СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное развитие детей 5–6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное развитие детей 5–6 лет»

Эмоциональное развитие детей 5–6 лет


1. Развитие эмоционального реагирования в старшем дошкольном возрасте


На этом возрастном этапе основными задачами в области развития эмоционального реагирования являются следующие:

1. Совершенствовать опыт эмоционального реагирования путем подачи различных по интенсивности, продолжительности и новизне сенсорных стимулов, носящих в основном комплексный характер (зрительно‑вестибулярные, зрительно‑слухо‑осязательные и т. д.;

2. Стимулировать проявление индивидуально‑неповторимого стиля игрового поведения, самобытности «почерка» эмоционального реагирования.

В старшем дошкольном возрасте подача сенсорной информации носит в основном комплексный характер – через зрительно‑вестибулярные, зрительно‑слухо‑осязательные ощущения. Вводятся также динамичные сенсорные раздражители с эффектом неожиданности, что требует быстрой смены темпа, ритма движений и т. д. Для побуждения детей к эмоциональным проявлениям используются следующие приемы.

• Преднамеренная изоляция одного из анализаторов, например зрения («Закрыть глаза», «Отвернуться!») или слуха («Закрыть уши!»).

• Вариативность интенсивности, продолжительности, темпа подачи сенсорных стимулов.

• Неожиданное изменение игрового контекста, одновременное или поочередное демонстрирование действий.

Для реализации этих задач предлагается комплекс эмоционально‑сенсорных игр.


Слушаем тишину


Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки окружающего мира.


Вы тихонечко постойте,

Не кричите и не пойте.

Вы послушайте скорей

Шум природы и людей,

А потом скажите мне,

Что там слышно, в тишине?


Педагог просит детей по очереди называть смешные или немного грустные звуки, а также звуки, вызывающие испуг, удивление и т. д.


Аплодисменты


Игра проводится с подгруппой детей. Педагог, вызывая у детей интерес к аплодисментам, отмечает, что они бывают разные: бурные и восторженные, сдержанные и деликатные, ленивые и безразличные и т. д. Далее предлагает детям передать аплодисментами свое отношение к различным предметам – карандашу, книге, настольной лампе, венику и т. д., а также к игрушкам – куклам и машинкам, к различным запахам – духам, хвое, чесноку и т. д. Дети дегустируют продукты питания (молоко, хлеб, банан и др.), слушают разные звуки (шелест фольги, пищание резиновой игрушки, свист, скрип, музыкальные фрагменты и др.) и аплодисментами выражают свое отношение.


Цветные мыши


Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее раскладывает на полу обручи красного, синего и желтого цвета. Обручи служат норками для мышей. Предлагая детям «превратиться в мышек», педагог повязывает на руку каждому ребенку одну цветную ленточку (красного, синего или желтого цвета), затем читает стихи:


Красные, синие, желтые мыши

Около норок в салки играли.

Странное что‑то случилось с мышами:

Желтые мышки вдруг кошками стали.


Дети с желтыми ленточками, «став кошками», ловят мышей. Мыши в свою очередь стараются попасть в свои норки. При повторении игры «кошками» становятся другие подгруппы детей с красными, а затем с синими ленточками.


Рисуем загадки


Для проведения игры детей необходимо разбить на пары: одни «рисуют», проводя пальцем по спине сверстников, несложные предметы (домик, солнце, цветок и т. д.), другие пытаются их отгадать. Затем дети меняются ролями.

Рисовать загадку можно на щеках, ладошках, коленках и т. д. Дети, которым загадывают загадки, могут закрыть глаза.


Там на неведомых дорожках


Игра проводится в зале, где заранее устанавливаются декорации, имитирующие лес, и раскладываются изображения следов, которые вырезаны из материалов разного качества. Можно использовать ребристую резину, кожу, фольгу, поролон, мех и т. д. Педагог обращает внимание детей на «сказочные тропинки» и предлагает босиком походить по чудесному лесу, наступая на следы, которые оставили его обитатели.

В заключение можно попросить детей нарисовать в альбомах «Радуга настроений» этих сказочных животных.


2. Развитие эмоциональной экспрессии у старших дошкольников


Основными задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие всех компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;

2. Содействовать развитию творческой самостоятельности в создании художественных образов, развитию индивидуально‑неповторимого стиля игрового поведения и самобытности «рисунка» эмоциональной экспрессии;

3. Поддерживать интерес детей к импровизациям, а также инициативу в выборе декораций и музыкального сопровождения. Поощрять инициативность в создании элементов костюмов, выборе выразительных средств для создания образа и т. д.

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а также развитию индивидуально‑неповторимого почерка образной передачи движений. Содержательной основой этих игр служат самые разнообразные произведения детской художественной литературы, включая юмористические (Г. Сапгир «Людоед и принцесса», Д. Хармс «Веселый старичок» и др.), а также рассказы, сочиненные как педагогом, так и самими детьми.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• привлекать детей к выбору декорации и музыкального сопровождения;

• побуждать к самостоятельной подготовке атрибутов, необходимых для организации игры и последовательных ролевых перевоплощений;

• побуждать детей к многократной актуализации различных эмоциональных состояний в ролевом воплощении, демонстрированию тонких оттенков настроений;

• использовать не только вербальные, но и невербальные способы взаимодействия (жесты, мимика, позы и т. д.), побуждать детей к творческим экспромтам;

• предоставлять детям свободу в самостоятельной организации таких игр;

• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и проявлении самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

Предлагаются следующие эмоционально‑экспрессивные игры.


Дождь и дождик


Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в капли дождя. Читая текст, педагог акцентирует внимание детей на том, что дождь может быть очень разным.

Вот появилась тяжелая, черная грозовая туча, и на землю медленно стал капать злой и страшный дождь.

Педагог предлагает детям изобразить грозовой дождь.

Вот ветер принес другую тучу, и пошел частый, моросящий, очень грустный, тоскливый дождь.

Дети изображают «грустный», моросящий дождь.

Однажды, в теплый летний день на землю полил веселый, шумный, озорной дождь! Он барабанил по крышам домов, как бы просил всех выглянуть в окно и порадоваться его приходу!

Дети изображают «веселый» дождик.

В заключение педагог предлагает нарисовать в альбомах разные «настроения» дождя: злой, грустный, веселый.

Вариантами такой игры может служить изображение ветра, снега и т. д.


Чувствительные растения


Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в различные растения: березу, иву, дуб, травинку, кустарник, кустик ягод и т. д. Предлагает детям передать движениями то, как реагирует то или иное растение на тихий, нежный ветерок, на сильный, холодный ветер, на ласковое солнышко, на мелкий, моросящий дождь, на сильный ливень, на крупный град, на приход темноты, на теплое, ясное утро, на первые заморозки.

Детям предоставляется полная свобода импровизации.


Разговор игрушек


Педагог делит детей на две команды: одна – игрушки‑толстушки (матрешки, барабаны, медведи, мячи и т. д.), другая – игрушки‑худышки (зайцы, дудочки, белки, куклы Барби и т. д.). Педагог предлагает детям внимательно слушать рассказ и воспроизвести настроение игрушек, их переживания.

Педагог (читает текст). Собрались возле новогодней елки игрушки‑толстушки и игрушки‑худышки. Ходят, смотрят друг на друга. Раскрыли рты худышки, удивляются: «Ах, какие вы, толстушки, неуклюжие, толстые!»

Расстроились толстушки, заплакали: «Не хотим с вами, худышки, лежать в одном мешке для подарков. Пусть нас Дед Мороз в отдельный мешок положит».

А худышки не унимаются. Сморщили нос, поджали губы: «Ну и не надо! Фу, какие вы отвратительные, плаксивые!»

Перестали плакать толстушки, надулись и стали еще толще, хмурят брови: «Мы очень сердитые и недовольные. Не хотим на вас смотреть, худышки!»

А тут загорелась елка, приближался новогодний праздник. И худышкам вдруг стало стыдно за то, что они дразнили своих друзей – игрушек‑толстушек. Худышки опустили глазки, стоят, чуть не плачут. А толстушки улыбнулись, протянули худышкам руки: «Ладно уж! Простим вас, худышки!»

Худышки обрадовались. И все стали веселиться, смеяться и танцевать парами – худышки с толстушками.


Кисло‑сладкая история


Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог делит детей на две команды. Одна изображает кислые ягоды и фрукты (клюква, крыжовник, лимон, облепиха и др.), другая – сладкие (груши, малина, клубника, персики, бананы и др.).

Педагог предлагает детям передать движениями настроение тех и других плодов.


Где‑то, где‑то за горами

Во фруктовом городе

Жили ягоды и фрукты,

В тепле росли, не в холоде.


Одни из них – Кислушки

Морщились и злились,

Другие – Сладкоежки

Плясали, веселились.


Как‑то раз с утра пораньше,

Чтобы больше не грустить,

Вдруг решили все Кислушки,

Что не надо скучно жить.


И Кислушки всем сказали:

– Не хотим мы злиться!

Будем мы теперь резвиться,

Улыбаться, веселиться!


Сладкоежки согласились,

Что случилось так.

И вдруг заморщились они

И вот этак, и вот так.


Долго б это продолжалось,

Если б не ворона…

Увидев это, хитрая ворона

Так развозмущалась:


– Кар, кар, кар! Чудно́ ужасно!

Так ведь не бывает.

Хватит вам нас всех смешить,

Обманывать, лукавить.

Нужно это изменить,

По местам расставить!


И опомнились Кислушки:

– Лучше быть с кислинкою!

И сказали Сладкоежки:

– Будем «веселинками»!


Так и жили все они,

Больше не менялись.

Как природа создала,

Тем и наслаждались!



В гостях у царя зверей


Игра проводится с подгруппой детей. Для игры выбираются «лев» и «звери». Педагог просит детей, исполняющих роли «зверей», подготовить небольшой этюд, образно передающий повадки определенного животного. Затем «звери» подходят к сидящему на стуле «льву».

Звери. Здравствуйте, лев, царь зверей! Нужны вам работники?

Лев. Нужны!

Звери. Выбирайте!..

Дети по очереди изображают различных животных. «Лев» пытается отгадать их. Первое верно угаданное «животное» становится «львом».


Угадай‑ка


Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям отгадать «живые загадки», а затем тихонько, чтобы не слышали другие дети, дает одному из участников игровое задание. Ребенок выполняет его. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. Примерный перечень заданий:

• Изобрази свирепого медведя, бегущего за Машей;

• Изобрази, как лиса уговаривала колобка сесть ей на язычок;

• Покажи, как расстроенный заяц бежал по тропинке в надежде, что кто‑нибудь поможет ему выгнать лису из избушки;

• Изобрази, как дул волк на соломенный домик Ниф‑Нифа;

• Покажи, как ловит комаров веселый лягушонок;

• Покажи, как кот Леопольд шел на рыбалку.

В дальнейшем при повторении игры задания можно усложнить, например предложить двум детям изобразить фрагмент из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: веселый Буратино убегает от злого Карабаса‑Барабаса и т. д.


Живые картинки


Педагог заранее готовит детей к показу «живых картинок»: вместе обдумывают сюжет, позы, жесты, выражение лиц, одежду, украшения, которые будут демонстрировать.

Перед началом игры необходимо установить возвышение типа театральной сцены и прикрепить занавес. Когда дети полностью готовы к показу той или иной «живой картины», педагог открывает занавес. Дети‑зрители, рассматривая «картины», пытаются угадать их название.


Летим в «Фаннилендию»


Игра проводится в зале. Педагог делит детей на две команды: одна – жители «Фаннилендии», другая – жители Земли. Жители «Фаннилендии» располагаются в заранее оформленной части зала.

Педагог предлагает жителям нашей планеты подготовиться к полету на очень далекую и загадочную планету «Фаннилендию», что в переводе означает «Смешная планета». Педагог отмечает, что добраться до нее можно только на современном космическом корабле, запуск которого состоится через несколько минут, и советует одеться. Дети демонстрируют процесс надевания скафандра, ботинок и т. д. Затем все поднимаются на борт «корабля» (сделанного из крупного игрового строительного материала). Отсчитываются последние секунды, объявляется запуск. Педагог предлагает детям имитационными движениями изображать события.

Педагог. Дети! Мы находимся в невесомости, поэтому вещи могут летать.

Смотрите, у Саши шлем улетел, его надо поймать. Это чья перчатка летает? И так далее.

Дети пытаются поймать шлем, перчатку.

Все пристегнуты к своим местам, чувствуют себя хорошо.

Дети имитируют соответствующие действия.

Можно пообедать. Ах, какая неприятность! Все «тюбики» перепутались, и теперь непонятно, где кислая еда, а где сладкая… Берите «по тюбику», начинайте есть. По выражению ваших лиц мы сейчас поймем, кому какая пища досталась!

Дети мимикой и жестами демонстрируют вкус пищи.

Дети! Вот мы и прилетели в «Фаннилендию»! Можно покинуть корабль. Смотрите, нас встречают «фаннилендцы»!

Жители «Фаннилендии» встречают гостей.

К сожалению, они не понимают нашего языка, поэтому придется общаться жестами. Давайте поздороваемся с ними жестами.

Дети приветствуют «фаннилендцев» жестами.

Варианты игр.

• Найдите свою половину. Дети, получив полукруг определенного цвета, начинают бегать в разных направлениях. По сигналу каждый должен найти свою «половину», т. е. взяться за руки с ребенком, имеющим полукруг того же цвета.

• Покажите, какие животные живут на планете Земля и какие в «Фаннилендии». Дети поочередно демонстрируют характерные повадки животных, населяющих ту и другую планеты. Земляне определяют, на каких земных животных похожи животные незнакомой планеты, а жители «Фаннилендии» пытаются найти сходство животных планеты Земля с их животными.

• Покажите, как радуются жители той и другой планеты.

• Покажите, что огорчает тех и других.

• Изобразите, как удивляются они…


В заключение педагог предлагает «фаннилендцам» посетить планету Земля. Игру можно повторить через несколько дней: теперь «фаннилендцы» – «гости» планеты Земля.


Маленький народ


Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.


Тра‑та‑та, тра‑та‑та

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя – вот такой!

Другой дядя – вот такой!

Третий дядя – вот такой!

А четвертый – вот такой!

Одна тетя – вот такая!

А вторая – вот такая!

Третья тетя – вот такая!

А четвертая – вот такая…


Д. Хармс


Маланьины дети


Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:


У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…



Воздушные шары


Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:


Шарики воздушные

По небу летят.

Шарики воздушные

Похожи на зверят.

Разноцветные шары

Очень ярки, посмотри!


Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».


Передай голосом


Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.


В мире животных


Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.

Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.


Таким образом представляются самые различные животные.


Говорящие руки


Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.

При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую‑нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.


Сурдопереводчики


Игра проводится по аналогии с предыдущей: одна команда детей – «зрители», другая – «артисты». Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям», которые «ничего не слышат», зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики, послушать сказки, загадки, стихи. «Артисты» передают движениями содержание текста. Для этого лучше использовать несложные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т. д.) или загадки. Вот примеры загадок.


1. Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет двести рос. (Слон.)


2. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)


3. Летом ходит без дороги

Среди сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)


4. Идет, иглы на себе несет.

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног. (Еж.)


5. Они в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели на цветы,

Домой меда принесли. (Пчелы.)


6. Я орешки грызу,

На деревьях живу.

В лесу резвлюсь,

Детей не боюсь! (Белка.)



Театр пантомимики


Педагог предлагает детям «окунуться» в разнообразный мир поэзии и выразительно, ярко передать движениями содержание того или иного стихотворения. Для этого можно использовать стихи В. Лунина «Сучок на тропинке», С. Маршака «Теремок», «Кошкин дом», «Перчатки», Г. Сапгира «Людоед и принцесса», К. Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», Д. Хармса «Веселый старичок» и др. Начать игру можно с четверостишия:


Театр посещать непременно стоит

Там можно увидеть разных героев:

Весёлых, смешных, грустных и злых,

Ленивых и страшных, капризных, отважных…


В качестве примера предлагаем стихотворение «Томка».

У меня проживает кошка. Если грустно мне, Погрустит и она немножко. Если радостно, Мяукнет громко. А зовут мою кошку Томка.

Оттолкнется она, прыгнет ввысь, Будто скажет мне: «Улыбнись!» Если я заболею вдруг, Томка рядом – мой преданный друг. Трется, ласкается, лижет меня, Хочет она, чтоб поправилась я.


У меня проживает кошка.

Если грустно мне,

Погрустит и она немножко.

Если радостно,

Мяукнет громко.

А зовут мою кошку Томка.


Оттолкнется она, прыгнет ввысь,

Будто скажет мне: «Улыбнись!»

Если я заболею вдруг,

Томка рядом – мой преданный друг.

Трется, ласкается, лижет меня,

Хочет она, чтоб поправилась я.


Грустно ей без игры нашей дружной,

Томке моей это очень нужно.

А когда я снова здорова,

Томка опять к приключеньям готова.

Помашет хвостом на прощание мне

И уходит гулять сама по себе.


Бродит по улице медленно, важно,

Ведет себя там очень отважно.

Правда, хвост подожмет забияка,

Если увидит большую собаку,

Да спрячется где‑нибудь между кустов,

Выгнав оттуда соседских котов.


Выждав немного в укрытьи своем,

Тихо выходит, смотрит кругом.

Вдруг зашевелится рядом листок,

Лапкой откинет, а там – червячок.

Смотрит Томка моя, удивляясь:

– Кто это ползает, странно кривляясь?


А если встретит случайно

Кошку – соседку свою,

Когти выпустит злостно

И спину выгнет в дугу.

Ну а затем, успокоясь,

К дому идет своему.



3. Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 5–6 лет


Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Продолжать развивать умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса);

2. Учить определять смысл поведения, причины настроений путем анализа внешних условий – обстоятельств, событий и т. д.;

3. Развивать способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие;

4. Продолжать работу по дальнейшему обогащению словаря эмоциональной лексики, познакомить с такими словами, как обиженный, капризный, скучный, стыдно, усталый и т. д.;

5. Учить называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.);

6. Учить понимать обобщенные эмоциональные характеристики, адекватно использовать их (Царевна Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и т. д.).

Важную роль в решении этих задач играет художественная литература – сказки, рассказы, детская поэзия, где в ярких образах передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и различными состояниями природы. Это сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.), стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), В. Берестова («Веселое лето», «За игрой», «Заяц‑барабанщик» и др.), С. Дрожжина («Миновало лето», «Первый гром», «Все зазеленело»), А. Плещеева («Скучная картина», «Осенью»), А. Фета («Сад весь в цвету…», «Задрожали листы, облетая…»); рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.

В процессе общения необходимо побуждать детей называть эмоциональные состояния, фиксировать их внимание на причинах радости, горя, удивления, обид героев произведений, высказывать свое отношение к тем или иным событиям и поступкам, делать сравнительный анализ различных эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих и т. д.).

Чтение художественной литературы желательно сопровождать показом слайдов и репродукций картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Царевна‑лягушка», «Снегурочка», «Иван Царевич на Сером Волке»; Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др.

Важное значение в решении педагогических задач имеют и другие виды искусства, в частности музыка. В работе с детьми необходимо использовать музыкальные произведения, выразительно передающие различные настроения, эмоциональные состояния. Дети хорошо воспринимают такие музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Весело‑грустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д. Пьесы могут звучать в процессе чтения художественной литературы, при проведении бесед и игр.

На данном возрастном этапе необходимо продолжить работу с использованием когнитивных схем эмоций. Помимо знакомых, использующихся в средней группе, вводятся новые эмоциональные состояния – состояния обиды, усталости, вины, стыда, интереса и др.

Необходимо вариативно подходить к анализу когнитивных схем эмоций:

• от следствия – собственно эмоции (например: «Что чувствует бабушка?», «Какое настроение у льва?») к причине («Почему мальчик стал грустным?», «Что испугало котенка?»);

• от причины – самой ситуации, внешних условий, повлиявших на состояние героя или сказочного персонажа, к эмоциональным проявлениям, т. е. к следствию.

При соотнесении между собой различных элементов схемы необходимо побуждать детей оценивать эмоциональные состояния с позиции морального выбора, адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений. Важно подводить детей к пониманию того, что нравственная оценка способов поведения должна определяться не внешней формой поступка, а прежде всего содержанием мотивов, т. е. чем руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило его к переживанию грусти, удивления и т. п. С этой целью рекомендуется использовать следующие вопросы:

• Правильно ли поступили дети?

• Как бы вы поступили, если бы находились рядом?

• Какие слова вы использовали бы в данном случае для того, чтобы изменить плохое настроение?

• Как вы считаете, нужна ли помощь в разрешении этой ситуации?

• Как помочь этому персонажу?

• Что бы вы посоветовали персонажам в этой ситуации?..

К концу старшего дошкольного возраста важно научить детей не только объяснять, оценивать характер эмоциональных проявлений, но и проектировать эмоциональное поведение. В этом случае необходимо использовать схемы, предполагающие оформление следствия (эмоционального состояния персонажа), в виде пустого круга, предложив ребенку самому заполнить его. Такие схемы можно оформлять в виде ряда ситуаций, которые связываются с определенным эмоциональным состоянием. Детям предлагается оценить каждую ситуацию с позиции адекватности (неадекватности) данному эмоциональному проявлению и соответственно зачеркнуть неподходящие изображения, пояснив сделанный выбор. Примеры таких схем.