Элементы эстетического воспитания
на уроках химии
Элементы эстетического воспитания на уроках химии
Разработала
учитель химии
МКОУ Гвазденская СОШ
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
Гайворонская Т.М.
Занимательный
дидактический материал вносит разнообразие, помогает «освежить» внимание
обучающихся.
Отрывки из литературных
произведений делают урок
эстетически
направленным
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
«Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней мысли торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева,
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть».
Н. Глазков
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
«И каждый знак её взлелеяв
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им…
Снег падает, весь мир заснежен,
Но вечно движется к весне,
Исчислен разделён и взвешен -
Вещают знаки на стене».
А. Чивилихин
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
С. Щипачев. «Читая Менделеева»
Есть просто газ – легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе это -
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома
И кажется Вселенная Сама
Одной лабораторией огромной.
«Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй Менделеевской системы строгий,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Тут мало оптикой поможешь глазу.
Тут мысль пытливая всего верней.
Былинку и увидишь – то не сразу –
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода. Поле оросила,
Будь то железо, медь или гранит,
ВсЁ страшную космическую силу
Закованную в атомы, хранит
Строение атома
В. Брюсов «Мир электрона»
«Быть может, эти электроны-
Миры. Где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков.
Ещё, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет».
Свойства металлов
Стих - загадка
«Хранят обычно в керосине
И бегает он по воде.
В природе, помните, отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно -
Желтеет пламя от него,
И получить его из соли можно,
Как Дэви получил его
Свойства металлов
Be
«На красном бархате - хризоберилл
Прозрачно- розовый…»
С. Кирсанов
Sr
«Вы их берите осторожно
В них стронций – девяносто»
М. Матусовский
Mg
«Когда под утро, точно магний,
Бледнеют лица в зеркалах…»
А. Вознесенский
Ra
«Поэзия –та же добыча радия.
В граммах добыча, в год труда»
В. Маяковский
Са
«Видишь мрамор! Это кальций
Химия. Породистый металл.»
И. Сельвинский
Zn
«Сколько майских луж,
Обрезков голубого цинка!»
Д. Полетаев
Свойства металлов
«Семь металлов создал свет
По числу семи планет,
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать6
Всем им ртуть родная мать!»
Н.А. Морозов
Соединения кальция
«По формуле, как ни смотри,
Они не разнятся никак.
Всё те же кальций це о три
Как мрамор, мел и известняк»
Н.М. Федоровский
из «Поэмы о минералах»
***
«Есть в флюорите все цвета,
Сверкает, как хрустальный кубок,
Но пропадает красота
Из-за того, что камень хрупок»
Н. Глазков
Аллотропия углерода
Отрывок из повести Д.Л. Бродской «Марийкино детство»
«Кто-то сказал Сеньке, что для того. Чтобы получить из каменного угля чистейшие алмазы, требуются две вещи: велосипедный насос для накачивания воздуха и температура в тысячу градусов. Вот Сенька и собрался изготовить алмазы. Кусок каменного угля величиной с тарелку уже давно лежал у него под кроватью.. Остановка была только за насосом. Как только ему удастся раздобыть велосипедный насос, он приладит его к примусу и будет до тех пор подливать керосин и накачивать воздух, пока уголь не накалится до тысячи градусов. Потом его нужно залить холодной водой. Остудить, и из него получатся настоящие алмазы. - каждый величиной с горошину»
Железо
Отрывок из повести Д.Л. Бродской
«Марийкино детство»
«Врач осмотрел больную сестру Сеньки
- Ну что же, - сказал, наконец, он, - у вашей девочки туберкулез позвоночника, да и при этом ещё и острое малокровие. Ей необходимо усиленное питание, солнце, песок, Крым. Увы, в наше тяжелое время всё это недосягаемо. Я пропишу ей пока мышьяк и железо…
- Как же так. – подумала Марийка, - мышьяком крыс морят, а железо разве можно есть?»
Галогены
Стих -загадка
Тяжелый, едкий и пахучий,
Подвижен, сильно ядовит,
Удушливый и столь летучий,
Что из-под пробки убежит.
В солях почти всегда бесцветен,
Есть в Сакском озере, в Крыму.
Лечебным действием приметен
И всем приметен потому.
Дистиллированная вода
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала.
Столь чиста.
Что ни напиться
Ни умыться.
И это было неспроста.
Ей
Не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей
Водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей
Не хватало быть волнистой,
Ей
Не хватало течь везде,
Ей
Жизни не хватало
Чистой
Дистиллированной
Воде!
Л. Мартынов
О роли воды в становлении цивилизации Отрывок из романа Б. Пруста «Фараон»
«Египет был бы не колыбелью цивилизации, а одним из тех
пустынных ущелий, какими так богата пустыня Сахара,
бы священного Нила ежегодно не воскрешали страну.
С конца июня до конца сентября Нил непрестанно пребывает
и заливает почти весь Египет. С конца октября до мая
следующего года весенние воды постепенно спадают,
обнажая самые низкие места. Речная вода так насыщена здесь
минеральными и органическими веществами, что принимает
бурую окраску, по мере спада, на заливных полях осаждается
плодородный ил, заменяя самые полезные удобрения.
Этот ил и жаркий климат дают возможность окруженному
пустынями египтянину собирать три урожая в год, причем
каждое зерно дает до трехсот зерен урожая»
Гимн воде Антуан де Сент-Экзюпери
Элементы эстетического воспитания на уроках химии
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.
По твоей милости в нас вновь начинают бурлить
высохшие родники нашего сердца»
О загрязнении воды
Фрагмент из повести Ю. Томилина «Карусели над городом»
Элементы эстетического воспитания на уроках химии
«На вид это была вполне невинная речка. Ещё не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки , которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зелёное брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать»