СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный урок по диагностике гриппа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронный урок по диагностике гриппа 

Просмотр содержимого документа
«Электронный урок по диагностике гриппа»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»         Диагностика гриппа    ПМ 01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01.2.3. Диагностика инфекционных заболеваний

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»  Диагностика гриппа ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01.2.3. Диагностика инфекционных заболеваний

Актуальность  темы В настоящее время грипп является наиболее распространенной инфекцией на земном шаре и регистрируется на всех континентах. Особенностью этой инфекции является невероятная быстрота распространения - большой город охватывается заболеванием за 1,5-2 нед, огромная страна - за 3-4 недедель. При эпидемических вспышках заболевает до 30-50% населения пораженного региона, что приводит к огромным экономическим потерям. Пока еще грипп остается неконтролируемой и малоуправляемой инфекцией.

Актуальность темы

В настоящее время грипп является наиболее распространенной инфекцией на земном шаре и регистрируется на всех континентах.

Особенностью этой инфекции является невероятная быстрота распространения - большой город охватывается заболеванием за 1,5-2 нед, огромная страна - за 3-4 недедель.

При эпидемических вспышках заболевает до 30-50% населения пораженного региона, что приводит к огромным экономическим потерям.

Пока еще грипп остается неконтролируемой и малоуправляемой инфекцией.

Цели занятия   Учебные (дидактические): 1 уровень усвоения: Формирование понятий о проведении диагностических мероприятий гриппа. 2 уровень  усвоения: Развитие приобретенного практического опыта для формирования профессиональных компетенций фельдшера. 3 уровень усвоения : Самостоятельное применение компетенций в практической деятельности при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях. Развивающие: Формирование умений и навыков, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы и принимать решения Воспитательные: Воспитание профессиональной ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.

Цели занятия

Учебные (дидактические):

1 уровень усвоения: Формирование понятий о проведении диагностических мероприятий гриппа.

2 уровень усвоения: Развитие приобретенного практического опыта для формирования профессиональных компетенций фельдшера.

3 уровень усвоения : Самостоятельное применение компетенций в практической деятельности при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях.

Развивающие:

Формирование умений и навыков, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы и принимать решения

Воспитательные:

Воспитание профессиональной ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.

Место проведения занятия: кабинет доклинической пратики Время занятия: 180 минут Оснащение занятия:  Методическая разработка занятия, презентация занятия, видеофильмы, доска, компьютер, проектор, электронные методические пособия для преподавателя и Студентов.

Место проведения занятия: кабинет доклинической пратики

Время занятия: 180 минут

Оснащение занятия:

Методическая разработка занятия, презентация занятия, видеофильмы, доска,

компьютер, проектор, электронные методические пособия для преподавателя и

Студентов.

Методы обучения 1.объяснительно - иллюстративный 2.репродуктивный - формирование умений и навыков 3.проблемного изложения – раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация их способов решения 4.частично-поисковый – создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов Методические приемы:  1.использование информационных технологи  2.рецензирование ответов студентов  3.решение нетиповых ситуационных задач  4.работа по алгоритму  5.деловая игра  6.работа малыми группами  7.защита внеаудиторной самостоятельной работы  8.демонстрация видеофильма с последующим обсуждением  9.составление презентаций

Методы обучения

1.объяснительно - иллюстративный

2.репродуктивный - формирование умений и навыков

3.проблемного изложения – раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация их способов решения

4.частично-поисковый – создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Методические приемы:

1.использование информационных технологи

2.рецензирование ответов студентов

3.решение нетиповых ситуационных задач

4.работа по алгоритму

5.деловая игра

6.работа малыми группами

7.защита внеаудиторной самостоятельной работы

8.демонстрация видеофильма с последующим обсуждением

9.составление презентаций

Профессиональные компетенции   Наименование результата обучения ПК 1.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 1.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 1.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 1.4 Применять медикаментозные средства в соответствие с правилами их использования ПК 1.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 1.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

Профессиональные компетенции

 

Наименование результата обучения

ПК 1.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 1.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 1.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 1.4 Применять медикаментозные средства в соответствие с правилами их использования

ПК 1.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 1.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

Хронокарта практического занятия:  Организационный момент – 5 мин Контроль знаний – 30 мин Вводный инструктаж – 5 мин Демонстрационная часть- 30 мин Самостоятельная работа – 90 мин Оформление дневников – 15 мин Задание на дом – 3 мин  Подведение итогов –5 мин Заключительная часть – 2 мин Организационный момент – 5 мин Контроль знаний – 30 мин Вводный инструктаж – 5 мин Демонстрационная часть- 30 мин Самостоятельная работа – 90 мин Оформление дневников – 15 мин Задание на дом – 3 мин  Подведение итогов –5 мин Заключительная часть – 2 мин

Хронокарта практического занятия:

  • Организационный момент – 5 мин Контроль знаний – 30 мин Вводный инструктаж – 5 мин Демонстрационная часть- 30 мин Самостоятельная работа – 90 мин Оформление дневников – 15 мин Задание на дом – 3 мин Подведение итогов –5 мин Заключительная часть – 2 мин
  • Организационный момент – 5 мин
  • Контроль знаний – 30 мин
  • Вводный инструктаж – 5 мин
  • Демонстрационная часть- 30 мин
  • Самостоятельная работа – 90 мин
  • Оформление дневников – 15 мин
  • Задание на дом – 3 мин
  • Подведение итогов –5 мин
  • Заключительная часть – 2 мин
Грипп Грипп – это тяжелое острое инфекционное заболевание, которое характеризуется выраженным токсикозом, катаральными явлениями и поражением бронхов. Грипп, симптомы которого возникают у людей вне зависимости от их возраста и пола, ежегодно проявляется в виде эпидемии, чаще в холодное время года, при этом поражается примерно 15% населения планеты.

Грипп

Грипп – это тяжелое острое инфекционное заболевание, которое характеризуется выраженным токсикозом, катаральными явлениями и поражением бронхов. Грипп, симптомы которого возникают у людей вне зависимости от их возраста и пола, ежегодно проявляется в виде эпидемии, чаще в холодное время года, при этом поражается примерно 15% населения планеты.

КАК ПРОИСХОДИТ ЗАРАЖЕНИЕ Источник гриппозной инфекции – исключительно больной человек со стертыми или явными формами болезни. Путь передачи – воздушно-капельный. Максимально заразным пациент является в первые дни заболевания, когда вирус с капельками слизи во время чихания и кашля начинает выделяться во внешнюю среду. При не осложненном течении болезни выделение вируса прекращается примерно на 5-6 день от ее начала. Каждые 2-3 года возможна эпидемия, которую вызывает вирус гриппа типа А, она имеет взрывной характер (за 1-1,5 месяца может переболеть 20-50% населения). Эпидемия гриппа типа В характеризуется более медленным распространением, она длится примерно 2-3 месяца и поражает до 25% населения.

КАК ПРОИСХОДИТ ЗАРАЖЕНИЕ

Источник гриппозной инфекции – исключительно больной человек со стертыми или явными формами болезни.

Путь передачи – воздушно-капельный.

Максимально заразным пациент является в первые дни заболевания, когда вирус с капельками слизи во время чихания и кашля начинает выделяться во внешнюю среду.

При не осложненном течении болезни выделение вируса прекращается примерно на 5-6 день от ее начала.

Каждые 2-3 года возможна эпидемия, которую вызывает вирус гриппа типа А, она имеет взрывной характер (за 1-1,5 месяца может переболеть 20-50% населения). Эпидемия гриппа типа В характеризуется более медленным распространением, она длится примерно 2-3 месяца и поражает до 25% населения.

ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ  Легкая – температура тела повышается на не более 38°С, симптомы интоксикации выражены слабо или отсутствуют. Средней тяжести - температура тела в пределах 38,5-39,5°С, интоксикация, типические изменения задней стенки глотки, покраснение конъюнктивы, заложенность носа, поражение трахеи и гортани. Тяжелая форма – выражена интоксикация, температура тела 39-40°С, возникают носовые кровотечения, признаки энцефалопатии, рвота. Гипертоксическая – температура тела выше 40°С, максимально выражены симптомы интоксикации, в результате которой возникает токсикоз нервной системы, отек головного мозга и инфекционно-токсический шок различной степени выраженности. Может развиваться дыхательная недостаточность. Молниеносная форма гриппа опасна возможностью летального исхода, особенно это касается пациентов ослабленных, а также пациентов с имеющимися у них сопутствующими патологиями.

ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ

  • Легкая – температура тела повышается на не более 38°С, симптомы интоксикации выражены слабо или отсутствуют.
  • Средней тяжести - температура тела в пределах 38,5-39,5°С, интоксикация, типические изменения задней стенки глотки, покраснение конъюнктивы, заложенность носа, поражение трахеи и гортани.
  • Тяжелая форма – выражена интоксикация, температура тела 39-40°С, возникают носовые кровотечения, признаки энцефалопатии, рвота.
  • Гипертоксическая – температура тела выше 40°С, максимально выражены симптомы интоксикации, в результате которой возникает токсикоз нервной системы, отек головного мозга и инфекционно-токсический шок различной степени выраженности. Может развиваться дыхательная недостаточность.
  • Молниеносная форма гриппа опасна возможностью летального исхода, особенно это касается пациентов ослабленных, а также пациентов с имеющимися у них сопутствующими патологиями.
Диагностика гриппа Серотипы вирусов выявляются следующими лабораторными исследованиями: РТГА  - оценка реакции торможения гемагглютинации, при котором выявляется агглютинация кровяных частиц человека, индейки, курицы и морской свинки. Тест полоски  - экспресс метод, проводимый непосредственно у постели инфицированного. ИФА - иммуноферментный тип исследования клеток слизистой рта, глаз, носоглотки, благодаря которому можно определить наличие антигенов вируса. Проводится на 4-5 день после проявления симптомов. РСК  - определяются титры антител к антигенам. Если титр превышает четырехкратный уровень - человек болен гриппом. Вирусологическое обследование  -проводится посев мокроты больного на куриный эмбрион или клетку. Рентген диагностика- может использоваться для диагностики осложнений гриппа

Диагностика гриппа

Серотипы вирусов выявляются следующими лабораторными исследованиями:

РТГА  - оценка реакции торможения гемагглютинации, при котором выявляется агглютинация кровяных частиц человека, индейки, курицы и морской свинки.

Тест полоски  - экспресс метод, проводимый непосредственно у постели инфицированного.

ИФА - иммуноферментный тип исследования клеток слизистой рта, глаз, носоглотки, благодаря которому можно определить наличие антигенов вируса. Проводится на 4-5 день после проявления симптомов.

РСК  - определяются титры антител к антигенам. Если титр превышает четырехкратный уровень - человек болен гриппом.

Вирусологическое обследование  -проводится посев мокроты больного на куриный эмбрион или клетку.

Рентген диагностика- может использоваться для диагностики осложнений гриппа

Осложнения гриппа

  • Легочные заболевания, в первую очередь, пневмония (воспаление легких) и бронхит (в том числе, обструктивный). 
  • Синуситы - фронтит и гайморит.
  • Отит - воспаление среднего уха.
  • Патологические процессы в сердце включают воспаление различных его слоев (мышечного слоя -миокардит, оболочки - перикардит).
  • Болезни почек также связаны с респираторными инфекциями. Нередко после гриппа болит поясница, мочеиспускание учащается, может также повыситься температура. Все это указывает на развитие пиелонефрита или гломерулонефрита.
  • Нейроинфекции - воспалительные заболевания нервной ткани. Обычно они выражаются в ухудшении концентрации, сонливости, регулярных головокружениях и головных болях. Если вы замечаете у себя такие симптомы, а недавно перенесли грипп.
  • Осложнения после гриппа на суставы (артрит) обычно беспокоят людей с хроническим артритом, или же с семейной предрасположенностью к этой болезни.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта. Сильный стресс во время болезни может привести к тому, что после гриппа нет аппетита, болит желудок, беспокоит понос или запор.
Лечение гриппа 1.противовирусные (амизон, тамифлю, афлубин, ремантадин, анаферон) рекомендуется принимать обязательно по 1 т. 2 - 3 р. в день; жаропонижающие (панадол, нурофен, аспирин, парацетамол) способствуют быстрому и эффективному снижению температуры тела; 2.лекарственные препараты, снимающие головную боль (фармадол, цитрамон) по 1 т. 1-2 р. в день при боли; противовоспалительные (ибупрофен, нимесил, парацетамол) нужно принимать по 1 т. 2 р. в день, препараты значительно уменьшают воспалительный процесс в организме; 3.антигистаминные (супрастин, L-Цет, лоратадин) следует пить по 1 т. 1 - 2 р. в день. 4.противокашлевые и отхаркивающие (амброксол, бромгексин, АЦЦ, либексин, лазолван, гербион, мукалтин) необходимо принимать при наличии кашля по 1 т. 2 р. в день после приема пищи; 5.капли, позволяющие снять насморк (пиносол, виброцил, називин, фармазолин, гриппферон), капать следует в каждый носовой ход 3 - 4 р. в день;

Лечение гриппа

1.противовирусные (амизон, тамифлю, афлубин, ремантадин, анаферон) рекомендуется принимать обязательно по 1 т. 2 - 3 р. в день; жаропонижающие (панадол, нурофен, аспирин, парацетамол) способствуют быстрому и эффективному снижению температуры тела;

2.лекарственные препараты, снимающие головную боль (фармадол, цитрамон) по 1 т. 1-2 р. в день при боли; противовоспалительные (ибупрофен, нимесил, парацетамол) нужно принимать по 1 т. 2 р. в день, препараты значительно уменьшают воспалительный процесс в организме;

3.антигистаминные (супрастин, L-Цет, лоратадин) следует пить по 1 т. 1 - 2 р. в день.

4.противокашлевые и отхаркивающие (амброксол, бромгексин, АЦЦ, либексин, лазолван, гербион, мукалтин) необходимо принимать при наличии кашля по 1 т. 2 р. в день после приема пищи;

5.капли, позволяющие снять насморк (пиносол, виброцил, називин, фармазолин, гриппферон), капать следует в каждый носовой ход 3 - 4 р. в день;

6.ингаляционные спреи (ингалипт, ангилекс, хлорофилипт, биопарокс), рекомендуется применять регулярно при сильной боли в горле 3 - 4 р. на день;

7.витамины (ундевит, декамевит, умкалор) способствуют укреплению иммунитета организма в период болезни. Рекомендуется принимать ежедневно по 1 т. 1 - 2 р. в день;

8. иммуномодулирующих препаратов.Больным легкой или среднетяжелой формой гриппа рекомендуется назначение одного из перечисленных иммуномодулирующих препаратов: Интерферон гамма — интраназально по 2 капли в каждый носовой ход 5 раз в день (разовая доза — 4000 ME, суточная доза — 20000 ME) до 3 дня болезни или в течение 5–7 дней в период реконвалесценции (B-II); Кагоцел —перорально по 24 мг (2 табл.) 3 раза в сутки в первые 2 дня, затем по 12 мг (1 табл.) 3 раза в сутки в течение 2-х дней (курсовая доза 216 мг, 18 табл.) до 4 дня болезни или по указанной схеме лечения в период реконвалесценции (B-II). 8.5 Патогенетическая и сиптоматическая тера

9.антибиотики (азитромицин, амоксил, бисептол, амоксиклав, кларитромицин) назначаются лечащим врачом только в том случае, когда возникают бактериальные осложнения гриппа (бронхит, ларинготрахеит, пневмония).

Профилактика гриппа

Профилактика гриппа

Тестовые задания  Как называется острое вирусное заболевание, которое может поражать верхние и нижние дыхательные пути, сопровождаться выраженной интоксикацией и может приводить к серьезным осложнениям и летальным исходам, в основном у пожилых людей и детей. Кто является возбудителем гриппа? Назовите механизм передачи вируса? Назовите путь передачи вируса? Назовите сезонность гриппа? Какие диагностические мероприятия будут проведены пациенту с диагнозом грипп? Укажите самое частое осложнение после гриппа? Как часто вакцинируются от гриппа? Назовите типы противогриппозных вакцин? При гриппе дифференциальная диагностика проводится с ?

Тестовые задания

  • Как называется острое вирусное заболевание, которое может поражать верхние и нижние дыхательные пути, сопровождаться выраженной интоксикацией и может приводить к серьезным осложнениям и летальным исходам, в основном у пожилых людей и детей.
  • Кто является возбудителем гриппа?
  • Назовите механизм передачи вируса?
  • Назовите путь передачи вируса?
  • Назовите сезонность гриппа?
  • Какие диагностические мероприятия будут проведены пациенту с диагнозом грипп?
  • Укажите самое частое осложнение после гриппа?
  • Как часто вакцинируются от гриппа?
  • Назовите типы противогриппозных вакцин?
  • При гриппе дифференциальная диагностика проводится с ?
Эталон ответов Грипп РНК содержащий вирус Аэрогенный Воздушно-капельный Осень-зима Клиническое обследование; общий анализ крови; общий анализ мочи; анализ мазка из носа; анализ мокроты; анализ на выявление антител к вирусу гриппа. Пневмония 1 раз в год Живые вакцины, инактивированные цельновирионные вакцины , расщепленные вакцины   (сплит-вакцины),  субъединичные вакцины . С аденовирусной инфекцией, парагриппом, респираторно-синцитиальной инфекцией и с риновирусной инфекцией.

Эталон ответов

  • Грипп
  • РНК содержащий вирус
  • Аэрогенный
  • Воздушно-капельный
  • Осень-зима
  • Клиническое обследование; общий анализ крови; общий анализ мочи; анализ мазка из носа; анализ мокроты; анализ на выявление антител к вирусу гриппа.
  • Пневмония
  • 1 раз в год
  • Живые вакцины, инактивированные цельновирионные вакцины , расщепленные вакцины   (сплит-вакцины), субъединичные вакцины .
  • С аденовирусной инфекцией, парагриппом, респираторно-синцитиальной инфекцией и с риновирусной инфекцией.
Ситуационная задача № 1 Больная У., 21 год, медсестра роддома, заболела вчера остро, когда появились головная боль, разбитость, резкая общая слабость, повышение температуры тела до 39,1°С с ознобом. На второй день появился сухой кашель, боли за грудиной, заложенность носа, боли в глазных яблоках, ломота в пояснице, мышцах, суставах. Температура тела оставалась повышенной до 39- 40°С. При осмотре: в ротоглотке яркая гиперемия, дужки мягкого неба отечны, гиперемированы. Пульс 100/мин., ритмичный, мягкий. Тоны сердца приглушены, АД-110/70 мм рт.ст. В легких - рассеянные сухие хрипы. Язык обложен серо-грязным налетом. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Селезенка не пальпируется. Менингеальный синдром отсутствует. В семье все здоровы. В периферической крови: L-4,4*109 /л, п-14%, с-51%, лимф.-29%, м-6%, СОЭ-10 мм/час. Задание: 1.Ваш диагноз и его обоснование. 2.Назначьте обследование, подтверждающее диагноз.

Ситуационная задача № 1

Больная У., 21 год, медсестра роддома, заболела вчера остро, когда появились головная боль, разбитость, резкая общая слабость, повышение температуры тела до 39,1°С с ознобом.

На второй день появился сухой кашель, боли за грудиной, заложенность носа, боли в глазных яблоках, ломота в пояснице, мышцах, суставах. Температура тела оставалась повышенной до 39- 40°С.

При осмотре: в ротоглотке яркая гиперемия, дужки мягкого неба отечны, гиперемированы. Пульс 100/мин., ритмичный, мягкий. Тоны сердца приглушены, АД-110/70 мм рт.ст. В легких - рассеянные сухие хрипы. Язык обложен серо-грязным налетом. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Селезенка не пальпируется. Менингеальный синдром отсутствует. В семье все здоровы.

В периферической крови: L-4,4*109 /л, п-14%, с-51%, лимф.-29%, м-6%, СОЭ-10 мм/час.

Задание:

1.Ваш диагноз и его обоснование.

2.Назначьте обследование, подтверждающее диагноз.

Эталон ответа к 1 задаче 1.Грипп. Обоснование: острое начало, выраженная интоксикация с высокой лихорадкой, миалгии, артралгии, катаральные явления. 2. Смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на ИФА, ПЦР – диагностика, сыворотка крови на РТГА, РСК, ИФА со специфическими диагностикумами.

Эталон ответа к 1 задаче

1.Грипп.

Обоснование: острое начало, выраженная интоксикация с высокой лихорадкой, миалгии, артралгии, катаральные явления.

2. Смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на ИФА, ПЦР – диагностика, сыворотка крови на РТГА, РСК, ИФА со специфическими диагностикумами.

Ситуационная задача № 2 У студента, навестившего больного товарища в соседней комнате общежития, на 2-е сутки появился озноб, повысилась температура тела до 39°С, появились сильная головная боль в лобной области, боли в глазных яблоках, ломота в теле, тошнота. К концу 1-го дня заболевания появились заложенность носа, першение в горле, сухой надсадный кашель с болями за грудиной. При осмотре отмечены гиперемия и одутловатость лица, инъекция сосудов склер и конъюнктивы, заложенность носа, в зеве разлитая гиперемия мягкого неба, дужек, миндалин, задней стенки глотки. На мягком небе миллиарная зернистость, на задней стенке глотки гранулезная зернистость. В легких жесткое дыхание, единичные хрипы. Пульс-102/мин., ритмичный. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет. Задание: 1. Ваш диагноз и его обоснование. 2. Назначьте обследование, подтверждающее диагноз.

Ситуационная задача № 2

У студента, навестившего больного товарища в соседней комнате общежития, на 2-е сутки появился озноб, повысилась температура тела до 39°С, появились сильная головная боль в лобной области, боли в глазных яблоках, ломота в теле, тошнота. К концу 1-го дня заболевания появились заложенность носа, першение в горле, сухой надсадный кашель с болями за грудиной.

При осмотре отмечены гиперемия и одутловатость лица, инъекция сосудов склер и конъюнктивы, заложенность носа, в зеве разлитая гиперемия мягкого неба, дужек, миндалин, задней стенки глотки. На мягком небе миллиарная зернистость, на задней стенке глотки гранулезная зернистость. В легких жесткое дыхание, единичные хрипы. Пульс-102/мин., ритмичный. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет.

Задание:

1. Ваш диагноз и его обоснование.

2. Назначьте обследование, подтверждающее диагноз.

Эталон ответа ко 2 задаче 1.Грипп, среднетяжелое течение. Диагноз выставлен на основании острого начала после контакта с больным, интоксикационного и катарального синдромов с преобладанием интоксикации. 2.Общеклиническое, смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на вирусологию, ПЦР–диагностика, сыворотка крови на серологическое исследование (ИФА, РТГА, РСК) с типоспецифическими гриппозными диагностикумами.

Эталон ответа ко 2 задаче

1.Грипп, среднетяжелое течение.

Диагноз выставлен на основании острого начала после контакта с больным, интоксикационного и катарального синдромов с преобладанием интоксикации.

2.Общеклиническое, смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на вирусологию, ПЦР–диагностика, сыворотка крови на серологическое исследование (ИФА, РТГА, РСК) с типоспецифическими гриппозными диагностикумами.

Ситуационная задача № 3

Больной Ю., 20 лет, студент 3 курса института, проживает в общежитии. Заболел остро 7 дней назад.

Повысилась температура до 38,6°С, беспокоили головная боль, насморк, сухой кашель. В комнате, где проживает больной, аналогичным заболеванием болеют еще 2 студента. Лечился симптоматически по назначению терапевта. Состояние и самочувствие стало улучшаться, температура снизилась до 37°С, кашель уменьшился. Вчера состояние ухудшилось: температура снова повысилась до 38-39°С, усилился кашель с необильной густой мокротой, появились боли в грудной клетке справа.

При осмотре: кожные покровы бледные, в ротоглотке застойная гиперемия, миндалины до I степени, в легких выслушивается жесткое дыхание по всем полям, справа ниже угла лопатки резко ослаблено. ЧДД – 23/мин., АД- 100/65 мм рт.ст., ЧСС – 105/мин. В периферической крови на 2-й день болезни: L – 3,5*109 /л, п-3%, с-53%, лимфоциты-40%, м-4%, СОЭ-5 мм/час; в день поступления в больницу: L- 12,5* l09 /л, п-23%, с-45%, лимфоциты-25%, м-7%, СОЭ- 32 мм/час.

Задание:

1. О каком заболевании можно думать? Какие осложнения возникли? Дайте обоснование диагноза.

2. Укажите методы диагностики, подтверждающие возникшее осложнение.

Эталон ответа к 3 задаче 1.Грипп, осложненный трахеобронхитом. Правосторонняя внебольничная пневмония. Обоснование: острое начало после контакта с больными, катаральный и интоксикационный синдромы, ухудшение с усугублением интоксикации, признаками деструкции бронхо-легочной ткани, появление лейкоцитоза и сдвига формулы влево в гемограмме. 2. Необходима рентгенография грудной клетки, исследование мокроты, общеклиническое, бактериологическое обследование.

Эталон ответа к 3 задаче

1.Грипп, осложненный трахеобронхитом. Правосторонняя внебольничная пневмония. Обоснование: острое начало после контакта с больными, катаральный и интоксикационный синдромы, ухудшение с усугублением интоксикации, признаками деструкции бронхо-легочной ткани, появление лейкоцитоза и сдвига формулы влево в гемограмме.

2. Необходима рентгенография грудной клетки, исследование мокроты, общеклиническое, бактериологическое обследование.

Ситуационная задача № 4 Больной М., 50 лет, поступил в больницу на 3-й день болезни. Заболел остро. С первого дня заболевания и до поступления держалась постоянно высокая температура 39° С. Беспокоили озноб, сильная головная боль в лобной части, ломота в теле, бессонница, редкий сухой кашель, носовые кровотечения, сухость в носу. В квартире, где живет больной, имеются больные с идентичными симптомами.  При осмотре отмечены тяжелое состояние, гиперемия и одутловатость лица, инъекция сосудов склер. Носовое дыхание затруднено. Кожа чистая, без сыпи. Температура тела 40°С. В зеве разлитая гиперемия, геморрагии на мягком небе. Дыхание жесткое, рассеянные сухие хрипы. Тоны сердца приглушены. Тахикардия. АД-90/60 мм рт.ст. Язык обложен. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет. Задание: 1.Поставьте и обоснуйте диагноз. 2. Составьте план обследования.

Ситуационная задача № 4

Больной М., 50 лет, поступил в больницу на 3-й день болезни. Заболел остро.

С первого дня заболевания и до поступления держалась постоянно высокая температура 39° С. Беспокоили озноб, сильная головная боль в лобной части, ломота в теле, бессонница, редкий сухой кашель, носовые кровотечения, сухость в носу.

В квартире, где живет больной, имеются больные с идентичными симптомами.

При осмотре отмечены тяжелое состояние, гиперемия и одутловатость лица, инъекция сосудов склер.

Носовое дыхание затруднено. Кожа чистая, без сыпи.

Температура тела 40°С.

В зеве разлитая гиперемия, геморрагии на мягком небе.

Дыхание жесткое, рассеянные сухие хрипы.

Тоны сердца приглушены. Тахикардия. АД-90/60 мм рт.ст. Язык обложен. Живот мягкий, безболезненный.

Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет.

Задание:

1.Поставьте и обоснуйте диагноз.

2. Составьте план обследования.

Эталон ответа к 4 задаче 1.Грипп, среднетяжелое течение, осложнение носовое кровотечение. На основании контакта с больными в семье, острого начала заболевания, интоксикации, катаральных явлений, возникновения носовых кровотечений. 2. Общеклиническое, вирусологическое исследование, ИФА, РСК, РТГА, ПЦР- диагностика, осмотр ЛОР – врача.

Эталон ответа к 4 задаче

1.Грипп, среднетяжелое течение, осложнение носовое кровотечение.

На основании контакта с больными в семье, острого начала заболевания, интоксикации, катаральных явлений, возникновения носовых кровотечений.

2. Общеклиническое, вирусологическое исследование, ИФА, РСК, РТГА, ПЦР- диагностика, осмотр ЛОР – врача.

Ситуационная задача № 5

Больная Г., 36 лет, заболела остро 2 дня назад, когда температура тела к вечеру повысилась до 38°С, беспокоила сильная головная боль, была небольшая заложенность носа с незначительными серозными выделениями, сухой кашель.

Участковый врач, вызванный на дом, поставил диагноз «Грипп», назначил аспирин, анальгин. На следующий день состояние больной резко ухудшилось. Была вызвана бригада скорой помощи, которая застала больную в тяжелом состоянии: температура тела 40°С, резкая слабость, сильная головная боль в лобной части, выраженная одышка. Лицо бледное, слизистые губ с цианотичным оттенком, на лбу капли пота. АД снижено, тахикардия.

Доставлена в инфекционное отделение с диагнозом «Лакунарная ангина».

При осмотре: состояние тяжелое, адинамия, выраженная бледность кожных покровов, плотный диффузный отек шейной клетчатки до середины шеи. Гиперемия слизистой ротоглотки с цианотичным оттенком, зев отечен, на поверхности гипертрофированных миндалин плотный блестящий белого цвета налет, распространяющийся на мягкое и твердое небо. Регионарный лимфаденит.

Пульс 90/мин. АД 90/60 мм рт.ст.

На 10-ый день пребывания в стационаре у больной появилась жалобы на боли в области сердца, усиленное сердцебиение.

При осмотре выявлены адинамия, вялость, выраженная бледность кожных покровов. Границы сердца расширены на 1,5-2 см, тоны сердца глухие, систолический шум на верхушке. Максимальное АД снижено до 70 мм рт.ст., тахикардия до 120/мин.

Задание:

1. Ваш диагноз, его обоснование.

2. Составьте план обследования больной.

 Эталон ответа к задаче № 5 1.Грипп, тяжелое течение, период разгара заболевания, осложненное отеком легких. Обоснование: острое начало, катаральные явления, интоксикация, ухудшение состояния - одышка, клокочущее дыхание, притупление перкуторного звука, масса влажных мелкопузырчатых хрипов в легких, бледность и цианоз кожных покровов.  2. Общеклиническое, смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на вирусологию, ПЦР-диагностика, сыворотка крови на серологическое исследование (ИФА, РТГА, РСК) с типоспецифическими гриппозными диагностикумами, рентгеноргафия грудной клетки.

Эталон ответа к задаче № 5

1.Грипп, тяжелое течение, период разгара заболевания, осложненное отеком легких. Обоснование: острое начало, катаральные явления, интоксикация, ухудшение состояния - одышка, клокочущее дыхание, притупление перкуторного звука, масса влажных мелкопузырчатых хрипов в легких, бледность и цианоз кожных покровов.

2. Общеклиническое, смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на вирусологию, ПЦР-диагностика, сыворотка крови на серологическое исследование (ИФА, РТГА, РСК) с типоспецифическими гриппозными диагностикумами, рентгеноргафия грудной клетки.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!