СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронная презентация "Структура программы. Вывод данных"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Turbo Pascal.

В данной презентации рассматриваются следующие вопросы:

  1. Структура и организация программы
  2. Оператор вывода данных на экран
  3. Библиотека CRT
  4. Работа в среде Turbo Pascal
  5. Ошибки в программе ТР70

Презентацию можно использовать для ведения занятия и для самостоятельной работы студентов.

Просмотр содержимого документа
«Электронная презентация "Структура программы. Вывод данных"»

Turbo Pascal Структура программы.  Ввод программы в среду программирования.  Программа вывода данных на экран. ЕАДК, преподаватель Неверова Ирина Юрьевна

Turbo Pascal

Структура программы. Ввод программы в среду программирования. Программа вывода данных на экран.

ЕАДК, преподаватель Неверова Ирина Юрьевна

План занятия   Структура и организация программы   Оператор вывода данных на экран   Библиотека CRT   Работа в среде Turbo Pascal   Ошибки в программе ТР70 Литература: И.Г. Семакин. Основы программирования.

План занятия

 Структура и организация программы

 Оператор вывода данных на экран

 Библиотека CRT

 Работа в среде Turbo Pascal

 Ошибки в программе ТР70

Литература: И.Г. Семакин. Основы программирования.

Структура и организация программы Все конструкции программы пишутся произвольно Строки не нумеруются Длина строки по разрешению экрана (80-126) Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой; После слова начало блока программы (Begin) точка с запятой не ставиться В конце программы ставиться точка. Пояснения в программе заключаются в фигурные скобки { } Необязательные конструкции заключаются в квадратные скобки [ ]

Структура и организация программы

  • Все конструкции программы пишутся произвольно
  • Строки не нумеруются
  • Длина строки по разрешению экрана (80-126)
  • Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой;
  • После слова начало блока программы (Begin) точка с запятой не ставиться
  • В конце программы ставиться точка.
  • Пояснения в программе заключаются в фигурные скобки { }
  • Необязательные конструкции заключаются в квадратные скобки [ ]
Структура программы Наименование Структура Заголовок программы Пример Program_; Раздел описаний: Program_First; Список библиотек Список библиотек Uses_; Описание меток Описание меток Uses_CRT; Label_; Описание типов Описание типов Описание констант Описание констант Label_Home,4; Type_=; Const_=; Type_mass=array[1..3,1..5] Описание переменных Описание переменных  of Real; Const_n=7; Var_:; Тело программы Var_x:Real; Begin Задержка экрана, для просмотра исполняемой программы Конец программы  ; Begin ReadLn; - без ограничения (постоянно, до перехода в режим написания программы); End.  For_i:=1_to_10 ReadLn; Delay; - на конкретный промежуток времени. Delay(60000);  Do_y:=i/2; End.

Структура программы

Наименование

Структура

  • Заголовок программы

Пример

Program_;

  • Раздел описаний:

Program_First;

  • Список библиотек
  • Список библиотек

Uses_;

  • Описание меток
  • Описание меток

Uses_CRT;

Label_;

  • Описание типов
  • Описание типов
  • Описание констант
  • Описание констант

Label_Home,4;

Type_=;

Const_=;

Type_mass=array[1..3,1..5]

  • Описание переменных
  • Описание переменных

of Real;

Const_n=7;

Var_:;

  • Тело программы

Var_x:Real;

Begin

  • Задержка экрана, для просмотра исполняемой программы
  • Конец программы

;

Begin

ReadLn; - без ограничения (постоянно, до перехода в режим написания программы);

End.

For_i:=1_to_10

ReadLn;

Delay; - на конкретный промежуток времени.

Delay(60000);

Do_y:=i/2;

End.

Окно среды ввода программы Рис. Окно среды программы Turbo Pascal

Окно среды ввода программы

Рис. Окно среды программы Turbo Pascal

Оператор вывода данных на экран Оператор вывода состоит из идентификатора Write (с английского – писать строку) и следующего за ним в круглых скобках списка вывода заключённого в апострофы: WRITE (‘’); Вывод – это процесс передачи данных из оперативной памяти компьютера на внешний носитель. С помощью оператора вывода строятся последовательность значений, которая является результатом выполнения программы.  Существуют следующие процедуры вывода: Вывод данных не переводя курсора на следующую строку: Write (‘СЛОВО’); Вывод данных с переводом курсора на следующую строку: WriteLn (‘ТЕКСТ’); Вывод без списка (пустая строка):  WriteLn;

Оператор вывода данных на экран

  • Оператор вывода состоит из идентификатора Write (с английского – писать строку) и следующего за ним в круглых скобках списка вывода заключённого в апострофы:

WRITE (‘’);

  • Вывод – это процесс передачи данных из оперативной памяти компьютера на внешний носитель.
  • С помощью оператора вывода строятся последовательность значений, которая является результатом выполнения программы.

Существуют следующие процедуры вывода:

  • Вывод данных не переводя курсора на следующую строку: Write (‘СЛОВО’);
  • Вывод данных с переводом курсора на следующую строку: WriteLn (‘ТЕКСТ’);
  • Вывод без списка (пустая строка): WriteLn;
Программа вывода данных Рис. Окно среды программы Turbo Pascal и программа библиотеки CRT

Программа вывода данных

Рис. Окно среды программы Turbo Pascal и программа библиотеки CRT

Библиотека CRT Библиотека CRT – это управление символьным выводом на экран. Разрешение экрана в текстовом режиме 25 строк по 80 символов в каждой строке. Подключение библиотеки CRT: Uses CRT; Процедуры модуля CRT  установки курсора: Clrscr ; – процедура очистки экрана, устанавливает курсор в левый верхний угол экрана, при этом экран окрашивается цветом фона, если до этого была установлена процедура цвета фона экрана. GotoXY(x,y); - процедура установления курсора в заданное место на экране с координатами (X,Y). Каждая символьная позиция на текстовом экране определяется двумя координатами: номер строки и позиция в строке. Строки нумеруются сверху вниз. Clrscr ; – процедура очистки экрана, устанавливает курсор в левый верхний угол экрана, при этом экран окрашивается цветом фона, если до этого была установлена процедура цвета фона экрана. GotoXY(x,y); - процедура установления курсора в заданное место на экране с координатами (X,Y). Каждая символьная позиция на текстовом экране определяется двумя координатами: номер строки и позиция в строке. Строки нумеруются сверху вниз.

Библиотека CRT

  • Библиотека CRT – это управление символьным выводом на экран.
  • Разрешение экрана в текстовом режиме 25 строк по 80 символов в каждой строке.
  • Подключение библиотеки CRT: Uses CRT;
  • Процедуры модуля CRT установки курсора:
  • Clrscr ; – процедура очистки экрана, устанавливает курсор в левый верхний угол экрана, при этом экран окрашивается цветом фона, если до этого была установлена процедура цвета фона экрана. GotoXY(x,y); - процедура установления курсора в заданное место на экране с координатами (X,Y). Каждая символьная позиция на текстовом экране определяется двумя координатами: номер строки и позиция в строке. Строки нумеруются сверху вниз.
  • Clrscr ; – процедура очистки экрана, устанавливает курсор в левый верхний угол экрана, при этом экран окрашивается цветом фона, если до этого была установлена процедура цвета фона экрана.
  • GotoXY(x,y); - процедура установления курсора в заданное место на экране с координатами (X,Y). Каждая символьная позиция на текстовом экране определяется двумя координатами: номер строки и позиция в строке. Строки нумеруются сверху вниз.
Разрешение экрана в текстовом режиме X X – с какого столбца начать вывод, Х=80 символам; Y – с какой строки начать вывод, Y=25 строкам; В левом верхнем углу координаты (1,1), а в нижнем правом – (80,25). Например: Символ в центре экрана может имеет координаты (40,12).   (X,Y) Y

Разрешение экрана в текстовом режиме

X

X – с какого столбца начать вывод,

Х=80 символам;

Y – с какой строки начать вывод,

Y=25 строкам;

В левом верхнем углу координаты (1,1), а в нижнем правом – (80,25).

Например:

Символ в центре экрана может имеет координаты (40,12).

(X,Y)

Y

Управление цветом TextBackGround(Color); - процедура назначения цвета фона экрана. Можно использовать цвета с кодом 0-7. Если цвет фона назначается до очистки текстового окна, то после очистки окно заливается этим фоном. Если фон устанавливается после очистки экрана, то окно будет иметь чёрный цвет, а в позициях вывода символов будет назначенный цвет фона. Если цвет фона назначается до очистки текстового окна, то после очистки окно заливается этим фоном. Если фон устанавливается после очистки экрана, то окно будет иметь чёрный цвет, а в позициях вывода символов будет назначенный цвет фона. TextColor(color); - процедура назначения цвета выводимых символов с кодом 0-15.

Управление цветом

  • TextBackGround(Color); - процедура назначения цвета фона экрана. Можно использовать цвета с кодом 0-7.
  • Если цвет фона назначается до очистки текстового окна, то после очистки окно заливается этим фоном. Если фон устанавливается после очистки экрана, то окно будет иметь чёрный цвет, а в позициях вывода символов будет назначенный цвет фона.
  • Если цвет фона назначается до очистки текстового окна, то после очистки окно заливается этим фоном.
  • Если фон устанавливается после очистки экрана, то окно будет иметь чёрный цвет, а в позициях вывода символов будет назначенный цвет фона.
  • TextColor(color); - процедура назначения цвета выводимых символов с кодом 0-15.
Константы кода цветов Номер цвета Имя константы - Color 0 Наименование цвета Black 1 2 Чёрный Blue 3 Green Тёмно-синий Тёмно-зелёный Cyan 4 Бирюзовый Red 5 Красный Magenta 6 Фиолетовый Brown 7 8 LightGray Коричневый Светло-серый DarkGray 9 Тёмно-серый LightBlue 10 Светло-синий LightGreen 11 Светло-зелёный LightCyan 12 13 Светло-бирюзовый LightRed Розовый LightMagenta 14 Малиновый Yellow 15 Жёлтый White Белый

Константы кода цветов

Номер цвета

Имя константы - Color

0

Наименование цвета

Black

1

2

Чёрный

Blue

3

Green

Тёмно-синий

Тёмно-зелёный

Cyan

4

Бирюзовый

Red

5

Красный

Magenta

6

Фиолетовый

Brown

7

8

LightGray

Коричневый

Светло-серый

DarkGray

9

Тёмно-серый

LightBlue

10

Светло-синий

LightGreen

11

Светло-зелёный

LightCyan

12

13

Светло-бирюзовый

LightRed

Розовый

LightMagenta

14

Малиновый

Yellow

15

Жёлтый

White

Белый

Управление временем Управление временем – задержка экрана при исполнении программы. Delay(Ms); - процедура задержки исполнения программы на заданное число миллисекунд (Ms). ReadLn; - процедура задержки экрана без ограничения времени, постоянно до выхода из программы нажатием клавиши Enter

Управление временем

  • Управление временем – задержка экрана при исполнении программы.
  • Delay(Ms); - процедура задержки исполнения программы на заданное число миллисекунд (Ms).
  • ReadLn; - процедура задержки экрана без ограничения времени, постоянно до выхода из программы нажатием клавиши Enter
Пример программы: Программа вывода на экран текста на голубом фоне синими буквами: Program text; {начало программы} Uses CRT; {подключение библиотеки} Begin {начало программы}  TextBackGround(3); {цвет фона экрана голубой}  Clrscr; {очистка экрана}  TextColor(1); {цвет символов синий}  GotoXY(30,10); {установление курсора в позицию начала вывода данных на экран}  WriteLn(‘Здравствуйте’); {вывод данных на экран}  WriteLn(‘Давайте знакомиться’); {вывод данных на экран}  WriteLn(‘Меня зовут язык программирования Паскаль’);  {вывод данных на экран} Delay(60000); или ReadLn;  {задержка экрана в миллисекундах или постоянно} End. {конец программы}

Пример программы:

Программа вывода на экран текста на голубом фоне синими буквами:

Program text; {начало программы}

Uses CRT; {подключение библиотеки}

Begin {начало программы}

TextBackGround(3); {цвет фона экрана голубой}

Clrscr; {очистка экрана}

TextColor(1); {цвет символов синий}

GotoXY(30,10); {установление курсора в позицию начала вывода данных на экран}

WriteLn(‘Здравствуйте’); {вывод данных на экран}

WriteLn(‘Давайте знакомиться’); {вывод данных на экран}

WriteLn(‘Меня зовут язык программирования Паскаль’);

{вывод данных на экран}

Delay(60000); или ReadLn;

{задержка экрана в миллисекундах или постоянно}

End. {конец программы}

Работа в среде Turbo Pascal Запуск программы: ПУСК \ Программы \ FAR \ C: \ TP70 \ BIN \ turbo.exe Открыть меню команд: Alt + Первая (красного цвета) буква команды меню Меню File (файл): New – открыть новый (чистый) лист (окно) программы Open (F3) – открыть содержимое папки (переход внутри разделов окна с помощью клавиши Tab) и выбрать (открыть) нужный файл Save (F2) – сохранить файл в активном окне редактора Save as – записать файл с новым именем в нужную папку (указать путь C:\ TP70 \) Save all – сохранить все открытые файлы Exit (Alt+X) - закрыть программу TP Меню Run (исполнить): Run (Ctrl+F9) – запуск программы на выполнение Alt+№ окна (#) – переключение между открытыми окнами (отображает окно) Alt+F3 – закрывает открытые окна Alt+0 – отображает список открытых окон

Работа в среде Turbo Pascal

  • Запуск программы: ПУСК \ Программы \ FAR \ C: \ TP70 \ BIN \ turbo.exe
  • Открыть меню команд: Alt + Первая (красного цвета) буква команды меню
  • Меню File (файл):
  • New – открыть новый (чистый) лист (окно) программы
  • Open (F3) – открыть содержимое папки (переход внутри разделов окна с помощью клавиши Tab) и выбрать (открыть) нужный файл
  • Save (F2) – сохранить файл в активном окне редактора
  • Save as – записать файл с новым именем в нужную папку (указать путь C:\ TP70 \)
  • Save all – сохранить все открытые файлы
  • Exit (Alt+X) - закрыть программу TP
  • Меню Run (исполнить):
  • Run (Ctrl+F9) – запуск программы на выполнение
  • Alt+№ окна (#) – переключение между открытыми окнами (отображает окно)
  • Alt+F3 – закрывает открытые окна
  • Alt+0 – отображает список открытых окон
Работа в среде Turbo Pascal Рис.. Окно запуска программы Turbo Pascal

Работа в среде Turbo Pascal

Рис.. Окно запуска программы Turbo Pascal

Работа в среде Turbo Pascal Alt+F5 – отображает экран пользователя Shift+F6 – перемещение назад через все открытые окна F5 – увеличивает (уменьшает) активное окно F6 – перемещение вперёд через все открытые окна Ctrl+F5 – изменяет размер или положение активного окна F1 – открывает экран справочной информации Shift+F1 – вызывает оглавление справочной информации Shift+стрелки – помечает фрагмент текста в активном окне редактирования Ctrl+Delete – удаляет выбранный текст из окна и не помещает его в буфер обмена Ctrl+Insert – копирует выбранный текст в буфер обмена Shift+Delete – помещает выбранный текст в буфер обмена и удаляет его Shift+Insert – помещает текст из буфера обмена в активное окно Alt+F9 – компиляция (проверка на ошибки программы)

Работа в среде Turbo Pascal

  • Alt+F5 – отображает экран пользователя
  • Shift+F6 – перемещение назад через все открытые окна
  • F5 – увеличивает (уменьшает) активное окно
  • F6 – перемещение вперёд через все открытые окна
  • Ctrl+F5 – изменяет размер или положение активного окна
  • F1 – открывает экран справочной информации
  • Shift+F1 – вызывает оглавление справочной информации
  • Shift+стрелки – помечает фрагмент текста в активном окне редактирования
  • Ctrl+Delete – удаляет выбранный текст из окна и не помещает его в буфер обмена
  • Ctrl+Insert – копирует выбранный текст в буфер обмена
  • Shift+Delete – помещает выбранный текст в буфер обмена и удаляет его
  • Shift+Insert – помещает текст из буфера обмена в активное окно
  • Alt+F9 – компиляция (проверка на ошибки программы)
expected – пропущен знак точка с запятой или другие знаки; Error 5: Syntax error – синтаксическая ошибка (переменные на русском языке); Unexpected end of file – нет окончания программы. Unknown identifier – ошибка записи (неизвестный идентификатор); expected – пропущен знак точка с запятой или другие знаки; Error 5: Syntax error – синтаксическая ошибка (переменные на русском языке); Unexpected end of file – нет окончания программы. " width="640"

Ошибки в программе ТР70

  • Место ошибки показывается курсором.
  • Для получения подсказки о данной ошибке следует нажать клавишу F1.
  • Окно подсказки закрыть клавишей ESC.
  • Виды ошибок:
  • Unknown identifier – ошибка записи (неизвестный идентификатор); expected – пропущен знак точка с запятой или другие знаки; Error 5: Syntax error – синтаксическая ошибка (переменные на русском языке); Unexpected end of file – нет окончания программы.
  • Unknown identifier – ошибка записи (неизвестный идентификатор);
  • expected – пропущен знак точка с запятой или другие знаки;
  • Error 5: Syntax error – синтаксическая ошибка (переменные на русском языке);
  • Unexpected end of file – нет окончания программы.
Домашнее задание Выполнить в рабочей тетради по программированию Тему № 3  «Написать программу вывода данных»

Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради по программированию Тему № 3 «Написать программу вывода данных»