СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы лингвистического анализа текста на уроках русского языка и литературы как условие формирования речевой и языковой компетенций обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой небольшое исследование применения приемов анализа лингвистического текста для развития языковой и речевой компетенции учащихся

Просмотр содержимого документа
«Элементы лингвистического анализа текста на уроках русского языка и литературы как условие формирования речевой и языковой компетенций обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2





ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Элементы лингвистического анализа текста на уроках русского языка и литературы как условие формирования речевой и языковой компетенций обучающихся


 

Автор программы - учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новикова Ю.В.






















2017

Пояснительная записка.

Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

Языковая компетенция

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

Коммуникативная компетенция.

 В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

     Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

 Цели программы:

- Формирование у обучающихся речевой и языковой компетенции посредством использования на уроках элементов лингвистического анализа текста.

- Формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.


Задачи программы:

1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся.

2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.               

3. Создание условий на уроках русского языка и литературы для речетворчества обучающихся.

Срок реализации программы: 2017 – 2021 гг.








Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается,   пять-шесть часов  в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные компетенции.

В последние годы в преподавании русского языка используется текстоцентрический подход. Это значит, что любая единица языка должна изучаться в пространстве (в тексте). Соответственно изменились цели преподавания.

Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения. Этому следует учить, начиная с 5 класса. Если учащиеся не готовы к восприятию художественно-языковой, поэтической формы литературного произведения, в 9 – 10 классах проходят занятия, на которых учащиеся по плану рассматривают те или иные особенности текста. Например, это могут быть такие занятия: «Анализ художественно-языковых средств, словесных образов (конкретного произведения)»; «Наблюдение над лексическими средствами языка в связи с идейно-образным содержанием произведения»; «Работа с текстом с целью выявления особенностей стиля писателя»; «Анализ подтекстового смысла»; «Характеристика лирического героя, его чувств, настроений, мыслей»; «Анализ отрывка (эпизода, сцены, части текста) с точки зрения его взаимосвязи с целостным содержанием произведения»; «Композиция литературного произведения» и т.д.

Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она охватывает и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общенаучную лексику), и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.

Начинать такую работу необходимо с 5 класса: выделение главного в абзаце и в более широком тексте, нахождение ключевых слов, находить, различать основное и его признаки в абзаце и тексте, овладевать приёмами сокращения текста, составлять план, пересказывать по плану, близко к тексту и сокращённо и т.д.

Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций:

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • Элементы лингвистического анализа текста при построении коммуникативного высказывания;

  • все формы учебного диалога;

  • доклады и сообщения;

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

  • обсуждения, дискуссии, диспуты;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • включение в урочную деятельность элементов лингвистического анализа текста;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;

  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.


Этапы работы:


Элементы работы

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Время работы

Подготовительный этап

Изучение методической литературы, выбор темы

Сентябрь – октябрь 2017 г.

Теоретический этап

Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы;


Разработка методической копилки с материалами по теме

Октябрь 2017- май 2018 г.




2017-2018, 2018-2019 учебные годы

Практический этап

Использование разработанных упражнений на уроках русского языка и литературы

Ноябрь 2017 – май 2021 г.


План самообразования на 2017-2018 учебный год


Содержание

Мероприятия

Срок выполнения

Изучение нормативных документов

Закон об образовании

ФГОС ООО, СОО,

Рабочие программы

Сентябрь – октябрь 2017г.

Изучение теоретической литературы по данной теме

Методические пособия, рекомендации учителю русского языка и литературы;

Интернет-ресурсы;


В течение года

Овладение новыми методиками, УМК

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В течение года

Подготовка материалов в методический уголок школы

Методика работы с текстом на уроках русского языка, приемы формирования коммуникативной и языковой компетенции посредством работы с элементами комплексного анализа текста


В течение года

Обобщение опыта работы, взаимопосещаемость

Открытые уроки, посещение открытых уроков

В течение года

Подготовка материалов для публикации (дополнительные занятия)

Подготовка материалов для размещения на личном сайте и сайте школы

В течение года



  • Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы:

  • Обучающиеся должны:

  • понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • осознавать содержание текста;

  • фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

  • определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

  • осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.

  • заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

  • использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).















. Методическая литература о лингвистическом анализе текста как условии формирования речевой и коммуникативной компетенции.


Чтобы обладать правильной речью, умело владеть ею, нужно изучать родной язык, его единицы и их взаимоотношения, то есть изучать язык как систему. Изучение родного языка приводит к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащегося. Е.А.Быстрова дала определение языковой компетентности: с одной стороны, это усвоение единиц языка ( фонем, графем, лексем, словосочетаний, предложений и др.) и правила их построения, с другой стороны, знание системы языка.

Речевая компетентность – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождение своих собственных программ речевого поведения. Формирование коммуникативной и лингвистической компетентности учащегося предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. А речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным исследователей, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности.

С точки зрения лингвистики, объектом теории текста является все коммуникативные единицы, характеризующиеся цельностью, связностью и относительной завершенностью. При анализе текста не раз обращается внимание на эти признаки, так как именно они и составляют текстовые особенности. В чем же заключаются эти связи? По мнению Арнольда И.В. и Мурзина Л.Н., сочетания лексем составляют те «смысловые узлы», на основе которых устанавливается тематико-ситуативные и оценочно-прагматические связи в тексте. Ключевые слова представляют собой в свернутом виде содержание определенных относительно законченных отрезков текста, соответствующих теме. Такой подход получил распространение в связи с введением понятия «концепта» (концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Ю.С.Степанов, 1997,с 41) Сетка ключевых концептов текста составляет основу его содержательной структуры.

Но методика информационных подходов ориентирована на содержательный анализ целого текста, внутреннее строение и иерархию его единиц. Этой точки зрения придерживались такие ученые, как Гальперин И.Р., Новиков А.И., Тураева З.Я. А лингвистический подход основывается на исследовании семантики языковых единиц.

Любой научный анализ предполагает разложение целого на элементы, расчленение на единства. Задача лингвистического анализа текста заключается в следующем: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Лингвистический анализ текста помогает разобраться в самом тексте, в его смысле и определить тему текста. М.Р.Львов считал, что литературный анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия. То есть лингвистический анализ является важной и , может быть, даже основной частью литературного анализа, поэтому очень часто на уроках литературы учителя при анализе художественного произведения так или иначе обращаются к лингвистическому, без которого не возможно разобраться в тексте.

Лингвистический анализ текста сводится к анализу единиц всех уровней. И.Р.Гальперин в своей работе «Текст как объект лингвистического исследования» писал, что в тексте скрыто три вида информации: 1. Содержательно-фактуальная (что и о чем говорится в тексте); 2. Содержательно-концептуальная ( + как говорится, художественные средства и приемы, а также авторское понимание действительности); 3. Содержательно- подтекстовая (анализ образной системы в целом; глубинный смысл текста). Если придерживаться этой точки зрения, то ясно видно, что этот лингвистический анализ и есть самая основа литературного анализа текста.

Но не стоит забывать, что при лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной принцип – «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления», так как именно «единство», связность – основные черты текста. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках, такая работа может найти место в системе проведения уроков развития речи, и именно системность таких уроков и приведет к результативности. Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащегося. Одной из важнейших проблем, имеющих практическое значение в преподавании основ теории текста, является установление системы принципов лингвистического анализа текста.

Учащимся предлагается план анализа текста, по которому они работают с текстом, но, так как каждый текст индивидуален, то анализ его может производиться с разной степенью полноты и может быть дополнен литературоведческими и другими сведениями.

План анализа любого текста на уроках русского языка.

1. Внимательно прочитайте текст. Вспомните, что вы знаете о его авторе и об особенностях манеры его письма, так как это может пригодиться при дальнейшем анализе текста.

2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Почему? Привести примеры из текста в качестве доказательства.

3. Какого типа речи текст? Найти в тексте черты, характерные для данного типа речи.

4. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Если у текста есть заглавие, то объяснить его смысл.

5. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план (лучше развернутый). Выпишите из каждой части «главные» слова, которые будут заключать в себе смысл, то есть являться «смысловыми узлами». Они помогут подробно разобрать текст и вникнуть в его суть.

6. Определите, как и при помощи чего связаны, части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций; употребление местоимений и союзов как средств связи).

7. Как соотносится начало и конец текста? (можно обратить внимание на композицию, если она играет важную роль в раскрытии смысла текста)

8. На каких приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.) Приведите примеры.

9. Понаблюдайте над лексикой текста (не забывая указывать примеры):

-найдите незнакомые (непонятные) слова и установите их значение по толковому словарю;

-найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, объясните их назначение в тексте;

-обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально – оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором? Какой тон и атмосферу в тексте они создают?);

- выделите фразеологизмы, определите их значение, цель их употребления в тексте;

-обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии и т.д.) Определите, для чего автор использует их в тексте.

10. Понаблюдайте за фонетическими средствами, использованные автором (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, или гласных - ассонанс)

11. Посмотрите на части речи и их количество, употребленное в тексте: деепричастий и глаголов для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление междометий и частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д. ).

12. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, полных и неполных, распространенных и нераспространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.)

13. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого – либо чувства, настроения, состояния.

14. Каково ваше впечатление от текста? Что нового вы узнали из текста?

При анализе текста по данному плану работа на уроке идет активно, каждый учащийся вчитывается в текст, развивает в себе навыки понимания текста и вообще речи писателя. Если регулярно проводить работу с текстом по данному плану, то уже через несколько уроков большая часть пунктов плана определяется учащимися уже при первом прочтении текста.

В большинстве своем на уроке русского языка ученики знакомятся с собственно лингвистическими терминами и категориями, непосредственно наблюдают и осмысляют язык как сложную, многоуровневую систему, живую и вечно меняющуюся. А тем временем нельзя забывать о том, что ученик на этих уроках должен освоить не столько теоретический материал, сколько практический: это и орфографические навыки, и грамотная речь, и умение воспринимать и понимать устную и письменную речь. Обучение по традиционным программам можно построить так, чтобы формировать у учащихся и творческий подход к языку, и разнообразные логические навыки, и способность обучаться вообще. И в этом может помочь работа с текстом, регулярная практика в анализе текста. Именно тогда ученик будет не просто изучать родной язык, а еще и чувствовать его.

Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка. В идеале каждый урок русского языка должен включать в себя работу с текстом. Каждая новая тема, каждое явление языка изучается на материале художественных текстов. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи .


Какие же задания могут быть подобраны к текстам? Их можно разделить на такие группы:

1. Предполагает поиск в тексте определенных форм и конструкций, их классификацию, объяснение их роли в тексте. Здесь от грамматики идем к содержанию.

2. Определение грамматических средств, с помощью которых раскрывается содержание.

3. Активная работа с текстом (изменение структуры предложений, подбор синонимов, определение стиля и жанра текстов).


На практике эти вопросы, задания могут быть даны в любом сочетании, ещё лучше, если они неожиданные. Такая работа помогает учащимся осмыслить художественный текст, оценить его достоинства, понять, как и почему выбраны лексические средства. И, конечно, такая кропотливая, вдумчивая работа с текстом пробуждает интерес к русскому языку, появляется желание самостоятельно искать и находить что-то интересное.



Варианты заданий, связанных с лингвистическим анализом текста, которые могут быть предложены учащимся основной школы на уроках русского языка



Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.


  1. Определите стиль и тип речи. Докажите свою мысль.

  2. Какова тема этого текста? Основная мысль?

  3. Назовите способ и средства связи предложений в тексте.

  4. Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему?

  5. Найдите слова в переносном значении, дайте их квалификацию. Какое ещё средство выразительности использовано автором? Какую роль они играют в тексте?

  6. Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова. Какие чувства автора они передают?

  7. Какие слова использует автор: общеупотребительные? диалектные? профессиональные?

  8. Какие согласные звуки повторяются в тексте? Как называется такой приём звукописи? Какой эффект он создаёт?

Стилистический анализ текста

1.Выявление условий (ситуации общения), с учетом которых выбирался стиль текста:

а) сфера использования текста;

б) функции речи (общение, сообщение, воздействие);

в) адресат речи (возрастной, образовательный, культурный уровень).

2. Установление стилевых черт, характерных для данного стиля.

3. Анализ языковых средств ( фонетических, словообразовательных, морфологических, лексических, синтаксических), благодаря которым текст приобрел названные стилевые черты.

4.Вывод о принадлежности текста к определенному стилю.



1. Черемуха обыкновенная - крупное дерево с округлой кроной. Она принадлежит к семейству розоцветных. Цветки растения обладают своеобразным сильным ароматом, листья обладают бактерицидными свойствами: выделяя фитонциды, уничтожают вредную микрофлору. Вот почему там, где растет черемуха, воздух всегда свежий и здоровый. Плоды черемухи черные, шаровидные, со сладкой, сильно вяжущей мякотью, содержат дубильные вещества. Обитает черемуха в европейской части страны, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Казахстане.

2.Черемуха душистая И кисточки атласные

С весною расцвела Под жемчугом росы

И ветки золотистые, Горят, как серьги ясные,

Что кудри завила. У девицы-красы…

Кругом роса медвяная Черемуха душистая,

Сползает по коре. Развесившись, стоит,

……………………………. А зелень золотистая

На солнышке горит.

3. Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба», – подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. – «Эх, штука-то важная», – сказал мужик (Л.Н. Толстой. Три смерти).


Коммуникативный анализ текста

1.Ситуация общения в данном тексте.

2.Коммуникативные цели участников общения.

3.Кому принадлежит инициатива в общении?

4.Охарактеризуйте поведение участников общения.

5.Охарактеризуйте социальные и коммуникативные роли персонажей текста, меняются ли они в процессе общения?

6.Определите приемы влияния коммуникантов друг на друга в процессе общения.

7.Оцените коммуникантов с точки зрения выполнения ими определенных правил общения.

8.Определите функционально-стилистическую принадлежность текста и докажите свою точку зрения.

9.Определите, какие предложения преобладают в данном тексте и почему.

10.Охарактеризуйте лексический состав текста, изобразительно-выразительные средства, целесообразность их использования.


Друзья

Сережка Сорокин шагал в лес за брусникой. Лес был низкорослый и болотистый. Брусники было мало. Она алела маленькими, рассыпанными по земле искрами. Надо было только чаще наклоняться.

Неожиданно грянул выстрел. Потом раздался еще хлопок, еще... Какое-то тревожное предчувствие подстегнуло мальчика, и он побежал. И вдруг совсем близко послышался знакомый голос:

- Я вас не боюсь... Это вы меня боитесь, ружья выставили.

Это был голос его учителя, Феликса Петровича. Мальчик раздвинул кусты и увидел учителя. Феликс Петрович был бледен. Перед ним стояли двое с ружьями, взятыми на изготовку.

- Иди своей дорогой, - глухо сказал тот, что повыше.

- Я бы пошел, да вы на моей дороге стоите, никак не пройти мне, - ответил учитель. – И бить вам белок я не позволю. Люди их с рук кормят.

- Ишь, добренький! – вставил свое слово одетый в кожу.

- Тут народу мало, как бы вскользь заметил высокий в картузе, - можно прицелиться в белку, да промахнуться. И – несчастный случай.

- От вас всего можно ждать, - сухо ответил учитель и огляделся, словно надеялся увидеть кого-нибудь. – Для вас убийство – как утоление жажды. Что вам пользы от этой белочки? Из нее даже шапку не сошьешь.

- Ладно разговаривать! – крикнул высокий. – Уйдешь ты или нет?

И он поднял ружье.

Сереже Сорокину хотелось упасть на землю. Чем он мог помочь учителю? Ружья у него не было. Но Сережа почувствовал, что должен. Должен, и все!

Дрогнули ветки ивняка. На дорожку бесшумно вышел мальчик.

- Это ты? – произнес учитель, и в голосе его прозвучало скорее удивление, чем радость. – Много набрал?

Высокий опустил ружье. Некоторое время все стояли молча. Что мог изменить этот хрупкий, посиневший от холода мальчишка? Но самого его появления оказалось достаточно, чтобы поддержать учителя и заставить отпустить тех двоих.

- Черт с тобой! – выругался мужчина в болотных сапогах и пошел прочь. Коренастый последовал его примеру.

Учитель и ученик стояли на дорожке и смотрели им вслед...

(По Ю. Яковлеву).


Комплексный анализ текста

Воспитывающая наука

(1)Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляя(т,ть)ся рост духовной культуры всего общества. (2) Культура как р…стение: у нее не только ветви, но и корни. (3)Чрезвычайно важно что(бы) рост нач…нался именно с корней.

(4)Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой мес(?)ности необходимо для сохранения культуры страны. (5)Даже удвоив число музейных работников, мы не сможем все сбереч(?), н…чего не растерять. (6)Это по силам только армии энтузиастов-краеведов.

(7)Краеведение пр…надлежит к комплексным наукам. (8)По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок – она спокойнее, строже, беспристрас(?)нее. (9)Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной те(р,рр)итории событий связа(н,нн)ых с этой мес(?)ностью, с жизнью людей, ее населяющих, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей.

(10)Краеведение пр…дает мес(?)ности не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом что(то) совершенно новое, це(н,нн)ое.

(11)Краеведение учит людей (не,ни) только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересова(т,ть)ся историей, иску(с,сс)твом, литературой, повышать свой культурный уровень.

(12)Сохр…нять нужно все памятники данной мес(?)ности независимо от того, какому народу они пр…надлежат. (13)Каждый город это город нескольких культур.(По Д. С. Лихачеву)


1.Выразительно прочитайте текст.

2. Каковы его тема и основная мысль?

3.Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

4.Найдите средства художественной выразительности, объясните их роль.

5.Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.

6.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

7.Из предложения 2 выпишите слово с чередующейся гласной.

8.Замените словосочетание «музейные работники», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

9.Выпишите грамматическую основу предложения 13.

10.Среди предложений 7-11 найдите предложения с обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.











































Список литературы:

  1. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.

  2. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. - М., 1989.

  3. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М., 1992.

  4. Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Таганрог, 1997.

  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003

  6. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста,  - М., 2002.

  7. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск, 1991.

  8. Капинос В.И. и др. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. -М., 1994