Эмоциональное развитие дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Составили воспитатели МБДОУ д.с. « Белоснежный мишка »
Ульяновская обл. р./ п. Сурское
Тимофеева М. И. Хорева Е. Н.
2019 год.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
В современном обществе родители очень рано начинают обучать своего ребенка, развивать его интеллектуальную сферу, принуждая к интеллектуальным усилиям, к которым ребёнок не готов ни физически, ни морально. Тогда как для дошкольника важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человечка и свидетельствует о его психологическом состоянии, благополучии, отношении к окружающему, возможных перспективах развития .
Развитие эмоциональной сферы ребёнка идет через создание специальной развивающей среды, посредством игры, через музыку, детское художественное творчество, художественную литературу
Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература.
Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".
Ребенок вместе с духовной сущностью литературы постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эмоционального развития.
Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л.П.Стрелковой [16]. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе..
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Книги, сказки, спектакли служат для ребенка неисчерпаемым источником развития эмоций, чувств. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка
Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Сказки и стихи, пословицы, поговорки действенное
средство в коррекции эмоционально – нравственной
сферы у ребёнка – дошкольника. Они помогают научить
детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и
переживания, обучить детей этически важными формами
поведения.
Алгоритм работы над художественным произведением .
1.Чтение произведения.
2.Беседа о прочитанном. 3.Рассматривание иллюстраций.
4.Игры-беседы детей с персонажами.
5.Этюды на выражение эмоций у детей.
6.Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
7.Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Условия реализации алгоритма
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
2. Беседа о прочитанном.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать
события и поступки персонажей после прочтения произведения
проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного.
Педагогу необходимо тщательно продумывать вопросы, которые
должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к
прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы,
побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои
эмоциональные переживания в речи.
3. Рассматривание иллюстраций.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
4. Игры-беседы детей с персонажами.
При работе над художественным произведением в
эмоциональном развитии детей очень
эффективен прием игры-беседы с персонажами
произведения. Цель данного приема – оценить
то, насколько детям понятно содержание
художественного произведения, то как ребёнок
усвоил нравственные эталоны, какова его
позиция по отношению к разным героям.
5. Этюды на выражение эмоций у детей.
Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний
персонажей и подготовки к проведению игр – драматизаций проводится
работа над этюдами, предложенными в книге М.И. Чистяковой
"Психогимнастика". Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить
переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка
перевоплощения в героев художественных произведений.
6. .Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.
Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует
развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его
поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы
и поражения.
7.Установление связи между идей произведения и жизненным опытом
детей.
Как этап обобщения работы над художественным произведением,
включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь
детей группы. Представления, полученные детьми из
художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт
постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление
вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие,
настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к
внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или
жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы
реализоваться.
Читайте детям книги! Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие наших детей!