СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы и приёмы ТРКМ на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание элементов ТРКМ. Подходит для различных этапов уроков русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Элементы и приёмы ТРКМ на уроках русского языка и литературы»

Элементы и приёмы ТРКМ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 Широкова Ольга Васильевна

Элементы и приёмы ТРКМ на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

Широкова Ольга Васильевна

«Уточним понятия…» Элемент  Составная  часть  чего-нибудь, компонент Элемент   Доля,  некоторая  часть  в составе чего-нибудь ПРИЁМ - Отдельное действие, движение. ПРИЁМ - Способ в осуществлении чего-нибудь. Технология   Совокупность  производственных методов и процессов в определенной отрасли производства 

«Уточним понятия…»

  • Элемент  Составная  часть  чего-нибудь, компонент
  • Элемент   Доля,  некоторая  часть  в составе чего-нибудь
  • ПРИЁМ - Отдельное действие, движение.
  • ПРИЁМ - Способ в осуществлении чего-нибудь.
  • Технология   Совокупность  производственных методов и процессов в определенной отрасли производства 
«Почему ТРКМ перспективна?» Субъект-субъектная основа учебного процесса; Реальная индивидуализация учебного процесса; Дифференциация учебного процесса; Организация самостоятельной деятельности учащихся; Развивается творческий потенциал.

«Почему ТРКМ перспективна?»

  • Субъект-субъектная основа учебного процесса;
  • Реальная индивидуализация учебного процесса;
  • Дифференциация учебного процесса;
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  • Развивается творческий потенциал.
ТРКМ предполагает: четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей; учет потребностей обучаемых; организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;

ТРКМ предполагает:

  • четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей;
  • учет потребностей обучаемых;
  • организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;
ТРКМ предполагает: возможность выбора той или иной программы обучения; применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами), целенаправленное формирование и развитие предметов русского языка и литературы;

ТРКМ предполагает:

  • возможность выбора той или иной программы обучения;
  • применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами),
  • целенаправленное формирование и развитие предметов русского языка и литературы;
ТРКМ предполагает: использование дидактических и целесообразных средств обучения; ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности; коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения.

ТРКМ предполагает:

  • использование дидактических и целесообразных средств обучения;
  • ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности;
  • коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения.
«Откуда затруднения?» Различные когнитивные стили (необходимо составить модальный словарь взаимопонимания аудиалов, визуалов и кинестетиков) Ригидность мышления (работаем по-старому до тех пор, пока эта формула не перестанет действовать) Индивидуальные особенности и способности(!)

«Откуда затруднения?»

  • Различные когнитивные стили (необходимо составить модальный словарь взаимопонимания аудиалов, визуалов и кинестетиков)
  • Ригидность мышления (работаем по-старому до тех пор, пока эта формула не перестанет действовать)
  • Индивидуальные особенности и способности(!)
«На что направить усилия?» Способности начинают развиваться репродуктивно и подражательно (сначала) Самостоятельные и творческие проявления способностей в деятельности (в дальнейшем) Развитие способностей идет на опережение («Пока дитя поперек лавки лежит») Углубление и расширение диапазона способностей (с чем мы и работаем)

«На что направить усилия?»

  • Способности начинают развиваться репродуктивно и подражательно (сначала)
  • Самостоятельные и творческие проявления способностей в деятельности (в дальнейшем)
  • Развитие способностей идет на опережение («Пока дитя поперек лавки лежит»)
  • Углубление и расширение диапазона способностей (с чем мы и работаем)
«В какой последовательности?» В основу технологии развития критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): Первая стадия – «вызов», Вторая стадия – «осмысление» , Третья стадия – стадия «рефлексии» .

«В какой последовательности?»

  • В основу технологии развития критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
  • Первая стадия – «вызов»,
  • Вторая стадия – «осмысление» ,
  • Третья стадия – стадия «рефлексии» .
«Каким образом?» Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди . Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом . Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

«Каким образом?»

  • Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
  • Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди . Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом . Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Приемы стадии Вызова Прием «Дерево предсказаний» Данный прием заимствован из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.  Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения (количество «ветвей» не ограничено); «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Приемы стадии Вызова

  • Прием «Дерево предсказаний»
  • Данный прием заимствован из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения (количество «ветвей» не ограничено); «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Каким образом?» Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.

«Каким образом?»

  • Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.
Приемы стадии осмысления Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки: «V» – уже знал;  «–» – думал иначе;  «+» – новое;  «?» – не понял, есть вопросы. Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации.

Приемы стадии осмысления

  • Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:

«V» – уже знал; «–» – думал иначе; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы.

  • Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации.
Приемы стадии осмысления Прием «ПМИ» (плюс-минус-интересно) Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: положительные стороны явления – «+»; отрицательные стороны явления – «–»; а также информацию, которая просто заинтересовала – «?». При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Приемы стадии осмысления

  • Прием «ПМИ» (плюс-минус-интересно)
  • Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.
  • При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
  • положительные стороны явления – «+»;
  • отрицательные стороны явления – «–»;
  • а также информацию, которая просто заинтересовала – «?».
  • При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
«Каким образом?» Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

«Каким образом?»

  • Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Приемы стадии размышления Синквейн –нерифмованное стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки: 1-я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное);  2-я строка – описание темы (два прилагательных);  3-я строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме);  4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);  5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).

Приемы стадии размышления

  • Синквейн –нерифмованное стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
  • Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:

1-я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка – описание темы (два прилагательных); 3-я строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме); 4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).

Приемы стадии размышления Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Приемы стадии размышления

  • Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Приемы стадии размышления Хайку Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2:  Какого? Строчка 3:  Как?

Приемы стадии размышления

  • Хайку
  • Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
  • Строчка 2:  Какого?
  • Строчка 3:  Как?
Приемы стадии размышления Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и послед­няя из которых — понятия с противоположным значени­ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных)  строчка 3: действие (3 деепричастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 деепричастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных)  строчка 7: тема  (существительное)

Приемы стадии размышления

  • Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и послед­няя из которых — понятия с противоположным значени­ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
  • строчка 1: тема (существительное)
  • строчка 2: определение (2 прилагательных) 
  • строчка 3: действие (3 деепричастия)
  • строчка 4: ассоциации (4 существительных)
  • строчка 5: действие (3 деепричастия)
  • строчка 6: определение( 2 прилагательных) 
  • строчка 7: тема  (существительное)
Польза элементов тркм: Приемов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение. К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера.

Польза элементов тркм:

  • Приемов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
  • К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ