Выводы:
В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельности и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.
Вся проводимая воспитательно - образовательная деятельность посредством игры даёт положительные результаты. Рассматривая параметры социально – нормативных возрастных характеристик, в соответствии с новыми ФГОС, выявлены следующие результаты:
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности воспитанников в 2014 году – с высоким уровнем развития – 15 %; в 2015 году – 87%;
Формирование элементарных математических представлений воспитанников в 2014 году – с высоким уровнем развития – 21 %; в 2015 году – 75 %;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей в 2014 году – с высоким уровнем развития – 28 %; в 2015 году – 95 %;
Дети усваивают информацию легче, быстрее и больше. Используя различные игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.
Начатую работу по созданию условий для развития познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности считаю продолжать. Планирую внедрить в практику для детей старшей и подготовительной группы курс «Занятия для будущих отличников» (игры на развитие познавательных способностей).
Просмотр содержимого документа
«Электронное портфолио воспитателя»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 36 г. ТЮМЕНЬ
Создание условий для развития познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности
(Из опыта работы)
Презентацию подготовила: Маслюкова О.А. – воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад №36 г. Тюмень
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
- Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у дошкольников потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент «умения учиться», который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования.
- Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий и методов обучения дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод игровой деятельности.
- Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть и овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей действительности.
Значение игровой деятельности в создании условий развития познавательной активности
- Игровая деятельность развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения;
- помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности;
- расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде;
- развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых;
- игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей;
- она в полной мере помогает решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности.
Цель : Создание условий для развития познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности
Задачи:
- Изучить и внедрить в практику работы развивающие технологии по познавательному развитию дошкольников.
- Развивать психические процессы как основу познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).
- Обогащать и расширять представления воспитанников об окружающем мире.
- Обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей посредством игровой деятельности.
- Формировать познавательную самостоятельность и инициативность в игровой деятельности.
- Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
- Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности воспитанников.
Элементы педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей;
- игровые технологии;
- интегрированного обучения;
- проектная деятельность;
- информационно – коммуникативные технологии;
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- развивающая среда;
- взаимодействие с семьёй и пр.
Здоровьесберегающая технология:
- медико-профилактические : кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия;
- физкультурно-оздоровительные: закаливание, дыхательная гимнастика, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, пробуждение, релаксация.
- Развитие потребности к здоровому образу жизни: самомассаж, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, прогулки, спортивные праздники, развлечения, соревнования, оздоровительный бег. Валеологическое просвещение родителей.
Игровые технологии
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Проектная деятельность
- Изготовление наборных коллективных панно, газет, альбомов;
- Подготовка праздников, драматизации.
Театральная деятельность
Информационно-коммуникативные технологии
- Оформление материалов по различным направлениям деятельности, с использованием программ Microsoft Office,Word, Excel, в том числе при разработки планов и конспектов НОД, различного вида мероприятий, консультаций для родителей.
- Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, праздничных мероприятий.
- Использование презентаций и детских анимационных фильмов с целью информационного и научно-педагогического сопровождения образовательного процесса в группе, в подборе дополнительного познавательно – иллюстративного материала.
- Оформление стендов, буклетов.
- Знакомство с периодикой, общения с коллегами, обмен опытом.
- Размещение собственных методических разработок, публикаций,
материалов в сети Интернет.
Экспериментально-исследовательская деятельность
- Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые опыты, эксперименты).
- Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество.
- Самостоятельная деятельность детей.
Методическое обеспечение
Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи развития познавательной активности детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ИКТ.
Созданы:
- Электронная картотека «Игры в период адаптации», «Игры с водой», «Игры с песком», «Картотека игр для развития речевого дыхания», «Умные игры для малышей», «Дидактические игры», «Чистоговорки. Пословицы и поговорки», «Считалки. Мирилки», «Физкультминутки», «Опыты для дошкольников», «Картотека игр по Су-джок терапии» и т.д.
- Презентации по временам года, «Звери зимой», «Животные мира», «Моя Армения», «Птицы».
- Коллекции ракушек, камней, часов.
- Настольные игры «Найди пару», «Подбери фигуру», «Геометрические формы», «Рыбалка», «Гусеница», «Карусель», «Волшебные палочки», «Математическая доска –ширма» и др.
Оформлены:
- Альбомы: «Путешествие капельки воды», «Виды театров», «Я и мой город», «Ах и сильные, могучие богатыри на славной Руси» «Тайна моего имени», «Мой питомец», Мама и папа на работе», «День за днём очень весело живём».
- Разные виды театров: пальчиковый, масок, би-ба-бо, на фланелеграфе, настольный, топотушки.
- Фоторепортажи: «Какой я?» «Моя мама»;
- Выставки «Мамины руки не знают скуки», «Папа может всё, что угодно», «Пасхальное яйцо», «Тряпичные куклы» «Игрушки своими руками».
Для родителей:
- Рекомендации для родителей: «Играя познаём», «Домашняя игротека», Роль игры в развитии детей дошкольного возраста», «Развивающие игры для детей», буклеты, консультации, разработки родительских собраний и др.
Предметно-развивающая среда
Направления
Физическое развитие
Познавательное развитие
Центры
Речевое развитие
Двигательный центр
Центр математики
Центр здоровья
Социально – коммуникативное
Центр конструктивной деятельности
развитие
Художественно – эстетическое развитие
Речевой центр
Центр книги
Центр игры
Центр науки, экологии и экспериментирования
Центр безопасности
Центр изобразительной деятельности
Центр социально – эмоционального развития
Центр музыки и театра
Взаимодействие с детьми
- дифференцированный подход
- разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия,
- праздники, развлечения,
- тематические дни,
- недели творчества,
- дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные и народные игры, конструирование,
- проекты,
- опыты и эксперименты,
- выставки рисунков и поделок,
- создание альбомов,
- просмотр познавательных мультфильмов,
- ситуативный разговор и пр.
Взаимодействие с семьями воспитанников
- индивидуальные беседы, анкетирование
- консультации, создание буклетов и брошюр
- родительские собрания,
- наглядная информация.
инновационные формы и методы работы с семьёй:
- тематические «Круглые столы» ,
- тематические выставки,
- консультации специалистов,
- семейные встречи, дни открытых дверей,
- копилка «Спрашивайте, родители!»,
- семейные проекты «Герб нашей семьи», «Мой город», «Моя Армения», «Самые лучшие впечатления о лете», «Тайна моего имени»,
- портфолио семейного успеха, секреты воспитания и пр.
Результаты работы
Спасибо за внимание !