«Искусство есть работа мысли, но совершенно особенного, эмоционального мышления…
Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы эмоционального мышления от прочих типов этого процесса, нужно еще дальше доказать, чем отличается психология искусства от других видов того же эмоционального мышления».
Л.С.Выготский «Психология искусства».
Развитие и формирование эмоционального интеллекта на занятиях эстетической направленности для формирования личных и социальных навыков учащихся как условие успешной социализации в современном обществе
В статье рассматривается эмоциональный интеллект и его связь с творческой деятельностью учащихся общеобразовательных школ с эстетической направленностью. В ходе анализа документов были выявлены черты эмоционального интеллекта присущие творческой личности как условие успешной социализации в современном обществе.
The article examines emotional intelligence and its connection with the creative activity of secondary school students with an aesthetic orientation. During the analysis of the documents, the features of emotional intelligence inherent in a creative personality were identified as a condition for successful socialization in modern society.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эстетическое образование, эстетические направления, эмоции, чувства
В ежегодном послании Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко к белорусскому народу отмечено, что интеграция образования и науки — веление времени. Таким образом, перед педагогической наукой поставлена задача «активизации формирования патриотического мировоззрения людей, развития интеллектуального и творческого потенциала нации. Идейная основа общества и государства должна быть основательной и прочной!». Глава государства отметил также, что «перед нашим народом стоит задача сберечь величайшие ценности — мир, порядок и независимость Беларуси. ‹…› Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам — правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины».
Из этого следует, воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, является основным ориентиром воспитания в контексте социального заказа общества.
Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.
Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование нравственной, эстетической и экологической культуры личности;
овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.
Одной из важных составляющих воспитания является эстетическое воспитание. Оно предполагает развитие эстетической культуры — элемента культуры человечества, способствующего преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества) в субъективные потребности обучающихся.
Содержание эстетического воспитания включает усвоение искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи.
Условиями эстетического воспитания являются:
реализация потребностей личности в эстетизации среды жизнедеятельности;
соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания;
формирование эстетики общения: красоты поступка, речи, уважения достоинства личности, культуры выражения чувств;
формирование ценностного отношения к художественному творчеству, традициям своей страны, стремления к их освоению и сохранению.
Таким образом, мы создаем будущее страны, планеты. То как мы вступаем сейчас в взаимодействие с детьми будет зависеть то, как они будут жить через 10, 20, 30 лет.
«Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребёнок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души….»В. А. Сухомлинский
А для того, чтобы отличать «прекрасное» от «ужасного», понимать свои чувства и чувства окружающих, уметь сопереживать и восторгаться чем-либо, нужно иметь хорошо развитый эмоциональный интеллект. Итак, давайте разбираться. Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен в современном мире и как его развивать. Как влияют эстетические чувства на развитие у ребенка эмоционального интеллекта?
В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет и т.д. Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта. И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка в современном мире, чтобы стать успешным и выдерживать огромную конкуренцию в обществе. На сегодняшний день, по данным социологических исследований, эмоциональный интеллект EQ выходит на первое место в 21 веке, и смещает на вторую позицию IQ-рейтинг. В современном мире понятию «эмоциональный интеллект» уделяют огромное внимание как фундаменту достижения успешной деятельности. Долгое время именно IQ считался главной составляющей успеха, т. к. от людей требовали рационализма. Проблема выражения эмоций стоит остро в современном обществе. Люди часто их подавляют, считая препятствием, хотя, на самом деле, таким образом, мы избегаем проблемы, которая может привести к разрушительным последствиям. Итак, что же такое эмоциональный интеллект?
Эстетическое становление личности, как и развитие эмоционального интеллекта – процесс длительный, сложный, постоянный. Стать эстетически зрелой личностью, овладевшей развитым эмоциональным интеллектом можно лишь в том случае, если учитывать естественный процесс ее саморазвития, самовыражения, самоопределения
Эмоциональный интеллект [1] — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EQ ― личные и социальный навыки. Получится подружиться с эмоциями ― сможете наладить отношения и с людьми.
Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX-го века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей. Если понятие коэффициента интеллекта (IQ) существует больше ста лет, то об EQ заговорили только в 1990 году, когда в научном журнале появилась небольшая статья, которая так и называлась — Emotional Intelligence. Ее написали исследователи Джон Майер и Питер Саловей, которые нашли доказательства того, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта и считать разумной формой подхода к тем данным, которые мы получаем посредством эмоций.
Самосознание (self-awareness). Способность осознавать и анализировать собственные эмоции, а также знание своих слабых и сильных сторон.
Самоконтроль (self-management). Умение управлять своими эмоциями и сохранять эмоциональный баланс даже в критических ситуациях.
Эмпатия (empathy). Понимание эмоций окружающих и способность общаться с другими с учетом их внутреннего состояния.
Навыки отношений (relationship skills). Умение взаимодействовать с людьми, управлять их эмоциями, улаживать конфликты, работать в команде или возглавлять ее.
Зачем нужен и важен эмоциональный интеллект сегодня?
справляться с давлением и стрессом от учебы (работы);
эффективно управлять собой и другими во время дискуссий;
добиваться того, что вам нужно;
заслужить уважение других;
мотивировать команду;
решать конфликтные ситуации.
Обладатель высокого EQ редко попадает в конфликтные ситуации, а если попадает, то быстро из них выбирается. Он может четко объяснить свои чувства и, кажется, знает названия всех эмоций и даже их оттенков. Вам хочется попросить у него совета и поддержки, и вы точно знаете, что он найдет нужные слова. Подчинив себе эмоции, вы не только быстрее станете успешнее, но и получите больше удовольствия от учебы (работы).
Другая причина, побуждающая психологов исследовать эмоциональный интеллект, лежит в русле изучения практического интеллекта, компонентами которого являются эмоциональный и социальный интеллект. Практический интеллект рассматривается современной психологией как едва ли не главный предиктор жизненного успеха. Поскольку психологические условия успешной деятельности являются объектом исследования психологии одаренности, то практический интеллект и эмоциональный интеллект, как его составляющая, заняли центральное место в структуре одаренности.
Активность в изучении эмоционального интеллекта вызвана также процессами, что происходят в настоящее время в сфере образования, которое уже не удовлетворяет общество рецептурно-репродуктивными методами обучения, опирающимися на конвергентное мышление с его главным показателем – IQ, и все чаще обращается к творческим методам, базирующимся на исследовательской деятельности, раскрывая потенциал одаренности у учащихся в той или иной деятельности, развивая креативность и критическое мышление, что является основными 4К компетенциями 21 века. Психология и педагогика творчества, успешно разрабатывая эти методы развития личности, не могли не обратить внимания на эмоциональный фактор, лежащий в основе поисковой активности и ее стимулирующий.
Еще одна причина обращения психологов и представителей, прежде всего, творческих профессий к эмоциональному интеллекту – вновь возникший после длительного перерыва интерес к художественному мышлению – главному «органу» художественного творчества. В изучении эмоционального интеллекта, его роли и места в структуре художественного мышления, наука видит один из путей познания не только природы художественного творчества, через эмоции осуществляющего художественную коммуникацию, но и природу творчества вообще, его универсальных механизмов.
Сегодня[6, 7, 8] эмоциональный интеллект широко используется в сфере бизнеса, хотя развитый EQ необходим каждому человеку вне зависимости от того, в какой среде он себя реализует. Огромное значение имеет умение преподнести себя и свою работу, способность использовать свои эмоции для того, чтобы убедить других людей и ориентировать свои эмоции в творческую деятельность.
Творчество — это активная деятельность, через которую сегодня пытается реализовать себя учащаяся молодежь. Это процесс достижения успеха, самореализации, трансформации действительности, познания мира.
Практически[3] все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами, если грамотно подходить к вопросу развития эмоционального интеллекта ребенка.
Эстетические чувства выполняют функцию «автивизатора» и «гармонизатора» умственной деятельности ребенка и положительно влияют на развитие эмоционального интеллекта учащихся. Эстетические чувства лежат в основе физического здоровья, психического равновесия, ментальной мудрости.
Классификация эстетических чувств и их влияние на развитие эмоционального интеллекта детей.
Группы эстетических чувств | Эстетические чувства | Проявление эмоционального интеллекта |
Природо сообразные | Цвета, линии, ритма, звука, пространства, времени и др. | Знание и умение различать цвета, линии, ритмы, звуки, овладение пространственными и временными отрезками. |
Личностно обусловленные | Грации, пластики, динамики, темпа, интонации, тембра и др. | Освоение грации, пластики, динамики, темпа, интонации, тембра. |
Социально Значимые | Меры, гармонии, тона, стиля, формы и др. | Осмысление меры, гармонии, тона, стиля, формы в деятельности и общении. |
Духовно ценностные | Прекрасного, возвышенного, комического, трагического, героического, фантастического. | Умение вербально выразить чувства прекрасного, возвышенного, комического, трагического, героического, фантастического. |
Формирование эстетического чувства у детей – не самоцель. Ведь переживание ребёнком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. А наслаждение прекрасным в процессе созидания или творчества может перейти в устойчивое стремление, в цель деятельности. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определённым критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.
Многие отмечают, что творческий процесс[4] начинается с эмоциональных переживаний, впечатлений. Период творческого подъема сопровождается такой эмоциональной составляющей, как вдохновение. Это душевный подъем, во время которого мыслительный процесс идет быстро, легко, сосредоточенно. Состояние вдохновения приводит к обилию материалов, которые затем необходимо тщательно дорабатывать после спада такого состояния, что требует самоконтроля.
Современная школа - не исключение, а скорее благодатный фундамент для закладки и формирования EQ. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Я считаю, что в школах, где сохранили эстетическое направление (хотя бы одно из четырех), как раз и существуют благоприятные условия для развития и формирования у учащихся с 1 по 11 класс EQ . В нашей школе работаю два эстетических направления: музыкальное (с 1977 года) и театральное (с 2008 года) и с 2021 года начал активно работать ресурсный центр эстетического воспитания «Гармония». Справедливо[5] принято считать, что каждый ребёнок от рождения обладает определёнными творческими задатками и способностями, надо только суметь их своевременно выявить и развить. Мы глубоко убеждены, что творческому развитию способностей ребёнка можно придать особую социально-психологическую направленность, достигнув, в итоге, более высокого уровня сформированности у него эмоционального интеллекта. Занятия любым видом творческой деятельности (музыкальная направленность, театральная направленность, хореографическая направленность, художественная направленность) располагает для этого самыми широкими возможностями. Занимаясь[9] любым видом искусства, учащиеся не просто получают определённые впечатления, они эмоционально переживают их, осмысливают, накапливают, обобщают. Занимаясь тем или иным видом творческой деятельности, учащиеся незримо вступают с ними в живой творческий диалог, а значит, на самом элементарном уровне выстраивают, продумывают своё эмоционально-ценностное отношение к содержанию. Говоря иными словами, они невольно погружаются в мир «эмоционально-смысловых отношений». Практическая творческая деятельность в данном случае выступает уже как средство дальнейшего развития, углубления, совершенствования личностно-психологических основ эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта, на наш взгляд, должно обязательно происходить в интересной, живой, увлекательной форме. Создание эмоционально насыщенной и приятной атмосферы на учебном занятии, по моим психолого-педагогическим наблюдениям, способствует лучшему раскрытию творческой индивидуальности ребёнка, укрепляет положительные стороны его социального интеллекта. Иными словами, повышает социальную открытость его личности. Этот воспитательный момент руководителю детского творческого объединения ни в коем случае нельзя упускать из виду. Ведь высокоразвитое понимание намерений других людей хранит ключ ко многому из того, что может предложить нам жизнь.
Мы, педагоги, принимаем непосредственное участие в процессе развития этого важного аспекта. Основная цель взрослого – научить ребенка жить в гармонии с собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека. [2]
И, безусловно, на занятиях именно эстетического направления созданы самые благоприятные условия для формирования и развития эмоционального интеллекта. Одним из особо действенных средств развития эмоционального интеллекта выступает коллективное творчество (театральные, хореографические, хоровые коллективы, различные ансамбли, коллективные художественные работы). Создавая коллективные работы, участвуя в конкурсной деятельности, дети общаются, договариваются и обсуждают полученный результат. Происходит формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и умение работать в команде.
Первый[8] и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Научиться понимать, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. Где же, как не на занятиях музыке, театру, хореографии и художественному творчеству можно уделить время разговору о впечатлениях, эмоциях и чувствах об услышанной музыке, исполняемой песне, танцу, нарисованной картине или роли, полученной в театральной постановке? Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное, как в различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведении людей. Что, в свою очередь, и формирует эмоциональный интеллект.[2]
Начиная[3] уже со школьных лет, т.к. выражению своих эмоции мы учимся у взрослых, которые зачастую прививают нам некоторые стереотипы и ограничения (например, мужчины не плачут, девушка должна быть сдержанной), что в итоге приводит к непониманию своего внутреннего мира. Между эмоциональным интеллектом и творческой деятельностью учащихся имеется взаимосвязь, которая показывает, что люди с высоким уровнем EQ лучше контролируют негативные и положительные моменты, оказывающие влияние на их творчество. Людям, с развитым эмоциональным интеллектом свойственны эмпатия, умение налаживать контакты с людьми, самосознание и саморегуляция, переносимость стрессов. Творчески активная личность посредством эмоционального интеллекта стремится к самореализации своего потенциала, помогает учащимся стать увереннее в себе и достигать поставленные цели с наименьшими потерями.[3]
Для развития и формирования эмоционального интеллекта на занятиях эстетической направленности, для формирования личных и социальных навыков учащихся как условие успешной социализции в современном обществе нужно знать и понимать следующие аспекты:
1.Социальные навыки.
2. Виды интеллекта (совокупность разных видов интеллекта).
3. Эмоциональное выгорание (понимать и поднимать).
Чтобы ребенок (учащейся) усвоил все необходимые социальные навыки, его нужно научить основным моментам: умению делиться (как своими вещами, так и мыслями), командной работе, умению слушать, умению следовать инструкции, умению уважать личные границы, вежливости. Развитые социальные навыки позволяют человеку контролировать эмоциональное состояние и проявлять себя в различных сферах. Личность, способная развивать социальные навыки, может успешно руководить людьми, иметь хорошую силу убеждения. Формирование таких умений позволяет правильно донести позицию, используя в нужный момент логику или же красноречие. К социально-коммуникативным навыкам относят: • подачу себя и приветствие другого человека; • управление голосом, эмоциями, сохранение спокойствия, искренность; • ведение беседы и презентацию себя в коллективе; • умение принимать комплименты в свой адрес и реагировать на критику.
Стадии эмоционального выгорания:
1. Мобилизация всех сил. Прихожу работать с детьми, полны сил, хочу свернуть горы. Буду пробовать и так, и так… Начинаем всё делать, не отдыхаем, ничего в внутреннюю копилку не кладем - ресурсов становится меньше.
2.До середины сил видеть стадия «выдерживания» - если что, у меня есть силы справиться с непредвиденной ситуацией.Ребенок ударил другого, капризничает, обзывается… У нас есть силы говорить с ним, креативить, объяснять, это всё силы, мы их растрачиваем, но вот мы доходим до середины где у нас половина и меньше половины ресурсов.
3. Мы начинаем срываться. У нас срабатывает инстинкт выживания, физический интеллект. Мы сразу начинаем срываться, рычать. У нас мало ресурса, так ещё и кто- то на него претендует. Мы начинаем срываться на ребенка, и это стали «я плохая», я кричу, я срываюсь и когда этого становится очень много приходит стадия
4. Деформации. Это когда мы хорошие, а они плохие. Это когда я хорошая, а они плохие. Вам всё надо, а я у себя одна. Это ты плохой, неусидчивый. Это ребенок плохой, а я молодец. К врачу Заходишь и сразу - дверь закройте, я тут одна вас много, что вы дома не сидели и т.д.
Почему же так происходит, ведь каждый из нас сталкивался с такой проблемой?
Наши силы уходят:
1. Мы соглашаемся с тем, на что на самом деле не согласны.
2. Сдерживаем свои эмоции.
3. Не отдыхаем, терпим.
4. Обижаемся и не прощаем.
5. Занимаемся не своим делом.
6. Не идем к своим целям.
7. Общаемся с теми, кто нам не интересен.
8. Сплетничаем.
9. Не берем ответственности, а ждем волшебника, который всё решит.
10. Переживаем прошлые неудачи снова.
Что делать и как быть?
Мы наполняемся когда:
- Заводим новые интересные знакомства- получаем новые знания –
Путешествуем –
Радуемся успехам других людей –
Преодолеваем трудности и страхи –
Испытываем новые ощущения –
Общаемся с теми, кто нас ободряет, поддерживает-
Следим за своим здоровьем –
Наводим порядок в окружающем пространстве –
Прощаем другого человека –
Идем к своим целям –
Занимаемся своим делом –
Отказываем когда хочется и соглашаемся когда нам это хочется
Профилактика:
-Баланс вертикальных-горизонтальных отношений-
просить о помощи –
Рацион и сон –
Дела, которые мозг засчитывает «для себя»-
Делегировать задачи –
Тратить необязательные деньги на себя
- Понимать свои чувства и потребности
Творческие профессии вносят что-то светлое, то что будет менять этот мир, однозначно, к лучшему. Нам не просто. Приходится работать не с совсем четкими запросами родителей, маневрировать между искусством и огромным количеством бумаг. Возможно изначально вы шли целенаправленно творить, работать с детьми, а на нас нависло огромное количество обязанностей, которые мешают и вам в том числе. Но не смотря ни на что, педагоги идут вперед, создают свое профессиональное поле и особую атмосферу, в которой приятно быть. Но иногда мы сталкиваемся с некими проблемами, которые у нас всё никак не получается решить. Одна из проблем (проблемы из-за отсутствия какой-то ясности):
1.Физический интеллект. Основа мозга, отвечающее за выживание.
2. Лимбическая система. Эмоции. Мы можем жалеть, вдохновлять, сопереживать.
3. Неокортекс. Извилины, которые появились.
4. Смыслы. Логические связи.
Для человека естественно и необходимо когда все три части мозга находятся в согласии. Давайте представим, что сейчас мы в помещении, где безопасно, где достаточно кислорода. Тело находится в безопасности. По смыслам: мы понимаем, что здесь происходит. Мы на семинаре - я рассказываю вам информацию - вы слушаете.
Эмоции. Если не случилось чего-то из вне - то все должны быть спокойные. Я говорю сейчас спокойным голосом, нет каких-то причин волноваться. Мы в балансе и уравновешены. Если я сейчас вылью себе на голову кофе или вылезу в окно, у вас пойдет быстро эмоциональная реакция и тело на это как-то отзовется. Когда ребенок приходит в школу наша задача вернуть все части в гармоничное состояние. Только тогда мы сможем вести урок. Нужно понимать, что если я испытываю какой-то стресс, у меня конфликт - я не смогу нормально работать/учиться. Если нет нормы в эмоциональном, физическом состоянии моя задача это как-то устранить. Если одета в неудобное что-то, не поел, не выспался и т.д.
Смыслы - какой урок/занятие я веду. Обязательно держать в голове, что наш предмет не единственный, что это лишь малая часть жизни. И наша задача как учителей, находясь в гармонии самостоятельно, то могу самостоятельно привести в порядок ученика. Если одна из частей сильно включается, то две другие выключаются. Ребенок не сможет получать смыслы. Наша задача- делать чтобы обучение было комфортным. Вывод учитель должен обладать достаточно высоким эмоциональным интеллектом, чтобы контролировать , в первую очередь, себя, а далее- учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, очень важно, чтобы ребенок любого возраста имел возможность реализовать себя через творческую деятельность в любом направлении эстетического образования формировать образы и эстетические чувства., что и происходит на занятиях музыки, театра, хореографии. Где происходит формирование эмоционально-эстетической сферы личности. Развитие эмоционально-эстетической сферы оказывает непосредственное влияние на интеллект, творческое мышление и познавательную активность, обеспечивает более позитивное отношение к процессу обучения, снижает эмоциональную напряженность, благотворно воздействует на личность в целом. Но особенно важна эмоционально-эстетическая развитость для полноценного общения с искусством, которое невозможно без эстетического переживания. Произведение искусства создается автором «для чувственного восприятия человека и потому более или менее заимствуется из чувственного мира. Оно предназначено вызывать у нас чувства, и притом приятные чувства, удовольствие и наслаждение красотой» (Бучило 1989, 41).
Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ [1]
Как измерить свой EQ
Чтобы определить свой уровень эмоционального интеллекта, нужно проанализировать поведение. Стоит задуматься о низком EQ, если вы:
постоянно обижаетесь и не умеете прощать других;
часто думаете, что вас не так поняли;
не можете справиться со стрессом;
не понимаете, что чувствуете и почему;
критикуете других и безрезультатно спорите;
боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому.
Как развить EQ за три шага
Психологи считают, что эмоциональный интеллект, как и IQ, заложен генетически. Но в отличие от уровня интеллекта EQ гораздо проще развить. Можно заплатить деньги и пойти на курсы, а можно бесплатно следовать этим трем шагам:
Записывайте эмоции. Заведите рукописный дневник или заметку в телефоне, куда вы будете записывать свое состояние в течение дня. Фокусируйтесь на каких-то конкретных событиях: анализируйте свое состояние после важных встреч, новых знакомств и значимых событий. Найдите триггеры, которые заставляют вас испытывать разные эмоции, и запишите их. Так вы поймете, как и на что реагируете, но пока не задавайтесь вопросом, почему так происходит.
«Самая простая практика ― это поставить по три напоминалки в день с вопросом “Что ты сейчас чувствуешь?”.Когда люди начинают осознавать, что они чувствуют на протяжении дня, то делают для себя очень много открытий — часто неприятных. Например, человек замечает, что на работе он испытывает либо страх, либо раздражение. И тогда он понимает, что нужно начать что-то делать, чтобы испытывать больше спокойствия. То есть прежде всего нужно осознавать эмоции, чтобы начать с ними работать», ― говорит Алена Алешина.
Найдите источник. Когда вы поняли, что и когда чувствуете, разберитесь, почему так происходит. Что именно заставляет вас злиться? А радоваться? Надо понять настоящую причину ваших эмоций. Не осуждайте себя, просто разберитесь в источниках.
Управляйте своими эмоциями. Когда вы поняли, что вы чувствуете и почему, переходите к контролю над эмоциями. Подумайте, как вы можете вернуть себе состояние спокойствия, когда начинаете злиться. Найдите то, что будет радовать вас в моменты грусти. Подберите механизм, который будет приводить вас в нужное состояние, и постоянно используйте его.
«Надо выработать привычки. Вы можете использовать длинный выдох, минимальную физическую активность или упражнения, связанные с расслаблением и напряжением. Часто мы используем не самые конструктивные способы управления эмоциями: съесть торт, выпить пару бокалов или покурить. Найдите то, что вас реально будет быстро успокаивать или, наоборот, заряжать энергией», ― говорит Алена Алешина.
Литература и информационные ресурсы:
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?
https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/
Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен? https://www.bbc.com/russian/features-40716336
Эмоциональный интеллект ребенка
https://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/emocionalnyy-intellekt-rebenka
Особенности эмоционального интеллекта у творческой молодежи
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/97501/1/978-5-7996-3165-9_2020_061.pdf
Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством
http://io.nios.ru/articles2/103/9/razvitie-emocionalnogo-intellekta-detey-na-zanyatiyah-izobrazitelnym-iskusstvom
6 . Гоулман Э. Эмоциональный интеллект. Почему он может знать больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2017. 544 с.
7 . Савенков А. И. Педагогическая психология. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 659 с.
8 . Боровиков Л.И. О социальном опыте, социальной обучаемости и информальном образовании// Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2016. – № 3. – С. 4-10.
9. Эмоциональный интеллект и художественное мышление
http://www.art-сenter.khabonline.com/nauchnye_statji/mocional_nyj_intellekt_i_hudozhestvennoe_myshlenie/
10. Роль эстетического воспитания в развитии личности
https://studbooks.net/1854819/pedagogika/esteticheskoe_vospitanie
11. . Корчагина С.А. ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ НА РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.//МДОУ д/с общеразвивающего вида «Рябинка» р.п.Новая Майна Мелекесский район Ульяновской области
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/161099-vlijanie-jesteticheskih-chuvstv-na-razvitie-u
12. Е.М. ЕВИЧ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/40138/1/evich.pdf