СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, их профилактика и оказание помощи

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлен опыт работы педагога-психолога с педагогами по профилактике СЭВ и оказание помощи.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, их профилактика и оказание помощи»

Выступление педагога-психолога на августовской конференции 2024г.

Тема: «Эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, их профилактика и оказание помощи».


Слайд 1. - Название темы, автор.

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию выступление по теме: «Эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, их профилактика и оказание помощи». В своем выступлении я хотела бы поделиться опытом работы нашего центра.

Слайд 2. - В настоящее время синдром эмоционального выгорания встречается всё чаще, особенно среди педагогов. С повышением требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога, увеличивается нагрузка, меняется привычный режим и темп деятельности. Такие изменения содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения педагога.

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует терпения и особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа людьми, а особенно с детьми, требует особых усилий и со временем вызывает эмоциональное перенапряжение.

Профессия педагога является еще более сложной, в связи с тем, что он в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, коллегами, родственниками. Большая часть рабочего времени педагога проходит в эмоциональном напряжении и требует постоянной концентрации внимания, высокой ответственности за жизнь и здоровье воспитанников.

Слайд 3. - Профессия педагога сопряжена со многими ситуациями, вызывающими стресс. Многие педагоги склонны скрывать стрессовые переживания, как от себя, так и от окружающих, что приводит к синдрому эмоционального выгорания.

Слайд 4 Немного истории. Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Слайд 5 Что же такое - Синдром эмоционального выгорания?

- это состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающееся в результате хронического неразрешимого стресса на рабочем месте и появляющееся в профессиях социальной сферы (Г. Селье). Приводит к снижению психической, эмоциональной и физической энергии, личной неэффективности и некомпетентности, а также циничной позиции.

Слайд 6 Синдром эмоционального выгорания.

- выработанный личностью защитный механизм в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (В.В. Бойко).

Слайд 7 В чем же отличие профессиональной деформации от эмоционального выгорания?

Профессиональная деформация – это нарушение целостности личности, её неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.

Профессиональная деформация, в отличие от СЭВ, проявляется во «внедрении» профессиональной позиции и опыта в личную жизнь специалиста.

ПД: Я-профессиональное → Я-личностное.

СЭВ: Я-личностное → Я-профессональное.

Слайд 8 Симптомы эмоционального выгорания бывают: психофизические, социально – психологические, поведенческие.

  1. Психофизические

Хроническая усталость;

Истощение;

Астенизация (снижение работоспособности, функций внимания, памяти, мышления);

Нарушения работы ЖКТ;

Нарушения аппетита

Нейродермиты

и т.д.

Слайд 9 Симптомы эмоционального выгорания.

2. Социально – психологические

Снижение уровня мотивации;

Упаднические настроения, преобладание отрицательных эмоций (пессимизм, апатия, депрессия, гнев, тревожность, чувства безразличия, безнадежности и бессмысленности, повышенное чувство ответственности за своих воспитанников, коллег и т.д.);

Пессимистический взгляд на будущее;

Циничность, жесткость, эмоциональная холодность, заострение черт личности и т.п.;

Негативное отношение к воспитанникам, их родителям, коллегам и работе в целом.

Слайд 10 Симптомы эмоционального выгорания.

3. Поведенческие

Рано приходит на работу и поздно уходит;

Тяжелее выполнять трудовые обязанности;

Поздно приходит и рано уходит с работы;

Берет работу на дом;

Избегает принимать решения;

Злоупотребление ПАВ;

Ригидность в работе.

Слайд 10 Причины синдрома эмоционального выгорания разделяют на: Внешние и Внутренние.

Внешние

Высокая нагрузка;

Недостаточное моральное и материальное вознаграждение;

Невозможность контролировать ситуацию;

Несправедливость;

Плохие условия труда;

Отсутствие значимости труда;

Работа с тяжелым контингентом.

Внутренние.

Низкая самооценка;

Высокий уровень невротизации и тревожности.

Большую роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому человеку.

Внешние.

Высокая нагрузка;

Недостаточное моральное и материальное вознаграждение;

Невозможность контролировать ситуацию;

Несправедливость;

Плохие условия труда;

Отсутствие значимости труда;

Работа с тяжелым контингентом.

Внутренние.

Низкая самооценка;

Высокий уровень невротизации и тревожности.

Слайд 11 Работая в центре помощи детям с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания, я рекомендую педагогам:

Культивировать интересы и увлечения, не связанные с профессиональной деятельностью;

Вносить разнообразие в профессиональную деятельность (посещать семинары, мастер-классы и т.п.);

Поддерживать здоровье (соблюдение режимов сна – бодрствования, питания);

Поддержка удовлетворяющей социальной жизни (друзья разнообразных профессий);

Стремиться к тому, что действительно хочется;

Слайд 12 Работая в центре помощи детям с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания, я рекомендую педагогам:

Слайд 13 Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Увлечения, хобби;

Психологическая санация: способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; принятие собственного опыта, как профессионального, так и личного;

Оставлять работу на работе: не обсуждать с близкими проблемы воспитанников и их родителей;

Повышение профессиональной компетентности.

Слайд 14 Также во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

- фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;

возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;

- запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока);

прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;

- глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

Слайд 15 В своей работе я использую методы:

- «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);

- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Слайд 16 методы:

- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);

- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы;

- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

Слайд 17 Работа педагога - психолога по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Слайд 18 В своей работе я использую основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:

- психологическая поддержка;

- психологическая коррекция.

Слайд 19 Основные формы работы, которые я использую для профилактики эмоционального выгорания:

- групповые (практические занятия, психологические игры, семинары, сеансы релаксации и др.);

- индивидуальные консультации.

Слайд 20 Основные методы профилактики профессионального выгорания сотрудников, которые я использую в своей работе:

- психологическая диагностика;

- психологические беседы;

- психологическое просвещение;

- психологическое консультирование.

Слайд 21 Этапы реализации работы, которые я использую в работе:

- просветительский;

- аналитико-диагностический;

- коррекционно-профилактический;

- консультационный.

Слайд 22 Вот некоторые мероприятия, проводимые мной для профилактики СЭВ.

Групповая консультация «Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма».

Слайд 23 Индивидуальная консультация «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья».

Слайд 24 Семинар «Сохранение психологического здоровья педагога».

Слайд 25 Тренинг «Профилактика профессиональной деформации педагогов».

Слайд 26 В своей работе я применяю методику В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания».

Слайд 27 В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Слайд 28 Также, использую рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния педагогов.

Слайд 29 Тренинг «Как справиться с напряжением и восстановить ресурсы».

Слайд 30 Новогодний тренинг «Ёлка пожеланий», подведение итогов уходящего года, постановка целей и задач на следующий год.

Слайд 31 Семинар-практикум «Способы саморегуляции».

Слайд 32 Занятие с элементами тренинга «Всё в твоих руках».

Слайд 33 «Вместе мы – сила»

Слайд 34 – Берегите себя!

Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.

Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

Не залезайте в "долгосрочный кредит" Ваших внутренних резервов и возможностей.

Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению

Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

Спасибо за внимание.