СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эмоциональное благополучие детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данная публикация состоит из небольшого описания и игр разработанных лично мною.

Просмотр содержимого документа
«"Эмоциональное благополучие детей"»

 



Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд М.С. Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Наукой доказано, что у ребенка в раннем и дошкольном возрасте происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающим. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на всё происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства и, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижение гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должны быть ярким, комфортным и позитивным.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группа в целом.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.

Каждая ступень развития ребенка очень важна, так как на каждой ступени развития ребенок сталкивается с определенного рода задачами, от решения которых зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Поэтому каждая должна быть прожита ребенком полноценно - ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость). Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья.





ИГРЫ НА ВОСТОНАВЛЕНИЕ

ПСИХО – ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (собственная разработка)

«Полежим в тишине»

Наши детки лучики - дети ложатся на коврике на спину в

круг ножками

Вытянули ножки - солнышко

Вытянули и ручки - руки и ноги выпрямлены

Мы играли,

Мы устали

Полежим мы в тишине - лежат молча

Глазки все закрыли - закрывают глазки

И обо всём забыли

Музыку послушаем - играет музыка, дети слушают

закрытыми глазами (1мин.)

Ох, как тихо мы лежим - дети продолжают лежать

И тишину мы сторожим

Полежали, отдохнули - открывают глаза

Глазки все открыли - встают на ноги

Встали

Ручки, ножки встряхнули - встряхнули сначала руки, потом ноги

Дружно, весело вздохнули - упражнение на дыхание: вдыхаем . носом, выдыхали ртом


«Гном»

Жил на свете старый гном, - дети сидят на коврике

Разбирая он бурелом. - пальчиками массажируют свои . головки

Протирая окошечки, - массаж глаз, пальчиками . круговыми движениями

Где сидели кошечки. - прогибание спины, руки . на пояс

Отворял он дверцы, - мочкой уха, то закрывают, . то открывают ушную . раковину

Чтоб входили звери. - сидя продвигаются вперёд

Заходил гном в огород, - сидя переставляют ноги . (имитация ходьбы)

Там капуста растёт. - в воздухе рисуют круг

Во дворе гусята ходят, - наклоны вправо, влево

И зерно они находят.

Зёрна весело клюют, - пальчики в пучок стучат по . ножкам

Звонко песенку поют.

Пощипали травку, - легко щипали щечки

В луже у канавки. - гладят щечки

Гном сердито топнул ножкой, - удары ногами об пол

И захлопал он в ладошки. - хлопки в ладони

Ну, идите же домой, - взмахи руками вверх

Напою я вас водой.

Гусята побежали, - руки согнуты в локтях, . поднимаем вверх, вниз

И детишек повстречали.

Эй вы гуси не щеплитесь, - упражнение на дыхание вдох . носом, выдох ртом

Лучше с нами подружитесь.


«Мы проснулись»

Мы проснулись, потянулись - потягиваются

Разбудили глазки, ушки. - дёргают себя за ушки, протирают . круговыми движениями глазки

Потрепали носик, - дёргают за носик

Улыбнулся ротик. - растягивают губы в широкой улыбке

Ножками потопали, - сидя топают ногами

Ручками похлопали. - хлопают в ладони

Пошли дружно умываться, - сидя топают ногами

Чистить зубы, - зубы сжаты, губы растянулись в . улыбке, указательным пальцем . водят возле зубов

Мыть лицо и руки. - имитируют мытьё лица и рук

Вот умылись, причесались - имитируют расчёсывание волос

Завтракать скорей помчались. - сидя топают ногами

Чай вскипел, дымится паром,

Пирожки пылают жаром. - произносят звук «ш-ш-ш»

Мы сейчас ещё спечём, - выполняют движения руками, . приговаривая «Я пеку, пеку, пеку.»

А потом и чай попьём. - имитируют чаепитие

Вот поели и попили,

И посуду помыть не забыли.

Побежала вода - дети произносят звук «с-с-с»

Ты куда, ты куда? - пожимают плечами

Кружечки мыть и чашечки мыть - имитация мытья посуды

И поставили, всё сушить.

Что же делать нам теперь? - разводят руками

А пойдем гулять скорей.

Мы оденем: кофту, носочки и штаны, - имитируют одевание

Шапку, куртку и ботинки. - у куртки застёгивают молнию, . произнося звук «з-з-з», ботинки . зашнуровывают

Шарфик, - завязывают шарфик

Варежки пуховые, - вытягивают руки вперёд

Вот мы и готовые.

Открываем дверь, - отвести руку в сторону

Пойдём гулять скорей. - встают и топают ногами

Подметём дорожки, - имитируют подметание

Поиграем в снежки немножко. - играют в снежки

А сейчас пора домой, - стоя топают ногами

Поспешим ребята. - садятся на пол

Быстро раздеваемся, - имитируют раздевание

И чисто умываемся. - умываются

Покушать не забыли, - кушают

Посуду мы помыли. - моют посуду

Пошли все дружно спать, - сидя топают ногами

Расправили кровать.

Сделали зарядку, - упр. на дыхание: разводят . руки в стороны, при этом . вдыхают воздух носом; . обняв себя руками, . выдыхают воздух ртом

И легли в кроватки. - ложатся на коврик

Все закрыли глазки, - закрывают глаза

И попали в сказку. - лежат с закрытыми глазами

Раз, два, три, ура! - дети поднимаются

Просыпайся детвора! - поднимают руки вверх