«Электроэнергетика, её развитие и размещение»
Открытый урок 10 «Б» класс
Цель: закрепить умение характеризовать факторы размещения электроэнергетики, развивать умение самостоятельно работать с текстом, атласом, картой.
Задачи:
Рассмотреть особенности развития и размещения электроэнергетики;
Интерес к предмету, развитие кругозора:
Бережное отношение к энергии (электроэнергии, тепловой энергии)
Оборудование: экономическая карта Беларуси, контурные карты, атласы, учебные пособия, инструктивные карточки
Форма: урок – практическая работа с демонстрацией видеофрагмента
Оценки: все учащиеся за практическую работу
Методы: практическая работа, демонстрация видеофрагмента, анализ, работа с атласом, картой, работа в группах
Ход урока:
Оргмомент
Сообщение темы и целей урока.
Эпиграф: Наличие энергии – одно из необходимых условий для решения практически любой задачи.
Изучение нового материала. Вопросы для обсуждения:
Дать определения понятиям «местное топливо», «привозное топливо», «электроэнергетика».
Приведите примеры связей топливной промышленности с другими отраслями промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Работа в группах. Учащиеся делятся на 4 творческие группы. Три из них (экспертные группы) работают над решением следующих проблем:
Выступление представителя каждой группы экспертов до 3 минут. «Журналисты» задают вопросы каждой экспертной группе.
(Инструктивные карточки).
Нефтедобыча и переработка нефти. Местная и привозная нефть. Проблема поставок. Перспективы развития. Рациональное использование нефти и природоохранные мероприятия при её добыче и переработке.
Газодобыча и переработка газа. Местный и привозной газ. Проблема поставок. Подземные газохранилища. Перспективы развития. Рациональное использование газа и охрана окружающей среды.
Добыча, переработка и использование торфа. Проблемы и перспективы торфяной промышленности. Рациональное использование торфа и охрана окружающей среды.
«Журналисты».
Вопросы для экспертных групп, вопросы касающиеся замены традиционных видов топлива нетрадиционными.(стр. 242, 246):
Почему максимум добычи торфа в Беларуси приходится на 1960 – 1966 гг.?
В связи, с чем в Беларуси в последнее время строятся мини - ТЭЦ на базе использования торфа и древесной щепы?
Какую продукцию производят белорусские нефтеперерабатывающие заводы?
Докажите, что Беларусь зависима от поставок энергоресурсов. Как снизить эту зависимость?
Физкультминутка (1, 5 минуты)
Проблемный вопрос к видео:
В связи, с чем в Беларуси в последнее время строятся мини – ТЭЦ на базе использования торфа и древесной щепы?
Видеофрагмент (3 минуты)
Практическая работа № 8
Определение эффективности размещения
энергетики на территории Беларуси
Цель: закрепить умение характеризовать факторы размещения хозяйства, развивать умение самостоятельно работать с текстом учебного пособия и тематическими картами атласа.
Оборудование: тематические карты атласа с. 34-35, материалы учебного пособия § 41-42.
Ход работы:
І. Актуализация знаний.
1. Перечислите типы электростанций, построенных в Беларуси.
ІІ Зарисовать схему топливной промышленности (Контурная карта стр. 18) с указанием главных предприятий по добыче и переработке топлива. Обозначить и подписать их названия на контурной карте магистральные газопроводы и нефтепроводы, ведущие предприятия по добыче и переработке топлива, газохранилища.
ІІІ. Анализ
А) Проанализируйте тематические карты атласа стр. 34-35; рис. 120 стр.243, таблицу 5 стр. 245 учебного пособия и определите, какими факторами обусловлено размещение предприятий энергетики в Беларуси.
Б) Проанализируйте тематические карты атласа стр. 34-35; рис. 120 стр.243, таблицу 5 стр. 245 учебного пособия и определите недостатки в размещении предприятий энергетики в Беларуси.
ІV. Выскажите свое мнение относительно строительства АЭС в Островецком районе Гродненской области.
Как вы понимаете изложенные факты:
А) Один киловатт электроэнергии, которая вырабатывается на органическом топливе (мазут, газ), обходится в 800 -1000 дол. США, а на ГЭС – 1500 – 2000. Но даже при этом гидроэнергетика – один из немногих перспективных в стране источников электроэнергии.
Б) Беларусь сегодня может обеспечить свои потребности в топливе за счёт местных ресурсов менее чем на 10%.
Рефлексия.
Какую практическую пользу можно извлечь из сегодняшнего урока?
Домашнее задание.
§ 41 - 42.
Урок подготовил и провёл
Прокопович Павел Васильевич