изложение собственного мнения. | 2 | Практическая работа | Способы выражения авторской позиции. Виды формулировок авторской позиции. |
16 | Подбор аргументов. | 2 | Дискуссия | Систематизация аргументов, составление энциклопедии аргументов |
17 | Заключительная часть сочинения | 1 | Практическая работа | Практикум по написанию сочинения. |
18 | Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя. | 1 | Практическая работа | Практикум по написанию сочинения. |
20 | Практическая работа: проверка сочинения по критериям. | 3 | Урок-практикум | Практикум по написанию сочинения. |
23 | Технология написания, анализ образцов, шаблоны. | 2 | Исследование | Практикум по написанию сочинения. |
24 | Проверьте сочинения друга. | 1 | Групповая работа | Практикум по написанию сочинения. |
25 | Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов. | 1 | Практическая работа | Практикум по написанию сочинения. |
26 | Практикум по написанию сочинения. | 4 | Урок-практикум | Практикум по написанию сочинения. |
27 | Психологический тренинг: Я могу сдать ЕГЭ успешно! | 1 | Урок-практикум | |
Литература
Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2014.
ЕГЭ-2015: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова, – М.: Астрель, 2015.
Тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ авторы- составители: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева – М.: Эксмо, 2015.
ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Ю.Н. Гостева, В.В. Львов – М.: Экзамен, 2015.
ЕГЭ-2015. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2015.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2012.