МБОУ Озёрненская СОШ №1
Духовщинского района Смоленской области
Элективный курс
«Учимся писать сочинения разных жанров»
(для учащихся 10 класса)
Учитель Силяева Светлана Ивановна
п. Озёрный
2014-2015 уч. г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Учимся писать сочинения разных жанров» рассчитана на учащихся 10 класса, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам школы.
Курс направлен на углубление знаний, полученных на уроках, на усовершенствование умений и навыков школьников в области грамматики, правописания и развития речи учащихся. Программа курса вооружает умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Кроме того, курс будет способствовать развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся – развитию их литературно-творческих способностей, т.к. программа предусматривает знакомство учащихся с тем, как писатели работают над своими произведениями, с элементами теории и техникой сочинительства.
Курс «Учимся писать сочинения разных жанров» должен повысить уровень языкового развития учащихся, поэтому в программу элективного курса включён тот материал, который в наибольшей мере способствует решению этой задачи. Отсюда усиление внимания в программе курса к вопросам теории, к сведениям, относящимся к построению связного целого различных жанров.
Вместе с тем в программу включены вопросы, связанные с формированием у учащихся определённых умений и навыков в области развития речи.
Все указанные в программе вопросы имеют практическую направленность. В этом специфика данного курса. Для развития навыков связной речи необходима практика, тренировка, упражнения, поэтому в программу включено большое количество различных письменных и устных работ.
Большое внимание в программе уделяется сочинениям – рассуждениям, так как такой вид сочинений предлагается на государственной итоговой аттестации. Элективный курс «Учимся писать сочинения разных жанров» - хорошая подготовка к государственной итоговой аттестации.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цели данной программы:
- научить учащихся писать сочинения разных жанров;
- продолжить формировать умение работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, рассуждать на предложенную тему, выстраивать композицию собственного текста;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, реализации творческих способностей.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Содержание программы
1. Тема и основная мысль сочинения.
2. Записные книжки писателей.
3. Собирание материала к сочинениям по наблюдениям.
4. Собирание материала к сочинениям по картине.
5. Собирание материала к сочинениям на литературную тему.
6. Систематизация материала к сочинению.
7. Цитирование.
8. Писатели о совершенствовании рукописи, о работе над словом.
9. Примеры работы писателей над рукописью.
10. Тексты для правки.
11. Оформление рукописи.
12. Описание предметов.
13. Описание животных.
14. Описание действий, процессов.
15. Описание помещения.
16. Описание природы.
17. Описание местности.
18. Портрет.
19. Построение рассказа.
20. Рассказы о случившемся с автором.
21. Рассказы на основе услышанного и увиденного.
22. «Выдуманные» рассказы.
23. Юмористические рассказы.
24. Рассуждения на морально-этические темы.
25. Рассуждения литературно-критического характера.
26. Рассуждение проблемного характера.
27. Как писать сочинение на ЕГЭ:
- формулировка проблемы исходного текста;
- комментарий одной из проблем текста;
- работа по определению позиции автора текста;
- определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции;
- работа над смысловой цельностью, речевой связностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Тематическое планирование элективного курса
№ П/п | Тема | Кол-во часов | Формы организации работы | Виды деятельности |
1 | Тема и основная мысль сочинения | 1 | Лекция учителя, содоклады учащихся. Практикум. | Составление конспекта, тренировочные упражнения по формулировке темы и определению основной мысли сочинения |
2 | Записные книжки писателей | 1 | Сообщение учащихся. Практикум. | Составление конспекта. Сравнение записей в записных книжках писателей с отрывками из текстов их произведений |
3 | Собирание материала к сочинениям по наблюдениям | 1 | Практикум | Наблюдение за явлениями природы. Оформление собранных материалов |
4 | Собирание материала к сочинениям по картине | 1 | Сообщения учащихся. Практикум. | Собирание материала к сочинению по плану |
5 | Собирание материала к сочинениям на литературную тему | 1 | Сообщение учащихся. Практикум | Собирание материала по тексту на заданную тему |
6 | Систематизация материала к сочинению | 1 | Практикум | Упражнения по устранению ошибок в формулировке темы, в построении плана к сочинению |
7 | Цитирование | 1 | Лекция учителя. Практикум | Упражнения по введению в текст цитат разными способами |
8 | Писатели о совершенствовании рукописи, о работе над словом | 1 | Сообщения учащихся | Составление конспекта |
9 | Примеры работы писателей над рукописью | 1 | Сообщение учащихся | Составление конспекта |
10 | Тексты для правки | 1 | Практикум | Правка текстов |
11 | Оформление рукописи | 1 | Сообщение учащихся. Практикум | Упражнения по оформлению рукописи |
12 | Описание предметов | 1 | Практикум | Сочинение. Описание предмета |
13 | Описание животных | 1 | Практикум | Сочинение. Описание животного |
14 | Описание действий, процессов | 1 | Практикум | Сочинение. Описание действия |
15 | Описание помещения | 1 | Практикум | Сочинение. Описание помещения |
16 | Описание природы | 1 | Практикум | Сочинение. Описание природы |
17 | Описание местности | 1 | Практикум | Сочинение. Описание местности |
18 | Портрет | 1 | Практикум | Сочинение. Портрет |
19 | Построение рассказа | 1 | Сообщение учащихся | Составление конспекта. Составление рассказа |
20 | Рассказы о случившемся с автором | 1 | Практикум | Сочинение-рассказ о случившемся с автором |
21 | Рассказы на основе услышанного и увиденного | 1 | Практикум | Наблюдения за рассказами авторов |
22 | «Выдуманные» рассказы | 1 | Практикум | Наблюдения за рассказами писателей. Сочинение. Выдуманный рассказ |
23 | Юмористические рассказы | 1 | Практикум | Анализ юмористических рассказов |
24 | Рассуждения на морально-этические темы | 1 | Сообщения учащихся. Практикум | Анализ текстов. Сочинение-рассуждение на заданную тему |
25 | Рассуждения литературно-критического характера | 1 | Сообщения учащихся. Практикум. | Анализ сочинений-рассуждений литературно-критического характера |
26 | Рассуждения проблемного характера | 1 | Сообщения учащихся. Практикум | Сочинение-рассуждение проблемного характера |
| Как писать сочинение на ЕГЭ | | | |
27 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | Сообщения учителя. Практикум | Выполнение упражнений по теме занятия |
28 | Комментарий одной из проблем текста | 1 | Сообщение учителя. Практикум | Выполнение упражнений по теме занятия |
29 | Работа по определению позиции автора текста | 1 | Сообщение учителя. Практикум | Выполнение упражнений по теме занятия |
30-31 | Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции | 2 | Сообщение учителя. Практикум | Выполнение упражнений по теме занятия |
32-33 | Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения | 2 | Сообщение учителя. Практикум | Написание сочинения |
34 | Заключительное занятие | 1 | | Портфолио-оценка |
Используемая литература
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2000.
Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. – М., 1995.
Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 2001.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. – М.: Айрис-пресс, 1996.
Никольская С. А. Сочинения-рецензии // Русский язык в школе. 1995. № 6.
Павлов И. П. Уроки обучающего сочинения в старших классах. – М., 1960.
Репин А. М. Лучшие экзаменационные сочинения. – М., 1998.
Система обучения сочинениям в V – IX классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1993.
Торкунова Т. В. Как писать сочинение. М. : Айрис, 1996.
Щепина К. П. Работа над очерком // Русский язык в школе. 1996. № 2.