СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения, как средства формирования универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогических чтениях по теме: "Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения, как средства формирования универсальных учебных действий"

Просмотр содержимого документа
«Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения, как средства формирования универсальных учебных действий»

Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения, как средства формирования универсальных учебных действий.


Слайд1. Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения как средство формирования универсальных учебных действий.

Новый федеральный государственный стандарт второго поколения ставит главной задачу формирования интеллектуальной и духовной культуры человека, обучения умению пользоваться знаниями и добывать их самостоятельно, умению анализировать проблемы в любой области жизни и находить их наиболее оптимальное решение.

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

Основной задачей коррекционной школы является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество.

ФГОС реализуется через активные формы обучения, такие как проектная деятельность, деятельная технология, личностно-ориентированное обучение.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Проектная деятельность направлена на овладение способностью применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, самооценки.


Слайд 2. Цели метода проектов.

Цель метода проектов: научить учащихся :

-приобретать знания самостоятельно

-пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач

-искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы

-планировать свою деятельность

-объективно оценивать процесс и результат проектирования.


Слайд 3.Задачи проектной деятельности

  1. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов правильно ее использовать.

  2. Развитие умения анализировать.

  3. Формирование позитивного отношения к работе.

  4. Развитие умения составлять письменный отчет о работе над проектом.

  5. Обучение планированию.


Слайд4.Особенност

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатками интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.


Слайд 5. Этапы выполнения проекта (Этапы учебного проектирования).

  1. Организационно-подготовительный.

Работа начинается с определения сфе­ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада­чи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обра­ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения ва­риантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

  1. Технологический.

После определения ведущей идеи ре­шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка.

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо­ты материалами, инструментом и обору­дованием. Составление последовательности изготовления , изготовление изделия.

  1. Заключительный

Защита проекта — итог работы над проектом, строится по плану:


Слайд 6. План защиты проекта.

1.Описание изделия.

2.Обоснование выбора модели.

3.Обоснование выбора ткани и других материалов.

4.Выбор оборудования.

5.Конструирование и моделирование изделия.

6.Технологическая последовательность изготовления изделия.

7.Себестоимость изделия.

8.Собственная оценка выполненной работы. ( метапредметные умения и навыки-умение понимать причины успеха и неуспеха).

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью бывает очень сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование способствует коррекции этих недостатков путём анализа, синтеза, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге.


Слайд 7. Коррекционно-развивающие задачи.

- коррегировать внимание;

-коррекция и развитие связной речи;

-коррекция и развитие памяти;

- коррекция и развитие зрительного восприятия;

-коррекция и развитие тактильного восприятия;

- коррекция и развитие мелкой моторики рук;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально- волевой сферы


Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают речь, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Использование метода проектов дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны.

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю);

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по настоящему полезным членом общества.

























Предполагаемый результат освоения метапредметных связей: Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи. Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.