Урок литературного чтения. 3-й класс 1 декабря 2016 г.
Тема урока: Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень!..»
Педагогичес- кая цель | Создать условия для ознакомления со стихотворением Н. А. Некрасова «Славная осень…»; способствовать формированию умения анализировать поэтический текст; содействовать нравственному и эстетическому воспитанию, развитию интереса к поэзии |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознают значимость чтения для личного развития. Сравнивают описания поздней осени и наступающей весны. Выделяют эпитеты, сравнения, олицетворения. |
Личностные результаты | Имеют представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране |
Универсаль-ные учебные действия (метапредмет-ные) | Познавательные: общеучебные – осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические – осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения. Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: взаимодействуют с окружающими; формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы |
Основное содержание темы, понятия и термины | Н. А. Некрасов «Славная осень…». Описание поздней осени. Эпитеты, сравнения, олицетворения. Выразительное чтение стихотворения |
Сценарий урока
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности
Доброе утро, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Ирина Викторовна. Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте присутствующих гостей. Улыбнитесь друг другу, тем самым пожелав товарищу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами.
– Для чего нам необходим урок литературного чтения?
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
– С произведениями, какого поэта вы знакомились на предыдущих уроках?
– О чем писал Н.А. Некрасов? (о природе, о детях)
III. Подготовка к основному этапу занятия. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи.
- Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам определить ключевое слово нашего урока, спрятанное в центре. (осень)
Предлагает сформулировать учебную задачу урока
тихая
золотая дождливая
?
застенчивая хмурая
славная
- Да, немногим нравится это время года. Обычно думают: ну что в ней хорошего? Скучная, тоскливая пора. Осенью короче становятся наши прогулки, кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена, и всё вокруг делается тусклым, невзрачным. На самом –то деле она совсем не такая. Из всех времён года осень – самая застенчивая. Начинается осень с особенной тишины. Многие поэты и писатели, художники и композиторы прославляли осеннюю красоту в своих произведениях.
- О чем нам говорит геометрическая фигура?
Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени известнейший поэт Николай Алексеевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.
Итак, знакомство с произведениями Н.А. Некрасова продолжается. Надеюсь на вашу активную работу. - Откройте учебник на стр.155 прочитайте название стихотворения СЛАЙД 1 (Открываю тему урока на доске) - Скажите тему нашего урока .
Поставим задачи на сегодняшний урок.
КАРТОЧКА НА ДОСКУ:
- Познакомимся со стихотворением
- Обсудим его содержание
- Определим основную мысль.
- Выполним задания
IV. Работа по теме урока.
Первичное восприятие произведения. – Послушайте стихотворение. (СЛАЙДЫ 2- 6 ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Чтение стихотворения учителем наизусть. (Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)
Проверка первичного восприятия.
– Понравилось ли вам стихотворение? - Вы слушали его под музыку Вивальди.
– Какие картины можно представить слушая стихотворение? ( Я в своём воображении представила Утренний осенний лес. Свежий воздух. Деревья не совсем потеряли свой осенний наряд. Жёлтые, красные, бурые листья шуршат под ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.)
Работа со зрительными метками. (зоны) - Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из стихотворения. Давайте попытаемся объяснить их толкование. - Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).
ЯДРЁНЫЙ – крепкий, бодрящий, свежий, чистый, живительный, здоровый.
БОДРИТ – придаёт бодрости, легкости, заряжает энергией
СТУДЁНЫЙ - очень холодный
ПРОСТОР – свобода, раздолье
ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) – не лишённый свежести и яркости, бледнеть, тускнеть.
НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.
Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «два»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон, два – наклон,
Зашумел листвою он.
V. Работа с текстом после чтения. Повторный анализ стихотворения, выборочное зачитывание. Обратить внимание на задачи урока!!!
- Мы познакомились со стихотворением, обсудили его, а теперь выполним задания
-Текст мы будем читать с остановками, будем думать, рассуждать, отвечать на вопросы.
- Прочитайте жужжащим чтением стихотворение самостоятельно и:
-Определите тему и основную мысль стихотворения. ( тема о природе)
- А какова основная, главная мысль стихотворения? (показать красоту осенней природы)
Да, ребята, в этом стихотворении звучит тема божественной красоты осенней природы.
Работа в парах. Заполнение таблицы.
- Какие художественно-изобразительные средства, используют писатели и поэты для того, чтобы ярче, эмоциональнее описать образы? (олицетворение, сравнение, эпитет)
- Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)
- Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)
- Что такое эпитет? (художественное определение, слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?)
- Кто хочет попробовать прочитать это стихотворение выразительно? (1 чел. читает вслух выразительно)
- А вы ребята следите глазами и аккуратно отметьте карандашом те образы, которые автор рисует в своем стихотворении.
- Какие образы автор рисует в своём стихотворении?
- А теперь переверните белые листы на ваших партах. Перед вами таблица. Как называется 1 столбик таблицы? (образы)
Прочитайте названия 2 и 3 столбиков и ответьте, что мы будем делать? Охарактеризуем 1 образ вместе. Продолжите выполнять это задание, работая в парах.
Образ | Характеристика | Худ. средства |
осень | славная | эпитет |
воздух | Здоровый Ядрёный Бодрит | эпитет |
Лёд | Неокрепший Тающий сахар | эпитет Сравнение |
речка | студёная | эпитет |
лес | Мягкая постель | Сравнение |
листья | Желты свежи Ковёр | Эпитет Сравнение |
дни | Ясные, тихие | эпитеты |
- Проверяем фронтально.
- Дело в том, что это отрывок из стихотворения «Железная дорога». Рассказчик, по мнению автора, увидел всю эту красоту осенней природы из окна, мчащегося вагона. Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё бесконечно говорить и восхищаться ей.
Творческая работа. Перед вами разноцветные листики. Если всё получилось, вы довольны своей работой – возьмите желтый листик. Не всё получилось, но понял какие ошибки допустил - оранжевый. Ничего не получилось, но хотел бы работать лучше - красный.
–Напишите на выбранных листочках, какой вы видите осеннюю природу. Можете использовать художественные средства. На выполнение этой работы вам дается 2-3 мин. - Кто хочет зачитать своё маленькое произведение?
VI. Обратиться к задачам. Подвести итог урока.
- Давайте вернемся к задачам урока. – С каким произведением познакомились? Кто автор? Напомните основную мысль произведения.
Д/З Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
VII. Рефлексия учебной деятельности. Прикрепляют листики на доску.
Наш урок подошел к завершению. Я уверена, что он заставил вас полюбить осень, увидеть в ней ту красоту, которая скрывается от наших глаз, почувствовать её душой и сердцем. Прикрепите листики на доску и подарите красоту ушедшей осени нашим гостям.