СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное благополучие ребенка в условиях ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях ДОУ нелегко создать и сохранить условия для эмоционального благополучия ребенка

Просмотр содержимого документа
«к презентации»














Эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении



(Слайд 1)

Озвучивание темы

(Слайд 2)

Эмоционального благополучия ребенка в детском дошкольном учреждении - очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.

(Слайд 3)

Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых и менее значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Утверждая это, мы опираемся на те исследования, где эмоции рассматриваются, прежде всего, как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.В. Витт, А.Д. Кошелева).


(Слайд 4)

В психолого-педагогической литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «эмоциональное благополучие».

Так, в психологическом словаре мы находим понятие «эмоциональное состояние» - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Понятие «эмоциональное самочувствие», понимается как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта - дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

(Слайд 5) (Слайд 6)

Все указанные состояния объединяются в одном понятии как - «НАСТРОЕНИЕ» как в разной степени осознанное психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида.

(Слайд 7)

Как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья расценивается эмоциональное благополучие в работах Г.Г. Филипповой, которая раскрывает его структуру. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору, представлено следующими компонентами:

- эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

- переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

- переживание успеха - неуспеха в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие, подчеркивает автор, могут иметь разное содержание, т.е. разную точку на континууме от «+» до «-».

(Слайд 8)

Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые.оровье ребенок детский сад


(Слайд 9)

От чего же зависит эмоциональное благополучие ребенка в детском саду? Практический опыт по изучению эмоционального развития детей в детском саду позволили определить несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. Среди них мы выделяем:

- состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

- эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

- особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

- обстановка в семье ребенка;

- особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Рассмотрим каждый из них.


(Слайд 10)

С. Цвейг писал: «Здоровье для человека естественно, болезнь - неестественна. Здоровье приемлется его телом как нечто само собой разумеющееся, так же, как воздух - легкими и свет - глазами: не заявляя о себе, живет оно и растет в нем вместе с общим его жизнеощущением. А болезнь - она проникает внезапно, как что-то чуждое, она нечаянно набрасывается на объятую страхом душу и бередит в ней множество вопросов».

Чтобы утверждать, как тесно связано здоровье человека с его эмоциональным состоянием, попробуем соотнести между собой определение этих двух понятий.

Эмоциональное состояние, как мы уже отмечали ранее, - это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта (мне хорошо или мне плохо), как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Врач-психотерапевт Э.Кублер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья.

Данное определение, с одной стороны, свидетельствует о некой тождественности здоровья и эмоционального состояния, с другой - эмоциональная сфера рассматривается в нем как неотъемлемая составная часть здоровья. Это подтверждается существованием всем нам известных словосочетаний: эмоциональное самочувствие, физическое и психическое здоровье и др.

(Слайд 11)

Если попытаться представить портрет здорового ребенка, то получатся следующие характеристики: активный, веселый, с хорошим настроением. У него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться, работать без отвлечений. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль или боли в животе. В понятие здоровья входят также оценка его поведения и соответствующее возрасту ребенка физическое и психическое развитие.

(Слайд 12)

Как правило, дети не в состоянии адекватно оценить свое болезненное состояние, а родители зачастую недостаточно внимательны, и в результате больной ребенок приходит в детский сад. Естественно, ни о каком эмоциональном комфорте не может идти речь, если ребенок болен. Он страдает сам, доставляет неудобства окружающим. В последнее время мы имеем дело с таким явлением, как психосоматические расстройства, проявляющиеся у детей на фоне нежелания ходить в детский сад. Психосоматические заболевания - это психические нарушения, которые проявляются как болезнь внутренних органов. Это могут быть нарушения желудочно-кишечного тракта, кожи, эндокринной системы, головные боли и т. п.

Подобные нарушения функций органов возникают в ответ на любые значимые для ребенка ситуации, которые вызывают эмоциональное напряжение (стресс). Общее для всех психосоматических расстройств у детей - различной степени депрессивные состояния, проявляющиеся в вялости, апатии, малоподвижности, жалобах на усталость и скуку. Эти дети редко улыбаются, сон у них поверхностный, просыпаются они рано.

Особо остановимся на детях с нарушениями нервно-психического здоровья. Они сильно выделяются в группе; их поведение основывается на эмоциях. Этих детей отличают сильное беспокойство, суетливость, драчливость. Они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейших неудачах обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Или, напротив, они склонны к тормозным реакциям - застенчивы до пугливости, нерешительны, робки. Если такой ребенок не справляется с заданием, то всегда кто-то другой виноват в его неудачах. В этом случае ребенок отказывается выполнять задание, ссылаясь на то, что болит голова.

Следует подчеркнуть, что нельзя сводить все проявления нервных расстройств у детей только к «нервам». Нередко за такими признаками скрывается неблагополучие в семье.

(Слайды 13, 14, 15)

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка.

Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.

Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Для многих детей приход в детский сад - это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду. Определение «несадовский ребенок» имеет экспериментально подтвержденный статус в педагогике и психологии.

Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. В работах физиологов, в психологических и педагогических исследованиях приводятся разные цифры: 7 - 10 дней, две недели, месяц, два месяцы, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью, которая прослеживается во всех работах, является удлинение адаптации по мере взросления детей.


(Слайд 16)

Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Действительно, ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

Опираясь на концепцию М.И. Лисиной, в которой общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений, мы рассматриваем отношения как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.

На первом из них (младший дошкольный возраст) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (средний дошкольный возраст) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в положительном отношении и признании сверстника.


(Слайд 17)

..

(Слайд 18)

Список использованной литературы

1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.И. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000.

4. Константинова Т.И. Индивидуальные особенности в формировании поведения детей от 4 мес. до 3 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1975.

5. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый - ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1993.

7. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.

8. Психологические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей / Г. Ю. Окунева, А.А. Белошеева, В.А. Голышева и др. - Пермь, 1999.

9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.

10. Смирнова Е.О., Калягина Е.Н. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. - М., 1999.

12. Цвейг С. Врачевание и психика. - СПб. 1992.

13. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.

14. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. 1985.

15. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Улыбнитесь, вы пришли в детский сад! Воспитатель МАДОУ № 18 «Ладушки» г.Гай Оренбургской обл. Кунакова Гульназ Ильдаровна

Улыбнитесь,

вы пришли в детский сад!

Воспитатель МАДОУ № 18 «Ладушки» г.Гай Оренбургской обл.

Кунакова Гульназ Ильдаровна

Эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача перед воспитателем и дошкольным учреждением в целом!

Эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача перед воспитателем и дошкольным учреждением в целом!

Тем не менее большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Ведь именно тут для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых для него людей, осваиваются новые социальные отношения.

Тем не менее большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Ведь именно тут для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых для него людей, осваиваются новые социальные отношения.

Основные понятия эмоционального благополучия ребенка в детском саду Эмоциональный комфорт (дискомфорт) Эмоциональное состояние Эмоциональное самочувствие

Основные понятия эмоционального благополучия ребенка в детском саду

Эмоциональный комфорт (дискомфорт)

Эмоциональное состояние

Эмоциональное самочувствие

«НАСТРОЕНИЕ»

«НАСТРОЕНИЕ»

Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения Переживание успеха – неуспеха в достижении целей Компоненты эмоционального благополучия ребенка Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта Переживание оценки другими результатов активности ребенка

Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей

Компоненты эмоционального благополучия ребенка

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними

Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта

Переживание оценки другими результатов активности ребенка

Идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка

Идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка

Адаптация ребенка к детскому саду Условия эмоционального благополучия детей дошкольного возраста (условия комфорта или дискомфорта ) Состояние здоровья Отношения «Взрослый – Ребенок» Взаимодействие ребенка с детьми в группе Обстановка в семье ребенка

Адаптация ребенка к детскому саду

Условия эмоционального благополучия

детей дошкольного возраста

(условия комфорта или дискомфорта )

Состояние здоровья

Отношения «Взрослый – Ребенок»

Взаимодействие ребенка с детьми в группе

Обстановка в семье ребенка

В среднем адаптация у ребенка к садику проходит по истечении 2-6 месяцев

В среднем адаптация у ребенка к садику проходит по истечении 2-6 месяцев

Очень важно ребенку принятие его другими детьми, создаваемый ими общий эмоциональный фон, общая продуктивная деятельность (игра) и т.п.

Очень важно ребенку принятие его другими детьми, создаваемый ими общий эмоциональный фон, общая продуктивная деятельность (игра) и т.п.

Список использованной литературы

1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.И. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000.

4. Константинова Т.И. Индивидуальные особенности в формировании поведения детей от 4 мес. до 3 лет: Автореф. дис. канд.

пед. наук. - М., 1975.

5. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый - ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1993.

7. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.

8. Психологические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей / Г. Ю. Окунева, А.А. Белошеева, В.А. Голышева и др. - Пермь, 1999.

9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.

10. Смирнова Е.О., Калягина Е.Н. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. - М., 1999.

12. Цвейг С. Врачевание и психика. - СПб. 1992.

13. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.

14. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. 1985.

15. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М, 1999.