СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В методической разработке представлены приемы и программы того, как привлечь больше учащихся 9-11 классов к выбору элективного курса гуманитарного профиля. Чему нам учителям отдать предпочтение, чтобы заинтересовть обучающихся.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение ………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. Предпрофильные курсы…………………………… ...... .... 4 стр.
Обоснованность выбора. С чего начать?
Рекламный прием на практике: «День права»:
Интеллектуальная игра, посвященная Конституции РФ
Интеллектуальная игра, посвященная Конвенции о правах ребенка
Программа элективного курса для 9 класса «Право и политика».
Итоговое занятие по элективному курсу «Право и политика» «Правовой марафон»
Глава 2. Профильное образование 10-11 классы…………............... 16 стр.
2.1. Обоснование выбора курса «История политико-правовых учений в России»
2.2. Программа элективного курса «История политико-правовых учений в России» для 10 классов
2.2.1. Пояснительная записка
2.2.2. Тематическое планирование
2.2.3. Рекомендации к тематическому планированию по программе элективного курса «История политико-правовых учений в России» в 10 классах
2.3. Анализ проведенной работы
Заключение ……………………………………………………………… 29 стр.
Литература……………………………………………………………….. 30 стр.
Приложения ……………………………………………………………… 31 стр.
Введение
По замыслу авторов школьной реформы, в школьное образование введены элективные курсы профориентационной направленности. Такие курсы должны предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который в наибольшей степени соответствует интересам, потребностям, жизненным целям. Предполагается, что при помощи элективных курсов по выбору учащиеся совместно с образовательным учреждением смогут построить индивидуальный образовательный маршрут, т.е. путь получения образования.
Готовя свои первые программные разработки уроков, внеурочных мероприятий необходимо ознакомиться с тем материалом, который уже существует по профориентационной направленности.
Хорошим подспорьем в этом служат работы под редакцией доктора психологических наук, Черниковой Т.В., авторов Беловой С.В, Молчановой З.М., Тимченко А.А., Корневой, В.В. Черникова, Т.С. Зориной из серии «Профильная школа», «Воспитательная работа», а также Саляхова Л.И. из серии «Классное руководство», «Управление школой».
С требованиями к содержанию и методике изучения элективных курсов, можно ознакомиться в специальной литературе. Особого внимания заслуживает работа авторов Д.С.Ермакова, Т.И. Рыбкиной «Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения», вышедшая в 2004 году.
В работе кандидата педагогических наук Ершова Д.А «Элективные курсы профориентационной направленности 10-11 классы» выделены несколько видов элективных курсов, это позволяет легче определиться с тем, что же больше подходит именно вам, вашему учреждению и учащимся.
Первый вид – это своеобразное дополнение базовых профильных курсов, обеспечивающее повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.
Второй вид – это курсы, направленные на интеграцию учебных предметов, они обеспечивают межпредметные связи.
Третий вид - «репетиторский», направлен на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.
Четвертый вид – «узкоспециализированный», он ориентирован на приобретение школьниками определенных часто узкоспециализированных навыков, необходимых для выбора профессий или успешной адаптации на рынке труда.
Пятый вид – «внепредметный», он не связан с рамками школьной программы и предназначен для расширения кругозора старшеклассников.
Глава 1. Предпрофильные курсы.
Обоснованность выбора. С чего начать?
Согласно рекомендациям перед началом своей деятельности в этом направлении, необходимо проводить анализ «социального заказа», цель, которого показать, какие вопросы интересны учащимся и их родителям, а следовательно, в каком направлении двигаться нам учителям, разрабатывающим проекты программ элективных курсов. Такая работа мною была проведена, но после ряда рекламных приемов:
Планирование совместно с учащимися плана предметной недели;
Подготовка, а затем проведение мероприятий в рамках предметной недели;
Организация диспутов, «открытых микрофонов» с администрацией школы, членами попечительского совета школы, учителями предметниками по наиболее наболевшим вопросам.
Все это вместе позволяет учащимся проявить свои организаторские и творческие способности, дает возможность учащимся почувствовать, как важно обладать знаниями в правовой, социальной сфере, задуматься о самостоятельном и осознанном профессиональном самоопределении.
Из собственного опыта хочу заметить, что данную работу уместно проводить, до того, как учащимся будет предложено сделать свой выбор того, или иного элективного курса, ведь значительная часть элективных курсов направлена на помощь в профессиональном самоопределении. Поэтому так важно основное внимание уделять развитию творческих способностей, умению мыслить креативно, это позволит учащимся в дальнейшем адаптироваться в современном обществе, особенно в профессиональной сфере.
Моя же важнейшая цель на данном этапе заключалась именно в том, чтобы привлечь как можно больше учащихся 9 классов к выбору элективного курса гуманитарного профиля, следует заметить, что ее удалось достичь.
Рекламный прием на практике: «День права».
План, проведения недели права предусматривает ряд интереснейших мероприятий, мною был разработан сценарий «Дня права», который готовился заранее силами учащихся 7-11 классов. Здесь соединились воедино организаторские, творческие, интеллектуальные силы учащихся, так как главная цель была провести данное мероприятие так, чтобы всем захотелось на следующий год принять участие в подобной игре.
План проведения предметной недели:
интеллектуальная игра, посвященная Конституции РФ;
интеллектуальная игра, посвященная Конвенции о правах ребенка;
конкурс мини-проектов на тему «Символы моей страны»;
«открытый микрофон».
1.2.1. Интеллектуальная игра, посвященная Конституции РФ
Цель интеллектуальной игры:
Актуализация знаний о конституционных основах РФ.
Задачи:
Расширить знания о конституционных основах нашего государства;
Формировать понимание необходимости знания Конституции как основного закона;
Воспитывать гражданственность и уважение к закону.
Развивать интеллектуальные способности и командно-групповых форм работы учащихся.
Участники: 3, 4 команды из учащихся 8,9, 10,11 классов.
Требования к командам:
состав не более 6 человек;
название и эмблема команды;
капитан команды.
Требования к жюри:
В составе жюри нечетное количество человек из родителей, преподавателей общественных наук и представителей правопорядка.
С системой оценивания, заданиями и правильными ответами жюри должны познакомиться перед игрой.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, большой экран, слайды с вопросами и правильными ответами.
Командам - карточки для занесения ответов.
Маркеры, листы формата А-4.
План игры.
Организационные указания:
Столы и закрепленные за ними ассистенты (из уч-ся 7 классов) по количеству команд. Их функция передавать карточки с ответами членам жюри.
Общее руководство игрой:
осуществляет ведущий, одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса. Ассистенты выдают лист А-4, куда вписываются ответы, а по окончанию отведенного времени собирают их и передают жюри. На экране высвечивается текст верного ответа, и одновременно он произносится ведущим.
Ход игры
1. Ведущий: Представляет участников игры, ассистентов, жюри.
Объявляет порядок игры. Желает успеха.
2. Представление команд. (Название, эмблема, девиз, капитан)
3. Приветствие команд в виде поздравительного слова в адрес присутствующих. Домашняя заготовка.
4. Первый конкурс «Конституционная история России»
Ведущий: Конституция – это юридический документ, закрепляющий государственное устройство и обладающий высшей юридической силой.
Вопрос из истории Конституции России.
Сколько было всего Конституций в России, в каком году они были приняты и что они провозглашали?
№ | Год | Что провозглашала Конституция | Балл |
1. | 1918 | Конституция РСФСР, провозглашала государство диктатуры пролетариата, республику Советов. | От 1 до 4 |
2. | 1925 | Конституция РСФСР первая Конституция учредителя и члена Союза ССР. | 1-4 |
3. | 1937 | Конституция РСФСР, объявившая Россию социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу, которой составляли Советы депутатов трудящихся. | 1-4 |
4. | 1978 | Конституция РСФСР, провозгласившая построение «общенародного государства» и «развитого социализма» | 1-4 |
5. | 1993 | Конституция Российской Федерации, провозгласившая Россию правовым государством. | 1-4 |
|
| Итого | 16 |
5. Второй конкурс «Узнайте, как меня зовут?»
Демонстрируется слайд. Ведущий: Родиной парламентаризма является Англия. Начиная с 13 века, власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились и в других европейских странах. В несколько измененном виде они существуют и в современном виде.
Задание: Как они называются в следующих странах?
№ | Страна | Название парламента | Балл |
1. | В США он называется | Конгресс | 1 |
2. | В Германии | Рейстаг | 1 |
3. | В Польше | Сейм | 1 |
4. | В Российской Федерации | Федеральное собрание | 1 |
|
| Итого: | 4 |
6. Третий конкурс «Символы моей страны».
Ведущий: В нашей школе был объявлен конкурс мини-проектов «Символы моей страны». Участники данного конкурса, являются членами команд, попросим их представить свои проекты.
На экране поочередно демонстрируются слайды с работами учащихся. Идет их представление. В ответе оцениваются творчество, креативность подачи материала, ораторские навыки, знания.
(Оценивается по 10 бальной системе.)
7. Четвертый конкурс «Присяга Президента».
Демонстрируются слайды, по соответствующей тематике. Тихо звучит музыка. Ведущий: При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу, ее текст, строго определен Конституцией РФ. Задание: Вам предлагается по памяти восстановить текст присяги Президента, вписав недостающие положения.
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
По завершению работы ассистенты передают жюри листы с ответами, одновременно на экране демонстрируется слайд с правильным текстом присяги Президента. (Максимальный балл – 5).
8. Пятый конкурс «Спецтерминология».
Ведущий: Для того чтобы писать законы, формулировать положения Конституции есть специальная терминология.
Задание: подберите термины к приведенным выражениям.
№ | Выражение. Вопрос. | Ответ | Балл |
1. | Торжественное вступление к тексту Конституции | Преамбула | 1 |
2 | Выражение недоверия Президенту со стороны парламента | Импичмент | 1 |
3 | Всенародное голосование | Референдум | 1 |
4 | Форма национально-территориального устройства, союз государств | Федерация | 1 |
5 | Многообразие, множественность | Плюрализм | 1 |
6 | Независимость, самостоятельность | Суверенитет | 1 |
|
| Итого | 6 |
9. Шестой конкурс «Конституционный строй»
Ведущий: Конституционный строй – это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Задание: из предложенного вам «Перечня» выберете признаки конституционного строя и запишите их на листах А-4. Ответ:
1. | Верховенство права | 1 |
2. | Широкие права и свободы человека, их гарантированность | 2 |
3. | Участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство | 2 |
4 | Разделение властей | 1 |
| Итого: | 6 |
9. Окончание игры:
Ведущий: Всем командам предлагается, воспользовавшись домашними заготовками, выступить с музыкальным заключительным словом.
(Максимальный балл – 5).
10. Жюри подводят итоги игры.
11. Вручаются награды.
12. Рефлексия. «Открытый микрофон»+анкетирование
Ведущий: Всем желающим предлагается:
1. Задать вопросы
организаторам игры, членам жюри по поводу игры
директору школы и учителям по наболевшим вопросам, связанным с повседневной школьной жизнью
Заполнить анкеты, указав, что удалось, а что нет в данном мероприятии, хотели бы они сами принимать участие в подобных мероприятиях, есть ли у них намерение изучать элективный курс по праву.
1.2.2. Интеллектуальная игра, посвященная Конвенции о правах ребенка
Учитель: Конвенция является самым полным документом, в котором права ребенка обладают силой норм международного права. Конвенция ценна и тем, что представляет собой обязательство на будущее: она призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит построить справедливый, гуманный мир.
Сегодня мы постараемся вспомнить историю возникновения международных документов о правах ребенка. Уяснить для себя еще раз, что после подписания Конвенции государство берет на себя обязанность защищать детей и принимать решительные меры для содействия реализации их прав.
Ведущий: В игре принимают участие 3 команды по 5 человек в каждой.
Мы попросим капитанов команд представить свои команды.
Во время представления команд на экране демонстрируется малая презентация, подготовленная заранее каждой командой.
Жюри оценивают данное представление команд по 5 бальной системе.
1. Конкурс-игра «МОЗАИКА»
Ведущий: Перед вами три одинаковых набора карточек, на которых написаны права ребенка. Ваша задача: быстро и правильно собрать мозаику из карточек, с правами, относящимися к трем группам прав:
право на развитие,
право на выживание,
право на защиту.
В результате побеждает команда быстро и верно сгруппировавшая карточки.
На экране высвечивается задание, идет показ слайдов согласно заданной тематике, звучит музыка, ребята работают группами по 5 человек.
Жюри: проверяют работы групп, предоставленные ассистентами.
А в это время на экране появляются слайды с правильными ответами.
1 слайд: Право на выживание:
Право на жизнь; право на восстановление здоровья; право на отдых; право досуг; право на социальное обеспечение; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и духовного развития.
2 слайд: Право на защиту:
Право знать своих родителей и не разлучаться с ними;
Право на заботу родителей;
Право на сохранение своей индивидуальности;
Право на воссоединение с семьей;
Право поддерживать контакты с родителями;
Право на защиту от физического, психологического, сексуального насилия, пыток, оскорблений;
Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб развитию;
Право на защиту от наркомании и токсикомании;
Право на защиту от похищений и торговли в любой форме.
3 слайд: Право на развитие:
Право свободно выражать свои взгляды и мнения;
Право искать, получать и передавать информацию;
Право на свободу мысли, совести и религии;
Право на свободу ассоциаций и мирных собраний;
Право на личную и семейную жизнь;
Право на честь, репутацию;
Право на тайну корреспонденции;
Право на неприкосновенность жилища;
Право на образование;
Право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни.
2. Конкурс-игра «Отчет фоторепортеров»
Ведущий: Каждой группе ассистенты раздают конверты (пакеты) с наборами иллюстраций, фотографий различных жизненных ситуаций (10 в каждом), фломастеры листы А-4, ватманы или распределяют места у магнитных досок.
Задача: найти примеры,
иллюстрирующие соблюдение права ребенка;
нарушения прав ребенка;
защиты прав ребенка.
Первый этап работы: группировка.
Учащиеся группируют фото, иллюстрации, дополняя, если необходимо своими рисунками.
Затем каждая группа помещает свои работы на магнитные доски (можно ватманы).
Второй этап работы: аргументация.
Каждая группа по очереди объясняет свой выбор.
Третий этап работы: выводы.
Каждая группа формулирует свой ответ на вопрос: Почему так важно защищать права ребенка?
Жюри оценивает работы групп, совещается, подводит итоги.
3. Игра «Интервью со знатоками»
Ведущий: Перед вами выборки из текста Конвенции о правах ребенка. Прочитайте их внимательно.
Поставьте свой вопрос к каждой, так, как вы бы это сделали, если бы вам предстояло взять интервью у знатоков.
Текст Конвенции разместить на карточках и на экране.
Карточка №1
Во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране.
Предполагаемый вопрос журналиста по тексту.
Для чего нужна Конвенция прав ребенка?
Карточка №2
«Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Предполагаемый вопрос журналиста.
Почему так важно защищать права ребенка?
Карточка №3
ст. 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка ... Ст. 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Предполагаемый вопрос журналиста.
В каких жизненных ситуациях по определению Конвенции каждый ребенок имеет право на особую защиту?
Карточка №4
ст. 28. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и, профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу; ст. 29. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; б) воспитания уважения к правам человека и основным свободам; в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин … д) воспитание уважения к окружающей природе).
Предполагаемый вопрос журналиста:
Обеспечение каких прав в области образования Конвенция предписывает правительствам всех стран?
Карточка №5
ст. 5. Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка должным образом управлять и руководить ребенком...; ст. 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка; ст. 10. Если члены семьи по какой-либо причине разлучены, государства должны содействовать воссоединению таких семей, разрешая свободный въезд в страну или выезд из нее; ст. 18. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка).
Предполагаемый вопрос журналиста:
Какие права ребенка и родителей в области семейной жизни гарантируются Конвенцией?
Пока «журналисты» от команд работают с текстом Конвенции, составляя возможные варианты вопросов, второй «журналист» от каждой команды берет интервью у зрителей, могут быть заданы следующие вопросы:
1. Что такое права человека?
2. Какие права есть у вас?
3. Достаточно ли прав у детей?
4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?
5. Какие права вы считаете главными для человека?
6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?
7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются?
8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?
4. Игра «Поединок интеллектуалов»
Ведущий: От каждой команды приглашаются по 1 интеллектуалу (капитаны), между которыми произойдет поединок по следующей схеме:
по очереди вытягивают карточку с вопросом
дается ответ
если ответа нет или он не верный, то
на этот вопрос может отвечать следующий участник
Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.
| Вопрос | Ответ |
1. | Когда была принята Конвенция о правах ребенка? | 20 ноября 1989 года |
2. | Конвенция – это А) список прав ребенка Б) перечень обязательств, которые возложили на себя для защиты прав ребенка | Б) перечень обязательств, которые возложили на себя для защиты прав ребенка |
3. | Как называется организация, которая приняла Конвенцию о правах ребенка? | Генеральная Ассамблея ООН |
4. | Является ли Конвенция первым документом регулирующим права детей? | Нет, до нее были другие документы. |
5. | Как назывались эти первые документы о правах ребенка, существовавшие до принятия Конвенции о правах ребенка? | Декларации о правах ребенка 1923 г. и Краткая Декларация 1959г. |
6. | В каком году и кем была принята первая Декларация о правах ребенка, действовавшая в течение 36 лет? | В 1923 году Международным союзом спасения. |
7. | Сколько статей в Конвенции ООН о правах ребенка? | 54 статей |
8. | Кого признает Конвенция о правах ребенка ребенком? | Лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. |
9. | Что означает, когда страна подписывает Конвенцию?
| Что страна принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. |
10. | Когда наша страна подписала Конвенцию о правах ребенка? | 13 июля 1990г |
11 | Как называется главный орган по правам человекА, образованный в 1946 г., который рассматривает заявления, касающиеся прав человека, и анализирует сообщения об их нарушениях. | Комиссия ООН по правам человека |
12 | Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных договоров или соглашений, придающее документу юридическую силу. | Ратификация |
5. Конкурс «Учимся законотворчеству»
Ведущий: На ваших столах имеются чистые листы бумаги, фломастеры, экземпляры Устава нашей школы, надеюсь, с его положениями вы знакомы.
Задание:
1). Вам предлагается сформулировать права, которые позволят всем нам комфортно чувствовать себя в школе.
2). Затем сравнить их с положениями Устава школы.
3). Ответить на вопрос: Какими правами, по вашему мнению, необходимо дополнить существующий Устав?
4). Можно ли выделить главные и неглавные права, указанные в Конвенции о правах ребенка? Свой ответ обоснуйте.
5). Можно ли осуществить реализацию прав ребенка только законодательными актами (да, нет). Почему?
6). Заключающий этап: Каждая команда представляет свое выступление с сообщением, в котором содержатся ответы на все выше перечисленные вопросы. (Максимальный балл 10)
Окончание игры:
Ведущий: Слово передается жюри. Жюри подводят итоги игры.
Вручаются награды.
Рефлексия. «Открытый микрофон» + анкетирование
Ведущий: Всем желающим предлагается:
1. Задать вопросы
Заполнить анкеты, указав, что удалось, а что нет в данном мероприятии, хотели бы они сами принимать участие в подобных мероприятиях, есть ли у них намерение изучать элективный курс по праву. Какие темы вам наиболее интересны.
После проведения данных мероприятий, анализа анкет осуществляется набор учащихся в группы, теперь есть надежда, что их выбор будет более осознанным и мотивированным.
Цели элективных курсов в предпрофильной подготовке:
научить девятиклассников делать выбор; (курсов по выбору)
создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего профессионального пути; (пробные элективные курсы)
помочь учащимся сделать выбор образовательной области в дальнейшем (ориентационные элективные курсы).
Учитывая это, была разработана программа предпрофильного элективного курса для 9 классов «Право и политика», которая представлена в данной курсовой работе. Право – это сложное культурно-историческое явление. Изучение права невозможно вне конкретного государства, вне политики, которую оно проводит в той или иной области.
Программа элективного курса для 9 класса
«ПРАВО И ПОЛИТИКА»
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 9 классов основной школы. Он является предпрофильным и рассчитан на 17 часов. Срок проведения в учебном году – 1 полугодие.
Курс представляет собой комплекс минимальных правовых и политических знаний, необходимых каждому гражданину Российской Федерации. Он в себя включает представления:
о праве, его основных отраслях и роли права и в жизни человека,
о связи права и государства, права и власти,
о выстраивании государственной политики, государственных программ
Актуальность изучения данного курса определяется тем, что учащимся как будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны, очень нужны знания в области права, юриспруденции, политологии, чтобы достойно участвовать в политической жизни страны, стремящейся к построению правового государства.
Новизна предлагаемой программы в части использования в предпрофильной подготовке заключается в следующем: во-первых, перед учащимися ставится «живая» проблема – анализа современных государственных программ, государственной политики, освещения их СМИ; во-вторых, сбор материала, на основе которого учащиеся, самостоятельно делают выводы о том, как работают в современных условиях правоохранительные органы.
Цели:
способствовать максимальному развитию правовой и политической культуры школьников – граждан Российской Федерации;
формировать знания и умения, которые пригодятся учащимися в повседневной жизни;
помочь ученику в выборе будущего профиля обучения.
Задачи:
развивать гражданское самосознание и политическое мышление и культуру; интерес к политике и праву;
воспитывать чувство причастности к жизни своей страны;
формировать определенные установки, основанные на современных правовых ценностях государства, формирование уважения к праву и политике, проводимой государственной властью;
активизировать интерес к современным политическим процессам, происходящим в стране.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В ходе прохождения курса «Право и политика» ученик должен знать и понимать:
основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое административное;
разные виды нормативно-правовых актов;
принципы построения государственной политики;
цели и значимость государственных программ;
устройство государственной власти РФ, функции порядок формирования органов законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, их основные функции, полномочия Президента РФ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
получения и оценки политической информации;
участия в политической жизни страны, общественных организациях;
в случае обращения в суд.
Формы организации учебной деятельности:
Лекции, семинары, сюжетно-ролевые игры, беседы, практические работы с использованием документов, выступления с творческими проектами, презентациями.
Формы контроля:
Использование рейтинга, тестовые задания, практические работы, эссе, анкетирование, ведение тетрадей, конспектов них.
Система оценивания:
Оценивание должно быть полезным, обеспечивающим информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей. Поэтому наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в реальной и учебной ситуации. И в этом хорошо помогает система рейтинговой оценки учебных достижений, заполнение учителем поурочной «Сводной ведомости фиксации учебных достижений» на каждого ученика. См. приложения №1,2,3
Оцениванию подлежат виды учебной деятельности, такие как:
основной ответ – 3 балла;
дополнение выступающего – 1 балл;
написание доклада, реферата, сообщения – 3 балла;
поиск представление дополнительного материала – 5 баллов;
за оригинальность, нестандартность, находчивость добавляется – 2 балла.
Рейтинговая система оценивания предусматривает введение штрафных баллов, которые выставляются:
За пропуски уроков без уважительной причины;
За опоздание на урок;
За нарушение дисциплины на уроке;
За несвоевременную выполненную работу;
За неаккуратное ведение тетради.
По окончании курса все полученные оценки и штрафные очки суммируются. Сумма штрафных очков вычитается из суммы полученных оценок, получившаяся разница является общим рейтингом учебных достижений учащегося. Заполняется таблица результатов группы, на основании которой, выставляются итоговые оценки, а также составляется портфолио ученика. Портфолио - это совокупность выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Метод портфолио хорошо сочетается с рейтинговой системой контроля.
Учебно-тематический план:
№
| Тема занятия | К-о Часов | Формы, методы обучения | Обеспечение Формы Контроля |
1. | Вводный урок. Задачи, цели курса. Раздел 1. Государственная власть. История возникновения государственной власти. | 1 | Лекция с элементами Практикума |
|
2. | История власти в нашей стране. Государственная политика. | 1 | Заслушивание сообщений | Таблица |
3. | Проблемы суверенитета и федерации. | 1 | Беседа, гр.раб. | Эссе, тест |
4. | Как устроена государственная власть в Российской Федерации | 1 | Лекция с эл.беседы | Анализ ситуации, карточки |
5. | Роль президентской власти. Полномочия Президента РФ. | 1 | Беседа, работа с текстом КРФ | «текст с ошибками» |
6. | Повторно-обобщающий урок. Круглый стол по теме: «Это важное слово – власть» |
| Выступления Круглый стол | Творческая работа |
7. | Раздел 2. Право и политика. Роль права в жизни человека, общества и государства.Отрасли права. Нормы права | 1 | Эвристическая беседа | Оценка документов |
8.
| Право на образование. Государственная политика в области образования. Доступность образования | 1 | Лекция эл.беседы «Мозговой штурм» | Работа с законодат. Актами |
9 | Семейное право. Правовые основы брака. Родители и дети. Государственная политика в области защиты молодой семьи. | 1 | Лекция Беседа. Сюжетно-ролевая игра. | Тесты |
10. | Государственные программы в области укрепления демографической ситуации в нашей стране. | 1 | «Мозговой штурм» | Работа с К РФ, Сем-й Кодекс РФ |
11 | Трудовое право. Рынок труда и действия на нем работодателей и работников. Правила поведения в трудовой сфере. | 1 | Работа в группах, Беседа «Мозговой штурм» | К РФ, Т К РФ, Т.Д., Комис.по труд.спор. |
12. | Жилищные права граждан. Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости. Государственные программы в обеспечении жильем. | 1 | «Мозговой штурм» Лекция - Практикум | Тесты КРФ; Г.К РФ., Ж. К РФ |
13 | Права потребителя. Источники информации потребителя. Государственная политика в области защиты прав потребителей. | 1 | Лекция. Работа в малых группах | Карточки рекламные Проспекты |
14. | Круглый стол по теме: «Содержание общих положений закона РФ «О защите прав потребителей» | 1 | Творческие работы – эссе, презентации- | Закон РФ «О защите прав потр.» |
15. | Уголовное право. Несовершеннолетние в системе уголовного права. Уголовно-правовое воздействие государства. | 1 | Лекция. Работа в малых группах, практикум | УК РФ, К РФ, Тесты рекламки |
16. | Повторно-обобщающий урок. Круглый стол по теме: «Право и политика» | 1 | Творческие работы уч-ся | К РФ кодексы |
17. | Правовой марафон. Итоговое занятие в виде игры «Туристический маршрут» | 1 | Правовой марафон | Состязание в игр.форме |
Литература
Володина С.И. Основы правовых знаний. М., «Просвещение», 2003г.
Никитин А.Ф. Право и политика. М., 2004.
Певцова Е.А. Право. М., 2002г.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М, «Просвещение», 2002г.
Цель:
проверить качество усвоения пройденного материала;
закрепить полученные умения и навыки;
воспитывать самоконтроль, умение демонстрировать свои позитивные качества;
Форма проведения: игровой индивидуальный конкурс.
Вид игры – «Туристический маршрут». Участники переходят с одной «туристической стоянки» на другую, по мере выполнения полученных на «стоянках» заданий. «Инструктора» на стоянках делают запись в индивидуальном туристическом маршрутном листе каждого участника. (Возможен вариант проведения данной игры и в командном составе).
Предварительная подготовка: учащиеся 9 классов под руководством учителя разрабатывают задания, сами проверяют их выполнение участниками марафона.
Задания на «Туристических стоянках».
Задание 1. Тест «Нормы права, нормы морали»
1. Выберите из перечисленных ниже признаков те, что относятся к нормам права (А) или нормам морали (Б):
1) регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей в обществе;
2) регулируют общественные и личные отношения в сферах: «человек-человек», «человек-группа», «человек- общество»;
3) закреплены в законах;
4) складываются постепенно в общественном сознании;
5) за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом. группой, отдельными людьми;
6) за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения;
2. Установите, какие нормы нарушили эти люди?
Правовые(А), моральные(Б)
1) Павел совершил кражу кооперативного имущества.
2) Татьяна грубо разговаривала с подругой.
3) 12-летний Артем выехал на велосипеде на проезжую часть улицы.
3. Какому понятию соответствует данное определение: «Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения?
1) мораль 2) право 3) политика
4. Укажите ненормативные социальные регуляторы:
1) мораль 2) мода 3) обычаи и ритуалы 4) директива 5) право 6) традиции
5. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, нормы права:
1) создаются людьми и признаются обществом;
2) широко распространены в обществе;
3) регулируют поведение людей;
4) разрабатываются и утверждаются государственными органами.
6. Укажите основные способы воздействия на поведение людей:
1) понуждение ; 2) запрет; 3) принуждение; 4) охрана.
7. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества:
1) общеобязательная нормативность, формальная определенность;
2) обеспеченность государственным принуждением;
3) формируется обществом;
4) существует длительно время, устойчиво.
8. Нормы права регулируют ситуацию:
1) Мария поссорилась с подругой;
2) Иван не поздоровался с соседкой;
3) старшеклассник не уступил место в автобусе пенсионеру;
4) водитель нарушил правила дорожного движения.
9.Установите соответствие между видами социальных норм и их признаками.
Признаки | Соц. Нормы |
1) оформляется в письменной форме; | А) право |
10. Какая из перечисленных ниже норм является юридической?
1) право на отдых; 2) право на уважение; 3) право на внимание.
Задание 2. Кто есть кто?
Спикер Государственной Думы _________________________________
Спикер Совета Федерации _____________________________________
Председатель Правительства РФ ________________________________
Министр образования РФ ______________________________________
Министр здравохранения_______________________________________
Министр Обороны РФ _________________________________________
Мэр города Москвы ___________________________________________
Задание 3. Лингвистический конструктор.
Используя все слова конструктора, составьте определение юридического термина.
1).Создавать, права, граждан, своими действиями, обязанности, способность, нести, приобретать, исполнять, обязанности, осуществлять, их. 2).Установленных, система, правил, государством, силой, исполнение общеобязательных, принуждения, поведения, которых, государственного, обеспечивается.
Задание 4. Знаешь ли ты термины?
1.Политический режим (строй), основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан.
2.Полная независимость от других государств.
3.Особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим велениям обязательную силу.
4.Гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести товар, услугу исключительно для личных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
5.Способность своими действиями приобретать права и обязанности.
6.Освобождение от уголовного наказания, его прекращение или смягчение по решению главы государства или парламента.
7.Самостоятельная инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.
8.Самостоятельный хозяйственный объект, созданный в соответствии с законом для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
9.Объединение граждан или юридических лиц для совместной деятельности; их владельцы (акционеры) получают ежегодный доход – дивиденд.
10.Разорение; невозможность гражданина, фирмы или банка платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств.
Задание 5. Практические ситуации.
Четырнадцатилетние подростки баловались огнем около трансформаторской будки, в результате чего она сгорела. Чем являются действия подростков – преступлением или правонарушением? Почему?
Управляющий машиной в не трезвом состоянии пятнадцатилетний Павел П. cбил пешехода, после чего пытался скрыться с места преступления. Чем являются действия подростков – преступлением или правонарушением? Почему?
Девятиклассник А. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. А. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса они втроем нашли обоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия А. и его друзей необходимой обороной? Почему?
Старшеклассник, ехавший в автобусе без билета, отказался оплачивать проезд и оскорбил контролера. Как квалифицируются его действия?
Группа старшеклассников решила «поучить» восьмиклассника, который ударил одного из них в грудь в ответ на удар по лицу. Во время перемены они затащили его в туалет и избили. Главный обиженный мститель А. так распределил роли: Б. держал дверь, В. присматривал за учительской, Г. и Д. вместе с «обиженным» избивали «обидчика».
Кого из участников этого позорного действия можно назвать организатором, кого исполнителем, а кого пособником? Возникает ли уголовная ответственность Б. и В.?
Два брата, 13-ти и 10-ти летнего возраста, гуляли с собакой во дворе. Увидев 10-ти летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат достал из кармана нож. Девочка, испугавшись, деньги отдала. Какое правонарушение совершили братья?
Задание 6. Виды государств.
Укажите, какие критерии лежат в основе данных классификаций государств:
1). Государства Древнего мира, средневековые государства, государства Нового времени,современные государства -_____________________________
2). Рабовладельческие государства, феодальные государства, буржуазные государства, социалистические государства -____________________________
3). Монархии, Республики - __________________________________________
4). Унитарные государства, федеративные государства - _________________
( Исторический критерий, экономический критерий, по устройству государственной власти, по территориальному устройству.)
Задание 7. Решите кроссворд
Нарушение нормы права.
Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Передача принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых помещений и др. в частную собственность.
Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам.
Возможность иметь права, быть под защитой закона.
Ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.
Всенародное голосование с целью выявления общественного мнения по важному государственному вопросу.
Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, его подписавших.
Лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
Основной закон страны.
Маршрутный лист прохождения «Правового марафона»
Фамилия, Имя ______________________________________________
Класс ____________
№ п/п | Задание | Макс баллов по заданию | Баллы уч-ся | Инспектор |
1. | Тест | 10 |
|
|
2. | Кто есть кто? | 10 |
|
|
3. | Лингвистический конструктор | 10 |
|
|
4. | Знаешь ли ты термины? | 10 |
|
|
5. | Практические ситуации | 12 |
|
|
6. | Виды государств | 15 |
|
|
7. | Кроссворд | 10 |
|
|
| Итог | 77 |
|
|
Победителем марафона является тот, кто при равно набранной сумме баллов быстрее других закончил выполнение всех заданий. Важно сделать интересным награждение учащихся, для этого заранее готовятся дипломы, грамоты, призы.
Глава 2. Профильное образование 10-11 классы
2.1. Обоснование выбора курса
«История политико-правовых учений в России»
Содержание курса должно предоставить ученику возможность оценить себя, свои возможности и перспективы в выборе определенной профессии, пути получения образования. Для этого элективный курс должен предусматривать возможность участия ребенка в разной практической деятельности, способствовать созданию ситуаций успеха в обучении. Для этого при разработке программы учитывались пожелания учащихся и их заинтересованность самим определять степень самостоятельной, творческой деятельности при изучении курса. Подросло поколение учащихся, которые на протяжении пяти лет в нашей школе изучали историю России с углубленным изучением политико-правовых основ Российского государства. Желание учащихся продолжить работу в этом направлении совпало с желанием учителей при помощи элективного курса расширить познавательные возможности по получению знания выходящих за рамки школьной программы.
Выбор пал на политико-правовые учения, которые не входят в школьную программу, но интересны тем, кто собирается поступать в ВУЗы, кому при написании эссе, не хватает знаний, полученных на школьных уроках, и кто хотел бы больше узнать о наших соотечественниках, желавших преобразовать свою страну и в каком направлении. История политико-правовых учений (ИППУ) - это совокупность идей, теорий, учений представлений человека о государстве, праве, власти, а также условиях их зарождения и развития.
Отличительными чертами ИППУ является то, что она
находится на стыке исторических и юридических наук;
изучает не сами правовые институты, а формы их теоретического познания;
изучает сложившиеся и четко выраженные взгляды на условия зарождения и развития представлений человека о государстве и праве.
Интересным является и то, что методология данного элективного курса сочетает в себе общенаучные методы:
исторический – оценивает явления с точки зрения их принадлежности конкретному историческому периоду;
социологический – учитывает тип культуры, уровень жизни, интересы различных социальных групп;
антропологический – обосновывает отношение человека к государству, праву, политике его биологическими потребностями;
нормативно-ценностный – сравнивает любое государственно-правовое явление с неким идеальным представлением о нем;
Специально-юридические методы:
правового-моделирования, который включает в себя изучение признаков правового явления на моделях, т.е. путем идеального, мысленного их воспроизведения.
Формально-юридическоий, который заостряет внимание на внешних признаках правовых явлений, их юридической форме.
2.2. Программа элективного курса «ИППУ»
2.2.1. Пояснительная записка
Данный курс «История политико-правовых учений в России» предназначен для 10 классов. Он является профильным и рассчитан на 34 часа, (36 часов)
Цель курса: познакомить школьников с рождением и развитием политико-правовых взглядов в России. Дать представление о разнообразии идей и концепций о месте и роли государства и права в различные эпохи и периоды русской истории.
Задачи данного курса:
- дать объяснение политико-правовых явлений существовавших в России, выявить закономерности их появления и исчезновения;
- соотнести уровень развития правовой мысли, государственного строя и т.д. с уровнем общечеловеческих ценностей;
- показать, как теоретические представления о правовых явлениях преобразуются в реальные институты государства и права.
Предполагается, что при реализации данного курса больше внимания будет уделено работе с источниками при ориентации на формирование у школьников умений;
- проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
- классифицировать исторические источники по типу информации.
Названные выше цели курса делают необходимыми разнообразные виды и типы занятий, в том числе лекции, семинары, практикумы, круглые столы, конференции.
Достижение целей курса происходит через индивидуальную и групповую историко-познавательную деятельность школьников, результаты которой можно представить в форме реферата, доклада, сочинения, исследовательского проекта.
Планирование курса состоит их трех тематических модулей. Курс рассчитан на 34 часа (36ч.), его можно вести в течение учебного года, а также можно ограничиться проведением отдельно взятого блока.
Первый модуль «Возникновение и развитие политико-правовых идей Древней Руси и России 11-17 веков» рассчитан на 10 часов. На первом занятии раскрываются основные функции предмета, его отличия от других наук, учебных предметов. На последующих занятиях рассматривается зарождение, оформление и развитие политической мысли Древнерусского государства; формирование концепций с ярко выраженным православным характером, концепций обосновывающих самодержавный характер власти попытки доказать превосходство церкви над государством.
Во втором модуле «Политико-правовые доктрины в России 18 –п.п.19 веков» рассматривается период связанный с образованием абсолютистского государственного строя; оформлением нового типа отношений светской и духовной властей, с оформлением нового типа эпохи Просвещения на развитие политико-правовой мысли в России, с активизацией процессов развития политических и правовых течений, в том числе либеральных и революционно-социалистического движений.
Третий модуль «Политико-правовые идеи в России второй половины 19- начала 20 веков» связи с процессами распространения в России социалистических и анархических идей, развития либерального движения, распространения идей социалистического позитивизма проникновением марксизма в рабочую среду.
В содержании курса заложена идея о том, что обучение в современной школе должно быть направлено на понимание учащимися сути происходящих изменений, их целесообразности и закономерности. Существенным является акцент на формирование определенной политической и правовой культуры у учащихся.
Система оценивания:
Рейтинговая система контроля в сочетании с портфолио. (См. подробное описание в гл.1.)
2.2.2. Планирование курса
«История политико-правовых учений в России»
№ | Тема | Форма работы |
1. | Вводный урок. Предмет «История политико-правовых учений в России» как учебная дисциплина. Требования к курсу. | Лекция,план. индивид. работ |
| Раздел 1. «Возникновение и развитие политико-правовых доктрин Древней Руси и России» |
|
2. | Политико-правовая концепция Иллариона | Сообщения |
3. | Государственно-правовая концепция Владимира Мономаха | Сообщения |
4. | Политико-правовая доктрина «нестяжателей»: Нил Сорский, Максим Грек | Доклады, практикум |
5. | Политико-правовая доктрина «стяжателей»: Иосиф Волоцкий. | Доклады |
6. | Учение Филофея о государстве и праве. Политическая концепция «Москва – третий Рим». | Доклады |
7. | Воззрения на государство и право И.Пересветов. | Доклады |
8. | Политико-правовые взгляды И.Тимофеева | Сообщения |
9. | Учение о государстве и праве в произведениях Никона. | Проект,доклады |
10. | Идеи Аввакума как реакция на церковные реформы. | Проект, доклады |
11. | Повторно-обобщающее занятие по теме: «Возникновение и развитие политико-правовых доктрин Древней Руси и России» | Зачет
|
| Раздел 2.«Политико-правовые доктрины в России 18пп19в» |
|
12. | Характеристика политических ситуаций в России 18 в. | Лекция |
13. | Произведения Прокоповича. | Практикум.Бес-да |
14. | Екатерина 2 и идеология «Просвещенного абсолютизма» | Семинар |
15. | Идеи дворянского конституцианализма в работах Щербатова и Панина. | Лекция, практикум |
16. | Радикализм Радищева. | Сообщения |
17. | Политико-правовые взгляды Сперанского. | Сообщения, п-м. |
18. | Факторы, повлиявшие на формирование движения декабристов. Политико-правовые концепции Н.Муравьева и И.Пестеля | Семинар |
19. | Политико-правовые взгляды Карамзина. | Сообщения, п-м |
20. | Политические идеи Чаадаева. | Сообщения |
21. | Политико-правовые идеалы западников и славянофилов | Семинар |
22. | Политико-правовые идеи Герцена и Огарева | Сообщения,пр-м. |
23. | Взгляды Чернышевского на проблемы государства и права. | Доклады |
24. | Повторно-обобщающее занятие по теме: «Политико-правовые доктрины в России 18-п/п.19вв» | Зачет |
| Раздел 3. «Политико-правовые идеи в России второй половины 19-начала 20 века» |
|
25. | Государство и право в теории Соловьева. | Лекция с обс-м |
26. | Политико-правовая концепция Достоевского. | Доклады |
27. | Политико-правовые представления народничества. | Семинар |
28. | Взгляды на государство и право в работах Бакунина и Кропоткина. | Лекция с обсуждением |
29. | Политико-правовые представления Победоносцева и Тихомирова. | Лекция, доклады |
30. | Новые направления политико-правовой мысли России н.20 века | Лекция |
31. | Социалистический позитивизм в России нач. 20 века | Лекция |
32. | Проблемы государства и права в работах Плеханова и Ленина. | Лекция, сообщ-я |
33. | Повторно-обобщающее занятие по теме: «Политико-правовые идеи в России во в/п 19-н.20 вв.» | Зачет |
34. | Круглый стол по теме: «Политико-правовых учения в России и их влияние на ее историческую судьбу» | Сообщения, Практ. работа |
35. | Итоговое занятие. Конференция «Политико-правовых учения в России и их влияние на ее историческую судьбу» | Рефераты, презентации |
36. | Итоговое занятие. Конференция «Политико-правовых учения в России и их влияние на ее историческую судьбу» | Рефераты, презентации |
2.2.3. Рекомендации по курсу
«История политико-правовых учений в России» для 10 класса
Тема 1. (Лекция учителя): «История политико-правовых учений» как учебная дисциплина.
Предмет История политико-правовых учений (ИППУ)
Отличительные черты науки ИППУ
Методология ИППУ
Функции ИППУ
Планирование индивидуальных работ по курсу
Тема 2. (Сообщения учащихся): Политико-правовая концепция Иллариона.
Биографические данные Иллариона.
Его произведение «О Законе и Благодати» как анализ политико-правовых явлений современной ему Руси.
Тема 3. Государственно-правовая концепция Владимира Мономаха.
Биография Владимира Мономаха.
Анализ произведений «Послание Олегу Черниговскому»,
«Повествование» и выделение а) проблемы происхождения и организации верховной власти; б) взглядов В.Мономаха на судоустройство и международные отношения.
Тема 4. Политико-правовая доктрина «нестяжателей»
Политико-правовые взгляды Нила Сорского.
Политическая доктрина Вассиана Патрикеева.
Политические взгляды Максима Грека.
Тема 5. Политико-правовая доктрина «стяжателей»
Биография Иосифа Волоцкого.
Идеология Иосифа Волоцкого – официальная идеология России 16-17в
Тема 6. Учение Филофея о государстве и праве.
Характеристика развития России в 15-16вв.
Теория «Москва – Третий Рим».
Взгляды Филофея на государство и право.
Тема 7. Воззрение на государство и право И.Пересветова.
Формы правления (наилучшая – монархия, опирающаяся на Совет).
Проблемы судебной, финансовой и военной сфер.
Тема 8. Политико-правовые взгляды И. Тимофеева
Произведения Тимофеева – своеобразный отклик на события Смутного времени.
Происхождение власти.
Формы правления.
Тема 9. Учение о государстве и праве в произведениях Никона.
Церковная реформа.
Теория превосходства церкви над государством.
Тема 10. Идея Аввакума как реакция на церковные реформы.
Политико-правовые идеи Аввакума и старообрядцев.
Судьба Аввакума.
Тема 11. Повторно-обобщающее занятие-зачет.
Тема 12. Характеристика политической ситуации в России 18 в.
Формирование абсолютистского государственного строя.
Оформление нового типа отношений светской и духовной властей.
Активизация процессов развития политических и правовых течений, в том числе либерального и революционно-социалистического движений.
Тема 13. Произведения Прокоповича.
Проблема происхождения государства.
Проблема организации верховной власти.
Проблема соотношения светской и духовной властей.
Тема 14. Екатерина 2 и идеология «просвещенного абсолютизма».
Идеология «просвещенного абсолютизма».
Мероприятия, проведенные в рамках «просвещенного абсолютизма».
Тема 15. Идеи дворянского конституционализма в работах Щербатова и Панина.
Идеал государства в произведении Щербатова «Путешествие в страну Офирскую»
Критика правления Екатерины 2 А.Паниным, его образец гос. системы.
Тема 16. Радикализм Радищева
Идеальное государство во взглядах Радищева.
Критика самодержавия и крепостничества.
Тема 17. Политико-правовые взгляды Сперанского М.М.
Воззрения Сперанского на задачи государства.
Взгляды Сперанского на государственную власть и общество.
Тема 18. Факторы, повлиявшие на формирование движения декабристов.
Политико-правовые концепции А.Муравьева и И.Пестеля.
Факторы, повлиявшие на формирование движения декабристов.
Программные положения радикального течения декабристов.
Политико-правовая концепция А.Муравьева.
Тема 19. Политико-правовые идеи Карамзина.
Консервативное движение в России 19 века.
«Записка о древней и новой России».
Тема 20. Политические идеи Чаадаева.
Критика современного состояния России.
Взгляды на государство и право.
Тема 21. Политико-правовые идеалы западников и славянофилов.
Программные положения славянофилов. Хомяков. Аксаков.
Политико-правовые идеалы западников. Грановский. Кавелин.
Тема 22. Политико-правовые идеи Герцена и Огарева.
Роль сельской общины в жизни общества, по мнению Герцена.
Взгляды Герцена на государство и право.
Идея созыва Земского собора во взглядах Огарева на органы государственной власти.
Тема 23. Взгляды Чернышевского на проблемы государства и права.
Формирование в России правового общества.
Развитие института самоуправления.
Оформление федеративного устройства России.
Тема 24. Повторно-обобщающее занятие. Зачет.
Тема 25. Государство и право в теории Соловьева.
Источники права, по мнению Соловьева.
Сравнение понятий «право» и «нравственность».
Тема 26. Политико-правовая концепция Достоевского.
Оценка европейского социализма, его сравнение с русским социализмом
Взгляды на государство и право.
Тема 27. Взгляды на государство и право в работах Бакунина и Кропоткина.
Русский анархизм.
Политико-правовые идеи Бакунина и Кропоткина.
Тема 28. Политико-правовые представления Победоносцева и Тихомирова.
Политическая концепция Победоносцева.
Взгляды на государство и право Тихомирова.
Тема 29. новые направления политико-правовой мысли России 20 века.
Психологическая теория права Петражицкого.
Политико-правовые взгляды Новгородцева.
Правовая теория Кистяковского.
Юридический позитивизм Шершеневича.
Государство и право в концепции Коркунова.
Тема 30. Социалистический позитивизм в России нач. 20 века.
Социалистическая концепция права и государства в работах Муромцева.
Социологический позитивизм Ковалевского.
Тема 31. Проблемы государства и права в работах Плеханова и Ленина.
Биография Плеханова.
Взгляды на государство и право.
Идеи Ленина по вопросам государства.
Тема 32. Повторно-обобщающее занятие по теме: «Политико-правовые идеи в России во в/п 19-н.20 вв.».
Тема 33. Круглый стол по теме: «Политико-правовые учения в России и их влияние на ее историческую судьбу».
Тема 34(35,36). Конференция: «Политико-правовые учения в России и их влияние на ее историческую судьбу».
Литература
1.Кириллова Т.К. История политических и правовых учений. «Питер», 2006.
2.Шарапова Т.А. История правовых и политических учений. М., «Приор-издат», 2007.
3.Шилобод М.И. Политика и право.М., «Дрофа», 2000.
2.3. Анализ проведенной работы
Так как элективные курсы – это курсы по выбору и в отличие от факультативных курсов, они обязательны для старшеклассников, это делает их наиболее важными и значимыми в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Наш курс был выбран учащимися наиболее мотивированными, способными к изучению подобного материала.
Приступая к изучению данного элективного курса, учащиеся, ознакомившись с программой, отметили наиболее интересные для них, темы, персоналии. А это в свою очередь, позволило подкорректировать мне как учителю, свои методы и формы работы.
В начале работы и в конце, было проведено анкетирование учащихся, где учащиеся давали оценку своей работе, отмечали наиболее интересные моменты, советовали, что необходимо изменить, а что оставить как наиболее удавшееся.
По отзывам учащихся интересно было узнать о том, что им данный курс был полезен и интересен:
во-первых: тем, что позволил осознать, что понимание любого общественного явления, в том числе и права, невозможно без знания его исторических корней и условий, в которых оно возникло и развивалось;
во-вторых: что право в каждую историческую эпоху занимало умы человечества и отличалось своим своеобразием;
в-третьих: тем, что удалось сформировать отношение к праву, как средству достижения общественного согласия.
Заключение
Ссылаясь на выступление доктора психологических наук, Т.В. Черниковой, хотелось бы повторить ее мысль, что «профильное обучение, активно осваивая образовательное пространство в российских школах, идет рука об руку с грамотно поставленной и методически обеспеченной профориентационной работой. Для современной школы это большое благо…»
Современные школьники, определившиеся в своих профессиональных предпочтениях, завершают обучение с точным прицелом на дальнейшее применение полученных знаний. В этом и заключается актуальность подобного обучения.
Тем более, что основная направленность элективных курсов состоит в том, чтобы учащиеся по окончании их, имели навыки выполнения практической деятельности, применения их в реальной жизни. Работая с учащимися старших классов, очень важно знать их потребности, и формировать у них начальные показатели их профессионализма, преодолевать правовой нигилизм, который выражается в отрицании роли права в жизни общества.
Поэтому очень важно, что правовое образование, воспитание и просвещение населения России находится в центре внимания российского общества, нашего государства и рассматривается как существенный компонент социально-гуманитарного образования личности, на всех ступенях общего образования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов. Волгоград: «Учитель», 1995.
Володина С.И. Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 классов. М. «Просвещение», 2003.
Ермаков Д.С. Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа. 2004. №3.
Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения. М: ООО «Глобус», 2007
Корнева Т.А. Сборник элективных курсов для учащихся 9 классов. – Волгоград: «Учитель», 2006.
Кириллова Т.К. История политических и правовых учений. «Питер», 2006.
Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. М: ООО «Глобус», 2008
Певцова Е.А. Право. М.,2003.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М., 2002.
Преподавание права в 2008-2009уг. Сост. И.В. Козленко, С.И. Козленко. М.: МИОО, 2008.
Профильное обучение: программы элективных курсов здоровье сберегающей направленности. Под ред. Т.В. Черниковой. М.: ТЦ Сфера, 2006.
Устинова Л.Г. Диагностическая функция системы рейтинга. Волгоград: «Перемена», 1997.
Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М: «Глобус», 2007.
Шарапова Т.А. История правовых и политических учений. М: «Приор-издат», 2007.
Шилобод М.И. Политика и право.М., «Дрофа», 2000.
32